Аннексия
Аннексия (лат. annexio, от лат. annexus — присоединённый)[1] — насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке[2][3]. По международному праву аннексия — один из видов агрессии и в настоящее время влечёт международно-правовую ответственность[4].
Аннексию следует отличать от оккупации, которая сама по себе не влечёт изменения юридической принадлежности территории. Так, например, Босния и Герцеговина, находившаяся под оккупацией Австро-Венгрии с 1878 года, была аннексирована ею только в 1908 году, а до того считалась формально территорией Османской империи.
Содержание
Употребление термина в советской литературе
В советской литературе термин «аннексия» не применялся в отношении СССР. Так, например, говорилось об аннексии Румынией Бессарабии в 1918 или Германией Судетской области в 1938 году. В то же время в отношении территорий, включённых в состав СССР в период с 1939 по 1941 (Западная Украина, Западная Белоруссия, Северная Буковина, Латвия, Литва, Эстония), всегда употреблялись термины «присоединение» или «воссоединение»— для территорий, ранее входивших в состав Российской империи.
Примеры аннексий
- 1552 — Русское царство аннексировало Казанское ханство.
- 1581 — 1607 — Русское царство проводило процесс аннексии Сибирского ханства
- 1783 — Российская империя аннексировала Крымское ханство.
- 1820 — 1821 — аннексия Судана Египтом.
- 1833 — Великобритания аннексировала Фолклендские острова.
- 1845 — США аннексировали Республику Техас.
- 1848 — Франция аннексировала Алжир.
- 1861 — Испания аннексировала Доминиканскую Республику.
- 1879 — Япония аннексировала Рюкю.
- 1898 — США аннексировали Гавайские острова.
- 1908 — Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. (См. Боснийский кризис) (де-факто часть Австро-Венгрии с 1878)
- 1910 — Япония аннексировала Корею.
- 1914 — Великобритания аннексировала Египет.
- 1914 — Великобритания аннексировала Кипр, до этого принадлежавший Османской империи. (де-факто колония Великобритании с 1878)
- 1918—1940 — Румыния аннексировала Бессарабию.
- 1938 — Германия аннексировала Австрию, которая до этого являлась независимым государством. (См. Аншлюс).
- 1961 — Индия оккупировала и аннексировала Португальскую Индию.
- 1967 — Израиль аннексировал Восточный Иерусалим.
- 1975 — Индия аннексировала Сикким.
- 1976—1999 — аннексия Индонезией Восточного Тимора.
- 1975 — Марокко и Мавритания оккупировали и аннексировали Испанскую Сахару (Мавритания отказалась в 1979 году, Марокко контролирует 2/3 территории).
- 1981 — Израиль аннексировал Голанские высоты.
- 1990—1991 — Ирак аннексировал Кувейт.
Утверждения об аннексии во внешнеполитических выступлениях
Нахождение на территории Абхазии и Южной Осетии миротворческих сил России грузинская сторона называет аннексией[5]. Однако Россия признаёт Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Ни то, ни другое государство Россия никогда не объявляла частью своей территории.
Термин «аннексия» также применяют противники к присоединению Крыма к России. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в ответ на это заявил, что употребление данного термина — «это оскорбление граждан, оскорбление их неотъемлемого права на волеизъявление, которым они в полной мере воспользовались».[6]
Примечания
- ↑ А. В. Сперанская. Аннексия. БСЭ.
- ↑ А. Я. Сухарев; В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Большой юридический словарь. Инфра-М. Проверено 26 марта 2014.
- ↑ Энциклопедия юриста (2005). Проверено 26 марта 2014.
- ↑ § 2. Правовое содержание основных принципов современного международного права
- ↑ В Грузии назвали признание независимости Осетии аннексией ее территорий
- ↑ ВЗГЛЯД / Лавров назвал оскорбительными заявления Запада об аннексии Крыма
Литература
- Мялксоо Л. Советская аннексия и государственный континуитет: международно-правовой статус Эстонии, Латвии и Литвы в 1940—1991 гг. и после 1991 г. — Tartu, Tartu Ülikooli Kirjastus, 2005
- Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. — М.: «Минувшее», 2005.
Ссылки
- Аннексия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Определение агрессии
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml
Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года
Генеральная Ассамблея,
исходя из того, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира,
напоминая, что согласно статье 39 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,
напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,
учитывая, что ничто в этом определении не может истолковываться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,
считая также, что, поскольку агрессия является наиболее серьезной и опасной формой незаконного применения силы, таящей в себе в условиях существования различных видов оружия массового уничтожения возможную угрозу мирового конфликта со всеми его катастрофическими последствиями, на данной стадии следует дать определение агрессии,
вновь подтверждая обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности,
вновь подтверждая также, что территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, и что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения,
вновь подтверждая также положения Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,
будучи убеждена, что принятие определения агрессии оказывало бы сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчало бы констатацию актов агрессии и осуществление мер для их пресечения, а также способствовало бы оказанию помощи жертве агрессии и ограждению ее прав и законных интересов,
считая, что, хотя вопрос о том, совершен ли акт агрессии, должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств в каждом отдельном случае, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,
одобряет нижеследующее определение агрессии1:
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.
Пояснительное примечание: В настоящем определении термин «государство»
а) употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;
b) включает там, где это уместно, понятие «группы государств».
Статья 2
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Статья 4
Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава.
Статья 5
1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.
2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.
3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Статья 6
Ничто в настоящем определении не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава, включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.
Статья 7
Ничто в настоящем определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.
Статья 8
При их толковании и применении изложенные выше положения являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте всех других положений.
1 Пояснительные примечания к статьям 3 и 5 содержатся в пункте 20 доклада Специального комитета по вопросу об определении агрессии [Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 19 (A/9619 и Соrr.1 и 2)]. Заявления по определению содержатся в пунктах 9 и 10 доклада Шестого комитета (А/9890).
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 31, стр. 181–182
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3314 «Определение агрессии»
Содержание
Предпосылки принятия
Принятие определения стало кульминацией длительного процесса, начавшегося в 1923 году под эгидой Лиги Наций. В декабре 1967 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 2330 (XXII), которой создан Специальный комитет по вопросу об определении агрессии. Этот орган состоит из 35 государств-членов[1]. Через семь лет он представил Генеральной Ассамблее проект предложений, которые легли в основу окончательного определения агрессии[2].
Резолюция
Резолютивная часть документа состоит из восьми статей. Пояснительные примечания к статьям 3 и 5 содержатся в пункте 20 доклада Специального комитета по вопросу об определении агрессии [Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 19 (A/9619 и Соrr.1 и 2)]. Заявления по определению содержатся в пунктах 9 и 10 доклада Шестого комитета (А/9890).
Определение агрессии
Согласно статьи 1 резолюции:[3]
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении. |
Критика определения
Формулировка определения подверглась критике со стороны многих комментаторов. Его положения по использованию вооруженных иррегулярных частей туманны, так как неясно, какой уровень "вовлеченности" повлечет за собой ответственность государства. Кроме того, определение весьма государство-ориентированно, в том, что считает государства, единственными участниками, ответственными за акты агрессии. Местные или транснациональные повстанческие группы, такие как те, которые приняли участие в гражданской войне в Сьерра-Леоне и югославских войнах, были ключевыми игроками в своих конфликтах, несмотря на то что они негосударственные стороны; и они не входят в объем определения.
Определение агрессии также не охватывает действия международных организаций. Два ключевых военных союза на момент принятия определения, НАТО и Варшавский договор, являлись негосударственными участниками и, таким образом, выходили за рамки определения.[4] Кроме того, определение не касается обязанностей лиц причастных к актам агрессии. Оно широко воспринимается как недостаточное, на каком основании будет осуществляться отдельные уголовные преследования.[5]
Определение не является обязательным для Совета Безопасности. Устав Организации Объединенных Наций наделяет Генеральную Ассамблею, правом давать рекомендации Совету Безопасности Организации Объединенных Наций, но Ассамблея не может диктовать Совету. В резолюции, сопровождающей определение гласит, что он предназначен для обеспечения руководства в Совете Безопасности, чтобы помочь ему "в определении, в соответствии с Уставом наличия акта агрессии".[6] Совет Безопасности может применять или игнорировать это руководство, как считает нужным. Ряд юристов утверждает, что определение агрессии не оказало "никакого видимого воздействия" на обсуждениях в Совете Безопасности.[7]
Примечания
- ↑ Генеральная Ассамблея ООН Resolution Need to expedite the drafting of a definition of aggression in light of the present international situation page 2 on 18 December 1967
- ↑ Генеральная Ассамблея ООН Resolution Definition of aggression page 1
- ↑ Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года
- ↑ Ingrid Detter Delupis, The Law of War, pp. 69-70. Cambridge University Press, 2000
- ↑ L.F. Damrosch, "Enforcing International Law through Non-forcible Measures", p. 202. Recueil De Cours/Collected Courses, Académie de Droit International de La Haye, 1998
- ↑ Yoram Dinstein, War, Aggression and Self-Defence, p. 118. Cambridge University Press, 2003
- ↑ M.C. Bassiouni and B.B. Ferencz, "The Crime against Peace", International Criminal Law, I, 313, 334 (M.C. Bassiouni ed., 2nd ed., 1999)
Ссылки
- Text of Resolution 3314
- A Brief Primer on International Law With cases and commentary. Nathaniel Burney, 2007.
- Official United Nations website
- Official UN website on International Law
- Official website of the International Court of Justice
- Introductory note by Elizabeth Wilmshurst, procedural history note and audiovisual material on General Assembly resolution 3314 (XXIX) of 14 December 1974 (Definition of Aggression) in the Historic Archives of the United Nations Audiovisual Library of International Law