Источник информации: http://www.pereplet.ru/text/soros.html
Министру образования РФ В.М.Филиппову
Глубокоуважаемый Владимир Михайлович!
Обращаемся к Вам от имени коллектива Соросовских профессоров, посвятивших всю свою жизнь образованию молодого поколения в области естественных наук. К этому нас побудила обеспокоенность состоянием дел с предполагаемой реформой российской системы образования.
Каждый из нас победил в конкурсе Соросовской программы Образования в области точных наук (одобренной Правительством России), отбирающей лучших профессоров, доцентов, аспирантов, студентов и школьных учителей. Каждый из нас в рамках программы участвовал во многих учительских конференциях в разных регионах России, многократно обсуждал проблемы российского образования с преподавателями как высшей, так и средней школы. Мы высказываем мнение огромного большинства представителей российского образовательного сообщества.
Мы убеждены, что система образования нуждается в постоянной модернизации, которая должна иметь глубоко продуманный и сбалансированный характер с учетом специфики российских условий и традиций. Однако предлагаемые сейчас для внедрения планы реформ вызывают у нас серьезное беспокойство. Это касается прежде всего следующих положений.
1. Введение 12-летнего образования существенно сдвинет возраст, когда молодые люди вступают в активную трудовую деятельность. В современной России содержание 17-18-летнего молодого человека является непосильным грузом для большинства российских семей. Двенадцатилетка не улучшит подготовку школьников для поступления в вуз: знания зависят не от длительности, а от качества обучения. Удлинение сроков школьного образования не решает, а усугубляет проблемы трудных детей, наркомании и проч. Проблема перегрузки учеников также при этом не решается.
2. Предполагаемое сокращение удельного веса естественно-научных дисциплин и литературы подрывает основы российского образования, сильной стороной которого традиционно базировалось на изучении в раннем возрасте фундаментальных человеческих знаний, в первую очередь, математики, русского языка и литературы. Это вызывает нашу особенную обеспокоенность.
3. Предлагаемая система тестирования выпускников школ неприемлема для России с ее огромной территорией, этническом разнообразием и крайне различным уровнем образования и не будет отражать действительных знаний абитуриентов.
4. Что касается высшей школы, вызывает большое опасение попытка решения финансовых проблем путем перехода на самоокупаемость и приватизацию вузов. Это исключит наиболее талантливую молодежь из образовательного процесса.
5. К сожалению, конкурсный порядок выделения средств вузам разных форм собственности обескровит государственные учреждения, особенно на периферии, и еще больше централизует систему образования, что неприемлемо для удаленных территорий страны.
Более подробные соображения по перечисленным проблемам приведены в приложении.
Преимущества российской системы естественно-научного образования имеют мировое признание. Постоянные профессиональные контакты с зарубежными коллегами убеждают нас, что проблемы российской школы и пути их решения вызывают живой интерес во всем мире. Нам известно, что в настоящее время в странах Западной Европы (Германия, Швеция) и в США активно обсуждается вопрос о переходе на 10-летнее среднее образование, увеличивается удельный вес математического и естественно-научного образования, заимствуются другие базовые принципы российской системы.
Мы просим Вас продолжить всестороннее обсуждение реформы образования с участием специалистов, непосредственно работающих в области высшего и среднего образования. Со своей стороны мы готовы активно участвовать в этой деятельности и привлечь к ней других российских специалистов. Мы разработали ряд конкретных предложений и готовы их детально обсудить с заинтересованными представителями Вашего министерства.
Письмо подписано 67-ю соросовскими профессорами. (2001 год?)