Обсуждение статьи Сергея Кара-Мурзы: Проблема невежества. Часть 2
Евгений Ягун
Ортега-и-Гассет о вере
14.01.2017. 23:49:20. Ягун Евгений. Ортега-и-Гассет о вере. URL: https://www.vif2ne.org/nvz/forum/0/co/382818.htm
> С.Г.Кара-Мурза
> http://sg-karamurza.livejournal.com/251665.html
>Проблема невежества. 2
> Мы стали похожи на «массу», представителя которой Ортега-и-Гассет описал во время кризиса 1930-х годов:
«Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все таки “человек науки” и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его “ученым невеждой”, и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту… Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах – в политике, в искусстве, в религии – наши “люди науки”, а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя… Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было – типичные черты человека массы – достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство – непосредственная причина деморализации Европы» [193].
Справка.
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) смолоду был убежденным республиканцем и своей деятельностью немало поспособствовал революционным настроениям в Испании. Но незадолго до гражданской войны 1936 г. он выступил с критикой по проекту Конституции Второй Республики (в 1931 г.). В дебатах Хосе заявил, что в проекте заложены «бомбы замедленного действия» по РЕГИОНАЛЬНОМУ и по РЕЛИГИОЗНЫМ вопросам.
В 1936 к нему больному в дом пришел отряд вооруженных коммунистов, которые потребовали от него поставить подпись под манифестом в поддержку правительства Народного фронта. Разговор мог закончиться трагически, но его дочь смогла уговорить революционеров пойти на компромисс …
Так какой же точки зрения Ортега-и-Гассет придерживался по религии?
Судите сами по нескольким абзацам из его работы «Идеи и верования»:
«Обратите внимание на то, что под именем идеи я объединяю все: обиходные и научные идеи, религиозные и любые другие. Потому что полной и истинной реальностью для нас является лишь то, во что мы верим. Меж тем идеи рождаются из сомнений, они рождаются там, откуда ушли верования, поэтому мир наших идей — это не полная истинная реальность. Что же он такое? Пока что не премину отметить, что идеи напоминают костыли: они требуются в тех случаях, когда захромало или сокрушилось ВЕРОВАНИЕ».
«Науки — прекрасная вещь в своих собственных границах, но, когда напрямик спрашиваешь, что же такое наука как человеческое занятие по сравнению с философией, религией, мудростью и т.д., ответ получаешь самый туманный».
«Верование — это уверенность, которую мы обрели неведомо какими путями. Всякая вера дается нам, обретается нами. Ее изначальный образец – вера "отцов и дедов". Но, познавая, мы как раз утрачиваем дарованную уверенность, в которой пребывали до сих пор, и нам нужно своими собственными силами снова сотворить себе верование …»
«Религия, знание и поэзия суть способности человека, данные ему от века. И выходит, что человек всегда — все это вместе взятое: верующий, философ, поэт, но, разумеется, в различной мере и соотношении».
Хорошо написал Ортега-и-Гассет о вере (-) — geokon 17.01.2017 22:09:27 (11, 0 b)
Мало ли кто чего о неведомом написал. Мы веры здесь не касаемся (-) — miron18.01.2017 00:25:35 (9, 0 b)
Да, невозможно касаться того, чего не имеешь. — geokon18.01.2017 15:19:19 (16, 529 b)
Re: Да, невозможно… — vld18.01.2017 17:05:08 (20, 453 b)
"Легкость необыкновенная" — geokon20.01.2017 15:11:02 (18, 2533 b)
Как все просто! Неверующий, значит невежда. А может наоборот? (-) — miron20.01.2017 16:15:02 (11, 0 b)
А может, и наоборот. Кому как. — geokon20.01.2017 17:58:38 (18, 171 b)
Так напишите яснее — miron20.01.2017 21:41:22 (18, 214 b)
Вот вам от Кара-Мурзы: — geokon22.01.2017 23:12:01 (15, 1527 b)
Re: Вот вам… — geokon22.01.2017 23:19:59 (12, 2001 b)
Re: Вот вам… — geokon22.01.2017 23:21:41 (14, 1094 b)
Какое это имеет отношение к нашему разтовору? (-) — miron22.01.2017 23:56:40 (5, 0 b)
- Прямое. — geokon23.01.2017 15:07:09 (11, 142 b)
Re: Так напишите… — geokon21.01.2017 23:11:13 (13, 598 b)
Поповские байки мне известны — miron22.01.2017 11:49:49 (12, 758 b)
Re: Поповские байки… — geokon22.01.2017 21:48:12 (15, 5118 b)
Re: Поповские байки… — vld23.01.2017 16:34:14 (14, 3812 b)
В основном согласен, с одним дополнением — miron23.01.2017 01:15:53 (11, 172 b)
Я ничего не слышал "от них" о рынке. — geokon23.01.2017 15:12:58 (9, 340 b)
- Если не осуждают богатство, то в условиях капитализм стихийные рыночники (-) — miron23.01.2017 16:01:25 (7, 0 b)
Вы собрались защищать Гундяя? (-) — Durga23.01.2017 00:49:29 (5, 0 b)
Re: Нет. Не наоборот. (-) — А.Б.20.01.2017 17:10:52 (8, 0 b)
Я чего это попы и верующие царя предали? (-) — miron20.01.2017 20:40:10 (6, 0 b)
Царя земного или Небесного? (-) — Sereda20.01.2017 21:11:21 (6, 0 b)
Фашистскую дурку не включайте (-) — miron20.01.2017 21:38:36 (8, 0 b)
Re: А почему коммунисты предали ССР? — А.Б.21.01.2017 11:19:26 (12, 91 b)
Я не коммунист, а Вы верующий. Более того, я антимарксист, то есть против тысяч — miron21.01.2017 11:24:55 (15, 23 b)
Re: И что? — А.Б.21.01.2017 11:40:24 (13, 146 b)
Догадываюсь, потому, что Вы предводитель негодяйцев. Я зеркален, тот кто поносит — miron21.01.2017 14:23:19 (13, 428 b)
Re: Ну — вы снова не угадали. Что закономерно и характерно. — А.Б.21.01.2017 16:24:51 (12, 76 b)
Меня утешает то, что Вы, предводитель негодяйцев, ещё тупее. (-) — miron21.01.2017 16:31:40 (9, 0 b)
- Какая же это радость для всех остальных. (-) — geokon21.01.2017 23:15:09 (8, 0 b)
На верованиях, а не на поповских интерпретациях верований. (-) — miron18.01.2017 16:05:54 (10, 0 b)
Re: На верованиях,… — geokon20.01.2017 14:07:33 (16, 115 b)
Разве Хритос завал всю эту золотую мишуру в церквях? (-) — miron20.01.2017 16:13:42 (8, 0 b)
Вы способы отделки зданий имеете в виду? (-) — geokon20.01.2017 18:03:20 (4, 0 b)
Золото в зданиях, в поповской одежде….Часы за 50 тыс на руках. (-) — miron20.01.2017 19:57:30 (6, 0 b)
Материальное благосостояние "бессовестных попов" мучает вашу совесть? — geokon20.01.2017 23:02:23 (15, 1923 b)
Фу, блин — Durga23.01.2017 01:28:46 (11, 692 b)
Да плеватъ мне на попов. Тем более, что их из русской культуры не вытравишь. — miron20.01.2017 23:13:42 (15, 715 b)
Кирил лично много раз высказывался очень положительно о СССР — Artur22.01.2017 20:45:35 (12, 39 b)
- Да, один раз он похвалил Сталина. Я чуть со стула не упал — miron22.01.2017 20:59:56 (11, 47 b)
Антисоветизм — большая проблема, и не столько церковная. (-) — geokon21.01.2017 23:16:58 (5, 0 b)
Так почему не прийти к компромису как в Китае о Мао — miron22.01.2017 11:52:51 (10, 227 b)
менталитет не позволяет — self22.01.2017 17:32:50 (12, 508 b)
При Сталине бы договорились (-) — miron22.01.2017 19:24:53 (6, 0 b)
Кстати, гейропейцы договоились и тех, что холокост отрицает, в тюрягу. — miron22.01.2017 19:27:55 (12, 92 b)
- Re: Так ваша Италия — в европе. Так? (-) — А.Б.22.01.2017 20:52:44 (4, 0 b)
китайцы, японцы, вьетнамцы — кто какой воин — self22.01.2017 17:38:37 (10, 46 b)
Re: Товарищ баранец… — А.Б.21.01.2017 11:23:24 (10, 298 b)
Слушаюсь, господин, предводитель негодяйцев. Работаю шпиониом. Жду броневик. (-) — miron21.01.2017 11:26:10 (5, 0 b)
Re: Жди баранского броневика от баранцев, шпион баранцев. (-) — А.Б.21.01.2017 11:41:20 (5, 0 b)
Как приедет, всех негодяйцев и Вас их предводителя отошлем осваивать — miron21.01.2017 14:24:09 (8, 20 b)
- Re: Я знаю, что то чего вы так ждете — никогда не случится. (-) — А.Б.21.01.2017 16:25:26 (3, 0 b)
Re: Зависть? (-) — А.Б.20.01.2017 20:14:31 (3, 0 b)
Страшная (-) — miron20.01.2017 20:39:31 (3, 0 b)
Сергей Кара-Мурза
Проблема невежества. Часть 2
URL: http://sg-karamurza.livejournal.com/251665.html
Возможно, эта тема слишком огорчает всех читателей и авторов. Она всех коснулась. Можно эту тему свернуть и подождать до лучших времен? Попробуем еще пару кусков.
Из опыта общения с доступными людьми (и из наблюдений над собой) можно составить представление о «новом невежестве». Это состояние совсем другого типа, нежели «невежество времен безграмотности», которая сужала доступ к «сети знаний». Такие общности, которые не имели доступа к формальному образованию и библиотеке («памяти мира»), не знали очень многого, что существовало вне их «культурной скорлупы». Но эти общности в своем культурном пространстве и в своей информационной системе не были невеждами. Так, крестьяне и ремесленники опирались на огромный и систематизированный запас традиционного знания, которое передавалось из поколения в поколение, в основном устно и в совместной работе.
Для развития человечества приручение лошади или выведение культурной пшеницы и картофеля были несравненно важнее изобретения атомной бомбы. Практически все культурные растения, основной источник пищи, были созданы трудом и умом крестьян за 20 тыс. лет, а научная селекция и гибридизация началась совсем недавно. Бронза – древнейший сплав, с IV тысячелетия до н.э. используется для изготовления предметов самого разного назначения, и лучше старых составов нет. Многие технологические приемы и операции древних ремесленников не удается воспроизвести и сегодня.
Это современное представление об эволюции системы знания было до середины 1980-х годов в среде интеллигенции общепринятым, даже банальным. Считалось, что признак полной науки – наличие весомой части сообщества, осведомленной об истории развития знания соответствующей области (т.н. развитая «память» научного сообщества). История знания была частью научного знания и актуальным инструментом на каждом этапе познания. Более того, еще до революции в Академии наук история знания воспринималась как необходимый элемент, интегрирующий образование, культуру, искусство и политику. Особенно активно это доказывали В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман и Н.Н. Лузин. В мае 1921 г. Вернадский сделал доклад об организации постоянной «Комиссии по истории знаний». В 1932 году она преобразуется в Институт истории науки и техники АН СССР. Литература по истории науки была очень популярна среди интеллигенции и широкой публики, она вошла и в преподавание научных дисциплин в средней школе и в вузах.
В 1931 г. в издательстве «Наука» была создана серия «Научно-популярная литература». Уже в 1940 году – выпуск научно-популярных книг достиг в СССР годового тиража 13 млн. экземпляров. К началу 1970-х тиражи выросли до 70 млн., а в 1981 году выпуск научно-популярной литературы в СССР составил 2451 наименование общим тиражом 83,2 млн. экземпляров. В 1933 г. начал издаваться научно-популярный журнал «Техника молодежи», в 1934 г. вновь стал выходить журнал «Наука и жизнь». Тиражи научно-популярных журналов постепенно стали массовыми (в 80-е годы журнал «Наука и жизнь» выходил тиражом 3,4 млн. экземпляров), и этих тиражей не хватало.
Но в ходе трансформации политической системы к концу 1980-х гг. прежние институты были деформированы или устранены. Установилось «новое мышление». В этой программе важным средством в России и стал подрыв культуры мышления. Была проведена большая кампания по разрушению рационального сознания и механизмов его воспроизводства. Целенаправленное воздействие было оказано на все каналы социодинамики культуры – на школу и вузы, на науку и СМИ, на армию и искусство. Историческая память знаний стала быстро стираться в массовом сознании. Невежество стало действенным!
Оно было подкреплено потоком алогичных, антирациональных утверждений, противоречащих и знанию, и мере, и здравому смыслу. Как будто прощупывали состояние мышления людей. Вот, в популярной тогда «Независимой газете» утверждается: «Чеpез западные гpаницы пpишло в Россию все, что и по сей день является основанием могущества и национальной гоpдости России… – все виды тpанспоpта, одежды, большинства пpодуктов питания и сельскохозяйственного пpоизводства – можно ли сегодня пpедставить Россию, лишенной этого?» [190]. Действительно, невозможно себе пpедставить Россию, вдpуг лишенной всех видов одежды – а можно ли пpедставить себе разумного человека, всеpьез озабоченного такой пеpспективой для России? Что это – искреннее невежество или порция яда в уши людей? Читатели это проглотили. Бурный поток подобных статей нарастал.
Даже если это просто выстрел информационной войны, вредоносная программа быстро затянула этих «хозяев дискурса» в их собственную ловушку. Как писал А. Тойнби, «неудача состоит в том, что лидеры неожиданно для себя подпадают под гипноз, которым они воздействовали на своих последователей. Это приводит к катастрофической потере инициативы: “Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму”».
За последние тридцать лет гуманитарная элита России стала «играть на понижение». Как будто что-то сломалось в ее мировоззрении. Например, резко сократился выпуск научно-популярной литературы, которая имела раньше массового и постоянного читателя. В таблице показано, как изменились тиражи самых популярных журналов.
Таблица *. Тиражи научно-популярных и реферативных журналов, в тысячах экземпляров.
Как изменялось массовое сознание? Примерно в 1989-1994 гг. все население провело в состоянии всеобщего стресса и периодического шока. Это было состояние острой «культурной травмы», и эти аномалии маскировали массивный и фундаментальный сдвиг в сознании. Но с середины 1990-х гг. очень многие стали говорить, что дело неладно. В результате разрушения культурных институтов и мировоззренческой матрицы произошел массовый переход от «университетской культуры» к «мозаичной». Рассыпались сообщества, объединенные общими когнитивными и информационными системами. В этой ситуации атомизированное население вовсе не вернулось в состояние «узкого знания» крестьян и ремесленников, их кодифицированное традиционное знание отошло в историю.
Мы стали похожи на «массу», представителя которой Ортега-и-Гассет описал во время кризиса 1930-х годов: «Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все таки “человек науки” и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его “ученым невеждой”, и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту… Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах – в политике, в искусстве, в религии – наши “люди науки”, а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя… Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было – типичные черты человека массы – достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство – непосредственная причина деморализации Европы» [193].