Закон Украины о люстрации
Перевод на русский язык Алексея Александровича Елаева
URL: http://zakon.ru/Blogs/zakon_ukrainy_ob_ochishhenii_vlasti_lyustracii_perevod_na_russkij_yazyk/14375 . Отрасль права: Конституционное право .
Опубликован 15.10.2014 г.
Вступает в силу с 16.10.2014 г.
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об очищении власти
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы проведения очищения власти (люстрации) для защиты и утверждения демократических ценностей, верховенства права и прав человека в Украине.
Статья 1. Основные принципы очищения власти
1. Очищение власти (люстрация) — это установленный настоящим Законом или решением суда запрет отдельным физическим лицам занимать определенные должности (находиться на службе) (далее — должности) (кроме выборных должностей) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
2. Очищение власти (люстрация) осуществляется с целью недопущения к участию в управлении государственными делами лиц, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли мероприятия (и / или способствующих их осуществлению), направленные на узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека, и основывается на принципах:
верховенства права и законности;
открытости, прозрачности и публичности;
презумпции невиновности;
индивидуальной ответственности;
гарантирования права на защиту.
3. В течение десяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона должности, по которым осуществляется очищение власти (люстрация), не могут занимать лица, указанные в частях первой , второй , четвёртой и восьмой статьи 3 настоящего Закона, а также лица, которые не подали в срок, определенный этим Законом, заявления, предусмотренные частью первой статьи 4 настоящего Закона.
4. Лица, указанные в частях третьей , пятой-седьмой статьи 3 настоящего Закона, не могут занимать должности, по которым осуществляется очищение власти (люстрация), в течение пяти лет со дня вступления в силу соответствующего решения суда.
5. Запрет, предусмотренный частью третьей или четвертой настоящей статьи, может применяться к лицу только один раз.
6. Применение к лицу запрета, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не является основанием для отказа от применения запрета, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, при наличии оснований и в порядке, определенных настоящим Законом.
7. Запрет, предусмотренная частями третьей и четвертой настоящей статьи, не применяется к лицам, указанным в частях второй — четвертой статьи 3 настоящего Закона, которые признаны участниками боевых действий во время проведения антитеррористической операции на востоке Украины в установленном законодательством порядке.
8. Решение, действия или бездействие субъектов властных полномочий при исполнении настоящего Закона обжалуются в судебном порядке.
Статья 2. Должности, по которым осуществляются меры по очищению власти (люстрации)
1 Мероприятия по очищении власти (люстрации) осуществляются по:
1) Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины, а также министров, руководителей центральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Кабинета Министров Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, их первых заместителей, заместителей;
2) Генерального прокурора Украины, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Службы внешней разведки Украины, начальника Управления государственной охраны Украины, руководителя центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, руководителя налоговой милиции, руководителя центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, их первых заместителей, заместителей;
3) военных должностных лиц Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих службы по призыву по мобилизации;
4) членов Высшего совета юстиции, членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, профессиональных судей, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя;
5) Главы Администрации Президента Украины, руководителя Государственного управления делами, Руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, их первых заместителей, заместителей;
6) начальствующего состава органов внутренних дел, центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты;
7) должностных и служебных лиц органов прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Управления государственной охраны Украины, Национального банка Украины;
членов Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, председателей и членов национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий, государственное регулирование в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг;
9) руководителей государственных, в том числе казенных, предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также государственных предприятий, которые принадлежат к сфере управления субъекта предоставления административных услуг;
10) других должностных и служебных лиц (кроме выборных должностей) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
11) лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в пунктах 1-10 этой части.
Статья 3. Критерии осуществления очищения власти (люстрации)
1. Запрет, предусмотреный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, занимавшим совокупно не менее одного года должность (должности) в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014:
1) Президента Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины;
2) министра, руководителя центрального органа исполнительной власти, который не входит в состав Кабинета Министров Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, их первого заместителя, председателя или члена национальной комиссии, осуществляющей в соответствии государственное регулирование естественных монополий, государственное регулирование в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг;
3) Генерального прокурора Украины, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Службы внешней разведки Украины, начальника Управления государственной охраны Украины, руководителя центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции, их первого заместителя или заместителя , заместителя Министра внутренних дел Украины;
4) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первого заместителя, заместителя;
5) Главы Администрации Президента Украины, руководителя Государственного управления делами, Руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, их первого заместителя, заместителя;
6) члена Высшего совета юстиции (кроме Председателя Верховного Суда Украины), члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя;
7) руководителя, заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения центрального органа (аппарата) Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции;
руководителя, заместителя руководителя территориального (регионального) органа прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;
9) Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателям областных, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, их первых заместителей, заместителей, председателя районной государственной администрации, районного в городе Киеве государственной администрации;
10) Начальника Генерального штаба — Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, командующего Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, командующего Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, командующего Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, их первого заместителя.
2. Запрет, предусмотренный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, которые занимали должность (должности) в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 и не были освобождены в этот период с соответствующей должности (должностей) по собственному желанию:
1) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины, министра, руководителя центрального органа исполнительной власти, который не входит в состав Кабинета Министров Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, Генерального прокурора Украины, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Службы внешней разведки Украины, начальника Управления государственной охраны Украины, руководителя центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, Главы Администрации Президента Украины, руководителя Государственного управления делами, Руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, их первого заместителя, заместителя;
2) члена Высшего совета юстиции (кроме Председателя Верховного Суда Украины), члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя;
3) руководителя, заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения центрального органа (аппарата) Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции;
4) руководителя, заместителя руководителя территориального (регионального) органа прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах в городе Киеве;
5) Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателям областных, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, их первых заместителей, заместителей, председателя районной государственной администрации, районного в городе Киеве государственной администрации;
6) Начальника Генерального штаба — Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, командующего Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, командующего Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, командующего Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, их первого заместителя, заместителя;
7) председателя или члена национальной комиссии, осуществляющей в соответствии государственное регулирование естественных монополий, государственное регулирование в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг;
руководителя государственного предприятия, относящегося к сфере управления субъекта предоставления административных услуг, которое в соответствии с законодательством совершает действия, необходимые для предоставления административных услуг;
9) работника правоохранительного органа, который принимал участие в задержании лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний" от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины "О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины" от 21 февраля 2014 № 743-VII ;
10) работника правоохранительного органа, который составлял и / или своему действию способствовал составлению рапортов, протоколов об административном правонарушении, сообщений о подозрении в совершении уголовного преступления, обвинительных актов в отношении лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний "от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины "О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины" от 21 февраля 2014 № 743-VII ;
11) следственного органа досудебного расследования, дознавателя, оперативного работника, инспектора, который проводил следственные и оперативные действия в отношении лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний "от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины "О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины" от 21 февраля 2014 № 743-VII ;
12) работника органа прокуратуры, который осуществлял процессуальное руководство, вынес представление, согласование, поддерживал ходатайство о применении мер, поддерживал государственное обвинение в суде в отношении лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний "от 29 января 2014 № 737-VII Закона Украины "О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины" от 21 февраля 2014 № 743-VII ;
13) судьи, вынесшего постановление о разрешении на задержание, о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, принявшего решение о привлечении к административной или уголовной ответственности лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с Законом Украины "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний "от 29 января 2014 № 737-VIIЗакона Украины "О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины" от 21 февраля 2014 № 743-VII .
3 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к судьям, которые выносили постановления о разрешении на задержание, о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, принимали обвинительные приговоры, оставляли их без изменений в отношении лиц, к которым применены полной индивидуальной амнистии Законом Украины " О внесении изменений в Закон Украины "О применении амнистии в Украине" относительно полной реабилитации политических заключенных "от 27 февраля 2014 № 792-VII , сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли мероприятия (и / или способствующих их осуществлению), направленные на уголовное преследование и привлечение к уголовной ответственности лиц, к которым применены полной индивидуальной амнистию Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О применении амнистии в Украине "относительно полной реабилитации политических заключенных" от 27 февраля 2014 № 792-VII.
4 Запрет, предусмотренный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, которые:
1) были избраны и работали на руководящих должностях Коммунистической партии Советского Союза, Коммунистической партии Украины, Коммунистической партии другой союзной республики бывшего СССР начиная с должности секретаря районного комитета и выше;
2) были избраны и работали на руководящих должностях начиная с должности секретаря ЦК ЛКСМУ и выше;
3) были штатными работниками или негласными агентами в КГБ СССР, КГБ УССР, КГБ других союзных республик бывшего СССР, Главном разведывательном управлении Министерства обороны СССР, высших учебных заведений КГБ СССР (кроме технических специальностей).
5 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к должностным и служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления (кроме лиц, указанных в частях первой — четвертой настоящей статьи), которые, занимая соответствующую должность в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, своим решением, действием или бездействием, что установлено решением суда в отношении них, вступившим в законную силу, осуществляли мероприятия, направленные на узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности, обороны или территориальной целостности Украины, что повлекло нарушение прав и свобод человека.
6 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к должностным и служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе судей, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры Украины и других правоохранительных органов, которые своими решениями, действиями или бездействием , что установлено решением суда в отношении них, вступившее в законную силу, осуществляли мероприятия, направленные на препятствование реализации конституционного права граждан Украины собираться мирно и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации или направленные на причинение вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года.
7 Запрет, предусмотренный частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, применяется к должностным и служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе судей, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов, в отношении которых установлено решением суда, вступившим в законную силу, что они:
1) сотрудничали со спецслужбами других государств как тайные информаторы в оперативном получении информации;
2) своими решениями, действиями или бездействием осуществляли мероприятия (и / или способствующих их осуществлению), направленные на подрыв основ национальной безопасности, обороны или территориальной целостности Украины;
3) призвали публично к нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины;
4) разжигали межнациональную вражду;
5) своими противоправными решениями, действием или бездействием привели к нарушению прав человека и основных свобод, признанных решением Европейского суда по правам человека.
8 Запрет, предусмотренный частью третьей статьи 1 настоящего Закона, применяется к лицам, проверка в отношении которых установила недостоверность сведений о наличии имущества (имущественных прав), указанных в представленных ими за предыдущий год декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера , составленных по форме, установленной Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", и / или несоответствие стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в их декларациях, приобретенного (приобретенных) за время пребывания на должностях, определенных пунктами 1 -10 части первой статьи 2 настоящего Закона, доходам, полученным из законных источников.
9 Суды общей юрисдикции при принятии решений по делам и в отношении лиц, предусмотренных частями пятой — седьмой настоящей статьи, применяют положения настоящего Закона и устанавливают запрет, предусмотренную частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, а также подают соответствующее решение Государственной судебной администрации Украины для его передачи в Министерство юстиции Украины и внесения сведений в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины "Об очищении власти".
10 При постановлении приговоров в делах и в отношении лиц, предусмотренных частями пятой — седьмой настоящей статьи, суды назначают запрет, предусмотренную частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, в качестве основного или дополнительного наказания в соответствии с положениями Уголовного кодекса Украины . В случае назначения запрета, предусмотренного частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, в качестве дополнительного наказания срок такого запрета составляет пять лет.
Статья 4. Заявления должностных или служебных лиц
1. Лица, находящиеся на должностях, определенных в пунктах 1-10 части первой статьи 2 настоящего Закона, подают руководителю или органа, указанном в части четвертой статьи 5 настоящего Закона, собственноручно написанное заявление, в котором сообщают о том, что к ним применяются запреты, определенные частью третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, или сообщают о том, что к ним не применяются соответствующие запреты, и о согласии на прохождение проверки, согласие на обнародование сведений о них в соответствии с настоящим Законом (далее — заявление).
2. Заявление подается не позднее чем на десятый день со дня начала проведения проверки в соответствующем органе, на предприятии в соответствии с планом проведения проверок, утверждение которого предусмотрено пунктом 3 части второй статьи 5 настоящего Закона.
3. Непредставление заявления в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, является основанием для освобождения лица от занимаемой должности не позднее чем на третий день после истечения срока на подачу заявления и применения к ней запрета, предусмотренного частью третьей статьи 1 настоящего Закона.
Подача заявления, в которой лицо сообщает о том, что в ней применяется запрет, указанная в части третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, является основанием для освобождения лица от занимаемой должности не позднее чем на третий день после подачи такого заявления и применения к ней соответствующего запрета.
Статья 5. Проведение проверки
1. Органом, уполномоченным на обеспечение проведения проверки, предусмотренной настоящим Законом, является Министерство юстиции Украины.
Министерство юстиции Украины не позднее чем в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона образует совещательный общественный орган по люстрации при Министерстве юстиции Украины для обеспечения осуществления общественного контроля за процессом очищения власти (люстрации), в состав которого должны входить представители средств массовой информации и представители общественности .
2. Министерство юстиции Украины в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона разрабатывает и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины:
1) перечень органов, осуществляющих проверку достоверности соответствующих сведений по применению запретов, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 1 настоящего Закона, согласно их компетенции;
2) порядок проведения проверки, предусмотренной настоящим Законом;
3) план проведения проверок по каждому органу государственной власти и органа местного самоуправления, предприятию, в котором работают лица, указанные в пунктах 1-10 части первой статьи 2 настоящего Закона, в соответствии с очередностью, определенной частью шестой настоящей статьи.
3 Представленные Министерством юстиции Украины проекты документов, определенных частью второй настоящей статьи, утверждаются Кабинетом Министров Украины не позднее чем на десятый день после представления Министерством юстиции Украины и в течение десяти дней со дня их утверждения публикуются на официальном сайте Министерства юстиции Украины.
Министерство юстиции Украины не позднее чем на десятый день со дня утверждения Кабинетом Министров Украины перечня органов, предусмотренного пунктом 1 части второй настоящей статьи, размещает на своем официальном веб-сайте информацию о почтовый и электронный адреса, контактный номер телефона каждого из органов государственной власти, в компетенции которых относится проведение проверки, а также совещательного общественного органа по люстрации при Министерстве юстиции Украины, в которых физические и юридические лица в течение одного месяца со дня начала прохождения проверки могут подать информацию о лице, в отношении которого проводится проверка, о распространении на нее запретов, предусмотренных настоящим Законом. Такая информация, представленная физическими и юридическими лицами, подлежит рассмотрению органами государственной власти, в компетенцию которых входит проведение проверки.
4 Организация проведения проверки лиц (кроме профессиональных судей и лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части) возлагается на руководителя соответствующего органа, к полномочиям которого относится освобождение от должности лица, в отношении которого осуществляется проверка.
Организация проведения проверки профессиональных судей возлагается на председателя суда, в котором работает судья.
Организация проведения проверки членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания возлагается на руководителя органа, в котором работает.
5 Проверке подлежат:
1) достоверность указанных в заявлении сведений о неприменении запретов, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 1 настоящего Закона;
2) достоверность сведений о наличии имущества (имущественных прав) и соответствие стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, поданной лицом за прошлый год по форме, установленной Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" (далее — декларация), приобретенного (приобретенных) за время пребывания на должностях, определенных в пунктах 1-10 части первой статьи 2 настоящего Закона, доходам, полученным из законных источников.
6 Проверка осуществляется в следующей очередности:
1) Министра юстиции Украины, должностных и служебных лиц Министерства юстиции Украины, руководителей, должностных и служебных лиц органов, определенных пунктом 1 части второй настоящей статьи;
2) руководителей органов, определенных пунктами 1-10 части первой статьи 2 настоящего Закона;
3) заместителей руководителей органов, определенных пунктами 1-10 части первой статьи 2 настоящего Закона, руководителей их структурных подразделений, руководителей их территориальных (региональных) органов и лиц, указанных в пункте 9 части первой статьи 2 настоящего Закона;
4) других лиц, указанных в пунктах 1-10 части первой статьи 2 настоящего Закона.
7. Руководитель органа, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, не позднее чем на третий день после получения заявления направляет в соответствующие районные, городские (городов областного значения), районных в городах территориальных органов государственной власти по месту жительства лица, в компетенцию которых входит проведение проверки соответствующих сведений, определенных в пункте 1 части пятой настоящей статьи, запросы о проверке сведений в отношении лица, в отношении которого проводится проверка, к которым прилагаются копии заявления.
В соответствующий районный, городской (городов областного значения), районного в городах территориального органа государственной власти по месту жительства лица, в компетенцию которого входит проведение проверки сведений, определенных пунктом 2 части пятой настоящей статьи, руководитель органа, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, не позднее чем на третий день после получения заявления направляет запрос о проверке соответствующих сведений в отношении лица, в отношении которого проводится проверка, к которому прилагается копия декларации лица.
Запросы, предусмотренные абзацами первым и вторым настоящего пункта, передаются одновременно.
В этот же день руководитель органа, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, уведомляет в Министерство юстиции Украины о начале прохождения проверки лицом, не позднее чем на пятый день с момента его получения размещается на официальном веб-сайте Министерства юстиции Украины с указанием дня начала прохождения проверки.
8. День отправки соответствующих запросов и прилагаемых к ним документов, а также сообщения в Министерство юстиции Украины является днем начала прохождения проверки.
9. Информация о начале прохождения проверки лицом и копии ее заявления и декларации (кроме сведений, отнесенных законом к информации с ограниченным доступом) размещаются в течение трех дней после получения заявления на официальном сайте органа, к полномочиям которого относится освобождение от должности лица, в отношении которого осуществляется проверка.
10. В случае установления по результатам проверки недостоверности сведений, определенных пунктом 2 части пятой настоящей статьи, орган, проводивший проверку, в течение трех рабочих дней со дня выявления всех недостоверности и / или несоответствий, но не позднее чем на тридцатый день со дня получения запроса и копии декларации лица, сообщает о них лицо, в отношении которого проводится проверка. Лицо, в отношении которого проводится проверка, не позднее чем на пятнадцатый рабочий день со дня получения им уведомления предоставляет письменное объяснение по таким фактам и подтверждающие документы, которые являются обязательными для рассмотрения и учета соответствующим органом при подготовке заключения о проверке.
11. Орган, проводивший проверку, направляет заключение о результатах проверки, подписанный руководителем такого органа (или лицом, исполняющим его обязанности), руководителю органа, предусмотренном частью четвертой настоящей статьи, не позднее чем на шестидесятый день со дня начала прохождения проверки.
Такой вывод может быть обжалован лицом в судебном порядке.
12. В случае установления по результатам проверки личности недостоверности сведений, определенных пунктами 1 и / или 2 части пятой настоящей статьи, орган, проводивший проверку, направляет копию заключения о результатах проверки в Министерство юстиции Украины для официального обнародования на официальном веб-сайте Министерства юстиции Украины информации о поступлении такого заключения и внесения в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины "Об очищении власти", не позднее чем в трехдневный срок со дня получения такого заключения.
13. В случае установления в ходе проверки профессионального судьи недостоверности сведений, определенных пунктами 1 и / или 2 части пятой настоящей статьи, орган, проводивший проверку, направляет копию заключения о результатах проверки в Министерство юстиции Украины, которое в трехдневный срок со дня получения такого заключения направляет его в Высший совет юстиции и / или Высшей квалификационной комиссии судей Украины и обращается с предложением о принятии представления об освобождении судьи от должности.
Министерство юстиции Украины для целей настоящего Закона является субъектом обращения относительно представления об увольнении судей.
14. Руководитель органа, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, на основании заключения о результатах проверки, которым установлена недостоверность сведений, определенных пунктами 1 и / или 2 части пятой настоящей статьи, не позднее чем на третий день со дня получения такого заключения, руководствуясь положениями части третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, освобождает такое лицо от занимаемой должности или не позднее чем на третий день со дня его получения направляет такой вывод руководителю органа (органа), к полномочиям которого относится увольнение и инициирования освобождения от должности лица, в отношении которого была проведена проверка, для ее освобождения от должности в установленном законом порядке не позднее чем на десятый день со дня получения заключения.
15. Все материалы проверки, поступившие к руководителю органа, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, прилагаются к личному делу лица, в отношении которого проводилась проверка.
Статья 6. Заявления лиц, претендующих на занятие должностей
1 Лицо, которое претендует на занятие должности, определенной пунктами 1-10 части первой статьи 2 настоящего Закона (кроме граждан, призываемых на военную службу по призыву лиц офицерского состава и на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, или привлекаются к выполнению обязанностей по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на территории проведения антитеррористической операции), подает собственноручно написанное заявление, которой сообщает о том, что к ней не применяются запреты, определенные частями третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, и о согласии на прохождение проверки, согласие на обнародование сведений о ней в соответствии с настоящим Законом.
2 Сведения, указанные в заявлении, предусмотренном частью первой настоящей статьи, проверяются во время проведения специальной проверки в соответствии со статьёй 11 Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" в порядке и сроки, определенные настоящим Законом.
3 Установка проверкой факта принадлежности лица в перечень лиц, в отношении которых применяются запреты, определенные частями третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, является основанием для отказа в назначении такого лица на должность, на которую она претендует.
Статья 7. Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины "Об очищении власти"
1 Сведения о лицах, в отношении которых установлен запрет, предусмотренную частью третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона, вносятся в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины "Об очищении власти" (далее — Реестр), который формируется и ведется Министерством юстиции Украины.
Положение о Реестре, порядок его формирования и ведения утверждаются Министерством юстиции Украины.
Сведения о лицах, в отношении которых применены запрет, предусмотренную частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, публикуются на официальном сайте Министерства юстиции Украины и вносятся в Реестр в течение трех рабочих дней со дня поступления с Государственной судебной администрации Украины в Министерство юстиции Украины предоставленной из Единого государственного реестра судебных решений электронной копии решения суда, вступившего в законную силу. Государственная судебная администрация Украины направляет в Министерство юстиции Украины такую
Сведения о лицах, в отношении которых применены запрет, предусмотренную частью четвертой статьи 1 настоящего Закона, публикуются на официальном сайте Министерства юстиции Украины и вносятся в Реестр в течение трех рабочих дней со дня поступления с Государственной судебной администрации Украины в Министерство юстиции Украины предоставленной из Единого государственного реестра судебных решений электронной копии решения суда, вступившего в законную силу. Государственная судебная администрация Украины направляет в Министерство юстиции Украины такую электронную копию решения суда не позднее чем на десятый день со дня вступления в законную силу.
2 Информация из Реестра о внесении сведений о лице в Реестр или об отсутствии в Реестре сведений о таком лице подается:
на запрос государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления с целью проведения проверки, предусмотренной настоящим Законом, или специальной проверки, предусмотренной Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции", сведений о лицах, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления;
по запросу правоохранительных органов в случае необходимости получения такой информации в рамках уголовного или административного производства или на запрос прокурора в рамках осуществления надзора за соблюдением требований и применением законов;
во время сверки перечня лиц, уволенных с должностей в связи с осуществлением очищения власти (люстрации), со сведениями, содержащимися в Реестре;
в случае обращения физического лица (уполномоченного им лица) для получения сведений о себе.
3. Министерство юстиции Украины не позднее чем на третий день после получения сведений, подлежащих внесению в Реестр, обеспечивает их публикации на своем официальном веб-сайте и вносит в Реестр. Открытыми для бесплатного круглосуточного доступа являются следующие сведения о лице, в отношении которого применяются положения настоящего Закона:
1) фамилия, имя, отчество;
2) место работы, должность во время применения положения настоящего Закона;
3) сведения о проведении проверки лицом, а также информация о поступлении выводов о результатах проверки, свидетельствующие о наличии оснований для применения к лицу, проходила проверку, запретов, определенных статьей 1 настоящего Закона;
4) время, в течение которого на человека распространяется запрет, предусмотренный частью третьей или четвертой статьи 1 настоящего Закона.
Указанные сведения не относятся к конфиденциальной информации о лице и не могут быть ограничены в доступе.
Статья 8. Контроль за исполнением настоящего Закона
1. Верховная Рада Украины осуществляет парламентский контроль за исполнением настоящего Закона в пределах, определенных Конституцией Украины .
Другие органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
2. Установить, что в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Закона руководитель органа (орган), к полномочиям которого относится увольнение и / или инициирования освобождения от должности лиц, к которым применяется запрет, указанная в части третьей статьи 1 настоящего Закона, на основе критериев, определенных частью первой статьи 3 настоящего Закона, на основании сведений, имеющихся в личных делах этих лиц:
1) освобождает этих лиц от должностей или направляет руководителю органа (органа), к полномочиям которого относится освобождение от должности таких лиц, соответствующие документы для их освобождения не позднее чем на 10 рабочий день со дня получения таких документов;
2) информирует Министерство юстиции Украины об их увольнении с должностей и предоставляет соответствующие сведения о применении к таким лицам запрета, предусмотренного частью третьей статьи 1 настоящего Закона, для их обнародования на официальном веб-сайте Министерства юстиции Украины и внесение в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины "Об очищении власти", в порядке и сроки, определенные настоящим Законом.
3. Законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
4. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) в статье 36 Кодекса законов о труде Украины (Ведомости Верховного Совета УССР, 1971, приложение к № 50, ст. 375):
часть первую дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7 ) по основаниям, предусмотренным Законом Украины "Об очищении власти";
часть вторую дополнить словами "в случае, предусмотренном пунктом 7 — 2 , лицо подлежит освобождению от должности в порядке, определенном Законом Украины "Об очищении власти";
2) часть первую статьи 55 Уголовного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001, № 25-26, ст. 131) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Лишение права занимать определенные должности в качестве дополнительного наказания по делам, предусмотренным Законом Украины" Об очищении власти ", назначается на срок пять лет";
3) часть первую статьи 53 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010, №№ 41-45, ст. 529) изложить в следующей редакции:
"1 Пребывание в должности судьи несовместимо с занятием должности в любом другом органе государственной власти, органе местного самоуправления и с представительским мандатом, а также если судья является лицом, к которому применяются запреты, предусмотренные статьей 1 Закона Украины "Об очищении власти";
4) часть вторую статьи 11 Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011, № 40, ст. 404) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) распространение на лицо запрета занимать соответствующую должность, предусмотренной положениями Закона Украины" Об очищении власти ".
Президент Украины П.ПОРОШЕНКО
г. Киев
16 сентября 2014 г.
№ 1682-VII
Обсуждение Закона Украины "О люстрации"
Николай Бобринский
Жестко, но не беспрецедентно жестко
URL: http://pravo.ru/review/face/view/112543/
20 ноября 2014 11:35
С начала ноября в полной мере заработал люстрационный украинский закон "Об очищении власти": в министерствах и ведомствах начались проверки сотрудников. Ранее, в октябре, на основании закона от должностей были освобождены восемь руководителей и тринадцать заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти, шестеро членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам во главе с ее председателем. Они подпадали под действие первого люстрационного критерия – нахождение в президентство Виктора Януковича более года на одной или нескольких установленных законом должностях. Проверять их не потребовалось, так как для применения этого критерия достаточно данных из личных дел.
Еще девятнадцать высших чиновников предпочли не дожидаться люстрации и ушли сами. Всего в реестре люстрированных чиновников на сайте Министерства юстиции Украины сейчас значится 354 человека.
Люстрация как правовой институт
Люстрацией, как правило, называют проверку чиновников и соискателей государственных должностей на предмет их принадлежности к руководству свергнутого или иным способом ликвидированного режима или структурам, проводившим в жизнь его репрессивную политику. Это не плод революционного волюнтаризма украинских законодателей, а достаточно распространенный правовой институт, который применялся во многих странах в ходе их политической трансформации. Известные примеры относятся ко времени Реконструкции Юга в США после Гражданской войны в 1860–1870-х годах, первым десятилетиям советской власти в России и денацификации в Германии после Второй мировой войны.
Но сам термин "люстрация" получил распространение в связи с политикой декоммунизации в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы. В них проверки чиновников были направлены, прежде всего, на выявление негласных осведомителей спецслужб социалистических режимов и СССР. Последствия для раскрытых агентов были разными. Так, если в Германии, Чехии и Эстонии сотрудники спецслужб подлежали безусловному увольнению с последующим запретом на госслужбу, то в Венгрии ограничились обнародование этих фактов, а в Польше запрет применялся только к тем, кто умолчал о своем сотрудничестве.
Политика люстрации имеет тройственное обоснование. Во-первых, она необходима по соображениям национальной безопасности: считается, что агенты упраздненного авторитарного режима, если их не устранить из публичной сферы, могут подорвать новый строй изнутри. Во-вторых, люстрацию используют в качестве инструмента кадровой политики: старорежимные кадры, получившие служебный опыт в репрессивной и неподотчетной гражданам администрации, не подходят для исполнения публичных функций в правовом и демократическом государстве. Не следует умалчивать и о том, что люстрация действительно используется в политической борьбе как акт возложения политической ответственности на правящий класс упраздненного режима и инструмент дискредитации последнего.
Практически везде люстрация вызывала ожесточенные политические и правовые споры. Главный аргумент ее противников сводится к тому, что люстрация представляет собой наказание без суда и без установления личной вины. Критике подвергалась и логика люстрационных запретов, согласно которой профессиональные и этические качества чиновника предопределены его прежним поведением. Возможность изменения человека, раскаяния и "перерождения", таким образом, исключается.
Соучастники узурпации
Закон Украины "Об очищении власти", как и его аналоги в других европейских странах, появился в ходе радикальной социально-политической трансформации и должен, по мнению его авторов, стать продолжением революции Майдана, но другими средствами. Под очищением власти в законе понимается запрет определенным лицам занимать некоторые должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Цель люстрации заявлена открыто – недопущение до участия в управлении государством лиц, которые предпринимали меры, направленные на "узурпацию власти" Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека. В чем именно заключается узурпация власти Януковичем, в законе не указано.
Этот документ достаточно прост и включает в себя перечень должностей, на которые распространяется люстрация, основания запрета на их замещение ("критерии люстрации"), порядок проверки и полномочия органов, уполномоченных проводить и обрабатывать их результаты. При этом закон предусматривает два вида запретов на занятие должностей: сроком на 10 лет с даты вступления закона в силу, который применяется по результатам ведомственной проверки, и сроком на пять лет с даты вступления в силу решения суда. Последний применяется в судебном порядке.
Люстрационной проверке подлежат лица, замещающие либо претендующие на занятие любых должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, кроме выборных.
Постулат неправомерности вместо презумпции
Люстрационных критериев восемь, в том числе уже упоминавшееся выше пребывание в определенной должности в период президентства Януковича. По-видимому, предполагается, что эти лица разделяют политическую ответственность за "узурпацию власти". Этот критерий, однако, применяется с важной оговоркой – запрет действует лишь в отношении тех чиновников, которые занимали должности в совокупности не менее одного года. Остальные признаются достаточно благонадежными для продолжения работы.
Есть также норма, по которой подлежит увольнению чиновник, занимавший свой пост в период с 21 ноября 2013-го по 22 февраля 2014 года и не ушедший в отставку по собственному желанию. Нетрудно заметить, что эти временные рамки соответствуют времени массовых протестов на Майдане. Таким образом, авторы закона задним числом требуют от чиновников единственно правильной реакции на революцию – добровольной отставки.
Затрагивает люстрация и сотрудников правоохранительной системы, участвовавших в уголовном или административном преследовании лиц, впоследствии освобожденных от ответственности по амнистии для активистов Майдана или амнистированных индивидуально.
Комментарий Анатолия Краснянского: Удивительно, что юрист Николай Бобринский применяет понятие "амнистия" к законам "Об устранении негативных последствий…". Четыре (!) таких закона было "состряапано" Верховной Радой . НЕЛЬЗЯ использовать юридическое понятие "амнистия" к законам "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний".
Это доказал Павел Гвоздик, заместитель председателя Высшего специализированного суда Павел Гвоздик: (URL: http://news.liga.net/news/politics/950161-amnistiyu_evromaydanovtsev_nevozmozhno_realizovat_vysshiy_spetssud.htm ).
1. "Кроме того, необходимо отметить, что Уголовный кодекс Украины содержит исчерпывающий перечень случаев освобождения от уголовной ответственности, при этом такие случаи могут содержаться только в этом кодексе".
2. "Также непонятно, какие массовые мероприятия имеются в виду в законе, поскольку в указанный в нем период времени на территории Украины происходило большое количество концертов, выставок, спортивно-зрелищных и других "массовых мероприятий".
3. "Принятый 19 декабря 2013 закон (один из четырех таких законов — А.К.) предусматривает фактически новый вид освобождения от уголовной ответственности, который при этом не предусмотрен Уголовным кодексом Украины. Как следствие, в Уголовном процессуальном кодексе Украины отсутствует и процедура его применения. Таким образом, в украинском законодательстве просто нет норм, регулирующих процедуру инициирования, рассмотрения, принятия решения об освобождении от ответственности в соответствии с положениями принятого закона, обжалования принятых решений, определения должностных лиц, которые должны осуществлять соответствующие действия, и т.д."
4. "На сегодня единственным видом освобождения от ответственности, которое может произойти по решению Верховной Рады Украины, является амнистия. Однако в принятом законе амнистия не упоминается, а его положения почти полностью не соответствуют законодательству, регулирующему вопросы ее применения (например, амнистированным может быть исключительно лицо, признанное виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда, а принятый закон позволяет освобождать от ответственности и подозреваемых во время досудебного расследования)".
5. "Также невозможно реализовать положения закона, запрещающие открывать новые уголовные производства.
Во-первых, уголовные производства согласно Уголовному процессуальному кодексу Украины не открываются, поскольку на этой стадии процесса нет необходимости принимать какое-либо отдельное решение, в том числе об "открытии уголовного производства".
Во-вторых, досудебное расследование начинается после внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований безальтернативно, то есть фактически в автоматическом режиме", — сказано в тексте.
Под запретом оказываются все – от милиционеров до прокуроров и судей. Основание для его применения строго формальное: если провел задержание амнистированного человека, составил протокол о совершении им административного правонарушения, заявил ходатайство о применении к такому лицу меры пресечения – должен быть уволен. Никакой оценки законности и обоснованности этих действий не предусмотрено. Таким образом, любые властные действия должностных лиц против Майдана, если за ними не последовало "раскаяние" в форме своевременной добровольной отставки, служат поводом для люстрации. Получается, что авторы закона исходят даже не из презумпции, а из неопровержимого постулата неправомерности преследования активистов Майдана. При этом амнистия "в связи с участием в массовых акциях протеста" включает 80 статей Уголовного кодекса Украины, среди которых есть преступления против личности, в том числе тяжкие (умышленное причинение тяжких телесных повреждений, похищение человека в составе организованной группы, захват заложников) и против собственности (в частности, кража, грабеж, разбой, вымогательство).
Поражение в правах чиновников, не вышедших в отставку перед лицом Майдана, направлено против бюрократического сознания, в котором лояльность начальству сильнее ответственности перед гражданами. Если правительство восстает против своего народа, чиновник должен уйти из этого правительства – так, по-видимому, считают авторы закона. К сожалению, способы определения "воли народа" в массовых акциях протеста закон на будущее не устанавливает.
Еще одна группа люстрируемых украинцев является обычной для всех стран Центральной и Восточной Европы – это бывшие партийные функционеры и сотрудники спецслужб. Но тут люстрация охватывает лишь верхнюю часть партийной иерархии – от уровня секретаря райкома КПСС (КПУ) и выше. Бывшие комсомольские работники от люстрации практически не пострадают – запрет касается только секретарей ЦК Комсомола Украины. Критики закона считают, что это исключение объясняется особенностями биографии некоторых нынешних украинских политиков – они начинали свою карьеру именно в комсомоле. Зато сотрудники КГБ СССР и КГБ союзных республик, как штатные, так и негласные, подлежат люстрации без каких-либо исключений.
Декларирование чиновником ложных сведений о своих доходах, расходах и имуществе также является основанием для люстрации. И отдельно в законе "Об очищении власти" перечислены деяния, по которым предусмотрено назначение основного или дополнительного уголовного наказания в виде запрета на занятие должностей. Это действия, направленные на узурпацию власти Януковичем, нарушение свободы собраний, сотрудничество со спецслужбами иностранных государств, подрыв национальной безопасности, обороны и территориальной целостности, публичные призывы к нарушению территориальной целостности Украины, нарушение прав человека и основных свобод. Конструкция этих норм весьма необычна, во всяком случае с точки зрения российского юриста: в них описаны, по сути, составы нескольких преступлений, однако ссылки на конкретные статьи УК отсутствуют. Поэтому как будут применяться эти запреты, не вполне понятно.
Экономная люстрация
Процедура проверки регулируется как самим законом, так и принятым 16 октября 2014 года на его основании постановлением Кабинета министров Украины. Они будут проходить по расписанию, также установленному на правительственном уровне – "сверху вниз", от высших должностных лиц до рядовых чиновников.
Сама проверка состоит из трех стадий. Сначала чиновник должен будет сам заявить в государственный орган, в компетенцию которого входит его увольнение (а судья – председателю суда), подпадает ли он под люстрационные критерии или нет. Тот, кто признал себя подлежащим люстрации, сразу же освобождается от должности с запретом на новое назначение. Если же податель заявления отрицает наличие люстрационных критериев, проверка продолжается.
На второй стадии кадровая служба государственного органа, в котором служит чиновник, проверяет по его личному делу, не занимал ли он определенные законом должности во время Майдана и не был ли на руководящих партийных или комсомольских постах при советской власти. Если эти основания не обнаружены, проверяется наличие остальных люстрационных критериев. Для этого руководитель проверяемого чиновника направляет запросы в уполномоченные государственные органы. МВД, Генпрокуратура и Государственная судебная администрация выдают справки о причастности проверяемого к преследованиям активистов Майдана, СБУ – о сотрудничестве с советскими спецслужбами, Государственная судебная администрация также – о критериях люстрации, наличие которых устанавливается судом. Одновременно Государственная налоговая служба проверяет достоверность декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. Проверяющие органы готовят ответы на запросы самостоятельно, без участия проверяемого (за исключением Госналогслужбы, выводы которой чиновник может прокомментировать до выдачи заключения о результате проверки его декларации). Ответ проверяющего органа может быть оспорен в суде. Если этого не сделано, на основе полученных ответов готовится общая справка о результатах проверки чиновника, в которой содержится окончательное кадровое решение: допуск к государственной службе или увольнение и запрет.
Процедура люстрации организована таким образом, что каждая государственная структура в значительной мере будет "очищать" себя сама. Внешний ведомственный контроль предусмотрен в лице Минюста, который собирает всю информацию о ходе и результатах проверок и вносит ее в государственный реестр. Кроме того, часть этих сведений публикуется на сайте ведомства, что играет особую роль – граждане, узнав о начале проверки чиновника, смогут сообщать компрометирующие его сведения, которые должны быть рассмотрены и, в случае их подтверждения, учтены при подведении итогов проверки.
Внутриведомственный характер люстрационных проверок объясняется, по-видимому, соображениями экономии – в нынешних стесненных условиях новый государственный орган под эту задачу решили не создавать (хотя штат Минюста все же был расширен). Очевидно, что закон оставляет руководству и кадровым службам государственных органов возможность избавлять нужные кадры от люстрационных запретов с помощью махинаций с их личными делами. Гарантий от них в нем нет.
Избранный Украиной способ очищения власти на длительный срок исключает из государственной службы значительное количество людей. О том, чем их занять, законодатели пока не позаботились. Избежать запрета могут только участники боевых действий на востоке страны. Других способов исправиться и вернуться нет. Это жесткий, но не беспрецедентный вариант люстрации – близкая по объему ограничений модель использовалась, например, в Чехии. К тому же общественный запрос на люстрацию на Украине сейчас трудно недооценить.
Автор: Николай Бобринский, юрист Secretan Troyanov Schaer SA
Комментарии (не все)
к статье Николая Бобринского "Жестко, но не беспрецедентно жестко"
Старорежимный 20 ноября 2014, в 15:54 0
Люстрация, что бы об этом не говорил автор, является сведением счетов и демонстрацией силы. И только. Всерьез говорить о "тройственном обосновании" люстрации смешно. Оценим "тройственное обоснование".
Во-первых, большинство чиновников являются аполготетами стабильной сильной власти, им, в принципе, плевать на политические воззрения верхушки, главное "жила бы страна родная, и нет других забот". Подрывать основу своей жизни они не будут.
Во-вторых, люди, пришедшие к власти в результате переворота, могут сколь угодно называть себя демократами, а предшествинников — тоталитаристами. Суть от этого не меняется. Узурпаторы власти берут себе в помощники не профессионалов, а таких же, как они, разрушителей. И только спустя некотрое время (период "разрухи") из новичков получаются более-менее нормальные управленцы.
Ну а третья проблема (поиск виноватых) в комментариях не нуждается.
Вот только насчет "общественного запроса на люстрацию" имеются большие сомнения. Такой запрос, конечно, налицо у желающих занять люстрированные должности. Но у всего общества? Какое дело рядовому киевлянину, кто станет заместителем прокурора или главой департамента молодежи района? И что, люди старше 45 лет не были комсомольцами или пионерами? Или украинское общество — малограмотные безработные "прыгуны"?
В. Мусинский 20 ноября 2014, в 19:230
Старорежимнй, вы почти во всем правы.
Г._Вольф 28 ноября 2014, в 10:49
Мятеж не может кончится удачей, в противном случае его зовут иначе. "Революция — это удавшийся путч, а путч — это неудавшаяся революция ". (из к/ф "Зефир в шоколаде")
Сергей 21 ноября 2014, в 11:59 0
Тут каким красивым словом не называй, а смысл — расправа с неугодными, когда человека не за что уволить закон о люстрации- удобный повод. Какая тут юриспруденция прости господи.
Михаил В. 27 ноября 2014, в 20:25 0
Эта люстрация — курам на смех. Не люстрируются люди, занимающие выборные должности (!) Но какая разница, каким путем тот или иной чиновник попал на свой пост?! Важно- то ведь не "настоящее", а "темное прошлое". Если отбросить юридическую шелуху и лицемерие, то должны быть немедленно и навсегда люстрированы и Президент Порошенко, и глава СБУ Наливайченко. "Но кто ж его посадит, он же — памятник? " (с)