Разрушение российской системы образования с помощью законодательства
АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОТ КАЛУЖСКИХ ПЕДАГОГОВ
Источник информации — http://netreforme.org/kritika-zakona/analiz-zakonoproekta-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-ot-kaluzhskih-pedagogov/Опубликовано 27.12.2012 автором Николай Сосновым.
«Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни» [Основы права / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001].
Требования к законам в РФ:
1. Все принимаемые в России законы должны соответствовать Конституции РФ как основному закону.
2. Законы должны регулировать действительно коренные вопросы.
3. Законы должны быть совершенными по содержанию и по форме: иметь понятную формулировку и однозначное прочтение, быть лаконичными по форме.
Анализ законопроекта показал, что:
1. Часть пунктов законопроекта «Об образовании в РФ» не отвечает требованиям, предъявляемым к законам второго порядка, а именно:
- противоречат или не соответствуют Конституции РФ (закону прямого действия);
- сформулированы нечётко и могут подлежать неоднозначному толкованию.
2. Отсутствуют пункты, гарантирующие права и свободы человека и гражданина РФ в области образования.
Статья 6. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
Пункт 5.1. статьи 6 гласит: «В целях реализации права каждого на образование уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, в том числе на основе специальных педагогических подходов, наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, посредством организации интегрированного и инклюзивного (совместного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию».
Пункт данной статьи нового законопроекта не гарантирует право детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам на получение образования, предлагая им обучение в обычных условиях. Многие из них не смогут воспользоваться подобным правом по вполне объективным причинам: в школах не созданы условия (например, нет пандусов, не предусмотрены специальные для инвалидов туалеты), нет соответствующих специалистов, не предусмотрено дополнительное финансирование и т.д.
Как можно закрывать специализированные школы, тем самым практически отнимать у детей возможность социализироваться?
К тому же, в специализированных школах дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды имеют возможность получить начальное профессиональное образование, таким образом, после школы они не тяжким грузом висят на шее государства, а могут включиться в простую, нужную обществу трудовую деятельность.
Необходимо вернуть пункт 6.2. статьи 29 ныне действующего законодательства, который гарантирует право граждан с ограниченными возможностями на получение качественного образования в соответствующих специализированных образовательных учреждениях: «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
Пункты 5-7 статьи 7 гласят: «5) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций; 6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований; 7) установление федеральных требований к образовательным организациям в части минимальной оснащенности образовательного процесса средствами обучения и оборудования учебных помещений».
Статья 7 (особенно пункты 5-7) ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ. Создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, утверждение федеральных государственных образовательных стандартов и установление федеральных требований к ФГОУ должны осуществляться при обязательной общественной экспертизе.
Статья 8. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Пункты 2, 3, 6.1.-6.2., 8.5. статьи 8 гласят:
«2. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели в размере, который не менее размера планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, по лицензированию образовательной деятельности и по государственной аккредитации переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:
1) вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также устанавливать в случае необходимости целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;
2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;… 8.5) имеет право до утверждения регламентов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций».
Данная статья содержит туманные сведения об источниках финансирования, таким образом, с государства снимается ответственность за финансирование сферы образования.
Пункты 2, 3, 6.1-6.2, 8.5 сформулированы совершенно непонятно и запутанно, могут неоднозначно толковаться, что может привести к размыванию ответственности руководителей высшего звена федерального и регионального уровней в сфере образования, росту коррупции среди них.
Необходимо законодательно закрепить источник финансирования сферы образования, указав в законопроекте долю консолидированного бюджета или федерального бюджета (не менее 7%, как в развитых странах), выделяемую государством на данную сферу.
Статья 9. «Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования».
Пункт 1.3. статьи 9 гласит: «1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: …3) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».
Данный пункт сформулирован расплывчато, не содержит гарантий получения общедоступного и бесплатного образования гражданами РФ и содержит опечатку – ссылку на федеральный государственный образовательный стандарт, вместо Конституции РФ.
В ныне действующем законе обеспечение государством гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования опредмечены статьями расходов: на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Исключение данных пунктов приведёт к неясности критериев выделения средств и недостаточному финансированию субъектов федерации.
Необходимо вернуть пункт 6.1. статьи 29 действующего в настоящий момент «Закона об образовании РФ» в новый законопроект (вместо пункта 1.3 данной статьи), законодательно закрепив ключевые статьи финансовой ответственности государства:
«6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».
Пункты 1.2, 1.9, 1.10, 4 статьи 9 гласят:
пункт 1.2. «создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций субъекта Российской Федерации (за исключением создания образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителя образовательных организаций субъекта Российской Федерации»;
пункт 1.9. «…обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ обучающихся, а также обеспечение ознакомления обучающихся с результатами государственной (итоговой) аттестации и аккредитацию общественных наблюдателей)»;
пункт 1.10. «организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в аккредитованных и реализующих основные общеобразовательные программы образовательных организациях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях»;
пункт 4. «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять управление образовательными организациями высшего образования, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года, реорганизацию и ликвидацию указанных образовательных организаций. Такие реорганизация и ликвидация осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Пункты 1.2, 1.9, 1.10, 4 статьи 9 ограничивают право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ. Создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, задания и результаты ЕГЭ должны подвергаться обязательной общественной экспертизе. Новый законопроект это не предусматривает.
Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Пункт 9 статьи 12 гласит: «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно».
Пункт 9 статьи 12 ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ, а также нивелирует содержание пункта 1 статьи 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом».
Порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно, должны определяться не Президентом Российской Федерации, как предлагает новый законопроект, а компетентной в данном вопросе комиссией при общественном контроле.
Статья 13. Образовательные программы
Пункт 2б статьи 13, пункт 7 статьи 70, пункты статьи 73 и далее по тексту законопроекта вводят новые, научно необоснованные, не прошедшие общественную экспертизу образовательные программы «академического» и «прикладного» бакалавриата, без всяких пояснений.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
Пункт 3 статьи 17 гласит «Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона».
Данный пункт нивелирует п.4 Статьи 43 Конституции РФ о том, что «основное общее образование обязательно…», что приведёт к снижению уровня грамотности подрастающего поколения, росту девиантного поведения и преступности среди молодёжи.
Школа – социальный институт, призванный создавать условия не только для усвоения знаний учащимися, но и развития у них познавательных процессов, воспитания и самовоспитания личности, а также социализации личности в обществе. Данный пункт нарушает права ребёнка на получение полноценного образования, развития и воспитания, поэтому его следует исключить.
Необходимо внести пункт 3 статьи 19 действующего в настоящий момент «Закона об образовании РФ»: «Общее образование является обязательным», исключённого из нового законопроекта.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Пункт 2 статьи 20 гласит: «Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, образовательных ресурсов (в том числе учебников и учебных пособий), а также новых направлений подготовки и специальностей. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации».
Данный пункт не соответствует статье 21 Конституции РФ: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
Необходимо внести в новый законопроект дополнения, гарантирующие данное конституционное право, например, добавить к пункту «…Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации» фразу: «при письменном согласии субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей (или лиц их замещающих)».
Статья 22. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций
Пункт 5 статьи 22 гласит: «…Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускаются только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация».
Данный пункт ограничивает право сельских жителей на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ: «Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускаются только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация».
Переформулировать пункт 5 статьи 22 следующим образом: «Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности должны осуществляться при обязательном согласии сельского схода».
Статья 24. Категории, устанавливаемые в отношении образовательных организаций высшего образования
Пункт 3 статьи 24 гласит: «…Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Данный пункт ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ, поскольку игнорирует необходимость научной и общественной экспертизы показателей и критериев оценки эффективности деятельности федеральных университетов. При ныне существующих критериях, сомнительных с точки зрения качества предоставляемого вузом образования, например, средний балл поступления по ЕГЭ (в момент демографического кризиса в России), ряд сильных высших заведений попали в «чёрный список». Какова компетенция экспертов, формулирующих подобные критерии?
В связи с вышеизложенным пункт 3 необходимо переформулировать следующим образом: «…Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти при обязательном проведении независимой научной и общественной экспертизы.
Пункт 4 статьи 24 гласит: «Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».
Данный пункт ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ, поскольку игнорирует необходимость научной и общественной экспертизы показателей и критериев отбора, оценки эффективности деятельности и ликвидации «национальных исследовательских университетов».
В связи с этим пункт 4 следует переформулировать, с учетом того, что отбор программ развития образовательных организаций высшего образования, оценка эффективности их реализации и ликвидация «национальных исследовательских университетов» должен осуществляться при обязательном проведении независимой научной и общественной экспертизы.
Статья 25. Устав образовательной организации
Пункт 2 статьи 25 гласит: «Устав образовательной организации, а также вносимые в него изменения утверждаются его учредителем».
Этот пункт не предусматривает участия научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся в создании, принятии и изменении устава образовательной организации, что ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ.
В связи с этим, в пункт 2 статьи 25 следует сформулировать следующим образом: «Устав образовательной организации, а также вносимые в него изменения утверждаются его учредителем» совместно с коллегиальным органом управления образовательной организации».
Статья 26. Управление образовательной организацией
Пункт 3 статьи 26 гласит: «Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией».
Данный пункт противоречит пункту 2 этой же статьи: «Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления», нарушая принцип коллегиальности в управлении образовательной организацией.
А также противоречит пунктам 3.9.-3.10. статьи 48 настоящего документа, в которых утверждается: «право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления и органах самоуправления, в порядке, определяемом уставом этой организации; «право на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации».
Помимо этого данный пункт ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ.
В связи с этим, пункт 3 статьи 26 следует сформулировать следующим образом: «Исполнительным органом образовательной организации являются руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель) и коллегиальный орган управления образовательной организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования – работников и обучающихся образовательной организации), ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации, которые осуществляют непосредственное управление образовательной организацией».
Статья 27. Структура образовательной организации
Пункт 5 статьи 27 гласит: «Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Данный пункт не предусматривает участия научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся в создании, принятии и изменении устава образовательной организации, что ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ.
В связи с этим, пункт 2 статьи 25 следует сформулировать следующим образом: «Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и коллегиальным органом управления образовательной организации».
Статья 47. Право на занятие педагогической деятельностью
Пункт 5 статьи 27 гласит: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям педагогических работников, в том числе научно-педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава».
Данный пункт вызывает вопросы, поскольку фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения профессионального педагогического образования. Тем самым, ставится под сомнение необходимость формирования профессиональных педагогических компетенций у будущих учителей. Прежде чем будущий преподаватель приходит в школу, он изучает предметы по специальности, педагогику, методику преподавания, общую, возрастную, педагогическую, социальную психологию и другие предметы, в рамках которых он получает востребованные профессией педагога знания, развивает профессионально-важные качества, необходимые для успешного осуществления педагогической деятельности. По ходу обучения студенты проходят педагогическую практику под руководством компетентных методистов (по предмету, методике, педагогике и психологии), которые обучают их применению полученных в организациях педагогического образования знаний, умений и навыков на практике. Педагогическая практика помогает студенту самоопределиться (подходит ему данная профессия или не подходит, а также подходит он для данной профессии или нет). Если будущий учитель не самоопределился, то в ходе осуществления педагогической деятельности он вместо создания условий для развития личности ученика посредством предмета, самоутверждается за его счёт. Дети – это не опытный материал для отработки педагогических умений и навыков. Профессиональной педагогической деятельности нужно обучаться на специализированных учебных заведениях или специализированных факультетах.
Таким образом, в пункт 5 статьи 27 следует добавить: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное педагогическое или высшее педагогическое образование…».
Статья 49. Обязанности и ответственность педагогических работников
Пункт 2 статьи 49 гласит: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, принуждения их к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».
Данный пункт может подлежать неоднозначному толкованию, поскольку не проведено разграничение между выражением педагогическим работником своего мнения и политической агитацией. Непонятно, что считать политической агитацией, что есть принуждение к принятию политических, религиозных или иных убеждений. Например, можно ли рассматривать урок православной культуры в качестве формы религиозной агитации в образовательном процессе и средством принуждения к принятию религиозных убеждений и разжигания национальной или религиозной розни? Ведь уже неоднократно зафиксированы случаи межнациональных и религиозных конфликтов, порожденных данным нововведением.
К тому же фрагмент данного пункта дублирует 282 статью Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которое предполагает привлечение к административной или уголовной ответственности. Не ясно, зачем включать его в законопроект.
Также не ясно, что подразумевает под собой термин «недостоверные сведения»? Поскольку научное знание не бывает раз и навсегда установленной истиной, постольку знания, изложенные в учебниках и преподносимые преподавателем учащимся во время занятия, представляют собой более или менее приближенное к действительности представление, в той или иной степени достоверное. Возникает вопрос, что считать критериями достоверности и кто будет определять эти критерии? Непонятно также, как этот фрагмент соотносится с пунктами 3.1. и 3.4. статьи 48 настоящего законопроекта (Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) свобода преподавания, свобода проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;… 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании).
Необходимо переформулировать или исключить данный пункт из законопроекта.
Статья 64. Общее образование
Из статьи исключен пункт об обязательности общего образования, что не соответствует п.4 Статьи 43 Конституции РФ о том, что «основное общее образование обязательно…». Необходимо вернуть данный пункт в законопроект.
Пункты 3 и 5 статьи 64 гласят:
пункт 3. «Общее образование может быть получено в форме семейного образования… Среднее общее образование может быть также получено в форме самообразования»;
пункт 5. «При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в семье они информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают».
Это отдаёт право на образование ребёнка на произвол родителя (вряд ли психологически грамотный родитель по собственному желанию ограничит социализацию ребёнка в обществе, не пуская ребенка в школу), нарушает права ребёнка на получение полноценного образования, развития и воспитания, поэтому данные положения следует исключить из законопроекта.
Статья 66. Родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях
Пункты 1 и 2 статьи 66 гласят: «1. Образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
2. За осуществление присмотра и ухода за ребенком образовательная организация взимает плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей (законных представителей) обучающихся, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами».
Разделение дошкольного образования на реализацию образовательных программ и осуществление присмотра и ухода за детьми не имеет под собой основания, поскольку на практике это осуществить невозможно. Как будут реализовываться образовательные программы для тех детей, чьи родители не смогут оплачивать осуществление присмотра и ухода за детьми?
Введение подобного разделения может привести к нарушению 43 статьи Конституции РФ, согласно которой «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного… образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
Данное разделение нанесёт удар и по следующей ступени образования – общему образованию. Уже сейчас в ряде школ существует проблема с группами продлённого дня. Во-первых, сокращено время пребывания детей в группе, а это приводит к тому, что дети предоставлены сами себе до возвращения родителей с работы.
Необходимо исключить это искусственное разделение.
Перед образовательными учреждениями и родителями стоит троякая цель: образование, развитие и воспитание. В рабочее время родителей (для большинства из них – с 8(9) до 17(18) часов) эту цель реализует государственная образовательная организация, посредством осуществления присмотра и ухода за детьми и реализации образовательных программ.
В законопроекте отсутствуют законодательные нормы для круглосуточных групп детских садов. Необходимо их законодательное закрепление для осуществления реальной государственной помощи родителям-одиночкам, работающим посменно.
Статья 71. Профессиональное образование
Пункт 1 статьи 71 гласит: «Профессиональное образование включает в себя следующие уровни образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации».
В данном пункте отсутствует уровень начального профессионального образования, что делает неопределённым статус специальных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Представляется также странным, что профессиональное образование начинается со среднего уровня.
Необходимо вернуть в новый законопроект уровень начального профессионального образования.
Пункт 3 статьи 71 гласит: «Профессиональное образование может быть получено в форме самообразования, а также в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона».
Разработчики законопроекта отдают предпочтение получению профессионального образования в форме самообразования. Интересно, какие профессии возможно получить таким путём?
И вообще, самообразование – это не форма обучения, а вид учения.
В связи с вышесказанным, следует исключить из пункта 3 статьи 71 и пункта 3 статьи 76 обучение в форме самообразования.
Статья 73. Высшее образование
Данная статья не раскрывает, а в ряде случаев даже не затрагивает, существенных аспектов высшего образования и требует значительной доработки.
Выводы:
Закон недоработан, требует чёткой и однозначной формулировки основных положений, снятия противоречий между статьями законопроекта.
Законопроект наносит удар по бесплатности и общедоступности всех ступеней образования и по правам всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей и работников образования), не соответствует требованиям, предъявляемым к законам в РФ, и требует повторной общественной экспертизы.
16. 11. 2012.
Инициативная группа работников образования Калужской области.