Р.В.ЕНГИБАРЯН, Э.В.ТАДЕВОСЯН
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
URL: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htm
URL: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htm , http://in1.com.ua/book/10331/ .
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Р.В.ЕНГИБАРЯН Э.В.ТАДЕВОСЯН. «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО». Учебник для вузов. МОСКВА. ЮРИСТЪ. 2000.
Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего странах развитой демократии.
Особое место в учебнике занимает анализ конституционного строя России. Для студентов юридических вузов и факультетов, слушателей высших школ, институтов и академий.
РАЗДЕЛ I. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИЯ
Глава 1. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВОВЕДЕНИЯ
§ 1. Конституционное право как объект науки конституционного права
Центральная, основополагающая и ведущая отрасль права
Социальная природа и сущность конституционного права
Конституционно-правовые нормы, институты и отношения
Источники конституционного права
§ 2. Предмет и метод науки конституционного права
Предмет науки конституционного права
Метод науки конституционного права
Конституционное право как учебная дисциплина
§ 3. Основные вехи и тенденции в развитии науки конституционного права
Предыстория науки конституционного (государственного) права
Становление и развитие науки конституционного права
§ 1. Сущность, структура, содержание, формы и виды конституций
Понятие и основные свойства конституции
Структура и содержание конституций
§ 2. Разработка, принятие и изменение конституции
Изменение, дополнение и отмена конституции
Сущность и необходимость охраны конституции
Объекты, содержание, формы и субъекты конституционного контроля
Разработка и принятие Конституции РФ
Структура и основное содержание Конституции РФ.
Общие черты, свойства Конституции РФ.
Изменение и пересмотр Конституции РФ
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
§ 1. Конституционные основы экономического строя
Экономическая деятельность и финансовая политика
§ 2. Конституционные основы социальной системы
Экология, здравоохранение, социальное обеспечение
Социальная структура, занятость и межнациональные отношения
§ 3. Конституционные основы политической системы
Общая характеристика и политическое участие
Политические партии и профсоюзы
Оборона, внешняя политика и международные отношения
§ 4. Конституционные основы духовной жизни
§ 5. Основы конституционного строя России
Понятие конституционного строя и его основ
Глава 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ
§ 1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности
Права человека и права гражданина
Государство и защита прав человека
Система прав и конституционный статус личности
§ 2. Гражданство — неотъемлемое право личности
Приобретение, изменение и прекращение гражданства
Иностранцы, апатриды и бипатриды
Права на жизнь, достоинство, свободу и неприкосновенность личности
Свободы мысли и слова, совести и вероисповедания
§ 4. Политические права и свободы
Право участвовать в управлении делами общества и государства
Свободы объединения, собраний и манифестаций
§ 5. Экономические, социальные и культурные права и свободы
§ 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Экономические, социальные и культурные права
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Глава 5. ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
§ 1. Общие конституционные характеристики института государства
Народовластие или суверенитет народа
§ 2. Государственный суверенитет. Единство государственной власти и разделение ее ветвей
Единство государственной власти и разделение ее ветвей
§ 3. Россия — демократическое правовое социальное и светское государство
Россия — демократическое государство
Разделение ветвей государственной власти
Идеологическое многообразие и политический плюрализм в РФ
Россия как правовое государство
Россия как социальное государство
Глава 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Парламентарная (парламентская) монархия
§ 2. Республика и ее разновидности
Парламентарная (парламентская) республика
Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика
§ 3. Россия — президентская республика
Президентская или полупрезидентская республика
Власть Президента и власть парламента в РФ, их соотношение
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
§ 1. Понятие государственно-политического режима
Государственно-политический режим
§ 2. Демократический и либеральный режимы
Демократический государственно-политический режим
Либеральный, или либерально-демократический режим
§ 3. Авторитарный и тоталитарный режимы
§4. Государственно-политический режим современной России
От России тоталитарной к России демократической
Демократизм государственно-политического режима России
Глава 8. ФОРМЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
§ 1. Политико-территориальная организация государства и многообразие ее форм
§ 2. Унитарная форма государства
Понятие унитарного государства
Автономия в унитарном государстве
§ 3. Федеративная форма государства
Субъекты и несубъекты федерации
Проблема суверенитета в федерации
Разграничение предметов ведения и полномочий в федерации
Асимметрия и равноправие субъектов федерации
§ 4. Конфедерация и другие межгосударственные объединения
§ 5. Российский федерализм сегодня
Особенности современного российского федерализма
Конституционно-правовой статус РФ
Конституционно-договорный характер РФ
Пути и перспективы совершенствования федерализма в России
РАЗДЕЛ IV. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Сущность, содержание и виды избирательного права
Демократические принципы избирательного права
§ 2. Избирательная система и ее типы
Основные типы избирательных систем
Выдвижение и регистрация кандидатов
Предвыборная агитационная кампания
Подсчет голосов и определение результатов голосования
§ 3. Референдум и другие формы волеизъявления избирателей
Организация и проведение референдума
§ 4. Избирательное право и избирательная система современной России
Избирательная система и избирательный процесс
Составление списков избирателей
Результаты выборов по избирательному округу
Глава 10. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. § 1. Понятие, место, роль и полномочия главы государства
§ 4. Президент Российской Федерации
Избрание и прекращение полномочий
Глава 11. ПАРЛАМЕНТ. § 1. Понятие, роль, структура и полномочия парламента
§ 2. Формирование и роспуск парламента. Статус парламентариев
§ 3. Механизм функционирования парламента и парламентские процедуры
§ 4. Федеральное Собрание Российской Федерации
§ 1. Понятие, роль, состав и формирование правительства
§ 2. Полномочия и порядок деятельности правительства
§ 3. Правительство Российской Федерации
§ 1. Судебная власть и судебная система
§ 3. Судебная власть и прокуратура в Российской Федерации
Глава 14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления
Системы местного самоуправления
§ 2. Местное самоуправление в Российской Федерации. Конституционные основы
Становление, организация и деятельность
Проблема суверенитета в РФ
Параграф пятый в главе 8 раздела III в учебнике "Конституционное право" : Проблема суверенитета в РФ.
URL: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/149.htm
Проблема суверенитета в РФ. Есть общее и прочно утвердившееся мнение, что РФ — суверенное государство. Не менее общепризнанно и то, что субъекты РФ, не являющиеся государствами, не обладают суверенитетом (хотя отдельные авторы ведут речь о том, что и эти субъекты РФ «обладают присущими суверенитету правами»). Значительно сложнее обстоит дело применительно к республикам — субъектам РФ. Одни, особенно те, кто считает невозможным совмещение двух суверенитетов на одной и той же территории, не признают их суверенными.
Другие, исходя из того, что суверенитет — атрибут государства, наоборот, безоговорочно признают за республиками их суверенитет, а иногда и то, что в рамках соответствующей республики ее суверенитет имеет своего рода приоритет перед суверенитетом РФ.
Третьи считают, что суверенитетом в определенных пределах обладают как РФ, так и ее субъекты — республики; эти суверенитеты совмещаются и взаимодействуют в рамках признания в целом примата федерального суверенитета. Четкое и определенное решение данной проблемы осложняется тем, что в Конституции РФ нет прямых указаний о суверенитете республик одновременно в ней нет и положений об их несуверенности. В то же время в ряде других важнейших документов о суверенитете республик говорится прямо и недвусмысленно.
Авторы данного учебника, стоя на общетеоретических позициях отрицания концепции «абсолютного суверенитета» и признания возможности сочетания двух суверенитетов в федеративном государстве (см. § 2 гл. 5 и § 3 гл. 8), склонны считать правильным третье из указанных решений. В пользу такого выбора говорит немало веских обстоятельств и аргументов.
Во-первых, еще в самом начале 90-х гг. ранее автономные республики РСФСР объявили себя суверенными государствами, а в Конституции РСФСР в начале 1991 г. было исключено их наименование «автономная республика» и заменено наименованием «республика в составе РФ».
Во-вторых, в Федеративном договоре 1992 г. прямо закреплялся суверенитет республик — субъектов РФ.
В-третьих, многие конституции республик — субъектов РФ (Татарстан — , Башкортостан — , Дагестан — , Саха (Якутия) — , Северная Осетия (Алания) — , Тува — , Ингушетия — и др.) совершенно ясно и, как правило, в своих первых статьях закрепляют свой суверенитет.
В-четвертых, Конституция РФ: называет республики государствами (ч. 2 ст. 5); указывает, что статус республики определяется как Конституцией РФ, так и конституцией республики (ч. 1 ст. 66) и не может быть изменен без ее согласия (ч. 5 ст. 66); содержит положения, что вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ обладают «всей полнотой государственной власти» (ст. 73) и что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).
В-пятых, в ряде важных совместных документов РФ и республик, принятых уже после вступления в силу Конституции РФ, эти республики прямо называются суверенными государствами в составе РФ (например, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между РФ и Башкортостаном в августе 1994 г.).
В-шестых, широко известно, что Президент РФ не раз в своих выступлениях уже после принятия Конституции РФ признавал определенную суверенность Татарстана и других республик.
В-седьмых, нельзя не учитывать, что в условиях роста национального самосознания народов и изживания негативных последствий былого подавления самостоятельности республик и сверхцентрализации идея суверенности республик глубоко укоренилась в сознании массы населения многих республик, и было бы явно контрпродуктивно исходить, выступать и отстаивать тезис, что республики ни в какой мере и ни в каком отношении не являются суверенными.
Но необходимо подчеркнуть и другую сторону дела.
«Детская болезнь» суперсуверенизации начала 90-х гг. породила у многих другую крайность, связанную с непониманием того, что суверенитет государства, входящего в федерацию, неизбежно ограничивается в пределах, необходимых для сохранения и упрочения единства и целостности общего государства, обеспечения реальности и действенности его власти.
Так, принятая в ноябре 1992 г. Конституция Татарстана не только провозгласила, что «Республика Татарстан — суверенное демократическое государство» и что «государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан» (ст. 1), но и содержит немало таких положений, которые явно несовместимы с общепризнанными принципами построения и функционирования федеративного государства.
Чрезмерно педалируя свой суверенитет и даже не упоминая о факте распространения суверенитета РФ на территорию республики, о суверенных правах и полномочиях РФ, эта Конституция провозглашает:
а) Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства (ст. 59);
б) законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам республики (ст. 59);
в) Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (напомним здесь, что Татарстан, как и Чечня, не подписал Федеративный договор 1992 г., но в феврале 1994 г. подписал указанный выше Договор);
г) Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права.
С этим и рядом других положений категорически нельзя согласиться. И вовсе не потому, что признается суверенность Татарстана, а вследствие того, как этот суверенитет понимается, толкуется и излагается. Приходится признать, что такому искаженному пониманию суверенитета республики во многом способствовали провозглашенные в свое время высшим руководством страны непродуманные и нечеткие лозунги типа «берите суверенитета столько, сколько сможете», не содержавшие даже указаний на то, что это можно делать лишь в пределах, не нарушающих суверенитет РФ.
Читая Конституцию Татарстана, создается впечатление, что речь идет не о государстве — субъекте Федерации, а о полностью самостоятельном, независимом государстве, не входящем в состав другого государства. И в самом деле, ни в Конституции Татарстана, ни в его Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с РФ нет исходного положения, что Татарстан — субъект РФ, хотя, между прочим, и упоминается, что «граждане Республики Татарстан обладают гражданством РФ» (ст. 19 Конституции Татарстана).
Поэтому не случайно, что приведенные положения Конституции Татарстана вступают в явное противоречие с общепризнанными устоями и принципами современного федерализма, его мировым опытом и с Конституцией РФ.
Как показано выше (§ 3 гл. 8), в составе федерации могут быть отдельные ассоциированные территории и государства (например, Пуэрто-Рико в США), но они обычно не являются субъектами федерации, которая не может строиться на началах лишь ассоциации, ибо это одно, единое суверенное государство, а не простая сумма так или иначе объединившихся суверенных государств. Уже созданная федерация не может нормально существовать, если самостоятельность ее субъектов даже в определении их государственно-правового статуса ничем не ограничена, ибо это равнозначно отрицанию суверенитета федерации.
Ни одна из существующих в мире федераций не признает за своими субъектами право сецессии и ни одна из них не признает безоговорочное верховенство законов субъекта федерации. Федерации не присуще и безоговорочное признание ее субъектов субъектами международного права, хотя в отдельных случаях они и могут обладать ограниченной международной правосубъектностью.
Поэтому, раз Татарстан — субъект РФ, указанные положения его Конституции должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и общепризнанными устоями и принципами теории современного федерализма и его практики, особенно в связи с тем, что Конституция Татарстана принималась в специфических условиях непосредственно после распада СССР, роста центробежных тенденций в России и до принятия Конституции РФ.
К сожалению, болезнь суперсуверенизации затронула и конституции ряда других республик РФ. Так, Республика Тыва в своей Конституции 1992 г. (ст. 1) закрепляет право выхода из РФ, хотя такого права Конституция РФ не предусматривает и им не обладают другие республики — субъекты РФ.
Конституция Республики Саха (Якутия) без достаточных на то правовых оснований безоговорочно заявляет о принадлежности ее территории многонациональному народу республики и объявляет ее исконной землей традиционного расселения ее коренных народов.
Между тем в Конституции РФ речь идет о том, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4), что в РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9) (заметим: используются и охраняются, а не принадлежат, не находятся в собственности) и что территория РФ включает в себя территорию ее субъектов (ч. 1 ст. 67).
При подписании Федеративного договора Башкортостан добился принятия дополнительного протокола, устанавливающего ряд особых полномочий этой республики по сравнению с другими республиками, хотя в этом договоре, в отличие от Конституции Татарстана и его договора с РФ, прямо говорится о Башкортостане как полноправном субъекте РФ. Все сказанное создавало и создает свои трудности и противоречия в развитии современного российского федерализма.
Серьезный ущерб утверждению демократического федерализма в России нанесла многолетняя неурегулированность отношений РФ с Чеченской республикой, где с начала 90-х гг. неуклонно усиливались сепаратистские тенденции вплоть до постановки вопроса о выходе из РФ и фактического нераспространения в течение нескольких лет власти РФ на ее территорию.