Владимир Мединский. Мифы о России. (Интервью С. Алексеевой, газета «Государственная Дума»)

Владимир Мединский: "Все мы проходили – в школе и далее, – что Иван Грозный отъявленный душегуб. На самом же деле он – просто мать Тереза на фоне европейских правителей того времени. Почему же у Ивана Васильевича сложился такой имидж? Факты свидетельствуют, что в конце жизни этот «тиран» разослал по монастырям списки своих жертв и дал денег монахам, чтобы молились о душах убиенных. А также написал покаянные письма, назначил семьям казненных большие компенсации из личных царских средств. И каялся, страшно каялся в содеянном. Так царь сам и породил миф о своей несравненной кровавости".

 

Источник информации: http://gazduma.ru/chitalnyj_zal/10/mif/

Мифы о России

Владимир Мединский

(Интервью С. Алексеевой, газета "Государственная Дума", 06.12.2009.)

  Когда в одном из интервью с нашим сегодняшним собеседником ему задали вопрос: «Вы увлекаетесь историей?», подобная формулировка показалась мне, мягко говоря, не очень уместной. Ведь речь идет не о гольфе и даже не о шахматах, чем принято «увлекаться». Речь идет о том, как и для чего государственный человек, депутат Владимир Мединский использует аргумент от истории.

Сам он сказал об этом сначала в фильме под названием «Мифы о России», а затем решил продолжить разговор в книге под тем же названием. Именно такая последовательность: фильм – кино, а не привычное – из книги в фильм.

Как рассказал Владимир Мединский в беседе, главным мотивом продолжить разговор в книге стало «колоссальное накопление фактического архивного материала», которое настоятельно потребовало «реализовать идею в ином формате». Год работы – и первый том (последуют еще один, а то и два-три) выходит на днях в издательстве «Олма».

«Для кого написана эта книга? Казалось бы, всего нужнее она иностранцам, чьи представления о нашем Отечестве во многом базируются на различных мифах. Мифы эти, возникшие в стародавние времена, давно переродились в устойчивые стереотипы о России. Однако терзает смутное подозрение, что вряд ли среднестатистический житель ЛосАнджелеса, Бристоля или Женевы, дрожа от нетерпения, бросится в книжную лавку и, листая этот скромный опус, будет с изумлением восклицать: «Надо же! Оказывается, эти загадочные русские вовсе не пьют водку прямо из самовара, чистят зубы по утрам и не покрываются холодным потом, услышав жуткую аббревиатуру «КГБ». Кто бы мог подумать!» Вряд ли опровержение каких-то стереотипов будет читаться в первую очередь теми, кто в эти стереотипы верит…

Эта книга написана для русских или, вернее, для россиян. В первую очередь для нас самих. Ведь мы сами не всегда умеем отделить зерна от плевел в нашей истории. Слыша столько лет от иностранных наблюдателей о нашей склонности к пьянству, воровству, жестокости, мазохистской любви к тиранам-правителям, мы сами понемногу начинали воспринимать это как нечто бесспорное.

…В этой книге я не собираюсь полностью отрицать все, что о нас думают в мире и в самой Российской Федерации, и доказывать, что русские – это поголовные трезвенники, честнейшие на планете люди и политкорректнейшие демократы. Отнюдь. Среди народа, насчитывающего сто пятьдесят миллионов человек, найти можно кого угодно – от академика Вернадского до маньяка Чикатило, и копаться в разного рода крайностях – не моя задача. Задача – обратиться к истории. А порой – к скучноватой статистике, чтобы показать:  русская история не более кровавая, чем европейская, а уж тем более чем история стран Азии и Африки. Чтобы показать: русский народ – труженик и созидатель, а не вечно пьяный монстр. Все познается лишь в сравнении. Вот и сравним!

Убежден: Россия имеет все основания для того, чтобы гордиться своей историей и ее деятелями. Без этой законной гордости нет и не может быть России современной, сильной, гордой, промышленно развитой, культурной, демократической. Чуть было не написал «единой». Да простит мне политизированный читатель. Впрочем, не стоит в каждом русском слове искать политику. Разве не великий Пушкин писал: «Вся история России… есть ее стремление к единству»?

Идеологическое нашествие Запада бывает намного опаснее нашествия военного. Судите сами: с Наполеоном мы воевали с 1799 по 1815 год. Всего 16 лет, причем с большими перерывами. Самое опасное нашествие 1812 года было нейтрализовано и отражено менее чем за полгода. С Гитлером справились всего за четыре года: очень напряженных и страшных, но справились полностью и окончательно. А с мифами о том, что вся наша история – сплошное пьянство, кровь и грязь, справиться не можем уже пятое столетие.
Утверждаю: гордости за свою страну, за свою историю у россиян будет гораздо больше, когда мы научимся распознавать и обезвреживать черные политические мифы. Точно так же, как распознают и обезвреживают поставленную на дороге мину. Эти мифы и есть идеологическая мина на пути в любое цивилизованное будущее…»

– Эта цитата из вашей книги, Владимир Ростиславович, многое объясняет. Но у меня один вопрос: почему сегодня и сейчас? В чем актуальность вашего исторического опровержения мифов?

– Когда Николай Михайлович Карамзин писал свою «Историю государства Российского», он обратился к императору Александру с запиской, поясняющей цель труда. Великий историограф отмечал, что в России есть опасная тенденция к самоуничижению, преклонению перед всем иностранным. Но если человек не уважает своих отцов, может ли он сегодня и завтра решать великие задачи, которые стоят перед Россией? Труд Карамзина проникнут уважением к истории Отечества, к деяниям предков. Сегодня вернуть самоуважение народа к себе, к своей истории столь же важно, как во времена Карамзина. Россию ждут великие дела.

И еще. Комплекс неполноценности, это подтвердит любой психолог, имеет своей оборотной стороной самую нелепую форму комплекса собственного превосходства. Сегодня некий деятель в слезах и соплях самоуничижается, а завтра, протрезвев, вдохновленный эскападами Михаила Задорнова о тупых американцах, идет с битой на улицу утверждать свое превосходство. Комплекс превосходства не с точки зрения знания истории, культуры, обычаев, характеров разных народов и государств, а примитивновульгарное, «по Задорнову», – очень опасная вещь.

– Как много их, этих мифов, вы рассматриваете и какова их генетика?

– Множество мифов о России бытует и внутри страны, и за ее пределами. И в фильме, и в книге рассматривается порядка двенадцати мифов. Это общефилософские утверждения о национальной черте русских – лени; о русском пьянстве; о кровавости нашей истории; о русском бунте, бессмысленном и беспощадном; о Российской империи – тюрьме народов; о немытой России… Генетика этих мифов, по современной фразеологии, отчасти – «происки ЦРУ». Многие иностранцы писали о далекой стране. Разное писали. Коммодор Р. Пери в 1742 году разъяснял, например, что «реки Сибири кишат бегемотами. Жители Сибири добывают и продают их, если просыпаются после зимней спячки». В более поздние времена более цивилизованные гости вроде приглашенного Николаем I маркиза и литератора де Кюстина узрели, что Россия – тюрьма, а ключ от нее в руках императора.

Наши «передовые люди», для которых, кстати, было характерно весьма критичное отношение к российской действительности, подхватили эту метафору. Так, запрещенную цензурой книгу маркиза де Кюстина Герцен в «Колоколе» назвал лучшей книгой о России.
При этом надо помнить, что начиная с XIX века, с блистательных побед русского оружия империя заставила Запад сильно бояться России. Отсюда и массовое появление мифов, унижающих русских. Так наша природная, отчасти «православная» склонность к самоуничижению слилась с мутным потоком клеветы на Россию с Запада.

– Но в советский период ситуация изменилась. Помните хохму о России – родине слонов?

– Да, с точки зрения идеологического мифотворчества советский период был позитивным. Наряду с контрпродуктивным очернением российской истории до 1917 года многое было сделано и хорошего для утверждения национального самосознания. Вот несколько характерных примеров. Весьма сомнительны для профессионального военного полководческие таланты Чапаева, но гениальный фильм сделал Чапая национальным героем. Поколения выросли на этом мифе. В том числе те мальчишки, которые победили в Великой Отечественной.

В 30–40 годы советские литература и кино подняли на щит Петра, Суворова, Кутузова, Ушакова.

Однако трудно бесконечно восхвалять то, что мало хвалы достойно. Верхи – Хрущев, Брежнев – не давали повода к мифотворчеству. Деградация политической элиты лишала мифотворцев материала. Но трудовой народ вершил великие дела, и подвиги Стаханова, Гагарина давали реальный повод для национальной гордости, самоутверждения, свойственных людям советского периода.

– Вы настойчиво употребляете термин «русские». Не боитесь модного обвинения в национализме?

– Говоря «русские», я имею в виду всех, кто живет в России, считает русский язык родным, является, по сути, носителем русской культуры независимо от этнической принадлежности. Слово «россиянин», введенное в оборот Борисом Ельциным с его неповторимой интонацией, кажется мне неживым.

Россия – это больше, чем этническое понятие. Это цивилизация, она над этносом. Русский – это представитель великой цивилизации. Подобно тому, как американец (любого происхождения) – не этническое понятие, а принадлежность к великой стране.

– Газетная скороговорка не дает возможности раскрыть вашу систему опровержения привычных по учебникам исторических мифов. И все же, может, попытаетесь?

– Все мы проходили – в школе и далее, – что Иван Грозный отъявленный душегуб. На самом же деле он – просто мать Тереза на фоне европейских правителей того времени. Почему же у Ивана Васильевича сложился такой имидж? Факты свидетельствуют, что в конце жизни этот «тиран» разослал по монастырям списки своих жертв и дал денег монахам, чтобы молились о душах убиенных. А также написал покаянные письма, назначил семьям казненных большие компенсации из личных царских средств. И каялся, страшно каялся в содеянном. Так царь сам и породил миф о своей несравненной кровавости.

Попробуйте найти хоть одного правителя в Европе, современника Ивана Грозного, который вел бы себя подобным образом. Вообще расхожий миф о кровавости русского царизма не выдерживает исторического анализа. Елизавета Петровна, например, дала при вхождении на престол обет бескровного правления, и в ее царствование смертная казнь была вообще отменена. Когда же Сенат принял закон о восстановлении казни, дочь Петра наложила на него царское вето. Другой пример: за все годы правления Александра I были казнены всего 25 «гражданских» преступников.

Нет, я не призываю идеализировать русскую историю, но утверждаю, что она была достаточно гуманной по сравнению с историей мировой. А народ наш среди прочих населяющих землю всегда отличался умом, добротой и терпением.
Повторюсь в заключение: цель моей работы – выяснить истину и ответить на мировоззренческие вопросы о российском национальном характере и об истории страны. О том, как самовосприятие народа может влиять на нашу жизнь сегодня.

Светлана АЛЕКСЕЕВА

©2007 Газета «Государственная дума».

Опровержение исторических мифов см. также на сайте — http://www.antimyth.ru/istoriya

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: