Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Рособрнадзор проанализировал результаты региональной и общероссийской оценок по модели PISA
29 ноября 2019 года. URL: http://window.edu.ru/news/768/19768
Комментарий Анатолия Краснянского к сообщению Рособрнадзора
Деятели Рособрнадзора убеждены, что программа PISA дает ценную информацию о знаниях и умениях российских пятнадцатилетних учащихся. Однако они ошибаются.
Однако PISA не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода ошибки, в том числе дефектные задания.
В 2005 году ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Антонович Садовничий и академик РАН Виктор Анатольевич Васильев рассмотрели несколько заданий по математике и естествознанию программы PISA-2003 и подвергли их жесткой критике. [1,2].
В 2009 году старший научный сотрудник химического факультета МГУ Анатолий Владимирович Краснянский доказал, что многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий: "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит не менее 10 ошибок. Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". [3].
2014 год: Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. Открытое письмо ученых из разных стран мира Андреасу Шлейхеру, директору программы PISA. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. [4].
[1] Общее собрание Российской академии наук. Выступления участников Общего собрания 18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подготовлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-51.html
[2 ] Академик РАН В.А. Васильев. Испытание «П». Независимая газета, № 114 (3510). Дата публикации в источнике: 08.06.2005. URL: http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-3019.html
[3] Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования: URL: https://avkrasn.ru/category-2.html
[4] 2014 год: Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. The Guardian. 6 мая 2014 года. URL: https://www.theguardian.com/education/2014/may/06/oecd-pisa-tests-damaging-education-academics . Валерия Штраус. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. The Washington Post. 13 мая 2014 года. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2014/05/13/academics-call-for-pause-in-pisa-tests/?utm_term=.baa7fcd29e64 . На русском языке: URL: https://avkrasn.ru/article-4870.html
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2019 году провела региональные и общероссийские оценки школьников по модели PISA.
«В 2019 году в региональной выборке приняли участие 59 646 учащихся из 1400 образовательных организаций 14 регионов: Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Саратовская область, Ульяновская область, Вологодская область, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Иркутская область, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ивановская область, Липецкая область, Брянская область, Краснодарский край. В общероссийской выборке приняли участие 9070 учащихся из 200 образовательных организаций 42 регионов. Результаты общероссийской и региональной оценки по модели PISA будут известны в апреле 2020 года», – указано в информационном релизе ведомства.
В 2020 году планируется проведение региональной оценки по модели PISA в следующих регионах: Сахалинская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Санкт-Петербург, Республика Коми, Республика Ингушетия, Омская область, Республика Тыва, Челябинская область, Владимирская область, Тульская область, Воронежская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия.
Одновременно с участием в региональных оценках по модели PISA более 12 тыс. 200 человек (обучающихся, их родителей (законных представителей), руководителей и работников образовательных организаций) из 14 субъектов Российской Федерации были опрошены с целью проведения оценки удовлетворенности качеством общего образования.
Респонденты в целом отмечают удовлетворенность как условиями, так и результатами общего образования. Степень удовлетворенности качеством образования у обучающихся составляет 80%, у родителей – 72%, а у педагогических работников – 86%. Большая часть респондентов отмечают востребованность результатов общего образования.
В соответствии с методологией в 2019– 2024 годах ежегодно будут проводиться общероссийская и региональная оценки по модели PISA с использованием технологий и решений исследования PISA для школ (PISA for schools) на выборках в 14– 5 субъектах Российской Федерации.
Исследование PISA для школ оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность. Инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для учащегося, а также анкету для администрации школы. Все участники исследования выполняют задания на компьютере. На выполнение заданий отводится ровно два часа (время, отведенное на выполнение заданий, строго регламентировано), а на заполнение анкеты отводится ориентировочно 30 минут (время на заполнение анкеты строго не регламентировано).
Скриншоты
Рособрнадзор проанализировал результаты региональной и общероссийской оценок по модели PISA
Скриншоты сделаны 30 ноября 2019 года. URL: http://window.edu.ru/news/768/19768