Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Ознакомившись с его текстом, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства считает необходимым заявить следующее:
1. По нашему мнению, законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. Его нормы:
– противоречат общепризнанным правовым принципам разумности, справедливости и равенства, а также общеизвестному принципу «разрешено все то, что не запрещено законом», вступая тем самым в противоречие с основаниями российского права;
– нарушают конституционное требование правовой определенности, что создает «возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит — к нарушению принципов равенства и верховенства закона»[1];
– при применении на практике могут привести и приведут к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей, защищаемых Конституцией Российской федерации, нормами российского и международного права, таких как:
право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну[2];
право на защиту информации о частной жизни граждан (и семей)[3];
право на частную собственность и свободу пользования ею (включая право не подвергаться лишению собственности иначе, чем по решению суда)[4];
право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища)[5];
право на конституционную презумпцию невиновности[6];
право на конституционную защиту семьи, материнства и отцовства (включая конституционную презумпцию добросовестности родителей)[7];
право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями[8];
право на уважение к семейной жизни и т.п.
– содержат положения явно коррупциогенного характера (коррупциогенные факторы в смысле, определенном ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")[9], что «создает условия для проявления коррупции»[10].
Фактически, законопроект направлен на создание новой системы правовых норм, параллельных существующим нормам уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях (защищающим граждан от реального противоправного насилия).
Эта новая система правовых норм предполагает существенное поражение граждан в их правах (в том числе семейных), сравнимое с ограничениями, налагаемыми на преступников и людей, совершающих административные правонарушения, и даже их превосходящее. При этом она исходит из фактической презумпции виновности лиц, объявляемых «нарушителями», не предполагает для них никаких процессуальных гарантий, стандартов доказывания предполагаемой вины. Это представляется совершенно недопустимым.
В силу неопределенности норм законопроекта практически любое нормальное человеческое действие может быть признано «семейно-бытовым насилием», любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен «нарушителем» и подвергнуться «мерам профилактики» имеющим откровенно репрессивный характер.
2. Наряду с этими правовыми дефектами, законопроект содержит серьезные концептуальные дефекты, делающие его несовместимым с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.
В частности, он имеет явную антисемейную направленность, умаляя права и свободы людей, избравших семейный образ жизни, рождение и воспитание детей в сравнении с остальными. Несправедливо обременяя семейных людей и родителей, законопроект, тем самым, фактически вводит особое «наказание за семейную жизнь».
Такой подход выглядит крайне странным в ситуации, когда на государственном уровне делаются заявления о необходимости решения демографических проблем, повышения рождаемости, защиты и укрепления семьи, возрождения традиционных семейных ценностей.
Законопроект создает условия для разжигания внутрисемейных конфликтов, в частности «бракоразводных войн» (в которых положения аналогичных законов широко используются в зарубежных странах). Предлагаемые им подходы и его расплывчатые нормы неизбежно поведут к уничтожению нормальных семейных и родственных отношений, природа которых предполагает опору на взаимное доверие и уважение.
Создается ситуация, когда каждый сможет в любой момент, без реальных оснований, воспользоваться возможностями системы «профилактики семейно-бытового насилия» против своих близких. В такой ситуации межличностными отношениями начинают править не доверие и взаимопомощь, не любовь и уважение, а взаимный страх и подозрительность. Все, что сказано или сделано в семье, между близкими людьми в любой момент может быть использовано ими друг против друга. Такая ситуация разрушительна для семейного образа жизни и традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей.
Помимо этого, в сочетании с уже существующими нормами российского законодательства (некоторые из которых далеко не совершенны), законопроект создает новые возможности для произвольного отстранения родителей от воспитания детей, разлучения детей и родителей[11].
Положения законопроекта противоречат основам российского семейного права, а также Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года[12] и Концепции семейной политики в РФ на период до 2025 года[13], которые указывают на необходимость укрепления семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, повышения авторитета родителей в семье и обществе[14].
Это крайне опасно, поскольку, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, «семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства»[15].
3. Особую озабоченность вызывает то, что многие соавторы и сторонники законопроекта добиваются его принятия, широко используя заведомую ложь. Наш народ убеждают, что российская семья – это просто мрачный застенок и пыточная камера для женщин и детей. Чтобы создать это впечатление, распространяются данные, которые выдаются за статистику, но, в действительности, не имеют под собой никаких реальных оснований.
Нас пытаются уверить, что в России 40% тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно 14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от семейного насилия страдают 16 миллионов женщин и т.п. Но при внимательном изучении оказывается, что эти данные слабо или вообще никак не связаны с реальностью[16].
С помощью подобных ложных утверждений неблагонамеренные люди манипулируют общественным мнением, воздействуя на эмоции доверчивой публики. Они старательно создают у общества впечатление, что брак и семья – это зло, источник угрозы и опасности для женщин и детей. Между тем хорошо известно, что это неправда. Реальные статистические данные убедительно показывают, что брак и основанная на нем семья – это основная защита женщин и детей от всех реальных угроз, с которыми они могут столкнуться.
Добиваясь принятия закона о профилактике именно «домашнего» или «семейно-бытового насилия», эти люди игнорируют реальные причины настоящего насилия. Между тем, они хорошо известны – это кризис нравственного сознания, невнимание к традиционным семейным и духовно-нравственным ценностям (и пропаганда, откровенно направленная против них), потребительское отношение к жизни, а также связанные со всем этим эрозия семейного образа жизни, алкоголизм и наркомания. Повышают риски реального насилия и стрессовые факторы – такие, как стесненные жилищные условия семей и экономические потрясения.
Вместо решения реальных проблем общественность убеждают, что источник насилия – дом и семья. Собственно именно ради этого исторически понятия «домашнего» и «семейного насилия» и были сконструированы представителями радикальных антисемейных идеологий, таких, как феминизм, которые сознательно ставили перед собой цель деконструкции семьи, семейной жизни и всех связанных с ними традиционных ценностей. Использование подобных понятий лишь затрудняет понимание и анализ реальных причин социальных проблем.
Антисемейная пропаганда не поможет решить эти проблемы, снизить количество насильственных преступлений и правонарушений в быту, в том числе и семейном, по-настоящему защитить их жертвы. Напротив, она содействует росту уровня насилия в обществе, подрывая его основу – семью. Такого рода пропаганда безнравственна, разрушительна и опасна не только для общественной жизни, но и для национальной безопасности.
4. На этом фоне не вызывает удивления тот факт, что предлагаемый законопроект активно поддерживают организации, связанные с радикальными антисемейным идеологиями («ЛГБТ»-идеология, феминизм), а также значительное количество организаций, официально получающих иностранное финансирование. В его поддержку также активно выступают некоторые средства массовой информации и международные структуры, не скрывающие антироссийского характера своей деятельности.
При этом представители множества организаций, работающих в сфере защиты семьи и прав родителей, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспокоены этим законопроектом и считают недопустимым его принятие. Считаем, что законодателям следует обратить внимание на их позицию[17].
5. Как отмечают специалисты, предлагаемые законопроектом меры неэффективны в предотвращении реального противоправного насилия. Опыт зарубежных стран показывает, что они едва ли способны предотвратить преступные действия, одновременно приводя к массовому нарушению прав невиновных, законопослушных граждан[18].
Действительно существующие в обществе проблемы, связанные с реальными насильственными преступлениями и правонарушениями, необходимо решать совершенно иными методами. Эти методы должны соответствовать принципам справедливости и разумности, традиционным российским семейным и духовно-нравственным ценностям, нашей культуре. Они должны быть свободны от влияния антисемейных идеологий, не наносить вреда семье и не нарушать основополагающие права родителей.
Учитывая все сказанное, очевидно, что законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» неприемлем как с правовой, так и с концептуальной точки зрения. Патриаршая комиссия просит законодателей отказаться от его рассмотрения и принятия.
Источник: Патриаршая комиссия по вопросам семьи,защиты материнства и детства
3 декабря 2019 г.
Рейтинг: 9.8 Голосов: 325 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] Абзац первый п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О
[2] Ст. 23 ч. 1 Конституции РФ.
[3] Ст. 24 ч. 1 Конституции РФ.
[4] Ст. 35 Конституции РФ.
[5] Ст. 40 ч. 1 Конституции РФ.
[6] Ст. 49 ч. 1 Конституции РФ.
[7] Ст. 38 ч. 1 и 2 Конституции РФ в ее связи со ст.ст. 2 и 17 Конституции РФ (в их обязывающем толковании Конституционным Судом РФ).
[8] Ст. 18 (4) Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Ст. 27 ч. 1 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
[9] Подробнее см.: «Правовой анализ проекта Федерального закона “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации”», подготовленный Аналитическим Центром «Семейная Политика.РФ» — http://www.familypolicy.ru/rep/rf-19-051-01.pdf.
[10] ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
[11] См. там же, с. 19-20.
[12] утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.
[13] утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
[14] См. «Юридическое заключение на законопроект “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации”», подготовленное канд. юр. наук А. В. Швабауэр (https://ouzs.ru/news/yuridicheskoe-zaklyuchenie-na-zakonoproekt-o-profilaktike-semeyno-bytovogo-nasiliya-v-rossiyskoy-fed/)
[15] Абзац второй п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 151-О-О и др.
[16] «Правовой анализ проекта Федерального закона “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации”» АЦ «Семейная политика.РФ», с. 21-22.
[17] См, в частности «Открытое письмо» против принятия законопроекта, поддержанное более, чем 190 российскими общественными объединениями и организациями: https://drive.google.com/file/d/1UWcmQ_RAFYHeLwvPvpgw7EsV7bW23CZN/view?usp=sharing
[18] См. «Правовой анализ проекта Федерального закона “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации”» АЦ «Семейная политика.РФ» , с. 20-21; «Юридическое заключение на законопроект “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации”», подготовленное канд. юр. наук А. В. Швабауэр (https://ouzs.ru/news/yuridicheskoe-zaklyuchenie-na-zakonoproekt-o-profilaktike-semeyno-bytovogo-nasiliya-v-rossiyskoy-fed/)
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОПУБЛИКОВАЛ ПРОЕКТ ЗАКОНА О ПРОФИЛАКТИКЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Москва, 2 декабря 2019 года. URL: http://pravoslavie.ru/126030.html
Законопроект о профилактике домашнего насилия опубликован на сайте Совета Федерации, в нем предлагается выносить защитные предписания, ограничивающие возможность общения обидчика с жертвой, сообщает Интерфакс-Религия.
Защитное предписание
Согласно проекту, в случае установления факта совершения семейно-бытового насилия незамедлительно выносится защитное предписание — с согласия лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, или их законных представителей.
Экземпляр защитного предписания вручается нарушителю с разъяснением ему его прав, а также правовых последствий в случае неисполнения защитного предписания.
Согласно документу, лицу, подвергшемуся семейно-бытовому насилию, выдается экземпляр защитного предписания с разъяснением ему его прав, а также правовых последствий в случае неисполнения защитного предписания нарушителем.
Защитное предписание выносится в отношении лица, достигшего на момент его вынесения 18 лет. Защитным предписанием нарушителю может быть запрещено: совершать семейно-бытовое насилие; вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся семейно-бытовому насилию, в том числе по телефону, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Также нарушителю может быть запрещено предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося семейно-бытовому насилию, если это лицо находится в месте, не известном нарушителю.
Срок действия защитного предписания составляет 30 суток с момента его вынесения.
При наличии оснований полагать, что угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется, по письменному заявлению лица, подвергшегося семейно-бытовому насилию, срок действия защитного предписания может быть продлен должностным лицом органа внутренних дел до 60 суток.
Неисполнение защитного предписания нарушителем влечет ответственность, установленную законодательством РФ, говорится в проекте.
На время действия защитного предписания нарушитель ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется профилактический контроль.
Вынесение, продление срока действия защитного предписания могут быть обжалованы нарушителем в вышестоящий орган.
Судебное защитное предписание
В случае, если есть основания полагать, что вынесенное защитное предписание не обеспечивает безопасность и защиту лица (лиц), подвергшегося (подвергшихся) семейно-бытовому насилию, должностное лицо органа внутренних дел вправе обратиться в суд за судебным защитным предписанием.
Судебным защитным предписанием нарушителю может быть запрещено совершать те же действия. Также судебное предписание может возложить на нарушителя обязанность пройти психологическую программу, покинуть место совместного жительства или пребывания с пострадавшими на срок действия предписания при условии наличия у нарушителя возможности проживать в ином помещении, в том числе по договору найма.
Суд также может обязать нарушителя передать лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию, их личное имущество, документы, если они удерживаются обидчиком.
Судебное защитное предписание может быть выдано на срок от 30 суток до одного года.
Основные понятия законопроекта
Законопроект подготовлен рабочей группой при Совете Федерации, в которую, в частности, вошли парламентарии и эксперты.
В документе прописаны основные понятия.
Так, семейно-бытовое насилие определяется как "умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления".
Лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию — "супруги, бывшие супруги, лица, имеющие общего ребенка (детей), близкие родственники, а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство иные лица, связанные свойством, которым вследствие семейно-бытового насилия причинены физические и (или) психические страдания и (или) имущественный вред или в отношении которых есть основания полагать, что им вследствие семейно-бытового насилия могут быть причинены физические и (или) психические страдания и (или) имущественный вред".
Нарушитель — лицо, достигшее 18 лет, совершившее или совершающее семейно-бытовое насилие.
Профилактика насилия и основания для принятия мер профилактики
В законопроекте также прописаны виды профилактики семейно-бытового насилия и формы профилактического воздействия.
Такое воздействие осуществляется в следующих формах: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, профилактический учет, профилактический контроль; помощь в социальной адаптации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию; социальная реабилитация лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию; специализированные психологические программы; защитное предписание; судебное защитное предписание.
К нарушителю могут применяться одновременно несколько форм профилактического воздействия.
Основанием для мер профилактики бытового насилия в частности, может быть заявление пострадавшего либо его законных представителей, обращение граждан, которым стало известно о факте такого насилия, а также об угрозах его совершения в отношении лиц, находящихся в беспомощном или зависимом состоянии.
Основаниями могут быть также сведения, поступившие из федеральных, региональных органов власти, органов государственной органов местного самоуправления, от организаций, должностных и других лиц, установление должностным лицом органа внутренних дел факта совершения семейно-бытового насилия или угрозы его совершения, а также решение суда.
Заявления, жалобы и сообщения о совершении семейно-бытового насилия или об угрозе его совершения должны рассматриваться органами власти незамедлительно.