Ист.информации: http://www.alleng.ru/edu/chem3.htm |
Единый государственный экзамен по ХИМИИ
Демонстрационный вариант КИМ 2006 г.
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по химии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 45 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 – В10), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности букв. В этой части используются задания на установление соответствия, на выбор нескольких правильных ответов из числа предложенных, а также расчетные задачи.
Часть 3 содержит 5 самых сложных заданий по общей, неорганической и органической химии. Задания C1 – C5 требуют полного (развернутого) ответа.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов (они прилагаются к тексту работы), а также непрограммируемым калькулятором, который выдается на экзамене.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1
|
Какую электронную конфигурацию имеет атом наиболее активного металла?
1) | 1s22s22p1 |
2) | 1s22s22p63s1 |
3) | 1s22s2 |
4) | 1s22s22p63s23p1 |
A2
|
1) | увеличивается число энергетических уровней в атомах |
2) | усиливаются металлические свойства элементов |
3) | уменьшается высшая степень окисления элементов |
4) | ослабевают металлические свойства элементов |
A3
|
В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?
1) | Cl2, NH3, HCl |
2) | HBr, NO, Br2 |
3) | H2S, H2O, S8 |
4) | HI, H2O, PH3 |
A4
|
Высшую степень окисления марганец проявляет в соединении
1) | KMnO4 | 2) | MnO2 | 3) | K2MnO4 | 4) | MnSO4 |
A5
|
1) | CaF2 | 2) | CO2 | 3) | SiO2 | 4) | AlF3 |
A6
|
Амфотерным и основным оксидами соответственно являются:
1) | FeO и CaO |
2) | Al2O3 и K2O |
3) | CO2 и NO |
4) | Fe2O3 и CO |
A7
|
В порядке уменьшения восстановительных свойств металлы расположены в ряду:
1) | Al, Zn, Fe |
2) | Al, Na, K |
3) | Fe, Zn, Mg |
4) | Fe, Zn, Al |
A8
|
А. Все неметаллы являются химически активными веществами.
Б. Все неметаллы обладают только окислительными свойствами.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A9
|
1) | Cu и HCl |
2) | Fe и Na3PO4 |
3) | Ag и Mg(NO3)2 |
4) | Zn и FeCl2 |
A10
|
1) | вода и соляная кислота |
2) | кислород и оксид магния |
3) | оксид кальция и гидроксид натрия |
4) | вода и медь |
A11
|
Гидроксид натрия не реагирует с
1) | Al(OH)3 | 2) | ZnO | 3) | H2SO4 | 4) | Ba(OH)2 |
A12
|
1) | MgO и HCl |
2) | Zn и AgNO3 |
3) | HNO3 и CO2 |
4) | CaO и CO2 |
A13
|
Ca X1 X2
1) | Ca(OH)2, CaCO3 |
2) | CaO, CaCO3 |
3) | Ca(OH)2, CaO |
4) | Ca(OH)2, CaC2 |
A14
|
а) HО— CH — CH3 | CH2 — СН3 | CH3 | б) CH3 — C — CН2ОН | H |
в) CH3 — CH — СН2 — СН3 | ОH | CH3 | г) CH3 — CН— СH2 | ОH |
СH3 | д) СН3 — C — CH2ОH | СH3 |
1) | 5 | 2) | 2 | 3) | 3 | 4) | 4 |
A15
|
1) | сложных эфиров |
2) | альдегидов |
3) | многоатомных спиртов |
4) | карбоновых кислот |
A16
|
Число пи-связей в молекуле пропина равно
1) | 1 | 2) | 2 | 3) | 3 | 4) | 4 |
A17
|
1) | фенола | 2) | метанола | 3) | этанола | 4) | глицерина |
A18
|
Реакция «серебряного зеркала» характерна для каждого из двух веществ:
1) | глюкозы и формальдегида |
2) | глюкозы и глицерина |
3) | сахарозы и глицерина |
4) | сахарозы и формальдегида |
A19
|
Реакциями замещения и присоединения соответственно являются
1) | CH4 + Cl2 и C2H2 + Cl2 |
2) | СH3COONa + HCl и C6H6 + Br2 |
3) | H2SO4 + Zn и H2SO4 + CuO |
4) | C8H16 + H2 и C2H6 + Cl2 |
A20
|
При обычных условиях с наименьшей скоростью происходит взаимодействие между
1) | Fe и O2 |
2) | Mg и HCl (10% р-р) |
3) | Cu и O2 |
4) | Zn и HCl (10% р-р) |
A21
|
2NO(г) + O2 (г) 2NO2 (г) + Q
смещается в сторону образования продукта реакции при
1) | повышении давления |
2) | повышении температуры |
3) | понижении давления |
4) | применении катализатора |
A22
|
1) | хлорида алюминия |
2) | нитрата алюминия |
3) | ортофосфата калия |
4) | ортофосфорной кислоты |
A23
|
1) | хлорида алюминия с водой |
2) | алюминия с водой |
3) | хлорида алюминия со щелочью |
4) | алюминия со щелочью |
A24
|
1) | SO2 + NaOH = NaHSO3 |
2) | SO2 + Br2 + 2H2O = H2SO4 + 2HBr |
3) | SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O |
4) | 2SO2 + O2 = 2SO3 |
A25
|
1) | Pb(NO3)2 | 2) | NaNO3 | 3) | NaCl | 4) | Na2CO3 |
A26
|
1) | полимеризации |
2) | дегидрирования |
3) | дегидратации |
4) | изомеризации |
A27
|
1) | этанол и водород |
2) | уксусная кислота и хлор |
3) | фенол и оксид меди (II) |
4) | этиленгликоль и хлорид натрия |
A28
|
1) | N2 | 2) | H2S | 3) | CO | 4) | Cl2 |
A29
|
Какой процесс в производстве серной кислоты осуществляется в контактном аппарате?
1) | обжиг колчедана |
2) | поглощение SO3 концентрированной H2SO4 |
3) | окисление SO2 до SO3 |
4) | разбавление олеума |
A30
|
2AgNO3(тв) = 2Ag(тв) + 2NO2(г) + O2(г) – 317 кДж,
поглотилось 15,85 кДж теплоты. Масса выделившегося серебра равна
1) | 1,08 г | 2) | 54 г | 3) | 5,4 г | 4) | 10,8 г |
Ответом к заданиям этой части (В1 – В10) является набор букв или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях В1 – В5 на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов. (Буквы в ответе могут повторяться.)
B1
|
Установите соответствие между названием вещества и классом (группой) неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | КЛАСС (ГРУППА) СОЕДИНЕНИЙ | ||
1) | гидрокарбонат свинца (II) | А) | бескислородная кислота |
2) | серная кислота | Б) | щелочь |
3) | соляная кислота | В) | осно |
Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и веществом, которое является в ней восстановителем.
СХЕМА РЕАКЦИИ | ВОССТАНОВИТЕЛЬ | ||
1) | Si + C —> SiC | А) | Si |
2) | NO2 + Mg —> MgO + N2 | Б) | C |
3) | SO2 + O2 —> SO3 | В) | Mg |
4) | NO2 + SO2 —> SO3 + NO | Г) | NO2 |
Д) | SO2 | ||
Е) | O2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
B3
|
Установите соответствие между названием соли и типом гидролиза ее в водном растворе.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | ТИП ГИДРОЛИЗА | ||
1) | сульфид алюминия | А) | по катиону |
2) | сульфид натрия | Б) | по аниону |
3) | нитрат магния | В) | по катиону и аниону |
4) | сульфит калия |
1 | 2 | 3 | 4 |
B4
|
Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.
формулы веществ | продукты электролиза | ||
1) | CaCl2 | А) | Ca, O2 , Cl2 |
2) | Fe(NO3)3 | Б) | Fe, H2, Cl2 |
3) | K2SO4 | В) | K, H2, SO3 |
4) | FeCl3 | Г) | Fe, H2, O2 |
Д) | H2, Cl2 | ||
Е) | H2, O2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
B5
|
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.
формула вещества | рЕАГЕНТЫ | ||
1) | C2H5OH | А) | NaOH, HNO3, FeCl3 |
2) | C6H5OH | Б) | Cu(OH)2, NaCl, Ag |
3) | C2H5CHO | В) | Na, H2SO4 (конц.), HCl |
4) | C2H5COOH | Г) | CuO, Na2CO3, Cl2 |
Д) | O2, CH3OH, [Ag(NH3)2]OH | ||
Е) | HCl, Cu, SO3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответом к заданиям В6 – В8 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B6
|
И серная кислота и гидроксид бария способны реагировать с
А) | гидроксидом калия |
Б) | гидроксидом алюминия |
В) | цинком |
Г) | водородом |
Д) | оксидом магния |
Е) | силикатом натрия |
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
B7
|
А) | sp2— гибридизация атомов углерода в молекуле |
Б) | наличие в молекуле 3σ — и 2π-связей |
В) | высокая растворимость в воде |
Г) | реакция полимеризации |
Д) | взаимодействие с оксидом меди (II) |
Е) | взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра (I) |
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
B8
|
А) | гидроксидом бария |
Б) | кислородом |
В) | азотной кислотой |
Г) | пропаном |
Д) | уксусной кислотой |
Е) | водой |
Ответом к заданиям В9, В10 является число. Запишите это число в текст работы, а затем перенесите его в бланк ответов № 1 без указания единиц измерения.
B9
|
Масса соли, которая вводится в организм при вливании 353 г физиологического раствора, содержащего 0,85% по массе поваренной соли, равна _______ г. (Запишите число с точностью до целых.)
B10
|
Объем воздуха (н.у.), необходимый для сжигания 32 л (н.у.) угарного газа, равен ________ л. (Запишите число с точностью до целых.)
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
Для записи ответов к заданиям этой части (С1 – С5) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво. |
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
P + HNO3 —>NO2 + … .
C2
|
Даны водные растворы: хлорида железа (III), иодида натрия, бихромата натрия, серной кислоты и гидроксида цезия.
Приведите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.
C3
|
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
C4
|
Оксид серы (VI) массой 8 г растворили в 110 г 8%-ной серной кислоты. Какая соль и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 10,6 г гидроксида калия?
C5
|
При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида меди (II) при нагревании образовался осадок массой 28,8 г. Выведите молекулярную формулу альдегида.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по химии
Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ | ||
А1 | 2 | А11 | 4 | А21 | 1 | ||
А2 | 4 | А12 | 2 | А22 | 4 | ||
А3 | 4 | А13 | 1 | А23 | 3 | ||
А4 | 1 | А14 | 3 | А24 | 3 | ||
А5 | 2 | А15 | 4 | А25 | 4 | ||
А6 | 2 | А16 | 2 | А26 | 2 | ||
А7 | 1 | А17 | 1 | А27 | 2 | ||
А8 | 4 | А18 | 1 | А28 | 1 | ||
А9 | 4 | А19 | 1 | А29 | 3 | ||
А10 | 3 | А20 | 3 | А30 | 4 |
Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если правильно указана последовательность символов – число или последовательность букв.
За полный правильный ответ на задания В1 – В8 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ (или при его отсутствии) – 0 баллов.
За правильный ответ на задания В9 и В10 ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.
№ | Ответ |
В1 | ЕГАД |
В2 | АВДД |
В3 | ВБАБ |
В4 | ДГЕБ |
В5 | ВАДГ |
В6 | БВЕ |
В7 | БГЕ |
В8 | БВДЕ |
В9 | 3 |
В10 | 80<или>76 |
ЧАСТЬ 3
За выполнение заданий С1, С5 ставится от 0 до 3 баллов; за задания С2, С4 – от 0 до 4 баллов; за задание С3 – от 0 до 5 баллов.
Внимание! Здесь НЕТ ответов на задания С1 — С5!
Эта часть материала пока не отредактирована! 23.05.09.
C1
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
P + HNO3 —> NO2 + … .
Определите окислитель и восстановитель.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:
1
5 P0 – 5
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
конечно задания не очень сложные но времени мало дается на все про все…(((