Обсуждение учебников по математике. Сборник статей. 1. Информация с сайта: «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники». Обсуждение учебника Л.Г. Петерсон по математике для 4 класса на сайте. Критические комментарии. 2. Виктор Прасолов. Ещё раз о непатриотичной математике – по поводу учебника Гейдмана.

Комментарии Юрия Петровича Перелыгина: "Ни школьник, ни кто другой не зависимо от возраста не поймет выражение 2 = 4". "Дети не могут этого понять, дома им никто не может объяснить эти факты, и чтобы не сойти с ума, вследствие инстинкта самосохранения, голова отключается".

 Обсуждение учебников по математике

  Сборник статей

 

 

Обсуждение учебника Л.Г. Петерсон по математике для 4 класса

 Источник информации — http://netedu.ru/node/410

Предварительная информация

Петерсон Л. Г. Математика
Название учебника:  Математика
Список авторов учебника:  Петерсон Л. Г.
Предмет:  Математика
Класс:  4класс.
Издательство:  Ювента
Статус:  допущено
Тип образовательного учреждения:  общеобразовательное

Учебники являются составной частью курса математики образовательной системы деятельностного метода обу-чения «Школа 2000…» для ДОУ, начальной и средней школы. Соответствуют обязательному минимуму содержания 1998/99 гг., федеральному компоненту стандарта 2004 г. Учебники ориентированы на развитие мышления, общеучебных умений и деятельностных способностей ребенка, его интереса к математике, а также на формирование системы прочных математических знаний, умений и навыков. Возможно использование с широким спектром учебников по другим предметам. Оснащены методическими и дидактическими материалами, компьютерной программой мониторинга успеваемости. Рекомендованы для всех видов общеобразовательных учреждений.

Завершенность предметной линии: не завершена.

Состав УМК:

1. Авторская программа для начальной школы «Учусь учиться» (Л.Г. Петерсон).
2. Методические рекомендации для учителя, 1-4 классы.
3. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы, 1-4 классы.
4. Компьютерная программа монито-ринга успеваемости «Электронное приложение к учебникам математики Л. Г. Петерсон», CD, 1-4 классы.
5. «Устные упражнения на уроках математики», 1-2 классы.
6. Сценарии уроков к учебнику «Математика», 1-4 классы.
7. Блок-тетрадь эталонов «Построй свою математику», 1-4 классы.
8. Наглядное пособие для начальной школы «Геометрическое лото».

Год прохождения экспертизы: 2005

Критические комментарии 

Анатолий Краснянский: На  сайте "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники." есть разные комментарии. Здесь приводятся только критические.

Источник информации — http://netedu.ru/node/410

__________________________________

 
Опубликовано NikaBeyker в Чт, 10/05/2012 — 01:15.
NikaBeyker

Уважаемые Господа! А вы интересовались у родителей и учеников как им "весело" учиться по таким учебникам? Бедные дети, в их несчастные головы впихивается столько… с 1-го класса, в конце года ребенок сообщает, что он ненавидит школу, учителя и математику, которая до этого его интересовала!

__________________________________


Опубликовано Elena18 в Пт, 16/12/2011 — 10:20.
Elena18

Детям обидно сталкиваться с опечатками. Это очень нервирует. Например магический квадрат (вариант Б на стр. 30 учебника для 2 класса) не имеет решения. Даны три числа по диагонали: 6,10,4 и часть второй диагонали: 10,8. Исходя из того, что сумма чисел должна быть 20, то неизвестное число второй диагонали получается "2". Эта найденная "2" и данная "6" составят числа верхней горизонтали, в которой третьим числом получится 12. Но найденное "12" + данное "10" — составившие вертикальный столбик, уже в сумме дают 22…. Самостоятельно переставляли данные числа, решение нашли только изменив сумму на "24".
В учебнике квадрат выглядит так:
* ,* ,6
* ,10,*
4 , * , 8

Наш вариант:
2,16,6
12,8,4
10,0,14

 

__________________________________

Опубликовано PetersonLG в Вс, 25/12/2011 — 21:44.
PetersonLG

Уважаемая Елена Александровна!

В нашем учебнике нет указанного Вами задания (или, возможно, оно было в старых изданиях и опечатки устранены). Будем благодарны Вам, если Вы укажете точные выходные данные – год издания, класс, часть, страницу, № задания – мы тогда сможем еще раз все перепроверить и, при необходимости, исправить. А может быть, Вы имеете ввиду учебник другого автора?

Но суть не в этом. Многие учителя говорят нам о том, что бывшие ранее опечатки, если с ними правильно работать, имели огромный развивающий эффект, так как формировали у детей именно те качества, на которые нацеливает современный ФГОС. Действительно, встречая и исправляя вместе с ними ошибки, можно помочь детям освоить и развить в себе многие важные в современной жизни знания, умения и способности.

1. Осознать, что ошибки могут быть и в учебниках, и в законах, и в любых нормативных документах, так как они создаются людьми. Поэтому ко всему надо относиться не как к догме, а как к существующему на нынешнем этапе жизни варианту, который может быть исправлен, если ошибка аргументирована.

2. Развить критическое мышление, логические операции, способность к анализу, сравнению, обобщению, аналогии, умение аргументировать свою точку зрения, придумывать, предлагать, изменять, исправлять, корректировать.

3. Научиться относиться к ошибке (в том числе, и своей собственной) не как к трагедии и «криминалу», а как рабочей ситуации, требующей осмысления и, при необходимости, коррекции.

4. Глубже освоить изучаемый материал и те виды заданий, с которыми работают учащиеся.

5. Развить познавательную мотивацию и понимание того, что учение нужно каждому человеку, в том числе, и для того, чтобы в будущем в своей собственной деятельности допускать возможно меньше ошибок, а если они допущены, то уметь в них разобраться и исправить.

Из Вашего описания, кстати, видно, как замечательно всё это задействовано в Вашей работе с детьми с магическими квадратами.

Это не значит, что мы сторонники ошибок – наоборот, мы стремимся их максимально исправлять и всегда очень благодарны за информацию о них. Но мы также понимаем, что в связи с различными перевёрстками и переводами учебников в новые компьютерные программы, возникающими в связи с новыми техническими возможностями в типографиях, мы не застрахованы от ошибок верстальщиков, корректоров, редакторов и пр. Поэтому мы предлагаем, если вдруг они всё же встретятся в наших или других учебниках, использовать их с максимальной пользой для развития детей.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"
www.sch2000.ru

__________________________________


Опубликовано Perelygin в Пнд, 07/03/2011 — 20:35.
Perelygin

Уважаемая Людмила Георгиевна, я остаюсь при своем мнении и считаю, что неравенство неверное. Сложение дробей с разными знаменателями к неравенству никакого отношения не имело. Спасибо за приглашение в участии конференции, но у меня другие научные интересы. Мы с Вами высказали свое мнение, думаю, что дальше продолжать дискуссию по данному вопросу не имеет смысла.

С уважение, Перелыгин Юрий Петрович.

   

__________________________________


Опубликовано PetersonLG в Пнд, 14/03/2011 — 02:03.
PetersonLG

Уважаемый Юрий Петрович!

Серьезно относясь к вопросам качества учебной информации, я решила после Вашего последнего сообщения еще раз перепроверить корректность обсуждаемого текста. Я связалась с семью математиками из РАН, РАО, МГУ, МФТИ (из них два доктора и пять кандидатов физико-математических наук). Никто из них не подтвердил Ваши сомнения и не нашел в данном тексте ошибок.

Учитывая, что представленная в учебнике версия полностью соответствует данным математических энциклопедий и тому, как обсуждаемое неравенство понимается во всех действующих учебниках математики старших классов, то изменять данный текст не вижу никаких оснований.

Тем не менее, я Вам признательна за Ваше мнение, так как оно дало нам возможность еще раз проанализировать и перепроверить непростую для восприятия информацию и убедиться в правильности выбранной позиции — лучше 1000 раз перепроверить, чем оставить ошибку в учебнике.

В завершение, хочу обратиться к Вам с просьбой. Если в наших учебниках Вы встретите явные опечатки, либо у Вас возникнут вопросы или сомнения, переслать их в Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО по адресу: info@sch2000.ru. Опечатки будут оперативно исправлены, на вопросы постараемся подробно ответить, и всё, что вызывает сомнения, перепроверить.
Всего Вам самого доброго!

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"
www.sch2000.ru

__________________________________


Опубликовано Perelygin в Чт, 10/02/2011 — 20:43.
Perelygin

Уважаемая Людмила Георгиевна, в Вашем учебнике слишком много ошибок, чтобы я мог критически проанализировать свое высказывание.

Например:

На стр.63, задание № 11 написано: «Известно, что  1/2+1/3=5/6….» При этом ранее в учебнике Вы нигде не приводите правила сложения дробей с разными знаменателями и сокращение дробей.

Ошибки были и в учебниках 2 и 3 класса, в одном из которых в результате вычитания получались отрицательные числа.

О других ошибках я Вам буду сообщать, по мере того как мой сын будет проходить ту или другую страницу учебника.

Относительно данных «независимых тестирований», которые Вы приводите. На основании моего жизненного опыта я в очень редких случаях верю независимым тестированиям. Независимых тестирований не бывает.

Неужели Вы, проработав столько лет в школе, можете признать действительным тот факт, что в классе 100 % учеников учатся на 4 и 5! Это возможно только при одном условии, что был проведен предварительный отбор (фильтрование) учеников (школа №1315 САО города Москвы с английским уклоном).

В нашем классе (в обычной школе), в котором учится мой сын, и которую я вижу из окна, из 28 учеников на 4 и 5 учатся 43%. Имеются и двойки.

Уровень подготовки школьников я вижу ежегодно и ежечастно, когда принимаю ЕГЭ по химии, читаю лекции, провожу лабораторные занятияч у студентов первого курса и принимаю у них экзамен. Они в большинстве своем не могут разделить дробь на дробь, а Вы им «дизъюнкцию», или «2 = 4»(хотя некоторые из них начинали учиться по Вашей книге).

Они не могут этого понять, дома им никто не может объяснить эти факты, и чтобы не сойти с ума, вследствие инстинкта самосохранения, голова отключается. Заставить ребенка работать снова, ни Вы учителя, ни мы преподаватели вуза не можем. Как пишут ЕГЭ всем известный факт.

Ни школьник, ни кто другой независимо от возраста не поймет выражение 2 = 4.

Еще раз о неравенстве. В неравенстве x≤a предполагается, что x может принимать значения меньше или (и) равном а. Это одно высказывание. Неравенство может иметь много решений или ни одного. Неравенству х ≤ 2 будут удовлетворять решения, в которых значения x меньше 0, равны 0, 1 и равно 2. А где логика, когда в правилах учебника написано 2=4? На стр. 7, в правилах, первые 8 строк противоречат остальным.

Я не против Вашего учебника, но из него необходимо удалить математические недоразумения. Переход на обучение в 5 классе на Вашу программу зависит не от меня.

С уважением, Перелыгин Юрий Петрович.

__________________________________

Опубликовано PetersonLG в Пт, 25/02/2011 — 02:44.
PetersonLG

Уважаемый Юрий Петрович!

Прежде всего, мы не утверждаем, что в наших учебниках никогда не было ошибок и опечаток. Мы говорим о том, что относимся к этому серьезно, и если ошибки и опечатки встречаются (что зачастую связано с техническими вопросами подготовки книги к печати), мы с благодарностью оперативно их исправляем. Здесь мы с Вами солидарны и предмета для дискуссии нет. Последнее редактирование книг специалистами РАО и РАН состоялось в 2010 году.

Мы считаем, что в обсуждаемом нами тексте учебника о нестрогом неравенстве ни ошибок, ни опечаток нет. Свою аргументацию мы привели достаточно подробно, она согласована с данными математических энциклопедий и ведущими российскими математиками. Ваша же аргументация в необходимости коррекции текста нас, к сожалению, не убедила.

Кроме того, любой учитель подтвердит, что абсолютное большинство школьников способны понять, что равенство 3 + 1 = 4 верное, а равенство 3 — 1 = 4, то есть 2 = 4, — неверное). Поэтому изменять данный текст учебника мы не видим оснований. Тем не менее, мы благодарны Вам за Ваше мнение.

Мы полностью согласны с Вами, что там, где учитель работает с помощью традиционных методов обучения, в том числе и по нашим учебникам, получить 100 % результат «4 и 5» практически невозможно. Но мы говорим о классах, где коренным образом изменяется метод обучения — ведь мы предлагаем не только учебник, но и новую дидактическую систему, новый способ обучения.

Подготовленный учитель в нашей системе осваивает такой способ организации урока, когда учащиеся не получают новое знание в готовом виде, а добывают его сами. Тогда дети вовлекаются в активную исследовательскую и проектную деятельность, им становится интересно учиться, они несопоставимо глубже осознают изучаемый материал, лучше его запоминают. Отсюда и результат, причем вовсе не исключительный, а достаточно широко распространенный в самых обычных школах, где никто никого не фильтрует.

Тем не менее, я не хочу, конечно, сказать, что проблем нет: напротив, их достаточно много. Но все-таки приведение Вами текста на стр. 63 о сложении дробей с разными знаменателями я не могу принять в качестве дополнительного аргумента в пользу Вашей позиции о неправильности объяснения записи нестрогого неравенства.

Формат данного сайта не позволяет углубляться в пространные дискуссии. Поэтому мы приглашаем Вас на наши конференции, курсы, где мы готовы не только рассказать, но и продемонстрировать в практике работы самых разных школ – лицеев и гимназий, обычных общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением языка уровень освоения математики детьми, обучающимися по нашему методу. Более того, мы готовы, при Вашем желании, развернуть вместе с Вами его экспериментальную апробацию в Ваших школах, и надеемся, польза от этого будет.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"
www.sch2000.ru

__________________________________


Опубликовано Perelygin в Ср, 05/01/2011 — 11:41.
Perelygin

На старанице 7 первой части ученбника видим — "Высказывание "2 меньше или равно 4" можно записать короче: 2<=4. Оно состоит из двух высказываний: 2<4 и 2=4. Так как одно из высказываний верно, то верно и все высказывание 2<=4". Интересно, как это понимать, что 2=4.?

 Как это можно доказать, и как может быть это высказывание верным?

Как мог быть издан такой учебник и как по нему учат в наших школах?

__________________________________

Опубликовано PetersonLG в Втр, 11/01/2011 — 16:04.
PetersonLG

Уважаемый Юрий Петрович!

Истинность высказывания "2 меньше или равно 4" следует из законов математической логики. По определению, высказывание вида «А или В» (дизъюнкция) истинно, если истинно хотя бы одно из высказываний «А» или «В». Истинностную таблицу дизъюнкции можно найти, например, в Математическом энциклопедическом словаре (М., «Советская энциклопедия», 1988) или в любом другом математическом справочнике.

По нашему учебнику в школах учат уже более 20 лет, и все эти годы дети везде в среднем демонстрируют лучшие результаты по всем измеряемым характеристикам, благодаря, в частности, знанию законов логики. Ведь, согласитесь, невозможно успешно сдать ЕГЭ, не понимая, например, что число 2 является одним из решений неравенства х меньше или равно 4 (или, другими словами, что высказывание 2 меньше или равно 4, о котором мы говорили, истинно).

Кроме того, без сомнения, знание логических законов важно и в жизни. Например, если заведующий кафедрой института пообещал своему сотруднику за сверхурочную работу «отгул или премию», то сотрудник не может требовать от заведующего и того, и другого, так как обещано что-то одно.

К сожалению, отсутствие соответствующей логической подготовки в традиционной программе по математике подводит многих старшеклассников, а затем и взрослых людей на важных этапах их жизни. Именно поэтому научные руководители и соавторы наших учебников, ведущие российские ученые-математики и методисты – Н.Я. Виленикин и Г.В. Дорофеев, по учебникам которых российская школа работает последние 40 лет, — еще в начале 80-х гг. прошлого столетия поставили задачу включения вопросов логики в курс общеобразовательной математической подготовки. Результатом этой работы и стали данные учебники.

Замечу также, что данные учебники четырежды рекомендованы Министерством образования и науки РФ (в 1995, 2000, 2005, 2010 гг.), успешно прошли экспертизу в РАО и РАН на соответствие новым федеральным образовательным стандартам (2010), получили премию Президента РФ в области образования за 2002 год.

Мне очень приятно, что Вы как представитель Пензенской губернии не равнодушны к вопросам современного математического образования. Дело в том, что наши родовые «корни» с 18-20 вв. идут от Петерсонов и Быстрениных, известных культурных деятелей пензенской земли, причем некоторые из них учились и работали в Вашем университете. И мы благодарны современным пензенцам, слушателям курсов АПК и ППРО, которые нашли для нас и привезли Пензенскую энциклопедию и другие краеведческие материалы о жизни и деятельности наших предков. Низкий поклон пензенцам и пензенской земле.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"
www.sch2000.ru

__________________________________


Уважаемая Людмила Георгиевна,
Опубликовано Perelygin в Сб, 15/01/2011 — 08:49.
Perelygin

Уважаемая Людмила Георгиевна, издание учебника более 20 лет и рекомендации Министерства образования и науки РФ не могут являться доказательством отсутствия ошибок в нем.

В качестве примера можно привести существование Советского государства, при котором рекомендации и издания были покрепче. Но вернемся к существу вопроса. Как Вам известно, дизъюнкция это операция над высказываниями (знак дизъюнкции V, а не ≤ или ≥), одно из которых, а может, или оба сразу могут быть ложными.

В Вашем примере на 7 стр. вы не говорите детям, что высказывание 2=4 ложно, а сразу переходите к общему высказыванию.

Ошибка состоит в том, что в дизъюнкции союз «или» несет в себе разделительный смысл, он разделяет два высказывания, а в неравенстве союз «или» несет в себе соединительный (равен союзу «и») смысл.

В неравенстве x≤a предполагается, что x может принимать значения меньше или (и) равном а. Таким образом, не корректно переносить понятия из раздела логической математики в раздел неравенств. Ваш учебник хороший и мой сын учится по нему и довольно успешно, но его необходимо периодически редактировать.

С уважение, д.т.н., профессор,
зав. кафедрой «Химия» Пензенского
государственного университета Перелыгин Юрий Петрович.

__________________________________

  

Уважаемый Юрий Петрович! В
Опубликовано PetersonLG в Ср, 09/02/2011 — 22:32.
PetersonLG аватар

Уважаемый Юрий Петрович!

В качестве обоснования истинности приведенного Вами высказывания из нашего учебника 4 класса я использовала вовсе не количество лет его публикации, а ссылку на Математический энциклопедический словарь, изданный, кстати, в СССР.

Информацию же о многократном успешном прохождении наших учебников экспертиз ведущих научных организаций (РАО, РАН, МГУ, МФТИ) я привела лишь в качестве ответа на Ваш вопрос «Как мог быть издан такой учебник и как по нему учат в наших школах?», а также для того, чтобы предоставить Вам повод еще раз критически проанализировать свое замечание.

Действительно, если бы знак ≤ нес в себе соединительный смысл, то множество решений любого нестрогого неравенства было бы пустым. Их рассмотрение в принципе потеряло бы смысл. Именно поэтому математика выбирает в качестве своего основания не обыденные речевые смыслы, а логику.

Рассмотрим простейший пример. Как известно, под решением неравенства понимается всякое число, при подстановке которого вместо переменной данное неравенство превращается в верное высказывание.

Но если понимать знак ≤ в соединительном смысле, то, например, неравенству х ≤ 2 не будет удовлетворять ни одно число: не может же оно быть одновременно и меньше, и равно двум!   К сожалению, на этом «режутся» многие ученики на ЕГЭ и вступительных экзаменах в вузы.

Комментарий Анатолия Краснянского: Решением неравенства является не одно единственное число, а множество чисел, одно из которых равно 2, а остальные меньше 2.

Когда я еще только начинала работать в школе (1972), я была потрясена тем, что многие учащиеся выпускных классов этого не понимают. Именно поэтому я и закладываю основы понимания сущности нестрогих неравенств еще в начальной школе. Как выяснилось, чем старше ученик, тем труднее ему это осознать. Многие годы практического преподавания показали, что сензитивным периодом (то есть, оптимальным возрастом) для усвоения данного факта является именно 3-4 класс.

Кстати, этот пример раскрывает механизм, за счет которого разрыв в показателях уровня математической подготовки детей, обучающихся по нашей программе, становится обычно более выраженным в старших классах. Вот, например, данные независимых тестирований, о которых нам рассказали учителя, работающие в школе №1315 САО города Москвы.

Городской контроль знаний по математике
Класс Программа Качество (4 и 5)
5 «А» Л.Г. Петерсон 80%
5 «Б» Л.Г. Петерсон 88%
5 «В» Н.Я. Виленкин 50%

Результаты экзамена в 9-х классах с независимой комиссией
Класс Программа Качество (4 и 5)
9 «А» Л.Г. Петерсон 100%
9 «Б» М.И. Моро − Н.Я. Виленкин 33%

Результаты ЕГЭ в 11-х классах
Класс Программа % без 2 Качество (4 и 5)
11 «А» Л.Г. Петерсон 100% 77%
11 «Б» М.И. Моро − Н.Я. Виленкин 83% 43%

Таких примеров я могла бы привести сотни, но лишь с одной целью – помочь Вам осознать, как важно позаботиться о том, чтобы в 5 классе Ваши дети перешли на нашу программу к подготовленному к работе по программе учителю.

Что же касается редактирования наших учебников, мы стараемся это делать регулярно. Последний раз их редактировали РАО и РАН в 2010 году.

Между тем, как и в любой книге, в учебниках, конечно, могут быть опечатки. К сожалению, и мы не до конца избавились от опечаток в наших учебниках, хотя с каждым годом их становится все меньше. Поэтому мы всегда будем благодарны за любые конструктивные замечания.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"
www.sch2000.ru

 

__________________________________


Опубликовано zaytseva_julia в Втр, 09/02/2010 — 22:32.
zaytseva_julia

Сегодня ребенку задали задачу (Петерсон, 4 класс, часть 2, с.12, №5(в) ).

"Cколько теплиц длиной 24 м и шириной 5 м поместится на участке земли площадью 3 га".

Наверное, автор предполагает, что

30000:(24*5)=250. Но если слегка задуматься, то очевидно, что это не так. Все зависит от формы и размеров участка земли. Например, если участок прямоугольной формы с шириной 4 м, то ни одной не поместится.

На мой взгляд, задача абсолютно безграмотна.

__________________________________

Опубликовано PetersonLG в Чт, 11/03/2010 — 16:08.
PetersonLG

Уважаемая Юлия Владимировна!
В наших учебниках, изданных после 2005 года, мы не нашли такой задачи. Возможно, Вы работаете по очень старому варианту, который уже многократно переработан и исправлен (последняя редакция была в 2009 году), или это вообще какое-нибудь контрафактное издание.

Телефон нашего Центра — (8-495)797-89-77, адрес сайта: sch2000.ru. По телефону Вы можете узнать координаты издательства Ювента, издающего наши учебники, а на сайте – заказать нужную литературу.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"
www.sch2000.ru

__________________________________

  Опубликовано kolesnikova-3kbr в Ср, 25/03/2009 — 11:43.
kolesnikova-3kbr

http://netedu.ru/node/410?page=2

В течение 8 лет, мы, учителя МОУ «Лицей №3», города Прохладного КБР, Блохина О.Д., Колесникова З.М., работаем по образовательной программе «Школа 2100». Содержание материала по всем предметам дает возможность всестороннего развития учащихся.

В работе вызывает затруднения изучаемый материал по учебнику Л.Г. Петерсон «Математика»

Автор удачно сочетает алгоритм изучения нового материала каждого года обучения. Темы расширяются и углубляются с учетом возрастных особенностей учащихся. Хорошо продумана система умножения многозначных чисел, блиц-турниров для развития логического мышления при подготовке решения задач

Наряду с положительным материалом, имеются недостатки в работе по учебнику 4 класса:

1. Действия с величинами: гектар (га), ар (а). Несколько действий и преобразование величин вызывает затруднения учащихся с. 126, №4, №5 (2 часть)
Предлагаем дать общее понятие и меньше материала на изучение данной темы, так как в жизненной практике она не имеет значимости.

2. Нет системы решения одного вида задач. Условия, желательно, сократить, так как тексты для чтения слишком объемны и не носят сосредоточенности внимания учащихся. Задачи на встречное движение, движение вдогонку с. 83 №8, с.84, №8, с.86, №8, с.89,№1, с.93,№1, . 97,№1,, с,98,№3, с.105,№1, с.111,№ с.112, №6, с.115,№6, с. 118,№5, (часть 2). При переходе в среднее звено затрудняет самостоятельное выполнение заданий, формирование вычислительных навыков и логического мышления при решении составных задач.

3. Слишком громоздки и большие по объему числовые выражения на порядок действий, что затрудняет самостоятельное выполнение работы: часть1-с.23 №7, с.42,№7, с.76,№9, с.96,№12; часть 2-с.6,№11, с.25,№14, с.28,№15, с.84,№13, с.107, №13, с.110,№15; часть3-с.4,№16, с.56,№14, с.68,№12. Малейшая ошибка в вычислении приводит к стрессу учащихся. Достаточно5-6 действий, чтобы увидеть систему владения вычислительными навыками ученика.

4. Задания на расширение кругозора интересны, поучительны, но очень объемны для возрастной группы 4 класса. Желательно, убрать или сократить географические и исторические закодированные слова, так как много времени дается на их выполнение, а в перспективе нет необходимости их изучать. Или предложить материал, связанный с географией и историей России. Часть 1-с. 87,№12, часть2-с.35,№8, с.44,№7, с.68,№13, с.75,№7, с.99,№10, часть 3-с.12,№13, с.25,№14, с.28,№6, с.39,№8, с.51,№6,

5. При нахождении площади геометрических фигур надо оставить упрощённый вариант, а нахождение нескольких площадей в одной фигуре это излишне ( часть2-с.116,№13, с.124,№11, часть3-с.59,№7). Данный материал приемлем в среднем звене обучения.

6. Желательно убрать: передачу изображений, координаты на плоскости (часть3-с. 63,№8, с.66,№3,с.67,№4, №5).

7. Нет необходимости изучения двойного неравенства ( часть1-с.10,№2, с.13,№4), оценка суммы (часть 1с.16,№2, №3), разности (с.20,№3), произведения (с.23,№4), частного ( с. 26,№3). прикидка результатов арифметических действий (с.29, №4).

8. Столбчатые, круговые, линейные диаграммы углы вписанные, описанные, центральные – убрать или сократить до общего визуального знакомства ( часть3.с. с.31,№3, с.35,№9, с.39№7,с.42,№1,с.47,№4,№5,№6.,с.50,№3,№4,с.с.55,№5,с.58,№2,№4, с.62,№4,№5) . Данный материал изучается углубленно в среднем звене.

9. В контрольных работах много перегрузки под звёздочкой , желательно их убрать.

 

__________________________________

 

Опубликовано Milovanov в Чт, 11/12/2008 — 13:34.
Milovanov

Я считаю, что данный учебник достаточно сложный для усвоения предлагаемого материала. Этот учебник надо использовать в городских специализированных школах или лицеях, но ни как не в сельских школах!

__________________________________

  Опубликовано PetersonLG в Чт, 19/03/2009 — 04:18.
PetersonLG

Готова с Вами поспорить. Наш многолетний опыт работы с сельскими школами, обычными общеобразовательными школами и даже классами КРО показывает, что для менее подготовленных детей деятельностный метод обучения гораздо важнее — он помогает их подтянуть, развить, увлечь созидательным трудом.
Другое дело, что для этого нужна специальная подготовка учителя, его работа над собой. Но это — другой вопрос, и дети здесь ни при чем.
Людмила Георгиевна Петерсон

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"

__________________________________


 Опубликовано ureevaed в Втр, 25/11/2008 — 15:42.
ureevaed

Это "непосильная ноша" для ребёнка!

__________________________________

Опубликовано PetersonLG в Чт, 19/03/2009 — 04:00.
PetersonLG

Вы затронули реально существующую проблему. Однако используя предложенную Вами метафору, я бы описала свое видение ситуации так: ноша немалая, но у нее есть "колесики с ручкой", которые делают ее не только посильной, но и приятной. И одновременно полезной, ведь багаж знаний и умений в жизни лишним не бывает.

Вместе с тем, реальная проблема заключается в том, что этот "механизм" надо знать. Если он не знаком — лучше взять груз по силам. Однако сегодня все возможности познакомиться с реальной практикой использования данного механизма — деятельностного метода обучения — созданы. Мы будем рады рассказать Вам о нем на наших курсах, открытых семинарах, конференциях. Узнать о них можно по телефону Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000…" АПК и ППРО: (495) 797-89-77, 452-22-33.

Желаю Вам работать с удовольствием! Людмила Георгиевна Петерсон.

__________________________________

 Опубликовано kovalchuk в Втр, 25/11/2008 — 14:23.
kovalchuk

Вы бы спросили у детей. Такие эксперименты и учебники доконают до конца наше образование

__________________________________

 

Опубликовано PetersonLG в Чт, 19/03/2009 — 04:38.
PetersonLG

Это одно из направлений деятельности нашего Центра "Школа 2000…" АПК и ППРО. Причем мы устанавливаем обратную связь не только с детьми, но и с родителями, учителями, методистами, психологами, управленцами. Мы понимаем свою ответственность, стремимся увидеть не только свои достижения, но и реальные проблемы и учесть их в своей работе.
Готовы поделиться с Вами результатами проведенных независимых опросов, их анализом, тем, как мы развиваемся.
Если у Вас есть какие-то конструктивные предложения и замечания, рады будем с Вами их обсудить.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000…"

__________________________________

 

Опубликовано inkazar в Пт, 31/10/2008 — 13:49.
inkazar

Комплекты учебников (не только по математике) для обучающихся начальной школы очень тяжелые, физически слабые дети не могут самостоятельно без помощи родителей принести их в школу.

__________________________________

 

 

Виктор Прасолов

Ещё раз о непатриотичной математике – по поводу учебника Гейдмана

URL: http://vvprasolov.livejournal.com/264132.html  .

 22 марта 2014 года.

При формировании федерального перечня учебников в последнее время едва ли не главную роль стала играть степень их патриотичности. Об этом недавно писла Газета.ру (http://www.gazeta.ru/social/2014/03/20/5957145.shtml ). Я хочу подробнее об этом рассказать на примере отрицательного экспертного заключения на учебники Б.П.Гейдмана, И.Э.Мишариной, Е.А.Зверевой «Математика» для 1-4 классов.

Единственным серьёзным основанием для отрицательного заключения являются два пункта:
8. В учебнике нет конкретных текстов, заданий, направленных на формирование патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю.
9. В учебнике отсутствуют задания, способствующие развитию толерантного отношения к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп.

Собственно к математической стороне учебника не высказано ни одной претензии. Это не удивительно, если учесть мнение бывшего председателя экспертной комиссии РАН по математике В.А.Васильева: «На мой взгляд, лучший учебник из всего списка – Гейдмана, сочетающий с одной стороны математическую грамотность, большой практический опыт и добросовестность, а с другой – полную адекватность и отсутствие неудобоваримых фантазий» (отсюда: http://www.mi.ras.ru/~vva/exp/2008/PETERSON.pdf ).

Большинство претензий к рисункам. Агрессивность: агрессивная сцена сражения двух рыцарей; кто-то съезжает по перилам с луком и мечом на поясе. Особое негодование рецензента вызывают полураздетый гном с топором и ножом, полураздетый мальчик и «обнаженный, судя по всему первобытный человек с дубиной среди как мифических, так и реальных животных».

Не понравились рецензенту и некоторые формулировки задач. В одной задаче Матроскин и Шарик поссорились. В другой задаче почтальон Печкин заболел и спрашивается сколько дней жителям Простоквашино не доставляли почту. На это рецензент строго замечает: «Почта должна доставляться вовремя!» Очень не нравятся рецензенту Хоббиты. Во-первых, потому что произведения Толкина не являются программными, а во-вторых, потому, что кинофильмы по его произведениям рекомендованы к просмотру только с 12 или 16 лет.

Такое низкое качество экспертизы весьма хорошего учебника повергает в уныние.

Один из отзывов на статью Виктора Прасолова

 

sergiko

Mar. 24th, 2014 09:57 am (UTC)
 
Кстати все учебники можно посмотреть тут:   http://www.alleng.ru/edu/math1.htm.

Учебник Петерсон вызывает вопросы, на которые (видимо) авторы дают очень унылые ответы на сайте https://avkrasn.ru/article-1287.html.

(вот например обсуждается место из 4 класс 1 часть стр7),

Опубликовано Perelygin в Ср, 05/01/2011 — 11:41.
Perelygin
На странице 7 первой части учебника видим — "Высказывание "2 меньше или равно 4" можно записать короче: 2<=4. Оно состоит из двух высказываний: 2<4 и 2=4. Так как одно из высказываний верно, то верно и все высказывание 2<=4". Интересно, как это понимать, что 2=4.?
Как это можно доказать, и как может быть это высказывание верным?
Как мог быть издан такой учебник и как по нему учат в наших школах?

__________________________________

Опубликовано PetersonLG в Втр, 11/01/2011 — 16:04.
PetersonLG

Уважаемый Юрий Петрович!

Истинность высказывания "2 меньше или равно 4" следует из законов математической логики. По определению, высказывание вида «А или В» (дизъюнкция) истинно, если истинно хотя бы одно из высказываний «А» или «В». Истинностную таблицу дизъюнкции можно найти, например, в Математическом энциклопедическом словаре (М., «Советская энциклопедия», 1988) или в любом другом математическом справочнике.

От себя отмечу, что особенно чудовищно смотрится в тексте учебника союз "и" : "Оно состоит из высказываний: 2<4 и 2=4."

с того же сайта

..Но суть не в этом. Многие учителя говорят нам о том, что бывшие ранее опечатки, если с ними правильно работать, имели огромный развивающий эффект, так как формировали у детей именно те качества, на которые нацеливает современный ФГОС. Действительно, встречая и исправляя вместе с ними ошибки, можно помочь детям освоить и развить в себе многие важные в современной жизни знания, умения и способности.


1. Осознать, что ошибки могут быть и в учебниках, и в законах, и в любых нормативных документах, так как они создаются людьми. Поэтому ко всему надо относиться не как к догме, а как к существующему на нынешнем этапе жизни варианту, который может быть исправлен, если ошибка аргументирована. ..

Меня сильно не устраивает подобный подход к обучению. На мой взгляд реакция авторов на критику крайне неадекватная.

Я открыл 4 класс 2 часть 1 урок — деление и дроби (самое важное и больное место у многих учеников).
Читаю главное определение в рамочке. гм. еще раз читаю. смотрю на "вспомогательную" картинку про шоколадки.. ээ .. ?
какая-то полная хрень. Детям это не стоит давать читать.


786364

В любом случае то рецензирование, про которое Вы пишете, когда главное это не содержание, а уровень патриотизма учебника —
совершенно недопустимо. К сожалению, именно министерство образования и сам Ливанов полностью отвечают за разработанную ими же форму рецензирования, рецензенты отвечают на вопросы их анкет. вес каждого пункта определяется тоже минобром.

поеду куплю в независимом комплекты учебников Гейдмана и Башмакова по математике, (по рекомендациям из жж Васильева http://atlmrf.livejournal.com/11075.html).

возможно придется переходить на альтернативную школьной форму обучения. осенью дети в школу пойдут — посмотрим.

 

vvprasolov

 

Mar. 24th, 2014 10:08 am (UTC)
 

Про учебник Петерсон я ничего хорошего сказать не могу. Я пишу только про учебник Гейдмана

 

 

Комментарии: 6
  1. Аватар
    Елена Какорина

    Мой ребенок, очень любивший математику до школы, всегда просивший вместо сказок задавать ему примеры на сложение и вычитание двузначных чисел (эти действия он сам освоил в пять лет) и т.п., стал НЕНАВИДЕТЬ математику, благодаря обучению по учебнику Петерсон в 1 и 2 классе. Непосильный, несоразмерный психо-физическому развитию ребенка объем материала, поданный в неудобоваримой форме — вот мое мнение (филолог, кандидат наук).

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Спасибо за поддержку. Уверен, что «реформаторы» скоро вылетят из государственных структур, как пробки из бутылки Шампанского. С уважением — Анатолий Краснянский.

  2. Аватар
    Елена

    Очень хочется сказать несколько слов по учебнику, вернее по учебникам. У меня двое детей — оба учатся по учебникам Л.Г. Петерсон. У нас проблем нет, но я сама занимаюсь с детьми и у них хорошие педагоги, остальным наверное проблемно осилить этот курс. Хочется сказать следующее — чтобы правильно решить задачу, надо правильно записать условие — обучение этому в учебнике не предусмотрено, хотя это основа основ — правильно записал условие, считай задачу решил. Этому я детей учу сама. И потом, закрепление пройденного материала практически осутствует, идет гонка — что ни урок, то новая тема.
    Но начальная школа это цветочки, а вот среднее звено — вот где ужас. В пятом классе прямо с первого урока пошли новые темы — причем без повторения. Задачи сразу стали решать через переменную, сразу ввели вторую переменную т.е. по сути систему уравнений, которую надо было решать методом подбора. Потом не закрепили, бросили, затем зачем-то ввели факториал, бросили без зарепления.
    Если кратко, то это не учебник — это просто издевательство над детьми.
    Сейчас сын в 7 классе, мы просто не знаем, что делать. Из-за математики, собираемся менять школу, где занимаются не по учебнику Петерсон.
    И в заключение, я сама окончила матфак, но объяснения которые даны в учебнике 7 класса с первого прочтения понимаю не всегда. Тексты СОВЕРШЕННО не адаптированы для детей. Практически у всех учеников, у которых родители не имеют технического образования, репетиторы уже с 6 класса.
    Извините, получилось сумбурно, но что называется наболело.

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Елена! Спасибо за интересную информацию: дидактические ошибки в учебниках по математике.

      Надеюсь, что разрушительная деятельность Минобрнауки скоро будет остановлена.

  3. Аватар
    Караваева Людмила Витальевна

    Вам повезло, что ваши дети учатся по математике Петерсон. На сегодняшний день, на мой взгляд, это лучший учебник математики для начальной школы. Учебный материал логически выстроен, всё чётко, понятно. прекрасный подход к решению задач. Моим детям пришлось учиться по математике Рудницкой. Вот это действительно ужас. Никакой логики в изложении материала нет. Вычислительные навыки не отрабатываются. А как решать задачи? Этому вообще учебник не учит. В учебнике для 4 класса одни опечатки. Знания даются на очень низком уровне. Дети математику не любили. А математику Петерсон ребята очень любят и занимаются с удовольствием. Я имею ввиду начальную школу. С математикой Петерсон для среднего звена я не знакома.

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Согласен, что учебники Петерсон не самые худшие. Спасибо за комментарий.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: