В.Н. Хропанюк. Теория государства и права. Глава XVI. ПРАВООТНОШЕНИЯ.

В.Н. Хропанюк: "Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми. Каждое общественное отношение представляет собой сложное и многогранное явление, которое может включать различные элементы общественных интересов и потребностей. Одни из них охватываются правовым регулированием, а другие — нет. Так, в семейной жизни юридическую форму приобретают, как правило, материальные взаимосвязи — отношения же людей к религии, к самому себе находятся вне сферы правового регулирования".

Источник информации — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/16.php

Хропанюк В.Н.

Теория государства и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава XVI. ПРАВООТНОШЕНИЯ

§ 1. Понятие правоотношения и его основные признаки.
§ 2. Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные юридические права и обязанности.
§ 3. Юридические факты.
§ 4. Предпосылки правоотношений.

§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми. Каждое общественное отношение представляет собой сложное и многогранное явление, которое может включать различные элементы общественных интересов и потребностей. Одни из них охватываются правовым регулированием, а другие — нет. Так, в семейной жизни юридическую форму приобретают, как правило, материальные взаимосвязи — отношения же людей к религии, к самому себе находятся вне сферы правового регулирования.

Отсюда следует, что не все общественные отношения и не в полном объеме могут приобретать юридическую форму. Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же депо касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

Правоотношение — это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения. Н. М. Коркунов отмечал, что для научного исследования весьма важно отделить общую юридическую форму однородных отношений от разнообразного фактического содержания. С этой целью юристы мысленно конструируют представление о таких юридических отношениях, которые бы всецело и исключительно определялись одними только правовыми нормами(См.: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1896. С. 142.).

Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержатся предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.

Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Каковы же характерные признаки правоотношений?

Во-первых, правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Это трудовые, семейные, имущественные отношения, отношения дружбы, любви, отношения, связанные с членством в общественной организации и другие. Однако не все жизненные отношения, как известно, регулируются с помощью норм права. Многие из них регламентируются нормами морали, нормами общественных организаций, обычаями. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами.

В чем же конкретно проявляется взаимосвязь норм права и правоотношений? В нормах права содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности людей — типовые образцы тех общественных отношений, которых люди могут или должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями. Они реализуются тогда, когда определенные лица выполняют требования правовых норм, то есть вступают в правоотношения. Стороны правоотношений наделяются конкретными юридическими правами и обязанностями, в общей форме закрепленными в нормах права: их поведение строится в соответствии с данными правами и обязанностями. Следовательно, посредством правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь.

Во-вторых, участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагается юридическая обязанность. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования. Еще римские юристы, а затем и представители русского правоведения отмечали, что право в субъективном смысле слагается из правомочий и обязанностей, причем “правам одних лиц всегда соответствуют определенные обязанности других лиц” . Юридическая свобода одного лица непременно заключает в себе требование, обращенное к другим лицам, — уважать эту свободу (Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, Е. Н. Трубецкой и другие). Эту мысль четко выразил К. Маркс, говоря, что нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав.

В-третьих, правоотношения имеют сознательно-волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально-волевой характер. Сознательно-волевое содержание правоотношений имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей (правотворческих органов). С другой стороны, участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий.

В-четвертых, правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего они различаются по отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые, уголовно-правовые и другие отраслевые правоотношения.

§ 2. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ: СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СУБЪЕКТИВНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Современная юридическая наука и практика признает, что правоотношение нельзя рассматривать в отрыве от тех фактических общественных отношений, которые облекаются в правовую форму. Возникая на основе правовых норм, они становятся особой формой действий и поступков людей. Юридическая форма и фактическое содержание общественного отношения — это цельное социальное явление.

Тем не менее чрезвычайно важно определить структуру правоотношения, уяснить, какие основные элементы правовой формы придают фактическому отношению статус государственного, обеспечивают его охрану и гарантированность.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность.

1. Субъекты правоотношений — это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Таково общее положение. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими. Малолетние дети, душевнобольные, организации, прекратившие свое существование, фактически не могут участвовать в правоотношениях: ведь если нет субъекта права, то нет и субъекта обязанности, нет и самой обязанности — нельзя быть обязанным в отношении никого.

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. Их подавляющее большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не включенные в сферу правового регулирования, находятся под опекой различных благотворительных общественных организаций и государства.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая, например, относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок.

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются правоспособными. Следовательно, правоспособность — понятие более широкое, так как распространяется на больший круг лиц. Различия в дееспособности отдельных лиц заложены уже в самой природе людей и в условиях их жизни.

Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

1. От возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности.

В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной. Так, несовершеннолетние совершают сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

2. На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья. Если вследствие душевной болезни или слабоумия гражданин теряет способность понимать значение своих действии и руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют их опекуны. В соответствии с законом ограничивается дееспособность лиц, страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих наркотическими веществами.

3. На дееспособность также в известной мере оказывает влияние родство субъектов. Это касается прежде всего брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому.

4. Следующим фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов. Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность.

5. Содержание дееспособности зависит и от религиозных убеждений субъектов. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане (иностранцы) и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. Индивидуальный субъект правоотношения не физическое, а чисто юридическое понятие. Субъект правоотношения не то же самое, что человек, — это только одно его свойство, созданное объективным правом.

Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом. Термин “правовой статус” употребляется для характеристики правового положения лица в цепом, а термины “правоспособность” и “дееспособность” употребляются применительно к участию тех или иных лиц в правоотношениях.

Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами. Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Они являются полноправными участниками имущественных, финансовых и многих других отношений. Им гарантируются предусмотренные законами государства права и свободы, в том числе право обращения в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни (например, они не могут проходить службу в армии иностранного государства, избирать или быть избранными в его властные органы, занимать определенные государственные должности и др.).

К организациям — коллективным субъектам правоотношений — относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом. В отличие от индивидуальных субъектов правоспособность и дееспособность организаций ограничивается теми целями и задачами, ради которых они создаются и функционируют. Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными уставами (положениями), признанными государственной властью и не противоречащими ее правовым установлениям. Несмотря на разнообразие этой деятельности, в целом она направлена на удовлетворение общих или индивидуальных интересов людей как субъектов правоотношений.

Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой и осуществляется правоспособность и дееспособность этих организаций. Дееспособность организаций непосредственно выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организаций. Представителем государственной организации может быть член парламента, министр, префект, прокурор, судья, директор государственного предприятия или учреждения. Общественные или частные организации могут представлять, например, председатель кооператива, директор фирмы или акционерной компании, владелец частного предприятия. Действия таких представителей считаются действиями самих организаций. К примеру, если ректором университета заключается договор на поставку вычислительной техники, то действия ректора считаются действиями самого университета как коллективного субъекта правоотношений.

Среди субъектов организаций особое место занимают так называемые юридические лица. Юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридические лица являются прежде всего субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений.

В условиях рыночной экономики подавляющее большинство субъектов организаций являются юридическими лицами. Их деятельность осуществляется на общих правовых принципах, однако между ними имеются и определенные различия. Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции они осуществляют — публичные или частные.

Государственные организации и учреждения (парламент, правительство, суд, милиция, государственные предприятия, органы местной власти и другие), как правило, преследуют общие, публичные цели. Это обусловливает их большую стабильность, а также большую независимость от тех индивидуальных лиц, которые входят в состав юридического лица. Существование юридического лица, имеющего публично-правовой характер, не зависит от воли его членов. Правительство не может прекратить свое существование как орган исполнительной власти, даже если все члены кабинета министров уйдут в отставку.

Государственные учебные заведения не исчезают, если их руководитель уходит на пенсию; суд остается органом правосудия даже в том случае, если все его члены откажутся от своей должности. Вместо ушедшего в отставку кабинета министров будет сформирован новый кабинет; учебное заведение возглавит новый руководитель; суд пополнится новым составом судей — именно таким образом данные организации продолжают функционировать как юридические лица и субъекты правоотношений вообще.

Иное дело, если юридическое лицо строит свою деятельность на частно-правовых началах (коммерческий банк, частная фирма или предприятие, акционерное общество). Оно преследует частные цели и интересы своих членов: вкладчиков, акционеров, пайщиков — и, следовательно, может прекратить свое существование по воле этих лиц. Члены таких частно-правовых юридических лиц являются полными их представителями: их воля является в полном смысле волей юридического лица.

Специфическим субъектом правоотношений выступает само государство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений. Осуществляя борьбу с преступностью, государство выступает субъектом уголовно-правовых отношений; будучи официальным представителем страны на международной арене, государство является основным субъектом международно-правовых отношений.

2. Объекты правоотношений. Объект правоотношения — это то, на что воздействует правоотношение. Чтобы уяснить, на что же воздействуют правоотношения, необходимо вначале определить объект норм права. Правовые нормы, как известно, регулируют общественные отношения. Объектом их воздействия является волевое поведение людей. Правоотношение же конкретизирует общие права и обязанности, предусмотренные нормой права, применительно к индивидуальным субъектам. Следовательно, объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. В соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности участники правоотношения строят свое поведение.

Поведение участников правоотношений всегда имеет общественную значимость. Оно осуществляется в целях удовлетворения разнообразных законных интересов общества, государства, личности. Вступая в правоотношения, субъекты удовлетворяют определенные материальные, духовные и иные потребности (например, приобретают вещи, пользуются авторскими правами, правами изобретателя).

Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. Например, объектом правоотношения купли-продажи будет поведение его участников, связанное с покупкой и продажей вещей. Объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой.

Не все правовые отношения являются имущественными: субъективные юридические права и обязанности возникают не всегда по поводу вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников. Совершая те или иные действия, предусмотренные нормами права, участники правоотношений тем самым удовлетворяют свои потребности. Другими словами, юридические права и обязанности, воздействуя на поведение участников неимущественных правоотношений, достигают цепей правового регулирования. Так, объектом трудовых правоотношений являются действия администрации предприятия, учреждения по приему на работу рабочих и служащих, оплате их труда. Указанные действия администрации направлены на удовлетворение права на труд, на заработную плату рабочих и служащих. Объектом уголовно-процессуальных отношений выступают действия участников процесса по предварительному и судебному разбирательству уголовных дел, цель которых — вынесение справедливого и законного приговора. Посредством разнообразных фактических действий удовлетворяются интересы участников государственно-правовых и административно-правовых отношений.

Вопрос об объекте правоотношений юридической наукой рассматривается неоднозначно. Довольно широкое распространение имела и имеет трактовка объекта как совокупности разнообразных материальных и нематериальных благ, которые находятся в сфере интересов участников правоотношений (Г. Ф. Шершеневич, Е. Н. Трубецкой, Н. М. Коркунов, С. С. Алексеев).

При таком подходе объект правоотношения находится за пределами юридического содержания правоотношения, то есть вне субъективных прав и обязанностей. Это те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности(См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 329.). Дооктябрьская русская юридическая наука объекты правоотношения (права) подразделяла на вещи и действия(См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. III. М„ 1912. С. 591— 593; Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 189—196.). Объектом частно-правовых отношений выступают, как правило, вещи, а публично- правовых — действия участников правоотношений.

Представляется, что материальные и нематериальные блага являются целью, ради которой лица вступают в правоотношения. Вряд ли можно назвать объектом правоотношения прослушивание оперы в театре, ставшее возможным благодаря заключению сделки купли-продажи билета на данное представление. Действие правоотношения здесь заканчивается после приобретения билета, что и позволяет удовлетворить определенные духовные потребности человека. Само удовлетворение этих потребностей находится за пределами правоотношения.

Задача юриспруденции состоит в изучении действии участников правоотношений, а не вещей и других благ, ради которых они вступают в правоотношения. Для юриста важно установить характер этих действий, их соответствие юридическим правам и обязанностям субъектов. Если такое соответствие налицо, то одновременно достигается и цель, которую ставили перед собой участники правоотношений. Вещи, предметы материального мира изучают философия, социология, экономическая наука, производственная практика. Теория права выявляет лишь юридическое свойство вещей, находящихся в сфере интересов субъектов правоотношений.

3. Субъективное право. Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность — это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Правовое регулирование включает субъекты в специальную сферу общественной деятельности, которая обеспечивается государственной властью. Мера свободы каждого участника правоотношения, степень удовлетворения его интересов определяются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности —это равнозначные элементы правоотношения, хотя содержание их неодинаково. Без их взаимосвязи и взаимодействия общественная жизнь и ее воспроизводство в цивилизованной правовой форме были бы невозможными. В этом контексте еще раз следует повторить, что нет прав без обязанностей, как и обязанностей без прав.

Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем и права, и обязанности выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни. В одном случае лицо или организация наделяются правами, в другом они несут обязанности. Этим достигается гармония общественной жизни, взаимное удовлетворение разнообразных интересов общества и его отдельных индивидов. Если на лицо или организацию следует возложить определенные обязанности, то государство, руководствуясь общественными интересами, придает этим обязанностям правовую форму. Если те же субъекты нуждаются в правообеспечении, они наделяются субъективными правами.

Объем и пределы субъективных прав и обязанностей в общем виде определяются нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам. Управомоченные и правообязанные субъекты осуществляют свое поведение в границах, очерченных правом. Каждый из них обладает свободой поведения в указанных границах.

Что же представляет собой субъективное право как элемент правоотношения?

Субъективное право — это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения.

Субъективное право проявляется в Трех разновидностях:

Во-первых, в возможности положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов. Например, собственник имеет право распоряжаться и пользоваться принадлежащей ему вещью; фермер имеет право производить на своих угодьях любую сельскохозяйственную продукцию и продавать ее по выгодной цене. Тем не менее возможное поведение управомоченных не должно выходить за рамки права. Собственник не может пользоваться вещью .в ущерб интересам других лиц; фермер не имеет права производить наркотическую продукцию, ибо такая деятельность запрещена государством. Гарантируя и охраняя права субъектов, государство в то же время не допускает злоупотребления ими. К лицам, допускающим злоупотребление своими правами, применяются меры юридической ответственности.

Во-вторых, субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов. Право требования объективно вытекает из сущности правоотношения, поскольку в ряде случаев невозможно удовлетворить интересы управомоченных лиц непосредственно, то есть через их субъективные действия. Право заказчика может быть удовлетворено через обязанность подрядчика выполнить оговоренную в договоре работу качественно и в определенный срок; покупатель, оплативший стоимость вещи, имеет право требовать, чтобы эта вещь была передана ему продавцом; избиратель вправе требовать от избранного им депутата выполнения предвыборных обещаний. В праве требования заложена возможность фактической реализации субъективного права управомоченного.

В-третьих, субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Речь идет о принудительной реализации права участника правоотношения. Если обязанное лицо в добровольном порядке не выполняет возложенную на него законом обязанность, управомоченный имеет возможность защитить свои интересы, обратившись к помощи государства. Так, если должник не возвращает собственнику его вещь, то последнему предоставляется возможность требовать свою вещь через суд.

Законодательство правового государства предоставляет субъектам правоотношений возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

4. Юридическая обязанность. Субъективному праву логически соответствует установленная объективным правом обязанность. Где есть субъективное право, там непременно имеется юридическая обязанность. В отличие от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают собственные интересы, однако оно должно сообразовываться с предписаниями норм права, отражающих и охраняющих интересы других лиц. Право и обязанность в правоотношении — это важнейшее и необходимое условие нормального человеческого общения. В их адекватном соотношении, предполагающем взаимосвязь и взаимозависимость различных интересов, выражается реальный облик правового общества и государства.

Юридическая обязанность — это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).

Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности — мера должного, необходимого поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывается мера должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного.

Содержание юридической обязанности выражается в двух разновидностях:

Во-первых, в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Например, по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю в собственность имущество, за которое последний уплатил определенную денежную сумму. Юридическая обязанность в этом случае предписывает совершение активных действий, направленных на реализацию права другого участника правоотношения.

Во-вторых, юридическая обязанность выражается в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Так, например, сдача в поднаем имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, не допускается. Такие юридические обязанности носят пассивный характер, так как требуют от участника правоотношения воздержания от запрещенных законом действий.

Как видно из вышеизложенного, юридические права и обязанности в правоотношении — это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения, предусмотренного нормой права. Реализация субъективных юридических прав и обязанностей означает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, воплощение заложенной в них меры дозволенного и должного поведения в реальные общественные отношения.

§ 3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных жизненных обстоятельств (фактов). Например, факт призыва на действительную военную службу является основанием для вступления призывника в военно-служебные правоотношения; увольнение в запас, наоборот, прекращает эти правоотношения; с достижением совершеннолетия возникают правоотношения, допускающие участие гражданина в выборах представительных органов государственной власти; в связи с рождением ребенка у супругов возникают обязанности по его воспитанию.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Мы уже знаем, что гипотеза устанавливает те жизненные обстоятельства и условия, при наличии которых у субъектов возникают конкретные юридические права и обязанности. Другими словами, юридические факты порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовой нормы.

Юридические факты имеют большое значение для практики правового регулирования общественных отношений. От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание или непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот почему в работе юриста важное значение имеет всестороннее исследование и правильное установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности должны быть у его участников. Например, совершение преступления — это юридический факт, который порождает уголовно-правовые отношения между лицом, совершившим преступление, и компетентным должностным лицом (следователем, судьей). Следователь, судья должны точно установить факт совершения преступления конкретным лицом, что и будет основанием для возникновения уголовно-правовых отношений.

Юридические факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей субъекта на две группы: события и действия.

События— это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение или смерть человека, достижение совершеннолетия, стихийные явления).

Действия— это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. С точки зрения законности все действия людей подразделяются на правомерные и неправомерные (правонарушения).

Правомерные действия — это такие юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты — это такие правомерные действия, которые специально совершаются людьми с цепью вступления их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи; постановление следователя о возбуждении уголовного дела; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии. В первом случае возникают имущественные правоотношения, во втором — уголовно-правовые, в третьем — пенсионные.

Юридические поступки — это правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия. Например, гражданин написал письмо в газету с целью решения экологической проблемы района. После опубликования письма у гражданина появляется право авторства на эту публикацию, хотя такой цели при написании письма он не преследовал.

Неправомерные действия (правонарушения) — это такие юридические факты, которые противоречат (не соответствуют) требованиям правовых норм. Неправомерные действия нарушают установленный в стране правопорядок. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлениями являются уголовные правонарушения. Проступки бывают дисциплинарными, административными и гражданско-правовыми.

Такова краткая характеристика юридических фактов, являющихся необходимой предпосылкой правоотношений.

§ 4. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Чтобы завершить изложение теории правоотношений, необходимо еще раз вспомнить те условия (факторы), которые порождают правоотношения. Для этого следует обобщить ранее рассмотренные положения и проанализировать их с точки зрения возникновения движения и реализации правоотношения, что позволит точнее и глубже раскрыть содержание правоотношения, его социально-правовую направленность.

Предпосылками правоотношения являются нормы права, юридические факты и правосубъектность (правоспособность и дееспособность субъектов права). Только при наличии всех трех предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение.

Проследим динамику возникновения и движения правоотношения на условном примере. Предположим, конкретное лицо решило приобрести дом в сельской местности. Сможет ли оно реализовать свое желание вне сферы правового регулирования, то есть купить дом у продавца, игнорируя соответствующую норму гражданского права. Сможет, но такая сделка будет считаться незаконной и подлежит аннулированию. Для того чтобы стать законным обладателем дома, требуется три условия:

1) чтобы покупатель и продавец были праводееспособными;

2) чтобы норма права допускала возможность приобретения дома данным лицом;

3) чтобы покупатель уплатил продавцу денежную сумму, условленную договором купли-продажи, а сам договор был бы соответствующим образом оформлен. При наличии указанных условий правоотношение реально возникает и достигает своей цепи: покупатель получает дом в собственность, а продавец — определенную денежную сумму за проданный дом.

Отношение купли-продажи дома не может возникнуть даже при отсутствии одного из перечисленных условий, а именно:

— если покупатель несовершеннолетний или страдает душевной болезнью;

— если нет нормы, регулирующей данное отношение, или когда рассчитанная на эти отношения норма не распространяет свое действие на покупателя (например, он уже имеет на правах собственности один дом в этой сельской местности);

— если покупатель не уплатил оговоренную сумму продавцу или договор купли-продажи не оформлен надлежащим образом (нотариально не удостоверен).

Субъектами правоотношения в приведенном примере являются покупатель и продавец.

Объектом данного правоотношения выступают действия его участников по купле и продаже дома. Сам дом объектом юридического воздействия быть не может, поскольку это материальный объект, на который можно воздействовать только физическим образом (например, переоборудовать или перестроить). Юридическое значение в данном конкретном случае имеют действия сторон, предусмотренные их юридическими правами и обязанностями. В результате этих действий и осуществляется купля-продажа дома. Предположим, что объектом указанного отношения является дом. Но это объект лишь одной стороны правоотношения — покупателя. Что же является объектом другой стороны? Получается — деньги как эквивалент проданной вещи. Тогда следует логический вывод, что одно правоотношение имеет несколько объектов, хотя и взаимосвязанных материальными признаками, — а это не соответствует реальной действительности.

Понятно, что правовая форма и фактическое содержание общественного отношения находятся в неразрывном единстве. Нормы права для того и создаются, чтобы урегулировать, придать юридическую форму этим отношениям. Однако правоотношение, как индивидуализированное проявление норм права, объектом своего воздействия имеет поведение людей, направленное на достижение благ, для чего люди и вступают в правовые связи.

Субъективным правом в отношении купли-продажи дома является предоставленная покупателю нормой права возможность приобрести жилой дом, если он находится в сфере действия этой нормы.

Юридическая обязанность — это необходимость передачи продавцом покупателю дома, за который покупатель уплатил продавцу обусловленную денежную сумму в установленном законом порядке.

Отсюда следует вывод, что поддерживаемая и охраняемая государством юридическая форма фактического поведения участников правоотношений в реальной жизни является средством удовлетворения их разнообразных благ и интересов.

Особенности правоотношений, возникающих на основе норм военного законодательства. Правоотношения, складывающиеся в условиях вооруженных сил, имеют те же основные признаки, которые характерны для всех правоотношений конкретного государства. Они являются разновидностью волевых отношений и складываются на основе норм права. Участники этих отношений наделяются взаимосвязанными юридическими правами и обязанностями. Правоотношения в вооруженных силах также гарантируются и охраняются государством от нарушений. Однако особый характер задач, стоящих перед вооруженными силами, обусловливает определенные особенности складывающихся в них правоотношений.

Как известно, жизнь и деятельность вооруженных сил регулируется нормами не только общего, но и военного законодательства. Это вызвано тем, что в вооруженных силах имеют место специфические отношения, регулирование которых осуществляется с помощью специальных правовых норм, действующих только в условиях военной организации. Каковы же особенности правоотношений, которые складываются на основе норм военного законодательства?

Во-первых, субъектами этих правоотношений выступают военнослужащие, воинские должностные лица, воинские организации (части, соединения и т. д.).

Во-вторых, объектом данных правоотношений является поведение, действия, непосредственно связанные со строительством и деятельностью вооруженных сил (например, несение внутренней службы, боевого дежурства, выполнение служебных обязанностей воинским должностным лицом).

В-третьих, в правоотношениях, возникающих на основе военного законодательства, находят отражение специфика военной организации, военной службы, закономерности войны и вооруженной борьбы: единоначалие, зависимость хода и исхода войны от соотношения экономических сил воюющих государств, характер боевых действий.

Правоотношения, складывающиеся на основе норм военного законодательства, имеют различное содержание. Так как нормы военного законодательства включают в себя нормы различных отраслей права: государственного, административного, финансового, уголовного, — то и правоотношения, возникающие на их основе, соответственно будут — государственно-правовыми, административно-правовыми, финансово-правовыми, уголовно-правовыми.

Четкое функционирование правоотношений содействует успешному решению задач боевой подготовки войск, повышению их боеспособности и боеготовности. Одновременно они обеспечивают укрепление дисциплины и прочность воинского правопорядка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Что представляет собой правоотношение как форма общественного отношения? Каковы его специфические признаки?

2. При наличии каких предпосылок возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?

3. Виды субъектов правоотношений. Каковы особенности юридического лица как субъекта правоотношений?

4. Частные лица и предприятия как субъекты правоотношений.

5. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений. Как они соотносятся?

6. От каких факторов зависит содержание и объем дееспособности?

7. Имеются ли ограничения в правоспособности и дееспособности для иностранцев и лиц без гражданства?

8. Отличительные особенности публичных и частных юридических лиц. В чем они выражаются?

9. Изложите содержание субъективного права как элемента правоотношения.

10. Охарактеризуйте понятие юридической обязанности субъекта: правоотношения.

11. Какова взаимосвязь юридических прав, свобод и обязанностей?

12. Понятие объекта правоотношения. В чем различие объекта имущественных и других правоотношений?

13. Понятие и значение юридических фактов в правовом регулировании общественных отношений.

14. Классификация юридических фактов. В чем различие юридического акта и юридического поступка ?

15. В чем выражаются особенности воинских правоотношений? Какие объективные факторы предопределяют их специфику?

 

ВНИМАНИЕ!  АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!


Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник  Химического факультета Московского государственного

университета имени М.В. Ломоносова.

 Ошибки в статье 1  Федерального закона № 3-ФЗ о полиции

 

(Системный анализ юридических документов.  Часть 5.  "Вопросы гуманитарных наук". № 2. 2011. Издательство "Компания Спутник+")

Аннотация

Доказано, что статья 1  Федерального закона № 3-ФЗ о полиции содержит две логические ошибки. Доказано, что данная статья противоречит статье  19 Конституции Российской Федерации  (фатальная ошибка).

Krasnyansky Anatoly Vladimirovich, Cand. Sc. (Chemistry), Senior Research Associate of the Moscow State University named after M. V. Lomonosov The system analysis of legal documents. Part 5. Journal "Voprosy gumanitarnyh nauk", 2011, # 2.   Publishing house «Company Sputnikplus»

Summary

It is proved that Article 1 of the Federal Law № 3- ФЗ about Police has two logic errors. It is proved that Article 1 contradicts Article 19 of the Constitution of the Russian Federation (a fatal error).


1. Введение

   В системном анализе юридических документов можно выделить следующие основные  операции: лингвистический анализ,  логический анализ,  юридический анализ и педагогический анализ (если документ касается несовершеннолетних). Между этими операциями не всегда можно  провести четкие границы,  но это и не нужно. Главная цель – наиболее полно  исследовать документ. Ранее был проведен системный анализ нескольких статей Конвенции о правах ребенка и Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы» (смотрите сайт http://www.avkrasn.ru/).  В данной  работе  проведен системный анализ статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

2. Объект анализа

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

3. Предварительные замечания

Статья 1 является множеством  (совокупностью) суждений. Кроме суждений, которые входят в это множество, есть суждения, которые  следуют из этой статьи, не присутствуя явно в исходном тексте.  Поэтому проводится анализ  как суждений, входящих в статью, так и суждений, которые логически следуют из статьи.    

4. Анализ пункта 1статьи 1

4.1. Анализ суждения:   «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации».

4.1.1. Права граждан включают, наряду с другими, право на жизнь (статья 20 Конституции РФ, далее – Конституция) и право на защиту (охрану) здоровья (статья 41).  Невозможно защищать жизнь и здоровье граждан, не защищая право граждан на жизнь и право граждан на здоровье. Невозможно защищать право  граждан на жизнь и право граждан на здоровье, не защищая   жизнь и здоровье граждан. Следовательно, слова «жизни, здоровья» являются лишними словами.  Суждение: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации»  содержит логическую ошибку, которая называется «тавтология».  Тавтология – повторение того, что уже было сказано. [2].  Тавтологии нет в суждении: «Полиция предназначена для защиты  прав и свобод граждан Российской Федерации».

4.1.2.  Из пункта 1 статьи 1 следует, что полиция защищает  права и свободы граждан, в частности: 1) право на защиту от безработицы – статья 37 Конституции; 2) право на отдых –  статья 37 Конституции, пункт 5); 3) право на пенсию – статья 39 Конституции; 4) право на медицинскую помощь – статья 41 Конституции; право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования – статья 43 Конституции;  5) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.  Этот перечень можно продолжить. Здравомыслящим людям  ясно,  что всем этим полиция не в состоянии  заниматься. Следовательно, из пункта 1 статьи 1 Закона о полиции следует множество ложных суждений.  В чем ошибка авторов Закона?   Обратимся к Закону о Милиции № 1026-1 от 18 апреля 1991 года:  «Милиция в Российской Федерации –  система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами». Авторы Закона о полиции забыли в пункте 1 статьи 1 добавить: «от преступных и иных противоправных посягательств» и, в сущности, приписали полиции почти все функции государства.   Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».  В статье 18 Конституции утверждается, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».  Назначение полиции – защитить права и свободы  гражданина, а также любого лица, находящегося на территории России,  от  от преступных и иных противоправных посягательств.  Например, согласно Конституции  «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» –   статья 37, пункт 1.  «Принудительный труд запрещен»   –  статья 37, пункт 2.  Полиция обязана выявлять лиц, использующих рабский труд (статья 127.2. УК РФ). Это и есть защита полицией права на свободный труд от преступных посягательств.

4.2. Анализ суждения:   «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья,  прав и свобод иностранных граждан, лиц без гражданства».

Иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России и за ее пределами. Неясно, обязана или нет российская полиция защищать жизнь и здоровье иностранцев и лиц без гражданства за пределами России. Например, имеет ли право президент РФ отправить полицейских защищать жизнь и здоровье, например, граждан США, находящихся в составе оккупационных войск НАТО в Афганистане?  В рассматриваемом суждении есть логическая ошибка –  «амфиболия». Существо этой ошибки заключается в следующем: выражение (совокупность нескольких слов) допускает его двоякое толкование. [2]. Пример. «Казнить нельзя помиловать».

5. Анализ пункта 2 статьи 1

Анализ суждения: «Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств». Это суждение содержит не всегда выполнимые на практике условия.  Например, в больших городах  часто бывают пробки. Помощь полиции может понадобиться находящемуся в тайге, далеко от населенных пунктов.  Человек может нуждаться в помощи, но  полиция об этом может не знать. Здесь авторы закона используют язык рекламы –  язык, неприемлемый для юридического документа. Правильно: «Полиция обязана без промедления защищать каждого от преступных и иных противоправных посягательств». «Промедлить»   –  пробыть какое-то время в бездействии, запоздать с выполнением какого-нибудь дела. [3]. Человеку не всегда удается сделать то, что он  обязан сделать,  даже если он этому отдает все силы и способности.    

6. Анализ пункта 3 статьи 1

В состав пункта 3 статьи 1 (совокупность суждений) входит суждение: «Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие должностным лицам этих органов и организаций  в защите их прав». В пункте 1 статьи 1 утверждается, что «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства». Следовательно,  Закон о полиции выделяет должностных лиц, которым полиция оказывает содействие (помощь, поддержку [3]) в защите их прав,  от всех остальных.  Это противоречит пункту 2 статьи 19 Конституции. В этот пункт (совокупность суждений) входит суждение:   «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения». Следовательно, пункт 3 статьи 1 Закона о полиции  противоречит Конституции.  Это и есть фатальная юридическая ошибка.

7. Выводы

1. Статья 1  Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»  содержит  две логические ошибки. Из этой статьи логически следует множество ложных суждений.

2. Пункт 3  статья 1 Закона о полиции противоречит статье  19 Конституции Российской Федерации (фатальная юридическая ошибка).

3. Статья 1 Закона о полиции не может использоваться по прямому назначению, то есть не может регулировать общественные отношения (следствие из пункта 2).  

4. Статью 1 следует использовать в учебных целях в качестве задания для студентов юридических специальностей в следующей формулировке: "Найти ошибки в статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»".

8. Источники информации

[1]  Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (http://www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.html).

[2]  А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. Словарь по логике. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Москва. 1998.

[3]   Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка. Около 50 000 слов. Издание 5, стереотипное. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1963.

Файл: ЗаконОполицСтатья1


 

 Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник  Химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

 Ошибки в статье 5  Федерального закона № 3-ФЗ о полиции

(Системный анализ юридических документов.  Часть 6. Журнал "Юридические науки". № 2. Издательство "Компания Спутник+"

1. Введение

 

   В системном анализе юридических документов можно выделить следующие основные  операции: лингвистический анализ,  логический анализ,  юридический анализ и педагогический анализ (если документ касается несовершеннолетних). Между этими операциями не всегда можно  провести четкие границы,  но это и не нужно. Главная цель – наиболее полно  исследовать документ. Ранее был проведен системный анализ нескольких статей Конвенции о правах ребенка,  Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы» и статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (смотрите сайт http://www.avkrasn.ru/). В данной  работе  проведен системный анализ статьи 5  Закона «О полиции».

2. Объект анализа

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

3. Предварительные замечания

 

Статья 5 является совокупностью суждений.  В работе проводится анализ  как суждений, входящих в статью, так и суждений, которые логически следуют из статьи.    

4. Анализ части 1 статьи 5

Часть 1 статьи 5:  «Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина». 

 

  Анализ словосочетания: «на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина».  Анализ основан на статье 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция):  «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства». Полиция –  государственный орган, часть государства. Поэтому на основании  Конституции   часть 1 статьи 5 следует формулировать так: «Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения прав и свобод человека».  Данная формулировка не содержит лингвистическую ошибку –  плеоназм. Плеоназм – (от греческого pleonasmоs –  излишество), многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты.  В данном контексте лишнее  слово –  «уважение».  Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Питать уважение к кому-нибудь. Сделать что-нибудь из уважения. Пользоваться общим уважением. Взаимное уважение. [2].    Уважение – это чувство. Государство не имеет права контролировать эмоциональную сферу человека – это логически следует из статьи 28  Конституции. Следовательно, государство не имеет права требовать от гражданина наличия или отсутствия каких-либо чувств к чему-нибудь или к кому-нибудь. Следовательно, в законе (общеобязательном правиле) не должно быть требований любить и уважать законы, президента, партию, страну. Нельзя требовать любви к Родине – но это чувство необходимо воспитывать, иначе некому будет ее защищать.  Нельзя требовать  от граждан уважения к законам, но это чувство необходимо воспитывать – это основа демократического государства. 

   Требовать от граждан, в том числе от сотрудников полиции уважения к чему-нибудь или к кому-нибудь – нарушение  статьи 28  Конституции.

   Полиция обязана соблюдать (исполнять строго, в точности, добросовестно [2]) права и свободы. Даже если сотрудник полиции (как, впрочем, любой гражданин) считает какой-нибудь закон несправедливым,  и нет у него «почтительного отношения» к данному закону, все равно он (и любой гражданин) обязан соблюдать закон.  

5. Анализ части 2 статьи 5

Часть 2 статьи 5:  «Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан».

 

5.1. В состав части 2  статьи 5 (совокупность суждений) входит суждение: «Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если выяснилось, что эта цель не может достигаться путем ограничения прав и свобод граждан». Если цель не может быть достигнута путем ограничения прав и свобод граждан, то каждому нормальному человеку ясно, что в этом случае не имеет смысла ограничивать права и свободы.  Зачем российским гражданам, в том числе сотрудникам полиции,  объяснять совершенно очевидные истины?

5.2. В состав части 2  статьи 5 (совокупность суждений) входит суждение: «Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если выяснилось, что законная цель не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан». В российском законодательстве   существуют нормы права, допускающие ограничения прав и свобод.   Эти правовые нормы можно разделить на четыре группы: 1) ограничения, связанные с проведением оперативно-розыскной деятельности; 2)    ограничения, вызванные чрезвычайными ситуациями; 3) ограничения, связанные с обеспечением безопасности государства, законности,  основ конституционного строя;  4) ограничения имущественных прав несовершеннолетних (статьи 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации).   Из части 2  статьи 5 следует, что авторы Закона о полиции ввели эту правовую норму исходя из того, что полиция сначала принимает меры, ограничивающие  права и свободы, а  уж затем, после принятия мер, проводит правовой анализ: не противоречат ли принятые меры законодательству?  На самом деле порядок обратный. Например, для производства следственного действия необходимо сначала получить разрешение  (статья 165 УПК РФ), а уж затем производить осмотр жилища, обыск и другие действия, указанные российском законодательстве.   Неясно, как может вдруг выясниться,  «что законная цель не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан».  Возникает вопрос: «Знают ли авторы  Закона о полиции российское законодательство?»

6. Анализ части 3 статьи 5

Часть 3 статьи 5: «Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание».

 

В совокупность суждений (часть 3 статьи 5) входит суждение: «Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль». Необходимо обратить внимание на то, что не указаны обстоятельства, при которых сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль. Следовательно, из части 3 статьи 5 следует, что при любых обстоятельствах сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль.  В части 1 статьи 18  указано, что «сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы)  в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».  Очевидно, что применение боевых приемов борьбы (часть 1 статьи 20),    специальных палок (пункт 1 части 2 статьи 21),  электрошоковых устройств (пункт 5 части 2 статьи 21) и некоторых других специальных средств, огнестрельного оружия (статья 23)   вызывает боль.   Из части 3 статьи 5 логически следует, что сотрудник полиции при любых обстоятельствах обязан пресекать применение другими сотрудниками полиции  боевых приемов борьбы,  специальных палок,  электрошоковых устройств и некоторых других специальных средств, огнестрельного оружия. Следовательно, часть 3 статьи 5 противоречит  статье 18, статье 20, статье 21 и статье 23, поскольку в этих статьях указаны обстоятельства, при которых сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять боевые приемы борьбы,  специальные палки,  электрошоковые устройства и некоторые другие специальные средства,  огнестрельное оружие.

7. Анализ части 4 статьи 5

 

В состав части 4  статьи 5 входит суждение: «При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина». Законодатель считает, что последовательность действий сотрудника полиции всегда должна быть такой: 1. Сотрудник обращается к гражданину и разъясняет ему причину и  основания применения мер, ограничивающих его права и свободы; 2. Принимает меры, ограничивающие  права и свободы гражданина.   Из этого следует, что в любой ситуации (иного в законе не сказано) перед тем, как применить к гражданину меры, ограничивающие его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер. Однако это не всегда возможно. Пример № 1. В погоне за вором, застигнутым на месте преступления, сотрудник полиции должен сначала (на бегу) разъяснять вору причину и основания, по которым он бежит за вором, а уж потом надеть наручники (если догонит). Пример № 2.  При задержании опасного преступника необходимо, чтобы избежать кровопролития, использовать эффект внезапности. Часть 4 статьи 5 запрещает использовать эффект внезапности и подвергает повышенному  риску жизнь и здоровье сотрудников полиции.

8. Выводы

 

1. Статья 5  Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»  противоречит статьям 13, 14, 18, 21 и 23 этого Закона.

2. Статья 5 Закона о полиции запрещает сотрудникам полиции  при любых обстоятельствах применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (следствие из пункта 1).

3. Статью 5 Закона о полиции нельзя использовать по прямому назначению (следствие из пунктов 1 и 2).  

4. Статью 5 следует использовать в учебных целях в качестве задания для студентов юридических специальностей в следующей формулировке: "Найти ошибки в статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»".

 9. Источники информации

 

[1]  А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. Словарь по логике. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Москва. 1998.

[2]   Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка. Около 50 000 слов. Издание 5, стереотипное. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1963.

Файл: ЗаконОпол5Статья1

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: