МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
ПРИКАЗ
3 августа 2006 года № 201
О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации
Документ: действует.
Источник информации — http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_06/m201.html .
С целью выполнения плана деятельности Минобрнауки России на 2006 год, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. (от 5 мая 2006 г. N АФ-5/02 вн),
приказываю:
1. Одобрить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (далее — Концепция), (приложение № 1).
2. Утвердить план реализации Приоритетных направлений национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы (приложение № 2).
3. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Департамент государственной политики в образовании (Калину И.И.).
Министр А. Фурсенко
Приложение № 1
Документ: действует
Одобрена приказом Минобрнауки России от " 03 " августа 2006 г. N 201
КОНЦЕПЦИЯ
национальной* образовательной политики Российской Федерации
Источник информации — http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_06/prm201-1.htm .
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтничным характером российского общества — не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поликонфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России.
Многомерно-сложный характер этнического состава российского общества ставит перед системой образования два рода проблем. Во-первых, это необходимость организации в структуре всеобщей единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением в том или ином объеме на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, с содержанием гуманитарного образования, выстроенном на иной, нерусской культуре. Эти учреждения, обеспечивающие равноценную подготовку молодежи, удовлетворение ее этнокультурных образовательных потребностей, по своим главным целям, по внутреннему содержанию, структуре и организации должны представлять собой интегральную часть образовательной системы, равнозначный элемент единого российского образовательного пространства.
Другая диктуемая полиэтничностью российского социума проблема задается необходимостью включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в согражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.
Образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, будучи транслятором языков и культур, объективно должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом. Это функциональное единство и обусловливает необходимость сопряжения этнонациональных аспектов образовательной политики с целями и принципами государственной национальной политики Российской Федерации в целом.
Задача данного документа состоит в том, чтобы, опираясь на современные представления о природе и существе этничности и объективных тенденциях ее развития сегодня, на понимание механизмов государственного регулирования межэтнических и этно-государственвых отношений, определить цели, принципы и приоритеты национальной образовательной политики Российской Федерации с тем, чтобы она была направлена на обеспечение в новых исторических условиях межнационального согласия, единства и целостности России. Это предполагает согласование и сопряжение в сфере образования общегосударственных интересов и потребностей с потребностями и интересами общества, его народов, граждан, формирование отношений сотрудничества между ними, развитие языков и культур народов России.
Концепция содержит обоснование цели, механизмов и направлений национальной образовательной политики Российской Федерации. Она рассматривает образование как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации — социокультурной трансформации многомерно-сложного полиэтничного российского социума в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество.
Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», Закона Российской Федераций «Об образовании», Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, и ряде других актов, которыми с начала 90-х годов регулируются этнонационалъные проблемы образования. Концепция учитывает общепризнанные действующие нормы международного права.
Проблема особых функций системы образования в условиях полиэтничности населения была понята российским государством как предмет государственной национальной политики, направленной на профилактику сепаратизма еще в конце XVIII века. Последующие два столетия характеризовались поиском организационных решений, которые сделали бы образовательное учреждение с нерусским языком обучения инструментом реализации национально-политических целей государства.
Сегодня этнонациональные проблемы образования регулируются перечисленными законодательными актами и, прежде всего, Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон). За истекшее десятилетие накоплен достаточный опыт, позволяющий объективно оценить эффективность механизмов, которые были установлены в начале 90-х годов для достижения заявленных Законом разновекторных целей. С одной стороны, это обеспечение «единства федерального культурного и образовательного пространства», а с другой — «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Реализация заявленных целей предполагалась через компонентную модель организации содержания образования, включающую федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.
Опыт прошедшего десятилетия свидетельствует о том, что наряду с положительными результатами, нашедшими отражение прежде всего в увеличении количества языков, функционирующих в системе образования, проявились и негативные тенденции. Принятый компонентный принцип организации содержания образования создал условия для автономной постановки независимых, не совпадающих, а порой и конфронтирующих друг с другом образовательных стратегий, целей и задач, реализуемых на региональном и федеральном уровнях. Следствием этого стали: автономизация регионального (национально-регионального) компонента, установление его приоритетности по отношению к федеральному, понижение уровня его связи с русским языком и культурой, превращение образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в инструмент этнической мобилизации и использование его в качестве фактора перевода федеративных отношений в конфедеративные. К причинам, создавшим возможность для развития центробежных процессов, следует отнести непродуманность механизмов реализации компонентной модели конструирования содержания образования заявленным в Законе целям. В Законе не предусмотрен механизм согласительных процедур, обеспечивающих рациональный «баланс интересов» субъектов образовательного пространства и сохранение целостности системы.
Таким образом, опыт истекшего десятилетия свидетельствует о необходимости разработки на федеральном уровне документа, трактующего общие установочные принципы (нормы) решения национальных проблем образования, относящихся как к федеральному ведению, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
К приоритетам такой политики принадлежат — удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидация многонационального народа России в единую политическую нацию, формирование в корреляции с этнической самоидентификацией общероссийского гражданского сознания, обеспечение качественного образования детей, обучающихся на языках народов России.
Под национальной образовательной политикой Российской Федерации понимается целенаправленная и согласованная деятельность государственных органов управления образованием федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления и национальных общественных организаций по реализации указанных приоритетов, направленная на культурное и национальное развитие Российской Федерации.
Национальная образовательная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах: признание исключительной роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства;
единство федерального культурного и образовательного пространства, равноправие на сохранение и развитие всех языков народов России, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, запрет на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному или языковому признакам, недопущение и пресечение практики национального, религиозного или языкового превосходства;
единство и целостность Российской Федерации, сплочение многонационального народа России в единую политическою нацию в сопряжении с равноправием и самоопределением всех народов Российской Федерации;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин выстроенного на родной (нерусской) этнокультуре;
создание механизмов согласования интересов субъектов образовательного пространства Российской Федерации;
признание необходимости разработки для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы специфического содержания гуманитарного образования, выстроенного на бикультурной, билингвальной, а также поликультурной основах, с использованием принципов диалога культур и сопоставительного анализа;
признание необходимости расширения масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности, исключающих национализм, сепаратизм и ксенофобию;
необходимость государственной поддержки обучающихся в получении качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной среды.
Национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации и преследует триединую цель:
создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;
содействие средствами образования политике государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;
создание необходимых условий, обеспечивающих формирование в корреляции этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.
Достижение данной цели требует решения комплекса таких практических задач, как:
научно-методологическая проработка содержания гуманитарного образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе, с использованием сопоставительного анализа и с учетом этноязыковой и этнокультурной среды, выработка принципов и механизмов межкультурного взаимодействия и сопряжения содержания гуманитарного образования «по горизонтали» на всех ступенях обучения;
совершенствование законодательной базы, приведение нормативного правового обеспечения федерального и регионального уровней образования в соответствие с целями и приоритетами этнонациональной образовательной политики;
создание организационно-управленческих механизмов согласования и сопряжения содержания гуманитарных предметов, представленных федеральным и региональным (национально-региональным) компонентами государственного образовательного стандарта;
создание организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования с учетом местной языковой и этносоциокультурной специфики;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработку этнонациональных проблем в образовании;
развитие государственно-общественных механизмов выработки и реализации национальной образовательной политики Российской Федерации, предусматривающих широкое включение в эту деятельность представителей национально-культурной элиты;
создание системы мониторинга состояния и тенденций развития процессов, направленных на удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей в регионах Российской Федерации, включая процессы в сфере национально-русского и русско-национального двуязычия;
создание нового поколения учебников по предметам гуманитарного цикла, выстроенных на бикультурной и поликультурной основе (в том числе для различных цивилизационно-культурных зон России);
обновление Концепции развития образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
разработка экспериментального варианта примерного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.
Приоритетные направления национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004 — 2010 годы
1. Обеспечение государственных гарантий качественного образования
Для обеспечения государственных гарантий качественного образования необходимо:
внести изменения в Закон, направленные на формирование общероссийского гражданского сознания, обеспечивающие целостность многонационального российского государства;
разработать федеральный закон, вводящий общие установочные нормы по реализации регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в данной области;
внести изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении с целью обеспечения реализации национальной образовательной политики Российской Федерации, в том числе в части образования детей, проживающих с родителями, характер работы которых связан с ведением аборигенного образа жизни;
осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
осуществлять социально-педагогическую, психолого-педагогическую поддержку детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
осуществлять социально-педагогическую поддержку детей, пострадавших от военных и других конфликтов, в том числе на Северном Кавказе.
2. Создание условий для повышения качества образования
С целью создания условий для повышения качества образования необходимо:
осуществлять ежегодный мониторинг состояния и тенденций развития национально-русского и русско-национального двуязычия, установок, мотивов на бикультурное развитие детей и подростков, обучающихся в субъектах Российской Федерации, создание на основе мониторинга базы данных с целью разработки текущей стратегии и тактики национальной образовательной политики Российской Федерации;
проводить экспертизу программно-методического обеспечения, разработку программ нового поколения и их экспериментальную проверку;
разработать на культурологической основе примерные образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами по предметам гуманитарного цикла для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках и обеспечивающие оптимальное соотношение содержания федерального и регионального (национально-регионального) компонентов;
разработать методологию и методику построения учебников на основе принципа диалога культур;
разработать новое содержание образования предметов гуманитарного цикла на культурологической, билингвальной основах и подготовить учебники нового поколения;
разработать для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, примерные образовательные программы по истории на основе государственного образовательного стандарта, обеспечивающие оптимальное соотношение содержания федерального и регионального (национально-регионального) компонентов;
разработать требования к итоговой аттестации в форме ЕГЭ для обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.
3. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки работников образования
С целью создания условий для повышения качества профессиональной подготовки работников образования необходимо:
разработать государственный заказ на повышение квалификации педагогических работников для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
разработать государственные требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования ведущих подготовку учителей для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
предусматривать в бюджетах всех уровней финансовые средства на повышение квалификации учителей для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
создать виртуальную и электронную библиотеки учебно-методической литературы, включающие научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания по проблемам образования с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
создать в федеральном государственном учреждении «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» кафедру методики обучения на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
восстановить сеть региональных лабораторий федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования», правопреемника федерального государственного научного учреждения «Институт национальных проблем образования», и готовить научные кадры для этой сети;
разработать процедуры аттестации педагогических работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом и с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
ввести номинацию «учитель родного языка и литературы» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года».
4. Управление развитием системы образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом и с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках
Для оптимального управления развитием системы образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом и обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, необходимо:
создание в федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования» при Центре национальных проблем образования общественного экспертного совета по учебной литературе гуманитарного цикла как федерального, так и регионального (национально-регионального) компонентов с целью анализа их соответствия задачам консолидации российского общества, воспитания гражданина и патриота России;
создание механизма взаимодействия органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, национально-культурных автономий, этнонациональных общественных «объединений по проблемам удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов России;
включение в перечень приоритетных научных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации исследований и разработок по проблемам образования с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также культуры межнационального общения;
изучение и обобщение опыта органов управления образованием субъектов Российской Федерации по осуществлению образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
проведение ежегодных семинаров-совещаний по проблемам образования с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации призвана способствовать:
укреплению единства и целостности Российской Федерации, консолидации многонационального народа России;
сохранению исторической духовной общности народов и культур России;
утверждению роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора его внутренней стабильности;
укреплению единства культурного и образовательного пространства, обеспечению условий сохранения и развития всех языков народов России, сохранению системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, недопущению национального, религиозного и языкового превосходства;
созданию механизмов согласования интересов государства, общества, этноса, личности в образовании;
общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики этнокультурного содержания гуманитарных дисциплин;
разработке содержания общего гуманитарного образования на бикультурной, билингвальной, а также поликультурной основах с использованием диалога культур, сопоставительного анализа;
расширению масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формированию у обучающихся коммуникабельности и толерантности, недопускающих национализм и ксенофобию;
государственной поддержке обучающихся в получении качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной среды.
Основные понятия, используемые в Концепции
Нация (термин многозначен):
а) согражданство, консолидированная совокупность граждан одного государства, обладающая — при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия — общностью языка, общностью культуры с присущей ей самостоятельной системой ценностей, общностью самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъектности в геополитическом пространстве нового времени. Для размежевания с другими значениями этого термина употребляется также в виде формулы «гражданская» или «политическая» нация;
б) в отечественной научной традиции — связанная с этапом становления буржуазного общества ступень в историческом развитии этноса как этнической общности, складывающейся и воспроизводящей себя на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада, этнического (национального) самосознания.
Этнос (народ, этническая общность) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущими ей образной и ценностной системами, общностью языка» психологического склада, этническим самосознанием и этнонимом. В самосознание общности входят представления об общем историческом происхождении и исторической судьбе, чувство общности, солидарности в понимании коллективного прошлого, настоящего и будущего.
Этнонациовальный — термин, возникший в современной отечественной научной среде с целью выхода из терминологического тупика, вызванного возникшей двоякой семантикой понятия «национальный». Раскрывается как национальный в его прежнем значении, то есть относящийся к народу, этносу.
Многонациональный народ (Российской Федерации) — используемый Конституцией Российской Федерации (преамбула, статья 3) термин, характеризующий полиэтничность состава народа Российской Федерации.
Этническое самосознание — одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях.
Бикультурность — состояние одновременного и полноценного владения двумя культурами. Возникает в социокультурном, образовательном пространстве России как результат взаимодействия родной и неродной культур (русской и культуры другого этноса), может включать в себя двуязычие (билингвизм).
Двуязычие (билингвизм) — применительно к национальной образовательной политике Российской Федерации — национально-русское, русско-национальное. Рассматривается как умение использовать два языка (русский и нерусский) на индивидуальном и групповом уровнях. Официальное двуязычие предполагает государственную поддержку функционирования двух языков в государственной и общественной сферах, в том числе в образовании в качестве языков обучения и изучения. Методически формирование двуязычия в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, предполагает взаимодействие двух языков: национально-русское двуязычие — изучение русского языка с опорой на родной (нерусский), русско-национальное — изучение нерусского языка с опорой на русский.
Региональный (национально-региональный) компонент — компонент государственного образовательного стандарта, находящийся в компетенции субъекта Российской Федерации в области образования. Применительно к данной Концепции региональный (национально-региональный) компонент, реализующий принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, рассматривается как этнокультурный региональный (национально-региональный) компонент.
Национальной* — в значении: относящейся к народу, этносу, то есть этнонациональной.
Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 28 апреля 2008 г. № 03-848
О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта
Федеральное законодательство
Источник информации — http://www.bestpravo.ru/federalnoje/xg-praktika/x1o.htm . Текст документа по состоянию на июль 2011 года.
В связи с поступающими обращениями из субъектов Российской Федерации в Минобрнауки России по поводу обеспечения прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (далее — Федеральный закон) направляю информацию о примерном перечне действий (прилагается).
Директор департамента
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом на территории Российской Федерации вводится федеральный государственный образовательный стандарт, который включает:
— требования к результатам освоения основных образовательных программ;
— требования к условиям реализации основных образовательных программ (в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);
— требования к структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса). Данное изменение не означает, что меняется представление о целях образования.
На уровне Российской Федерации при разработке федеральных государственных образовательных стандартов обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся будет включена в указанные требования следующим образом:
— знание этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации (исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), наличие у выпускника компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона будут предусмотрены в качестве требований к результатам образования;
— базисным учебным планом будет предусмотрено изучение предметов, содержащих этнокультурные особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология, народные промыслы и др.). Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие особых вариантов базисных учебных планов и примерных основных образовательных программ, предусматривающих изучение родного языка и литературы;
— использование потенциала и ресурсов социокультурного окружения (возможностей дополнительного образования, учреждений культуры и др.) будет определено в качестве требований к условиям реализации основных образовательных программ;
— структурная составляющая основной образовательной программы, которую формируют участники образовательного процесса, будет направлена на максимальное удовлетворение их образовательных потребностей и запросов и предусмотрена для каждого образовательного учреждения в части обеспечения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся;
— в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, могут быть включены учебники по родным языкам и учебники на родных языках.
На уровне субъектов Российской Федерации необходимо организовать регулярное изучение этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса и вести соответствующий мониторинг.
Во исполнение пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее — Закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования должны разработать и принять законы (иные нормативные правовые акты в области образования), которые в том числе создают необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей и запросов граждан.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик. Нормативные правовые акты республик должны учитывать эти положения. В связи с этим на уровне субъектов Российской Федерации при необходимости следует разработать и принять законы об изучении государственного языка субъекта Российской Федерации в рамках основных образовательных программ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Закона при разработке республиканских, региональных программ развития образования необходимо учитывать социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности субъекта Российской Федерации.
Законом также установлено, что финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника.
Поэтому на уровне субъектов Российской Федерации должны быть установлены нормативы финансирования образовательных учреждений, в которых для обеспечения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся предусматривается финансирование изучения этнокультурных особенностей региона в рамках реализации основной образовательной программы, утверждаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.
На муниципальном уровне при планировании муниципальной сети образовательных учреждений необходимо:
— вести учет запросов и потребностей участников образовательного процесса (в изучении национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, языков изучения и обучения);
— осуществлять мониторинг удовлетворенности данных потребностей;
— создавать условия для реализации данных потребностей (в том числе материальные, финансовые, кадровые, организационные и другте.);
— шире внедрять механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры (музеи, библиотеки, музыкальные школы и др.);
— создавать на базе образовательных учреждений этнографические, исторические и иные выставки (экспозиции), клубы.
Кроме того, муниципалитетом как учредителем образовательного учреждения утверждается устав при согласовании с участниками образовательного процесса, в котором в обязательном порядке указываются типы и виды реализуемых образовательных программ, язык (языки) обучения и иные характеристики образовательного процесса.
Образовательное учреждение вправе включать дисциплины, обеспечивающие удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся, в соответствующую структурную составляющую основной образовательной программы, которая формируется с учетом мнений участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся), родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления самостоятельно.
Педагоги при разработке программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) должны учитывать этнопедагогические традиции социума, национально-региональную специфику, этнокультурные образовательные потребности обучающихся, воспитанников, родителей и работодателей, при изучении отдельных предметов (истории, литературы, географии, мировой художественной культуры и т.д.) дополнять содержание региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и другие особенности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Учителя родных языков и литературы, региональной (национальной) истории, истории родной культуры и т.п. должны в своей деятельности вводить в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям), особенности развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин, выстроенного на родной (нерусской) этнокультуре. Это будет способствовать консолидации многонационального сообщества, поликультурному воспитанию обучающихся, их органичной интеграции в современное российское общество.
Обращаем также внимание, что Федеральным законом установлен переходный период. Это означает, что лица, поступившие в образовательные учреждения до введения федерального государственного образовательного стандарта, продолжают свое обучение по образовательной программе данного уровня на основе государственного образовательного стандарта, включающего региональный (национально-региональный) компонент в нынешнем виде до завершения обучения. Прием на такое обучение прекращается 31 августа 2009 года.