Российское образование на пути к суициду. Преступления МинОбра РФ продолжаются.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» с плохо скрываемой гордостью указывается главное достоинство будущего Федерального закона: его реализация «не потребует дополнительных расходов»

 Российское образование на пути к суициду

Преступления МинОбра РФ продолжаются

 

Источник информации — http://oodvrs.ru/index.php?main=shool&id=100104  (06 декабря 2011).
 

Грубо попирая и игнорируя мнение гражданского общества страны, Фурсенко и компания разослали по регионам требования к учителям согласовать проекты Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием  Федерального закона «Об образовании в РФ».

В конце октября органы управления образованием получили письмо статс-секретаря, заместителя министра Минобрнауки России И.Реморенко с просьбой согласовать проекты Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ».

К указанному выше письму И. Реморенко приложено два документа. Первый, очень длинный, где содержится «святая святых» — текст проекта закона «Об образовании в РФ».  

Читать его не придется, если вы прочитаете второй документ, короткий, поясняющий этот закон. В нем сухо и цинично выражена суть будущего закона. При этом отброшены ритуальные для министерства приседания перед святой миссией образования, поклоны в сторону педагогов и заискивания перед неспокойным в наше время студенчеством.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании  в Российской Федерации"» с плохо скрываемой гордостью указывается главное достоинство будущего Федерального закона: его реализация «не потребует дополнительных расходов» (http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/, с. 2).

Закон будет уникальным, впервые модернизация образования осуществляется без инвестиций. С таким флагом министр может смело въезжать в Думу на белом коне.  А как проект порадует депутатов, которые  следят не за образованием, не за страной, а за бюджетом.  Им больше ничего не придется объяснять, ни про бакалавров, ни про ЕГЭ, ни про Болонский процесс. Новый спикер (а может и старый — Грызлов) громко восславит почин и призовет других равняться на него. Еще бы, министр берется сорвать старые одежды с предмета всеобщей страсти — системы образования, обнажить и отмодернизировать ее, не требуя денег. Известно, гусары денег не берут!

Теперь становится понятней и за что был уволен министр финансов А. Кудрин. Не за резкие высказывания. Сегодня все, начиная с Президента, говорят резко. Уволен он был в назидание тем министрам, кто еще думает, что федеральный бюджет должен идти на образование, культуру, здравоохранение. Первым понял это наш министр. Понял и сделал правильную стойку в парламенте.

Но если дополнительных денег не будет, в чем же тогда интрига  растянувшегося на два года спектакля с принятием нового Закона «Об образовании в РФ»? В «Пояснительной записке к проекту закона…» без намека на самокритику отмечается: «за минувшее десятилетие в рамках модернизации системы образования неоднократно обновлялось законодательство», что привело «к неустойчивости норм федерального законодательства». Самокритика была бы совсем не лишней, если учесть что 8 лет из 10 «обновлял» законодательство один министр — А. Фурсенко. Он и довел  до «неустойчивости» закон 1992 г., признанный многими странами как модельный закон об образовании.  

 «Практика внесения дальнейших изменений исчерпала свой ресурс», указано далее в Пояснительной записке. А потому рушить построенное здание отечественного образования предлагается общим взрывом, до основания. А затем строить новую систему, от нуля и без денег, на энтузиазме. А главное, без предварительно разработанной и одобренной обществом концепции.

Новый закон потребует отмены 30 Актов Президента и 172 Актов Правительства Российской Федерации. А если вспомнить, что в действующий Закон «Об образовании» (№3266-1, принятый 10 июля 1992 г.) было внесено еще 58 изменений в связи с принятием других актов, то получается, что наше родное министерство пропустило через себя за это время 259 актов. Лучше сказать по-другому: министерство модернизировало систему образования в среднем два раза в месяц.

Справка:  поправки к закону вносились в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-ФЗ, от 16.11.1997 №144-ФЗ, от 20.07.2000 №102-ФЗ, от 07.08.2000 №122-ФЗ, от 13.02.2002 №20-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.06.2002 №71-ФЗ, от 25.07.2002 №112-ФЗ, от 10.01.2003 №11-ФЗ, от 07.07.2003 №123-ФЗ, от 08.12.2003 №169-ФЗ, от 05.03.2004 №9-ФЗ, от 30.06.2004 №61-ФЗ, от 20.07.2004 №68-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 №199-ФЗ, от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 18.07.2005 №92-ФЗ, от 21.07.2005 №100-ФЗ, от 31.12.2005 №199-ФЗ, от 16.03.2006 №42-ФЗ, от 06.07.2006 №104-ФЗ, от 03.11.2006 №175-ФЗ, от 05.12.2006 №207-ФЗ, от 28.12.2006 №242-ФЗ, от 29.12.2006 №258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 №1-ФЗ, от 05.02.2007 №13-ФЗ, от 09.02.2007 №17-ФЗ, от 20.04.2007 №56-ФЗ, от 26.06.2007 №118-ФЗ, от 30.06.2007 №120-ФЗ, от 21.07.2007 №194-ФЗ, от 18.10.2007 №230-ФЗ, от 24.10.2007 №232-ФЗ, от 01.12.2007 №307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ, от 01.12.2007 №313-ФЗ, от 28.02.2008 №14-ФЗ, от 24.04.2008 №50-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 27.10.2008 №180-ФЗ, от 25.12.2008 №281-ФЗ, от 25.12.2008 №286-ФЗ, от 10.02.2009 №18-ФЗ, от 13.02.2009 №19-ФЗ, от 17.07.2009 №148-ФЗ, от 10.11.2009 №260-ФЗ, от 17.12.2009 №321-ФЗ, от 21.12.2009 №329-ФЗ, от 27.12.2009 №365-ФЗ, от 27.12.2009 №374-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 №13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 17.12.2009 №313-ФЗ .(См. mon.gov.ruДокументыОбразование›).

Понятно, что в столах министерства накопилось  неисчислимое множество правовых актов. Их надо исполнять. Но российский чиновник не привык исполнять акты, он привык их писать. Нужно почистить столы и получить новые заказы — вот в чем интрига принятия нового закона. Освободить место для новых актов. А потому, отменив десятилетнюю историю российского образования,  одновременно с новым законом предлагается принять 28 новых постановлений Правительства РФ. Ну, чем не инновация? Чем не рывок вперед? Под это можно не только оправдать необходимость министерства, но и получить приличные гранты. Переписать заново все отменяемые акты — вот новые перспективы министерства.

Более 200 правовых актов будут безотлагательно отвергнуты как тормозящие развитие отечественного образования, способные ослабить мощный потенциал нового закона. Так министерство оценивает свою же деятельность, а вместе с этим и компетентность принимавших эти акты законотворцев, Правительства и Президента.

В числе первых будет упразднено Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. №908 «О Концепции реформирования системы начального профессионального образования» (пункт 42). По  Википедии, «конце

По  Википедии, «концепция» — руководящая идея, конструктивный принцип. Концепцию принимают как долгосрочную, стратегическую программу работы, призванную дать толчок развитию страны на многие годы вперед.

Теперь от НПО не хотят оставить даже идеи, пытаются стереть из памяти систему, 70 лет державшую на плечах подготовку квалифицированных рабочих. Хотелось бы понять, отчего задуманная лишь 15 лет назад стратегическая Концепция, объявляющая развитие НПО как приоритет страны и подтвержденная постановлением Правительства 2003 г. по приоритетным направлениям начального профессионального образования (при вице-премьере Г. Кареловой), прожила так недолго.

Неужели у нашего Правительства и министерства такие короткие мысли? Почему молчит В. Кинелев, бывший министром образования в момент принятия Концепции НПО? В России принято задавать вопрос: «Кто виноват?», но не принято давать на него ответ.

 Ясность обязан внести упраздняющий НПО министр Фурсенко, который последнее время не слезает с трибун, разве что для перерыва на обед. Будь у него побольше смелости, Кинелеву пришлось бы оправдываться за халатную недальновидность. За неспособность предвидеть инициированный Фурсенко взрыв инноваций, основанных на принципиальных научных и технологических решениях. Какое начальное профессиональное образование может быть в эпоху «нанотехнологий» и «биоэнергетики», тем более, в условиях виртуального «информационного пространства». У нас уже и Правительство — почти электронное. Начальное профессиональное образование новый закон оставляет только для мигрантов, причем в краткосрочном виде ускоренных курсов. Из мигрантов, а также из российских сирот и бедняков, будут формироваться полуспециалисты, недочеловеки. Все как в утопических романах Оруэлла и Замятина.

У нынешнего министерства, гипнотизированного Высшей школой экономики, другая концепция образования. В связке Фурсенко — Кузьминов (ректор ВШЭ) родилась идея всеобщего высшего образования российского народа. Ее сияющие перспективы уже заложены в законопроект, где предлагается установить  новый норматив «в размере 800 студентов на 10 000 человек населения в возрасте 17-30 лет».

В безнадежно устаревшем, а потому упраздняемом Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 24 декабря 1996 г.), принятого опять же в бытность министром Кинелевым (вот и нашли «кто виноват»!) была заложена цифра недостойная России 170 на 10 тысяч.

Глядя на унижения перед судом истории недальновидного Кинелева, нынешнему министру стоило бы тоже подстраховаться. Кто знает, а вдруг нефть подорожает  с 100 до 1000 долларов и, глядишь, тогда с лозунга «Россия — вперед!» стряхнут пыль и вынут из запасников. А страна под руководством Большого правительства (не путать с «Большим братом» Оруэлла), перескакивая промежуточные этапы, рванет в постиндустриальную эпоху, в экономику знаний (как ни стыдно, но приходится признать, что нынешняя экономика обходится без знаний).

Почему бы министерству не заглянуть в этот «перед» и сразу не ввести принцип 10 тысяч студентов на 10 тысяч человек населения. Он так и войдет в светлое будущее России как принцип Фурсенко — Кузьминова. Дворник — бакалавр, шофер — аспирант, бармен — дипломированный специалист, официант — магистр. Наверное, многие уже слышали один из последних анекдотов нашего времени, точно вписывающийся в тематику: у Фурсенко спросили: «Что бы вы сказали выпускнику гуманитарного вуза этого года?» — «Двойной эспрессо, пожалуйста!» — ответил министр образования.

С трудом, но еще можно понять, когда новое поколение министров делает зачистку тупых и непродвинутых идей предыдущих. Здесь, хотя бы, можно изобразить движение вперед и представить себя начальству как авангардиста. Но когда министерство наступает на горло собственной песне, которая еще и недопета, элементарная совесть требует дать развернутые объяснения. В числе приговоренных правовых актов есть, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 гг.» (пункт 160). Более того, отвергается даже Концепция данной программы (пункт 161), очевидно вошедшая за прошедшие полгода в недопустимое противоречие с будущим законом.

На постановлении о Концепции еще не высохли чернила Председателя Правительства РФ, а оно уже признается вредным и по духу и по сути. Заметим, что подготовка Закона и  Федеральной целевой программы велась одновременно. Ошибка министерства состояла, видимо, в том, что рабочие группы разработчиков Программы и Закона рассадили по разным кабинетам и узнать, что делается за стеной было невозможно.

Вольно, а скорее невольно, но министерство здесь не только подставляет себя, но и  критикует Председателя Правительства РФ В. Путина, недавно подписавшего отменяемую Федеральную программу. Не надо бы министерству этого делать. Особенно сегодня, в самый пик выборов нового Президента России. А уж если делать, то говорить все начистоту, до конца. Лучше самому министерству, чем сидящей в политической засаде оппозиции, огласить список рабочей группы составителей  вредной программы и назвать общую сумму отпущенных на ее разработку грантов. Она будет выглядеть внушительно, если учесть, что на отклоненный общественностью и до сих пор не принятый проект Государственного стандарта общеобразовательной школы потрачены сотни миллионов рублей. Полезно было бы также узнать, что Высшая школа экономика, на чьи стратегические идеи нанизываются все решения министерства последних лет, способна грубо ошибаться и не возвращает напрасно потраченные деньги.

Но самое постыдное в отмене свежеиспеченной Федеральной целевой программы в том, что многие органы управления образованием субъектов Федерации, которым послано на согласование такое решение, дружно его поддержали. Хотя они только-только успели довести Программу до педагогических коллективов и  представить как свидетельство неустанной заботы партии (Единой России, разумеется) и Государства о российском образовании.

Принцип «Одобрям-с» в России воспитан десятилетиями, а в последние годы стал государственной нормой. Как известно, в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (N 119-ФЗ) подчеркнута презумпция «обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями». Зачем же с ними советоваться, если они законом обязаны только одобрять? Так же получилось с разосланным к региональным августовским совещаниям проектом нового Закона «Об образовании в РФ», о чем недавно писал в нашем журнале Президент Академии профессионального образования, академик РАО Ткаченко Е.В. (журнал «Профессиональное образование. Столица» №9 2011 г.). А на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ 20 октября 2011 г. представитель Торгово-промышленной палаты РФ Е.В. Баяхчян сказала: «Мнение профессионалов сводится к тому, что закон в данной редакции вообще принимать нельзя, потому что он не имеет никакого стратегического выхода из сложившейся ситуации, а только усугубляет те перекосы, которые сегодня есть. Пожалуйста, прочитайте мнение экспертов, и каждый делайте свои выводы. Возможно, они не совпадут с выводами тех, кто сегодня из регионов по письму Минобрнауки говорил то, что им было написано».

После руководящего и направляющего выступления некоторых губернаторов, законопроект дружно одобрялся участникам региональных совещаний. Иногда под аплодисменты. Это тоже стало традицией, считать сколько раз выступление Президента, министра, губернатора прерывается аплодисментами. Скоро и это сделают нормой, отмерив сколько раз надо хлопать тому или иному должностному лицу, исходя из категории его государственной должности: «А», «Б» или «В».

 Легкость одобрения проектов федеральных законов субъектами федерации можно понять. Местные министры образования знают, что жить им придется не по закону, а по средствам, выделяемым губернатором. И чем громче ему похлопаешь, тем больше потом «полопаешь». Так управляют образованием в России сегодня.

В предлагаемых к немедленной отмене правовых актах девять приняты в 2011 г. (пункты 152-161). Не повезло, например, «Положению о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» (пункт 153), принятому 20 июня 2011 г. Как видим, стратегического мышления министерству не хватило даже чтобы заглянуть на несколько месяцев вперед.

Вообще, разосланное И. Реморенко органам управления образованием субъектов Федерации письмо лучше бы сделать секретным. Есть опасность, что кто-то его не просто наспех прочитает, но и вдумается.

Здесь не видна последовательность и законченность министерской мысли. Если уж вычеркивать из истории имена, надо вспомнить, что Московский университет носит имя Ломоносова, Петербургский педагогический — имя Герцена. Не забыть бы еще, что в Костроме есть педагогический университет имени Некрасова…

Без комментариев не понять движения души министерства, отменяющей немалый перечень льготных решений, за которые упорно боролось российское учительство и студенчество. Среди них:

«О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России» от 20 июля 2011 г. №600 (пункт 152);

«О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования» от 23 апреля 2009 г. №364 (пункт 143);

«О премиях для поддержки талантливой молодежи»  от 27 мая 2006 г. №311 (пункт 93);

 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования»  от 30 декабря 2006 г. № 348 (пункт 100).

Почему отмена этих прогрессивных, стимулирующих развитие образования решений подается в связи с принятием нового и тоже, как говорят, прогрессивного закона? Попытка сэкономить на этом несколько миллионов рублей граничит с крохоборством.

Логику законотворческих действий Минобрнауки РФ, как говорил классик, умом не понять. Это даже не Салтыков-Щедринский градоначальник с машинкой в голове, умеющей только произносить: «Не допущу!». Такая логика, пожалуй, ближе к страшным снам Гоголя. Только вместо гоголевского Вия в гробу летает дух Минобрнауки и, когда он с трудом поднимает отяжелевшие от бумаготворчества веки, все попадающее в поле его взора подлежит немедленной отмене. Диагноз таких действий может быть охарактеризован как «суицид» — тяжелое соматическое заболевание, ведущее к  целенаправленному лишению себя жизни, как правило, добровольному.

Нельзя понять, почему с принятием нового закона надо срочно отменять Постановления Правительства РФ:

«Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием» от 11 июля 2002 г. №518 (пункт 72). Иного перечня заболеваний, как помнится, в новом законе не прописано.

 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» от 25 августа 2008 г. №638 (пункт 134). Возможно, международное  сотрудничество предлагается прекратить сразу после принятия нового закона?

В контекст нового закона не вписалось Постановление Правительства Российской Федерации «О передаче в собственность субъектов Российской Федерации автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных и сельской местности, учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений от 8 сентября 2006 г. №551 (пункт 95). Его тоже придется срочно отменить, а переданные автобусы и оборудование, видимо, отбирать назад.

С одной стороны, нелегко работать сегодня министерству, если отменять приходится все что принято до него недальновидными предшественниками или по собственной глупости. Хочется подойти к Фурсенко, по-человечески посочувствовать, обнять и долго-долго вместе плакать по тяжелому доставшемуся ему наследству

С другой стороны, а это, наверное важнее, впереди у министерства расчищенная для бумаготворчества поляна, на которой вместо 200 правовых актов, оно вырастит 200, 300, может и 500 новых. И под разработку каждого нового акта  будет получать новый финансовый грант, а затем «пилить» и «откатывать» его. Вот это бизнес-схема, вот это — перспектива!

В перечне отменяемых правовых актов радуют лишь два внешне неприметных, но обнадеживающих пункта.

Отменяются Постановления Правительства Российской Федерации:

«О Министерстве образования и науки Российской Федерации» от 15 мая 2010 г. № 337 (пункт 165);

«Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» (пункт 83).

В этом есть какой-то тайный знак. Созданный Минобнауки РФ закон убивает своего создателя. Российское образование стоит на пути к суициду.

Источник: по комментариям Игоря Павловича Смирнова — в прошлом заместителя Председателя Гособразования СССР, куратора системы начального и среднего профессионального образования страны, много сделавшего для развития этой системы, а ныне крупного ученого, д.ф.н., профессора, члена-корреспондента Российской академии образования и иностранного члена Академии пед. наук Украины, Лауреата премий Президента РФ и Правительства РФ за работы в области начального и среднего профессионального образования.

 
 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: