Определение понятий «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «интегрированное обучение». Постановление ГД ФС РФ от 14.05.1998 N 2440-II ГД «О проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. Анатолий Краснянский: "Неясно, однако, как это можно сделать".

Постановление ГД ФС РФ от 14.05.1998 № 2440-II ГД

О проекте Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)

Источник информации — http://bestpravo.ru/rossijskoje/eb-akty/j0r.htm

 

Текст документа по состоянию на июль 2011 года

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:Текст документа по состоянию на июль 2011 года

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", внесенный депутатами Государственной Думы Мельниковым И.И., Смолиным О.Н., Абраменковым Д.Н., Воронцовой 3.И., Гришкевичем О.П., Плетневой Т.В., членами Совета Федерации Сударенковым В.В., Машковцевым М.Б.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по образованию и науке до 15 июня 1998 года.

3. Комитету Государственной Думы по образованию и науке доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

 

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)"

Необходимость принятия данного Федерального закона обусловлена прежде всего тем, что число лиц с ограниченными возможностями здоровья как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По прогнозам ЮНЕСКО, в ближайшие годы мировое сообщество не сможет изменить данную негативную тенденцию, поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать как постоянно действующий фактор.

На начало 90-х годов каждый пятый ребенок в Российской Федерации рождался нездоровым, в том числе 5 — 8% с наследственной патологией и 1 — 2% с врожденными аномалиями развития. В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования Российской Федерации. В специальных средствах образования нуждается до 8 % населения Российской Федерации, а фактически получают эти средства не более 4 % нуждающихся. По данным Минобразования России, по всем показателям специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть нуждающихся детей.

Не обучаясь вообще, или попадая в обычные школы и затем выпадая из обучения, дети с отклонениями в развитии, например, умственно отсталые, пополняют социально неблагополучный контингент. Эта категория воспитанников является одним из основных контингентов, пополняющих ряды несовершеннолетних правонарушителей.

Причины подобного положения как в трудностях перехода от плановой экономики к рыночной, так и в недостаточном уровне правового регулирования данной сферы.

Закон о специальном образовании призван обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Данный законопроект устанавливает ряд важных правовых норм, а именно:

— определяет государственную политику в области специального образования;

— устанавливает компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования;

— устанавливает в области специального образования права лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на освидетельствование и соответствующее признание права на специальное образование и получение государственного именного образовательного обязательства;

— определяет формы получения специального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т.д.);

— определяет типы и виды специальных образовательных учреждений в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников);

— фиксирует особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определяет цели, задачи и механизмы деятельности психолого — медико — педагогических консультаций и психолого — медико — педагогических центров;

— устанавливает порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения, которое складывается из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации в размере, соответствующем государственному именному образовательному обязательству;

— определяет особенности реорганизации и ликвидации, а также особенности лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Перечисленные законодательные нормы позволят:

— создать законодательную базу для удовлетворения потребностей и для реального осуществления конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования;

— установить приоритеты финансирования и развития специального образования как составной части системы образования Российской Федерации;

— юридически, финансово и организационно обеспечить механизм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— гарантировать стабильность и эффективность функционирования образовательных учреждений специального образования.

С финансово — экономической точки зрения законопроект концептуально направлен на максимальное компенсирование расходов бюджетов различных уровней, направляемых на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная концепция обеспечивается за счет создания условий для получения указанной категорией граждан общего и профессионального образования. Таким образом создается основное условие для активного участия данных лиц в трудовой деятельности. Законопроект предусматривает поэтапную финансовую поддержку системы специального образования. Основные расходы на специальное образование, а именно размер государственного именного образовательного обязательства будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Такой механизм финансирования специального образования позволит избежать потерь, которые неизбежны при отраслевом финансировании. Дополнительные расходы в связи с созданием ПМПК и ПМПЦ носят локальный характер и будут производиться постепенно до 2005 года, а расходы на создание соответствующих транспортных условий — до 1 сентября 2000 года. В целом же все возможные расходы безусловно компенсируются за счет перевода лиц с ограниченными возможностями здоровья из дотационной категории в категорию активных налогоплательщиков.

По существу, данный законопроект создает законодательную основу государственной политики по сохранению и рациональному использованию интеллектуального и трудового потенциала весьма многочисленного контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из вышеизложенного, есть все основания полагать, что данный законопроект будет положительно воспринят общественностью.

 

Проект
 

Вносится депутатами Комитета
Государственной Думы
по образованию и науке
МЕЛЬНИКОВЫМ И.И., СМОЛИНЫМ О.Н.,
АБРАМЕНКОВЫМ Д.Н., ВОРОНЦОВОЙ З.И.,
ГРИШКЕВИЧЕМ О.П., ПЛЕТНЕВОЙ Т.В.,
членами Совета Федерации
СУДАРЕНКОВЫМ В.В., МАШКОВЦЕВЫМ М.Б.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины

 

Для целей настоящего Федерального закона основные термины имеют следующее значение:

специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования;

лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

взрослый — лицо, достигшее возраста восемнадцати лет;

недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого — медико — педагогической комиссией в отношении ребенка и медико — социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;

физический недостаток — подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;

психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально — волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;

сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;

тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;

специальные условия для получения образования — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;

интегрированное обучение — совместное (выделил Анатолий Краснянский) обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

образовательное учреждение общего назначения — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;

специальное образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

специальное образовательное подразделение — структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

образовательное учреждение интегрированного обучения — образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;

обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;

государственное именное образовательное обязательство — именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ;

полное государственное обеспечение — обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях — интернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами.

 

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

 

 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:

лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации;

родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья;

педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования.

 

Статья 3. Цели специального образования

 

1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.

 

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

1. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. При регулировании правовых отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, применяются правила международного договора.

 

Статья 5. Государственная политика в области специального образования

 

1. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения бесплатного образования в соответствии с их способностями и возможностями, в том числе способствует развитию интегрированного обучения.

2. Реализация государственной политики в области специального образования осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, являющейся составной частью федеральной программы развития образования. Федеральная целевая программа развития специального образования разрабатывается с привлечением общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, общественных объединений родителей (иных законных представителей) этих лиц и иных общественных объединений.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации предоставляют в соответствии с законодательством налоговые, таможенные и иные льготы организациям, осуществляющим специальное образование.

 

Статья 6. Вопросы специального образования, находящиеся в ведении Российской Федерации

 

1. В области специального образования ведению Российской Федерации подлежат:

1) установление федеральных компонентов специальных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и общего образования;

2) определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации;

3) определение единых принципов и нормативов создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципов итоговой аттестации этих лиц;

4) утверждение типовых положений о специальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; определение особенностей создания, реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений, лицензирования их образовательной деятельности, а также особенностей аттестации и государственной аккредитации специальных образовательных учреждений;

5) установление особенностей финансирования и нормативов финансирования в соответствии с государственным именным образовательным обязательством;

6) установление предусмотренных федеральным законом льгот для лиц, работающих в области специального образования;

7) организация научно — исследовательской деятельности в области специального образования;

8) организация государственного контроля за качеством специального образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для участия общественных объединений в решении вопросов в области специального образования.

 

Глава II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Статья 7. Права граждан в области специального образования

 

1. Граждане имеют право на освидетельствование в целях получения специального образования и государственного именного образовательного обязательства.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:

1) бесплатное обследование психолого — медико — педагогической комиссией или медико — социальной экспертной комиссией;

2) бесплатную медико — психолого — педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого — медико — педагогической комиссии;

3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести — восьми лет в соответствии с заключением психолого — медико — педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;

4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого — педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);

5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно — правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 8. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

1. Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

1) присутствовать при обследовании ребенка психолого — медико — педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;

2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;

3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;

4) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования, включая средства, выделяемые за счет государственного именного образовательного обязательства, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;

5) получать в психолого — медико — педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования.

2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также иным законным представителям лиц с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях — интернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:

неслышащие и слабослышащие;

незрячие и слабовидящие;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями функций опорно — двигательного аппарата;

умственно отсталые;

с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально — волевой сферы и поведения;

имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;

со сложными недостатками.

 

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Формы получения специального образования

 

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".

 

Статья 11. Обучение на дому

 

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого — медико — педагогической комиссии или медико — социальной экспертной комиссии в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его законными представителями.

Форма договора об обучении на дому утверждается федеральным государственным органом управления образованием.

3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

 

Статья 12. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения

 

1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.

2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и общеобразовательным учреждением.

Форма договора об организации обучения в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования и здравоохранения.

3. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

 

Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения

 

1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" при наличии соответствующего заключения психолого — медико — педагогической комиссии или медико — социальной экспертной комиссии.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссий, указанных в пункте первом настоящей статьи.

Права и обязанности помощника могут устанавливаться локальными актами образовательного учреждения.

 

Статья 14. Интегрированное обучение

 

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого — педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).

В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств федерального бюджета и (или) средств бюджета субъектов Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.

2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. Лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены за невозможностью совместного обучения из этого образовательного учреждения на основании решения совета образовательного учреждения по согласованию с психолого — медико — педагогической комиссией. При этом органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме.

 

Статья 15. Специальные образовательные учреждения

 

1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.

2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:

1) с нарушениями речи — тяжелыми нарушениями речи, фонетико — фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;

2) с нарушением слуха — неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;

3) с нарушениями зрения — незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

4) с нарушениями психики — задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;

5) с нарушениями функций опорно — двигательного аппарата;

6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

7) с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения;

8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.

Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.

 

Статья 16. Логопедическая служба

 

1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.

Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:

введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя — логопеда;

создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета;

создания логопедического центра — учреждения с правами юридического лица.

2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования.

 

Статья 17. Центры реабилитации

 

1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее чем один в каждом субъекте Российской Федерации) создаются федеральным органом исполнительной власти.

2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.

Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со сложным дефектом — не более чем шесть человек.

3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", и на основе заключения психолого — медико — педагогической комиссии или медико — социальной экспертной комиссии.

 

Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения

 

1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений одного типа или вида в специальные образовательные учреждения другого типа или вида, в образовательные учреждения интегрированного обучения или в образовательные учреждения общего назначения осуществляется на основании заключения психолого — медико — педагогической комиссии или медико — социальной экспертной комиссии и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.

Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления в специальное образовательное учреждение, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. В случае реорганизации или ликвидации специального образовательного учреждения орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия или с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или в соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения.

 

Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа. Специальные образовательные подразделения образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

 

1. Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста одиннадцати лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Направление таких детей в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого — медико — педагогической комиссии в порядке, установленном федеральным законом.

2. В образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, создаются специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты

 

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.

2. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.

 

Статья 22. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы для специальных образовательных учреждений, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования.

 

Статья 23. Психолого — медико — педагогические комиссии, медико — социальные экспертные комиссии

 

1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляются постоянными межведомственными психолого — медико — педагогическими комиссиями.

Психолого — медико — педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого — медико — педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.

В целях научно — методического обслуживания психолого — медико — педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого — медико — педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем один психолого — медико — педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте Российской Федерации для нескольких субъектов Российской Федерации создается один федеральный психолого — медико — педагогический центр. Создание федеральных психолого — медико — педагогических центров осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается.

Порядок создания психолого — медико — педагогических комиссий и федеральных психолого — медико — педагогических центров и типовые положения о них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Основными функциями психолого — медико — педагогической комиссии являются:

1) проведение возможно более раннего бесплатного психолого — медико — педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

2) удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

3) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;

4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

5) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

6) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

3. В состав психолого — медико — педагогической комиссии в обязательном порядке входят:

психолог;

врачи — психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;

специалисты в области специального образования — логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

юрист.

В работе психолого — медико — педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.

4. Направление детей на психолого — медико — педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.

Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого — медико — педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого — медико — педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, для организации обучения на дому или для направления в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого — медико — педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.

В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого — медико — педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого — медико — педагогический центр проводит повторную экспертизу.

Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суд.

6. Психолого — медико — педагогическая комиссия и психолого — медико — педагогический центр являются юридическими лицами.

7. Функции психолого — медико — педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико — социальные экспертные комиссии.

Обжалование заключений медико — социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 24. Документы, удостоверяющие право на получение специального образования

 

1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого — медико — педагогической комиссией или взрослому (его законному представителю) медико — социальной экспертной комиссией. Форма документа устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого — медико — педагогической комиссии или медико — социальной экспертной комиссии.

3. На основании документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы финансирования образования, выдает лицу с ограниченными возможностями здоровья (его законному представителю) государственное именное образовательное обязательство. Государственное именное образовательное обязательство не может быть предметом гражданского оборота, включая куплю — продажу и залог, о чем делается соответствующая запись в государственном именном образовательном обязательстве.

Форма государственного именного образовательного обязательства, порядок расчета его цены и порядок получения этого обязательства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Должностные лица психолого — медико — педагогических комиссий и медико — социальных экспертных комиссий в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Лица, виновные в вынесении психолого — медико — педагогической комиссией или медико — социальной экспертной комиссией умышленно неправильного заключения, незаконной выдаче документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 25. Органы управления специальным образованием

 

1. Управление специальным образованием в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования, и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, профилактику правонарушений, медико — социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом по вопросам специального образования могут создаваться межведомственные комиссии.

Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, информируют психолого — медико — педагогические комиссии, психолого — медико — педагогический центр и медико — социальные экспертные комиссии о своих решениях в области специального образования.

 

Статья 26. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений

 

Реорганизация и ликвидация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений, могут осуществляться, если обучающимся, воспитанникам гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях для получения образования. При реорганизации и ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся, воспитанникам гарантируется реализация прав на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

 

Статья 27. Особенности лицензирования образовательной деятельности специальных образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации

 

1. Лицензирование образовательной деятельности специальных образовательных учреждений проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с учетом следующих условий:

1) лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается образовательным учреждениям профессионального образования, специальным образовательным учреждениям федеральным государственным органом управления образованием, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.

2) особым предметом экспертизы является наличие специальных условий для получения образования, для негосударственных специальных образовательных учреждений также возможность их финансирования в соответствии с установленными нормативами.

2. Аттестация и государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", с соблюдением следующих условий:

1) аттестация специального образовательного учреждения проводится при положительном результате итоговой аттестации не менее чем половины выпускников в истекшем учебном году;

2) государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводится только федеральным государственным органом управления образованием.

 

Статья 28. Контроль за деятельностью в области специального образования

 

1. Контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в формах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Контроль за деятельностью государственных, муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют их учредители.

2. Общественный контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Надзор за исполнением законодательства о специальном образовании осуществляют органы прокуратуры.

 

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 29. Финансирование специального образования

 

1. Финансирование образовательного учреждения, в котором обучается лицо с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется учредителем, а также за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.

2. Финансирование специального образования осуществляется в размерах федерального норматива финансирования, установленного для образовательных учреждений общего назначения соответствующих типов и видов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

За счет государственных именных образовательных обязательств производится оплата затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение указанных лиц учебниками, учебными пособиями, индивидуальными техническими средствами обучения и транспортными средствами.

3. За счет средств федерального бюджета производятся расходы на обеспечение государственных именных образовательных обязательств лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, а также в специальных образовательных учреждениях, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.

4. Нормативы финансирования по государственным именным образовательным обязательствам за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определяемом Законом Российской Федерации "Об образовании" для финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

5. Государственное именное образовательное обязательство исполняется при передаче лицом (его законным представителем) документов, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, администрации образовательного учреждения, в которое данное лицо принято для обучения.

6. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, которые не имеют специальных образовательных подразделений, не выдаются государственные именные образовательные обязательства.

Если по заключению психолого — медико — педагогической комиссии или медико — социальной экспертной комиссии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможны без помощника, то расходы на оплату труда помощника обучающегося и стоимость индивидуальных технических средств обучения возмещаются в порядке, определяемом для государственного именного образовательного обязательства и в размерах, не превышающих размеры государственного именного образовательного обязательства.

7. Финансирование логопедической службы осуществляется ее учредителями.

8. Осуществляемое по заключению лечебного учреждения обучение на дому лиц, имеющих соматические заболевания, а также их обучение в период пребывания в стационарном лечебном учреждении финансируются образовательным учреждением, в котором постоянно обучаются данные лица. Обучение на дому лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое по заключению психолого — медико — педагогической комиссии или медико — социальной экспертной комиссии, финансируется за счет государственных именных образовательных обязательств.

9. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности специалиста с ограниченными возможностями здоровья осуществляется за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.

 

Статья 30. Материально — техническая база специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений

 

1. За специальным образовательным учреждением, образовательным учреждением интегрированного обучения и специальным образовательным подразделением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, учредитель (учредители) или уполномоченный собственником орган закрепляет объекты права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Материально — техническая база таких образовательных учреждений или образовательных подразделений в зависимости от их типов и видов включает в себя помещения, сооружения, необходимые для обучающихся, воспитанников, а также оборудование и индивидуальные технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно — профилактических мероприятий, хозяйственно — бытового и санитарно — гигиенического обслуживания, выполнения иных функций, предусмотренных уставом соответствующего образовательного учреждения или образовательного подразделения.

 

Статья 31. Научно — методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений

 

1. Издание учебников и учебных пособий для специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Правительство Российской Федерации осуществляет научно — методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений через уполномоченные им органы и учреждения.

3. При разработке и утверждении федерального бюджета предусматриваются расходы на научные исследования в области специального образования.

 

Глава VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ

Статья 32. Подготовка специалистов в области специального образования

 

1. Подготовка специалистов в области специального образования осуществляется в специализированных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях послевузовского профессионального образования, а также на специальных факультетах и курсах образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.

2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования, устанавливаемый федеральным компонентом соответствующего государственного образовательного стандарта, включает в себя изучение основ дефектологии и коррекционной педагогики.

 

Статья 33. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования

 

1. Работникам, участвующим в осуществлении специального образования, помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений, предоставляется право на оплату труда по повышенным на 15 — 30 процентов тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемой работы.

Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В случае увеличения по решению учредителя численности обучающихся, воспитанников в классах (группах) сверх нормативной численности, установленной для образовательного учреждения соответствующего типа или вида, тарифные ставки (оклады) работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, повышаются на один процент за каждый процент превышения нормативной численности обучающихся, воспитанников.

3. Незрячий педагогический работник соответствующего образовательного учреждения вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя.

 

Глава VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 34. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования

 

1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.

2. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области специального образования, в том числе по подготовке специалистов.

3. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) устанавливать связи с иностранными и международными организациями специального образования, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами, технологиями, программами, обучающимися, воспитанниками;

2) создавать с участием иностранных лиц специальные образовательные учреждения, а также организации по обеспечению их деятельности;

3) осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность.

 

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 37, абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 37, пункта 2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Подпункт 6 пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 сентября 2001 года.

 

Статья 36. Применение ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов в области специального образования

 

Законы и иные нормативные правовые акты в области специального образования, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 

Статья 37. Порядок реализации отдельных положений настоящего Федерального закона

 

1. Расходы на введение в действие положений настоящего Федерального закона финансируются за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением между Российской Федерацией и субъектом (субъектами) Российской Федерации.

2. Создание специальных условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств учредителей и должно быть закончено до 1 сентября 2001 года.

3. Создание психолого — медико — педагогических комиссий из расчета одна комиссия не более чем на сто тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого — медико — педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть завершено до 1 января 2000 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона — до 1 сентября 2005 года.

Российская Федерация предоставляет субсидии субъектам Российской Федерации в случае недостатка у них средств для финансирования психолого — медико — педагогических комиссий.

Создание федеральных психолого — медико — педагогических центров должно быть завершено до 1 января 2000 года. Целевой прием обучающихся в образовательные учреждения высшего профессионального образования планируется с учетом обеспечения психолого — медико — педагогических комиссий, психолого — медико — педагогических центров и медико — социальных экспертных комиссий соответствующими специалистами.

 

Статья 38. О приведении нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 января 2000 года.

 

Президент
Российской Федерации

 

ФИНАНСОВО — ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)"

Прогнозная оценка стоимости реализации данного проекта производилась на основании экспертных оценок, представленных в рабочую группу Министерством общего и профессионального образования (письмо Минобразования России N 15/755-6 от 23.10.97) в ценах 1997 года.

1. Статья 29, пункт 2, абзац 2. Расчет оплаты затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья за счет государственных именных образовательных обязательств:

1) Обеспечение учебниками — 37500 млн. руб.

 

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКАМИ

----------------+-------------+----------------+------------------
¦  Количество   ¦ Цена одного ¦ Цена комплекта ¦   Примечание    ¦
¦  экземпляров  ¦ экземпляра  ¦  (млн. руб.)   ¦                 ¦
¦  (тыс. шт.)   ¦   (руб.)    ¦                ¦                 ¦
+---------------+-------------+----------------+-----------------+
¦      1350     ¦    10000    ¦      13500     ¦                 ¦
+---------------+-------------+----------------+-----------------+
¦       100     ¦   200000    ¦      20000     ¦Учебник Брайля   ¦
+---------------+-------------+----------------+-----------------+
¦       100     ¦    40000    ¦       4000     ¦Для слабовидящих ¦
----------------+-------------+----------------+------------------

 

2) На обеспечение учебными пособиями — 20016 млн. руб. (один комплект ценой 41,7 тыс. рублей для 480 тысяч учащихся.)

3) На обеспечение индивидуальными средствами обучения — 7248 млн. руб.

(15100 тыс. руб. x 480 тыс. учащихся = 7248 млн. руб.).

4) На обеспечение транспортом — 1036,8 млн. руб.

(2160 тыс. руб. x 480 тыс. учащихся = 1036,8 млн. руб.).

Всего расходов — 65800,8 млн. руб.

2. Статья 13, пункт 2. Расчет расходов на содержание помощников для обучающихся:

— количество помощников — 800 человек;

— средняя ставка оплаты труда — 306 тыс. руб.;

— зарплата в расчете на год — 2937,6 млн. руб.;

— начисления на заработную плату — 1131,0 млн. руб.

Всего расходов на содержание помощников — 4068,6 млн. руб.

3. Статья 17. Расчет расходов на создание государственных центров реабилитации.

На один центр:

— количество штатных единиц — 18;

— средняя ставка заработной платы — 306,0 тыс. руб.;

— зарплата в расчете на год — 66,1 млн. руб.;

— начисления на зарплату — 25,4 млн. руб.;

— расходы на материально — техническое, в том числе коммунальное обеспечение и административные расходы — 92 млн. руб.

Всего расходов на один центр в расчете на год — 183,5 млн. руб.

Количество создаваемых центров — 89.

Всего расходов из федерального бюджета на создание центров — 16331,5 млн. руб.

4. Статья 23, пункт 1, абзац 3, 4. Расчет расходов на создание федеральных психолого — медико — педагогических центров.

На один центр:

— количество штатных единиц — 10;

— средняя ставка зарплаты — 390,6 тыс. руб.;

— зарплата в расчете на год — 46,9 млн. руб.;

— начисления на зарплату — 18,1 млн. руб.;

— расходы на материально — техническое, в том числе коммунальное обеспечение и административные расходы — 65 млн. руб.

Всего расходов на один центр в расчете на год — 130,0 млн. руб.

Количество создаваемых центров — 89.

Общие расходы федерального бюджета на создание центров — 11570,0 млн. руб.

5. Статья 31, пункт 2, абзац 2. Расчет расходов на создание Федерального научно — методического центра специального образования:

— количество центров — 1;

— количество штатных единиц — 30;

— средняя ставка зарплаты — 416,1 тыс. руб.

— зарплата в расчете на год — 150,0 млн. руб.

— начисления на зарплату — 57,8 млн. руб.

— расходы на материально — техническое обеспечение и административные расходы — 208,0 млн. руб.

Всего расходов на обеспечение деятельности Центра — 415,8 млн. руб.

6. Статья 34, пункты 1, 2. Дополнительные расходы на повышение оплаты труда работников учреждений специального образования:

187,2 млрд. руб.

(130 тыс. руб. (30% от ставки 12 разряда) x 120 тыс. работников x 12 = 187,2 млрд. руб.).

7. Статья 34, пункт 3. Расходы на оплату труда помощников незрячих педагогических работников:

— количество помощников — 80;

— средняя ставка заработной платы — 187,2 тыс. руб.

— зарплата в расчете на год — 179,7 млн. руб.

— начисления на зарплату — 69,9 млн. руб.

Всего расходов на оплату помощников — 248,9 млн. руб.

 

Таким образом, дополнительные расходы на реализацию проекта Федерального закона составят в расчете на год 285 635,6 млн. руб.

 

    в том числе:

 

    федеральный бюджет                -  94118,1 млн. руб.

 

    бюджеты субъектов Федерации
    и местные бюджеты                 - 191517,5 млн. руб.

 

Примечание. Прогнозная оценка стоимости реализации данного законопроекта производилась в 1997 году до деноминации.

 

СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время регулируются следующими правовыми нормативными актами:

1. Законом Российской Федерации "Об образовании".

2. Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан".

4. Законом СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов".

5. Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" от 01.06.92 N 543.

6. Постановлением Совета Министров СССР "О мерах по улучшению работы специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" от 15.07.91 N 340.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЯ ИЛИ ПРИНЯТИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)"

Принятие Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" не потребует отмены действующих в настоящее время законов и иных нормативных актов.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНО — ПРАВОВЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)"

1. Федеральный закон о федеральной программе развития специального образования.

2. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке обеспечения транспортными средствами по социальным или медицинским показаниям лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке возмещения затрат на обучение по индивидуальному учебному плану в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4. Постановление Правительства Российской Федерации о государственном именном образовательном обязательстве.

5. Постановление Правительства Российской Федерации о возмещении расходов лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения.

6. Постановление Правительства Российской Федерации об обеспечении учебниками и учебно — методическими пособиями специальных образовательных учреждений.

7. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня направлений (специальностей) подготовки специалистов для специального образования.

8. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении типового перечня должностей и работ работников специальных образовательных учреждений.

9. Типовое положение об организации обучения на дому (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации).

10. Типовое положение о логопедической службе (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации).

11. Типовое положение о центре реабилитации (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации).

12. Положение о медико — социальных экспертных комиссиях (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации).

 
 
 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: