Источник информации — http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/di-gosudarstvo/n0b.htm
О Федеральном законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)".
2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)
Принят
Государственной Думой
2 июня 1999 года
Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования и обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации указанных лиц и их интеграции в общество.
Исходная информация — http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/di-gosudarstvo/n0b.htm
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
специальное образование — дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования;
лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
недостаток — физическое или психическое отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное психолого — медико — педагогической комиссией в отношении ребенка и учреждением медико — социальной экспертизы в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;
физический недостаток — подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;
психический недостаток — психическое отклонение от нормального развития, подтвержденное в установленном порядке и включающее в себя нарушение речи, эмоционально — волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;
сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;
тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;
специальные условия для получения образования — условия обучения и (или) воспитания, в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, учебники, учебные пособия, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно или затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
интегрированное обучение — совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение общего назначения — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;
специальное образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
специальное образовательное подразделение — структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение интегрированного обучения — образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;
обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;
полное государственное обеспечение — обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях — интернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами.
Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:
лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации;
родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья;
педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования.
Статья 3. Цели специального образования
Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ними другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. При регулировании правовых отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Статья 5. Государственная политика в области специального образования
1. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения бесплатного образования в соответствии с их способностями и возможностями, в том числе содействует развитию интегрированного обучения.
2. Реализация государственной политики в области специального образования осуществляется на основе федеральной программы развития специального образования, являющейся составной частью федеральной программы развития образования. Федеральная программа развития специального образования разрабатывается на конкурсной основе с привлечением общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, общественных объединений родителей (иных законных представителей) указанных лиц и иных общественных объединений.
3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации предоставляют в соответствии с законодательством налоговые и иные льготы организациям, осуществляющим специальное образование.
Статья 6. Вопросы специального образования, находящиеся в ведении Российской Федерации
В области специального образования ведению Российской Федерации подлежат:
1) установление федеральных компонентов специальных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и общего образования;
2) определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации;
3) определение единых принципов и нормативов создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципов итоговой аттестации этих лиц;
4) утверждение типовых положений о специальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; определение особенностей создания, реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений, лицензирования их образовательной деятельности, а также особенностей аттестации и государственной аккредитации специальных образовательных учреждений;
5) установление особенностей финансирования и федеральных нормативов финансирования специального образования;
6) установление льгот для лиц, работающих в области специального образования;
7) организация государственного контроля за качеством специального образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
установление порядка обеспечения транспортными средствами лиц с ограниченными возможностями здоровья для доставки указанных лиц в образовательные учреждения;
9) установление перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому.
Глава II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Статья 7. Права граждан в области специального образования
1. Граждане имеют право на бесплатное освидетельствование психолого — медико — педагогической комиссией или учреждением медико — социальной экспертизы в целях получения специального образования.
Порядок освидетельствования устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья помимо прав, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", имеют право на:
1) бесплатное обследование психолого — медико — педагогической комиссией или учреждением медико — социальной экспертизы;
2) бесплатную медико — психолого — педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого — медико — педагогической комиссии;
3) бесплатное дошкольное образование;
4) специальные условия, создаваемые для получения образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении в соответствии с психолого — педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями) и обеспечиваемые финансированием из соответствующих бюджетов;
5) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:
1) присутствовать при обследовании ребенка психолого — медико — педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;
2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;
3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в целях получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;
4) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования специального образования, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;
5) получать в психолого — медико — педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования.
2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также законным представителям взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья
На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях — интернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:
неслышащие и слабослышащие;
незрячие и слабовидящие;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями функций опорно — двигательного аппарата;
умственно отсталые;
с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально — волевой сферы и поведения;
имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;
со сложными недостатками.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 10. Формы получения специального образования
Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".
Статья 11. Обучение на дому
1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, органы управления образованием, в ведении которых находятся соответствующие образовательные учреждения, обязаны организовать обучение на дому.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебно — профилактического учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании заключения психолого — медико — педагогической комиссии или учреждения медико — социальной экспертизы в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, указанным в пункте 1 настоящей статьи, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителем (иным законным представителем).
Форма договора об обучении на дому утверждается федеральным органом управления образованием.
3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Обучение в условиях лечебно — профилактического учреждения
1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать один день) лечении в лечебно — профилактических учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.
2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения лечебно — профилактического учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между лечебно — профилактическим учреждением и общеобразовательным учреждением.
Форма договора об организации обучения в условиях лечебно — профилактического учреждения утверждается федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования и здравоохранения.
3. Обучение в условиях лечебно — профилактического учреждения финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" при наличии соответствующего заключения психолого — медико — педагогической комиссии или учреждения медико — социальной экспертизы.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссии или учреждения, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Помощник оказывает помощь обучающемуся в образовательном процессе и подготовке к нему. Услуги помощника не оплачиваются образовательным учреждением.
Права и обязанности помощника помимо установленных законодательством могут устанавливаться также локальными актами образовательного учреждения.
Статья 14. Интегрированное обучение
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого — педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).
В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств федерального бюджета и (или) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, установленном государственными нормативами финансирования затрат на создание специальных условий для получения специального образования.
2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, может осуществляться, если это не сказывается отрицательно на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. Лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены из этого образовательного учреждения в связи с невозможностью совместного обучения. Решение об исключении указанных лиц принимается в порядке, установленном уставом образовательного учреждения. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению указанными лицами обучения в адекватной для них форме.
Статья 15. Специальные образовательные учреждения
1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.
2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:
1) с нарушениями речи — тяжелыми нарушениями речи, фонетико — фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;
2) с нарушением слуха — неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;
3) с нарушениями зрения — незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
4) с нарушениями психики — задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;
5) с нарушениями функций опорно — двигательного аппарата;
6) со сложными недостатками;
7) с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения;
подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.
Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.
Статья 16. Логопедическая служба
1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.
Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:
введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя — логопеда;
создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета;
создания логопедического центра — учреждения с правами юридического лица.
2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования.
Статья 17. Центры реабилитации
1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее чем один в каждом субъекте Российской Федерации) создаются федеральным органом исполнительной власти.
2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.
Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со сложными недостатками — не более чем шесть человек.
3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", и на основе заключения психолого — медико — педагогической комиссии или учреждения медико — социальной экспертизы.
Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения
1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений одного типа или вида в специальные образовательные учреждения другого типа или вида, в образовательные учреждения интегрированного обучения или в образовательные учреждения общего назначения осуществляется на основании заключения психолого — медико — педагогической комиссии или учреждения медико — социальной экспертизы и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.
Вопрос о переводе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления обучающегося, воспитанника в специальное образовательное учреждение.
2. В случае реорганизации или ликвидации специального образовательного учреждения учредитель обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия или с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или в соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения.
Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа. Специальные образовательные подразделения образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
1. Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста одиннадцати лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Направление таких детей в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого — медико — педагогической комиссии в порядке, установленном федеральным законом.
2. В образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, создаются в порядке, определенном Уголовно — исполнительным кодексом Российской Федерации, специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.
Статья 22. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы для специальных образовательных учреждений, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования.
Статья 23. Психолого — медико — педагогические комиссии, учреждения медико — социальной экспертизы
1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляется постоянными психолого — медико — педагогическими комиссиями.
Психолого — медико — педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого — медико — педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.
В целях научно — методического обслуживания психолого — медико — педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого — медико — педагогические центры из расчета один такой центр на десять комиссий, но не более чем один федеральный психолого — медико — педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте Российской Федерации для нескольких субъектов Российской Федерации создается один федеральный психолого — медико — педагогический центр. Создание федерального психолого — медико — педагогического центра осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается.
Порядок создания психолого — медико — педагогических комиссий и федеральных психолого — медико — педагогических центров устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Основными функциями психолого — медико — педагогической комиссии являются:
1) проведение возможно более раннего бесплатного психолого — медико — педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;
2) удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;
3) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;
4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;
5) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, с их правами и правами родителей (иных законных представителей);
7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.
3. В состав психолого — медико — педагогической комиссии в обязательном порядке входят:
психолог;
врачи — психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;
специалисты в области специального образования — логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;
юрист.
В работе психолого — медико — педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.
4. Направление детей на психолого — медико — педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.
Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого — медико — педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.
5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого — медико — педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, для организации обучения на дому или для направления в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого — медико — педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.
В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого — медико — педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого — медико — педагогический центр проводит повторную экспертизу.
Заключение экспертизы может быть обжаловано в суд.
6. Психолого — медико — педагогическая комиссия и психолого — медико — педагогический центр являются юридическими лицами.
7. Диагностика физических и (или) психических недостатков взрослых, установление их прав на получение специального образования и создание специальных условий для получения взрослыми образования осуществляются учреждениями медико — социальной экспертизы.
Обжалование заключений учреждений медико — социальной экспертизы осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Документы, удостоверяющие право на получение специального образования
1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого — медико — педагогической комиссией или взрослому (его законному представителю) учреждением медико — социальной экспертизы. Форма документа устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого — медико — педагогической комиссии или учреждения медико — социальной экспертизы.
3. Должностные лица психолого — медико — педагогических комиссий и учреждений медико — социальной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Лица, виновные в вынесении психолого — медико — педагогической комиссией или учреждением медико — социальной экспертизы умышленно неправильного заключения, незаконной выдаче документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, несут дисциплинарную, административную, гражданско — правовую и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 25. Органы управления специальным образованием
1. Управление специальным образованием в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, профилактику правонарушений, медико — социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом по вопросам специального образования могут создаваться межведомственные комиссии.
Статья 26. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений
Реорганизация и ликвидация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений могут осуществляться, если обучающимся, воспитанникам гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях для получения образования. При реорганизации и ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся, воспитанникам гарантируется реализация права на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Статья 27. Особенности лицензирования образовательной деятельности специальных образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации
1. Лицензирование образовательной деятельности специальных образовательных учреждений проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с учетом следующих условий:
1) лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается образовательным учреждениям профессионального образования, специальным образовательным учреждениям федеральным государственным органом управления образованием, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей;
2) особым предметом экспертизы является наличие специальных условий для получения образования, для негосударственных специальных образовательных учреждений также возможность их финансирования в соответствии с установленными нормативами.
2. Аттестация и государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", с соблюдением следующих условий:
1) аттестация специального образовательного учреждения проводится при положительном результате итоговой аттестации не менее чем половины выпускников в истекшем учебном году;
2) государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводится только федеральным государственным органом управления образованием.
Статья 28. Контроль за деятельностью в области специального образования
Контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в формах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.
Контроль за деятельностью государственных, муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют их учредители.
Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 29. Финансирование образовательных учреждений
1. Финансирование образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, за исключением образовательных учреждений, указанных в пункте 5 настоящей статьи, осуществляется учредителями на основе государственного норматива финансирования специальных образовательных учреждений, специальных образовательных подразделений, образовательных учреждений интегрированного обучения (далее — государственный норматив финансирования специального образования).
2. Государственный норматив финансирования специального образования состоит из двух частей — норматива финансирования образовательного учреждения общего назначения соответствующего типа и вида, определяемого Законом Российской Федерации "Об образовании", и норматива затрат на создание и сохранение специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечения указанных лиц транспортными средствами.
3. Норматив финансирования специального образования за счет средств федерального бюджета устанавливается в порядке, определенном Законом Российской Федерации "Об образовании" для определения нормативов финансирования образовательных учреждений.
4. За счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным нормативом финансирования специального образования производятся расходы на обеспечение финансирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, а также в специальных образовательных учреждениях, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.
Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на финансирование за счет средств учредителя в размере, установленном нормативом затрат на создание и сохранение специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
5. Средства на создание специальных условий для получения образования не выделяются образовательным учреждениям общего назначения, не имеющим специальных образовательных подразделений. Данное положение не распространяется на образовательные учреждения профессионального образования.
В случае, если по заключению психолого — медико — педагогической комиссии или учреждения медико — социальной экспертизы обучение лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего назначения, не имеющих специальных образовательных подразделений, возможно только с помощником, оплата труда помощника обучающегося и стоимости индивидуальных технических средств обучения осуществляется образовательным учреждением за счет средств учредителя в размере, определенном нормативом затрат на создание и сохранение специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
6. Осуществляемое на основании заключения лечебно — профилактического учреждения обучение на дому лиц, имеющих соматические заболевания, а также их обучение в период пребывания в лечебно — профилактическом учреждении финансируется учредителем образовательного учреждения, в котором постоянно обучаются данные лица.
Обучение на дому лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое на основании заключения психолого — медико — педагогической комиссии или учреждения медико — социальной экспертизы, финансируется в размере, определенном нормативом затрат на создание и сохранение специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
7. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности специалиста с ограниченными возможностями здоровья осуществляется за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.
8. Затраты на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину (или образовательному учреждению) в размерах, определенных государственным нормативом финансирования специального образования.
Статья 30. Материально — техническая база специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений
1. За специальным образовательным учреждением, образовательным учреждением интегрированного обучения в целях обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, учредитель (учредители) или уполномоченный собственником орган закрепляет объекты права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Материально — техническая база указанных в пункте 1 настоящей статьи образовательных учреждений в зависимости от их типов и видов включает в себя помещения, сооружения, необходимые для обучающихся, воспитанников, а также оборудование и индивидуальные технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для создания коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно — профилактических мероприятий, хозяйственно — бытового и санитарно — гигиенического обслуживания, выполнения иных функций, предусмотренных уставом соответствующего образовательного учреждения.
Статья 31. Научно — методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений
1. Издание учебников и учебных пособий для специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Правительство Российской Федерации осуществляет научно — методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений через уполномоченные им органы.
3. При разработке и утверждении федерального бюджета предусматриваются расходы на научные исследования в области специального образования.
Глава VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ
Статья 32. Подготовка специалистов в области специального образования
1. Подготовка специалистов в области специального образования осуществляется в специализированных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях послевузовского профессионального образования, а также на специальных факультетах и курсах образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.
2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования, установленный федеральным компонентом соответствующего государственного образовательного стандарта, включает в себя изучение основ дефектологии и коррекционной педагогики.
Статья 33. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования
1. Работникам, участвующим в осуществлении специального образования, помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений, предоставляется право на оплату труда по повышенным на 15 — 30 процентов тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемой работы.
Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Незрячий педагогический работник соответствующего образовательного учреждения вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя.
Глава VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 34. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования
1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.
2. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области специального образования, в том числе подготовки специалистов.
3. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) устанавливать связи с иностранными и международными организациями специального образования, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами, технологиями, программами, обучающимися, воспитанниками;
2) создавать с участием иностранных лиц специальные образовательные учреждения, а также организации по обеспечению их деятельности;
3) осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года, за исключением пункта 2 статьи 37, абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 37, пункта 2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Подпункт 5 пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2004 года.
Статья 36. Применение ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов в области специального образования
Законы и иные нормативные правовые акты в области специального образования, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статья 37. Порядок реализации отдельных положений настоящего Федерального закона
1. Расходы на введение в действие положений настоящего Федерального закона финансируются за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением между Российской Федерацией и субъектом (субъектами) Российской Федерации.
2. Создание специальных условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств учредителей и должно быть закончено до 1 сентября 2005 года.
3. Создание психолого — медико — педагогических комиссий из расчета одна комиссия не более чем на сто тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого — медико — педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть завершено до 1 января 2002 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона — до 1 сентября 2007 года.
Российская Федерация предоставляет субсидии субъектам Российской Федерации в случае недостатка у них средств для финансирования психолого — медико — педагогических комиссий.
Создание федеральных психолого — медико — педагогических центров должно быть завершено до 1 января 2003 года. Целевой прием обучающихся в образовательные учреждения высшего профессионального образования планируется с учетом обеспечения психолого — медико — педагогических комиссий, федеральных психолого — медико — педагогических центров и учреждений медико — социальной экспертизы соответствующими специалистами.
Статья 38. О приведении нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 июля 2001 года.
Президент
Российской Федерации ЕБН.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 1999 г. N 4576-II ГД
О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ В СВЯЗИ С ОТКЛОНЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)"
Источник информации — http://www.alppp.ru/law/socialnoe-obespechenie-i-socialnoe-strahovanie/33/postanovlenie-gd-fs-rf-ot-23-11-1999—4576—gd.html
В связи с отклонением Президентом Российской Федерации (письмо от 23 июня 1999 г. № Пр-802) Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", принятого Государственной Думой 2 июня 1999 года и одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 9 июня 1999 года, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Согласиться с предложением Комитета Государственной Думы по образованию и науке о создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)".
2. Избрать в состав указанной комиссии депутатов Государственной Думы Мельникова Ивана Ивановича и Смолина Олега Николаевича.
3. Избрать председателем указанной комиссии депутата Государственной Думы Мельникова Ивана Ивановича.
4. Пригласить для участия в работе указанной комиссии представителей Президента Российской Федерации и Совета Федерации.
5. Указанной комиссии внести свои предложения по итогам работы на рассмотрение Государственной Думы.
6. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации и в Совет Федерации.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ