Сколько демократии было в СССР? Часть 1
Что такое демократия?
Источник информации — http://diaphant.livejournal.com/7355.html
На первый взгляд ответ очевиден — нисколько. И правда, откуда в тоталитарном Советском Союзе демократия? Но давайте попробуем более детально разобраться в этом вопросе.
В современном мире, многие понятия размыты и неточны, поэтому в рамках этой статьи нам придётся восстанавливать значение некоторых слов, что называется, с нуля. Вот например, расхожее понятие — демократия, что это такое?
Понятие «Демократии» многогранно. Власть народа. Управление народа народом во имя народа. Как это понимают разные люди? Мы открываем эту страничку для тех, кто хочет понять — что такое демократия.
А затем следуют пятнадцать статей, призванных объяснить суть этого явления. Некоторые описывают демократию, как набор институтов, некоторые, даже, как противопоставление тоталитаризму. Но в любом случае, такое большое количество мнений, однозначно говорит лишь об одном — суть этого понятия несколько сложней, чем мы привыкли считать.
Среди неизменных явлений и тенденций, проявляющихся во всех политических организмах, одно становится очевидно даже при самом поверхностном взгляде. Во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных) существуют два класса людей — класс правящих и класс управляемых.Первый, всегда менее многочисленный, выполняет политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым в форме, которая в настоящее время более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу, по крайней мере внешне, материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма.
Немецким учёным Р. Михельсом, даже был сформулирован Железный Закон Олигархии, который описывает зарождение элиты на примере современных политических партий.
Ученый приходит к выводам, что в любой политической партии неизбежно появляется устойчивый круг людей, для которых руководство партийной организацией становится профессиональным занятием. Эта деятельность дает им материальныем блага, престиж, удовлетворяет их психологически. Постепенно "вожди" идентифицируют себя с организацией, а свои интересы отождествляют с интересами организации. Централизация, строгая партийная дисциплина, вызванная условиями политической борьбы, превращаются в средство закрепления господствующего положения партийных функционеров. Демократический контроль со стороны членов партии постепенно становится невозможным. Вожди, рассматривая организацию под углом зрения возникших привилегий делают все, чтобы сохранить её. Политика становится умеренной или даже консервативной. Делается сильный акцент на приспособление к окружающей социальной среде. Официально декларированные цели, программы, эгалитарная идеология внешне сохраняются, реально же происходит отказ от радикальных целей, ради осуществления которых создавалась партия. Такова суть явления, которое Р.Михельс определил как "железный закон олигархии".
http://www.vybory.ru/sociology/polit_ob
В условиях демократии вожди основывают свое право командования на фикции демократического всевластия масс.
С точки зрения теории, защита вождями принципа «требовать подчинения масс» абсолютно очевидна и безупречна. Но на практике если и не выборы, то перевыборы вождей массами совершаются всегда при такой сильной обработке сознания и различных способах навязывания идей, что свобода принятия решения оказывается при этом в значительной степени подорванной. Нет никакого сомнения в том, что в процессе развития партии демократическая система сжимается в конечном счете до прав масс самим выбирать себе в данный период времени господ, которым они после их избрания обязаны оказывать послушание.
Михельс Р. Социология политической партии в условиях современной демократии
Карл Маркс и Вридрих Энгельс в своём Коммунистическом Манифесте, так описывают роль верховной власти:
Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.
- Верховная Власть — представляет интересы правящего класса.
- Правящий Класс — контролирует тем или иным способом Народные Массы, с целью сохранения своего господствующего положения.
- Народные Массы — не имеют реальной власти и находятся в состоянии постоянного манипулирования со стороны правящего класса.
Это несомненно упрощённая модель, многие учёные отмечают, что правящий класс не монолитен. В современном обществе правящий класс, представляет из себя несколько конкурирующих и взаимодействующих групп. Однако, в широком смысле, эта схема применима к любому, из существующих или существовавших ранее государственных укладов. И в капитализме и в феодализме и даже в коммунизме существовал правящий класс, народные массы и верховная власть, представляющая интересы правящего класса.
Сколько демократии было в СССР? Часть 2
Какая демократия самая демократичная?
Источник информации — http://diaphant.livejournal.com/8153.html (16 Мар, 2012)
Однако окончание Холодной войны, конец противоборства идеологических блоков и, главное, утрата национальными государствами части своих традиционных компетенций и полномочий в глобальном мире, позволили некоторым исследователям говорить о завершении века корпоративизма и неэффективности этой концепции в новых условиях.Между тем, непрекращающийся интерес ученных к этой теме вызван рядом актуальных факторов. К числу этих факторов можно отнести успешное существование и развитие системы неокорпоративизма в странах Западной Европы: в Австрии, Швейцарии и Скандинавских государствах, формирование корпоративных принципов организации в органах управления Европейского Союза, функционирование специфической формы неокорпоративизма в Германии
С другой стороны, вскоре стало очевидно, что корпоративная система способствует созданию благоприятных условий соперничества между группами интересов за влияние на государственные и правительственные органы. Дело в том, что отношения, которые эпизодически, спонтанно и добровольно возникают в рамках плюралистической модели, лишь кажутся более свободными, но на практике приводят к неравенству доступа к властным структурам. Привилегированные малочисленные группы, способные быстро концентрировать ресурсы и отличающиеся географической компактностью, обладают в условиях плюралистической демократии (имеется в виду представительная демократия — прим.diaphant) естественными преимуществами перед большими рассредоточенными группами, такими, к примеру, как рабочие или потребители. И напротив, корпоративистская модель характеризуется тенденцией к выравниванию распределения ресурсов между наиболее организованными группами граждан и гарантирует, по крайней мере, формальное равенство доступа к принятию решений. Более того, прямое включение групп интересов в последующий процесс реализации этих решений обеспечивает большую ответственность его непосредственных участников перед групповыми требованиями, чем в условиях плюралистической системы.
Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР.Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относится:1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;2) принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;3) определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;4) определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР;7) утверждение Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Председателя Высшего арбитражного суда СССР;избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР;9) отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;10) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).Съезд народных депутатов СССР принимает законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР.
Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке:750 депутатов — от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;750 депутатов — от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа;750 депутатов — от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.
75 мест было предоставлено объединениям научных работников. Из них 30 мест получила Академия наук СССР (совместно с 20 научными обществами и 8 ассоциациями), по 10 мест – Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, Академия медицинских наук СССР (совместно с 40 научными медицинскими обществами) и Союз научных и инженерных обществ, по 5 мест – Академия педагогических наук СССР (совместно с Советской ассоциацией педагогов-исследователей), Академия художеств СССР и Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).Творческие союзы СССР, имевшие по закону также 75 мест, распределили их следующим образом: по 10 депутатов от Союза архитекторов, Союза журналистов, Союза кинематографистов, Союза композиторов, Союза писателей, Союза театральных деятелей и Союза художников и 5 депутатов от Союза дизайнеров.