«Учительская газета», № 42 от 15 октября 2019 года
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:
В течение ближайших десяти лет мы увидим ренессанс профессии учителя
Арслан Хасавов. URL: http://www.ug.ru/archive/81083
Отрывок (о программе PISA) из статьи Ярослава Ивановича Кузьминова
Скриншоты сделаны 3 декабря 2019 года
Комментарий Анатолия Краснянского
Из статьи Я.И. Кузьминова следут, что он верит результатам программы PISA. Это не удивительно. В 2011 году в Высшей школе экономики была создана Международная лаборатория анализа образовательной политики. Одна из целей лаборатории — это сравнение стран по данным международных исследований, в том числе по данным PISA. Однако эта Программа не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода дефекты.
В 2009 году старший научный сотрудник химического факультета МГУ Анатолий Владимирович Краснянский доказал, что многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий: «Озон» (PISA-2000), «Кислотные дожди» (PISA-2006), «Парниковый эффект» (PISA-2006) содержит не менее 10 ошибок. Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах, которые «эксперты» PISA оценивают как «правильные» или «неправильные». [3].
2014 год: Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. Открытое письмо ученых из разных стран мира Андреасу Шлейхеру, директору программы PISA. Ученые призывали не проводить очередной цикл программы PISA. [4].
[1] Общее собрание Российской академии наук. Выступления участников Общего собрания 18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подготовлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm Копия: URL: https://avkrasn.ru/kritika-zadanii-programmy-pisa-po-opredeleniiu-matematicheskoi-i-estestvenno-nauchnoi-gramotnosti-piatnadtsatiletnikh-shkolnikov-vystuplenie-viktora-antonovicha-sadovnichego-na-obshchem-sobranii-ran-1/
[2 ] Академик РАН В.А. Васильев. Испытание «П». Независимая газета, № 114 (3510). Дата публикации в источнике: 08.06.2005. URL: http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html Копия: URL: https://avkrasn.ru/akademik-ran-viktor-anatolevich-vasilev-ispytanie-p-nezavisimaia-gazeta-114-3510-1-mysliashchie-grazhdane-meri-i-martin-2-mesto-pod-solntsem-dlia-otlichnika-3-viazanie-vmesto-chistopisaniia/
[3] Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования: URL: https://avkrasn.ru/category/anti-pisa-sistemnyi-analiz-zadanii-mezhdunarodnogo-issledovaniia/
[4] Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. The Guardian. 6 мая 2014 года. URL: https://www.theguardian.com/education/2014/may/06/oecd-pisa-tests-damaging-education-academics Валерия Штраус. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. The Washington Post. 13 мая 2014 года. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2014/05/13/academics-call-for-pause-in-pisa-tests/?utm_term=.baa7fcd29e64 На русском языке: URL: https://avkrasn.ru/anti-pisa-2018-programma-pisa-nanosit-ushcherb-obrazovaniiu-vo-vsem-mire-uchenye-prizyvaiut-ne-provodit-ocherednoi-tsikl-programmy-pisa-otkrytoe-pismo-uchenykh-iz-raznykh-stran-mira-andreasu-shleikher/