Наталья Сметанникова
К 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность»
URL: http://lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900905
Доклад печатается по: Чтение и грамотность в образовании и культуре: (К 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность») : материалы Международной научно-практической конференции 26–29 марта 2009 года (Москва). – М., 2009. – 127 с.
|
ПРОЕКТ «Школа, где процветает грамотность» родился в 1998 году в Лондоне, во время обсуждения одного из международных проектов. С тех пор он обсуждался много раз в разных странах мира: в Португалии, Норвегии, Австрии, Ирландии, Эстонии и дважды в нашей стране. Информация о проекте, его ходе и результатах опубликована отдельными брошюрами, а также в журналах «Школьная библиотека» (№ 1–2, 3, 4, 8; 2005), «Семейное чтение» (№ 4, 5; 2007), «Оценка качества образования» (№ 1), «Читаем вместе» (авг.–сент., 2007), которые являются партнёрами РАЧ.
Во второй половине 90-х годов XX века активно обсуждалась «Новая парадигма образования» для Европы, связанная с её объединением. В 1996-м Жак Делор сделал доклад, в котором определил четыре столпа образования: учиться знать, делать, жить вместе, существовать. Педагогическая общественность начала обсуждение вопросов, которые сегодня составляют ядро педагогической деятельности, а именно:
• образование, центрированное на обучающемся, где учащийся (студент) становится субъектом обучения, что предполагает смену отношений между учащимся и учителем на партнёрские;
• включение школ в широкий социальный контекст: привлечение родителей, культурных и социальных учреждений;
• компетентностный подход к образованию;
• обучение грамотности (как единству чтения и письма) и её видам (информационной, экономической, компьютерной и др.);
• поддержка разнообразия культур, изучение нескольких языков в школе (родного, этнического, второго, третьего иностранного);
• международные программы оценивания качества обучения (PIRLS, PISA и др.);
• «разные дети в одном классе» (инклюзивная школа, совместное обучение детей с разными образовательными возможностями).
Возникла необходимость изучения и обобщения международного опыта, апробации различных методик и подходов, обсуждения результатов.
Цель проекта «Школа, где процветает грамотность» – создание модели «идеальной» школы. При этом мы все понимали, что такой школы быть не может.
Задачами школы каждой страны являются:
• внесение вклада в создание «идеальной» школы;
• распространение международного опыта в своей стране и взаимное обучение.
За прошедшие 10 лет сложился механизм вхождения учебного заведения в проект. Он включает пять шагов.
Первый шаг – описать деятельность школы с точки зрения целей проекта. Какой вклад вносит учебное заведение в создание модели «идеальной школы». Какой опыт вы предлагаете другим школам перенять, что вы использовали из международного опыта, как вы его адаптировали, трансформировали.
Второй шаг – представить материал на обсуждение в виде доклада на одной из конференций РАЧ или статьи в одном из наших или партнёрских изданий.
Третий шаг – пригласить экспертов проекта для ознакомления с работой на месте.
Четвёртый шаг – презентация школы на международном семинаре или конференции.
Пятый шаг – получение диплома участника проекта и продолжение работы в проекте.
За время работы в проекте мы получили три группы школ.
Первую группу составили школы, которые мы называем сегодня демонстрационными. Это школы, отвечающие всем требованиям проекта, учителя которых стали носителями и распространителями его идей, а учащиеся – активными, думающими читателями и компетентными специалистами во многих областях. К ним относятся гимназия № 1531 г. Москвы, где мы проводим конференцию, НОУ СОШ «Надежда», которая приглашает всех на мастер-классы, и СОШ № 700 г. С.-Петербурга, которая была не раз приглашающей стороной в предшествующие годы. Сегодня мы с большой радостью вручим диплом «Школа, где процветает грамотность» четвертой школе из пос. Свободный Свердловской области. Учителя этих школ поделятся своим опытом на нашей конференции.
Вторая группа школ-участниц проекта больше первой. В нее входят школы, где ведутся отдельные программы, предлагаемые проектом, или работают отдельные учителя, реализующие их на своих уроках.
Третью группу составляют новые школы-партнёры, те, кто изучает опыт работы, присматривается к нему, «примеривает наш опыт на себя».
За прошедшие 10 лет участники проекта разработали, апробировали, описали и предложили к использованию достаточно большое количество крупных и мелких проектов и программ как в основное учебное время, так и во второй половине дня.
Так, программа «Стратегии чтения» помогает педагогам вести текстовую деятельность на уроках чтения, литературы, родного и иностранных языков, а затем и на всех других предметах в начальной, средней, старшей, а затем высшей школе.
«Учись учиться» позволяет сформировать общеучебные, затем коммуникативные умения, а затем приступить к предметным знаниям.
«Мониторинг качества чтения» – программа оценки качества понимания текста, построенная на принципах международных программ PIRLS и PISA.
«Аутентичное оценивание» – программа использования разнообразных форм оценивания качества обучения, включая те, которые предоставляют право голоса самому учащемуся («Портфель», «Проверочный список» и др.).
«Литературное домашнее чтение» – программа продвижения чтения и приобщения подростков к чтению с помощью чтения литературы на иностранных языках.
«Семейные истории» – программа приобщения к чтению и письму, где учащиеся и учителя делятся важными событиями в их жизни.
Для создания проектов и программ второй половины дня нам понадобился национальный и международный опыт не столько образовательных, сколько учреждений культуры, в частности библиотек. Так родились «Программа поддерживающего чтения» и «Клуб читателей», «За страницами вашего учебника» и интегрированные уроки учителя и библиотекаря, проекты представления книги («Маленький принц», «Синяя птица») в разных форматах (обсуждение, читательские конференции, спектакль, конкурс и др.) и целостные воспитательные программы, построенные на одной книге, «Книга для всех и на все времена» и «Писатель и время».
Участники конференции |
Преобразование школьной библиотеки в ресурсный центр, читальный зал и дискуссионный клуб, насыщение пространства школы печатными изданиями, «Уголки чтения», «Литературные гостиные» – всё это способствовало тому, что учащиеся и члены педагогического коллектива стали читать больше, более качественную литературу, выбирать индивидуальные проекты, связанные с книгой. Проведение массовых акций, таких, как «Международный день грамотности» (8 сентября) и Неделя «От Дня знаний к Дню грамотности» (1–8 сентября), закрепило в сознании важность чтения и его роль для образования, культуры, жизни. Проект «Лидеры чтения», который относится и к ребёнку, и ко взрослому, явился квинтэссенцией накопленного опыта, причём сегодня он видоизменяется в различных школах.
Обратим внимание на то, что количество мероприятий второй половины дня в жизни такой школы в два раза больше, чем мероприятий в собственно учебное время.
Этот вывод сразу ставит новую проблему. Кто проводит эти мероприятия и какой квалификацией должен обладать этот человек: педагога или библиотекаря? тестолога, умеющего проводить мониторинг? психолога? логопеда? Оказывается, всего понемногу. Именно поэтому мы стали говорить о том, что школьный библиотекарь должен стать ещё и педагогом, владеющим многими педагогическими техниками и приёмами продвижения, организации чтения как отдельных учащихся, так и групп учащихся и учителей и руководства им, способным превратить школьную библиотеку в духовный, нравственный, интеллектуальный центр школы, её творческую мастерскую. И такая работа ужа начата силами московского Института открытого образования и АПКиПРО.
Школе, особенно средней, нужен в настоящее время еще один специалист – методолог чтения, который проводил бы мониторинг чтения, оказывал помощь отстающим, проводил занятия с учителями и уроки текстовой деятельности в 5–6-х классах, то есть там, где мы имеем резкое ухудшение качества работы с текстами по разным предметам, снижение объёма и качества читаемой литературы, изменение структуры досуга. Весь национальный и международный опыт показывает, что качество чтения в 5–6-х классах (10–12 лет) определяет качество обучения по разным предметам в средней школе.
Не все происходило гладко в нашем проекте. Поделюсь печальным опытом. Разрабатывая проект, мы выбрали из научного опыта три наиболее ясных, практически выполнимых критерия становления и развития мотивации к чтению: свободный выбор читаемого материала, совместная деятельность, поощрение.
Свободный выбор материала для чтения предполагает другую организацию школьного пространства, насыщение территории школы печатной продукцией и электронными носителями информации. Через какой-то период времени доступ к книгам перестал был свободным, и тут же упало количество читаемой литературы, интерес к чтению стал быстро падать, несмотря на хорошие результаты предшествующих лет.
Совместная деятельность предполагает работу как учащихся, так и учителей. Учитель на равных рассказывает о прочитанных им самим книгах, на равных голосует за лучшую книгу года. Если только учительская позиция меняется с партнёрской на менторскую – рейтинг совместных мероприятий падает.
Поощрение, сопровождаемое переживанием успеха, отражается и на количестве, и на качестве читаемого материала. Особенно оно важно для слабо- и среднеуспевающих учащихся, для которых успехи в читательской деятельности становятся механизмом самореализации, повышающим уверенность в себе.
Изменения в отношении к чтению в школе начинают происходить через один год кропотливой совместной работы всего педагогического коллектива, а черты устойчивого развития эти изменения приобретают через два года. Читать в школе сначала становится модно, затем престижно, а потом нормально. «Это нормально», – говорят школьники, когда содержание книги обсуждается на перемене, это нормально – провести свободное время с книгой.
Характеристики «Школы, где процветает грамотность» представляются по нескольким разделам, уровням внутри школы и вне её. Это образовательная среда и образовательный процесс, учитель и ученик, педагогический коллектив и родители, администрация школы, района, города и Министерство образования.
Обратим внимание на четыре основных вывода, которые можно сделать из постепенного включения различных групп в образовательную среду школы. Так, введение воспитательной программы, связанной с чтением и грамотностью, меняет общую среду школы. Программы повышения квалификации учителей, раскрывающие их творческий потенциал, приводят к изменению качества проводимых уроков. Включение администрации школы и вышестоящих организаций образования меняет содержание и организацию учебного процесса. Совокупность учебной и внеклассной деятельности способствуют развитию личности учащегося.
Как в научной деятельности чтение объединяет многие отрасли и разделы науки, в социальной – многие профессии и специальности, так и в образовании: оно объединяет многие предметы и группы людей. Чтение является базовым компонентом, лежащим в основе того, что характеризует жизнедеятельность человека. Однако, чтобы достичь необходимого сегодня качества чтения и грамотности, необходима целенаправленная совместная работа образовательных, культурных и социальных учреждений и институтов.
За десять лет работы проекта собралось достаточно большое количество характеристик, присущих «Школе, где процветает грамотность». Международное сообщество договорилось представлять их в нескольких рубриках: образовательная среда, содержание образования и обучения, учащиеся, учителя и педагогический коллектив школы. Внешкольный компонент включает родителей, аппарат управления образованием, издательства, общественные и культурные организации, связанные партнёрскими отношениями с учреждением образования.
Хочется особо подчеркнуть, что данные характеристики складывались постепенно. Движение шло снизу, от школ-участниц. Свой вклад внесли и отечественные, и зарубежные школы. Остановимся на основных характеристиках.
Начнем с центральной фигуры – учащегося. Как уже говорилось, у учащихся меняется отношение к чтению. Читать становится модно, престижно, интересно, а потом просто нормально. После первого года работы 75 % читают больше, 50 % читают лучше и 55 % учатся лучше. После второго года цифры несколько падают (71, 50 и 50 %), а затем сохраняются на уровне 60–75 %. Учащиеся научаются учиться, у них высвобождается время, которое они посвящают досуговому чтению. Появление досугового чтения в структуре свободного времени, появление чтения для удовольствия – серьёзная победа школы. Как только удаётся зафиксировать такой результат, можно говорить о качественных достижениях, так как все последние исследования отмечают его как важнейший положительный фактор.
Общение по поводу прочитанных книг – второй показатель качественных изменений. Он, как правило, сопровождается потерей страха письма, а затем появлением интереса к письменному высказыванию мыслей. Это сигнал к тому, что можно переходить к развитию творческих умений создания текста.
Следующая группа характеристик связана с изменением и развитием качества личности учащегося, приобретением некоторых качеств лидера чтения. Финальной характеристикой учащегося как читателя мы считаем установление связи между чтением и будущими успехами в жизни.
Проект продолжается. Продолжаются и наши наблюдения над теми изменениями, которые происходят в школе.
Следующая группа характеристик связана с ключевой фигурой учебного процесса – учителем. От его мастерства, квалификации, отношения к учащимся и учебному процессу зависит то, что происходит в школе. Не случайно сами учителя называли первой характеристикой эффективности их работы в школе психологический климат. Именно он и успехи учащихся являются основными факторами, сохраняющими педагогические коллективы. Профессиональный рост учителя, его активная позиция в школе, его кругозор, культура изменяют и позицию в школе, поднимают его статус, значимость, уважение.
Для этого администрация организовывает постоянное повышение квалификации по разным направлениям. Желательно, чтобы учителю самому было предоставлено право выбора курса ПК. Действует в школе Клуб (группа) чтения, проводятся педсоветы и родительские собрания, посвящённые чтению.
Вторым по значимости человеком в рамках проекта становится библиотекарь, который ведет просветительскую работу и с учителями, и с учащимися. Он становится помощником в проведении интегративных уроков, создающих и развивающих межпредметные связи.
Третья группа характеристик связана с образовательной средой. Частично о ней говорилось выше. Остановимся на тех бедах, которые школа пока не может преодолеть: бедность книжного фонда и отсутствие периодики. Библиотекари знают, что много лет школьные библиотеки комплектовались только учебниками. Комплектование произведениями художественной литературы, а тем более не входящими в программу по литературе, представляет пока проблему и для Москвы, и для регионов. Отсутствие подписки газет и журналов в школах усугубляет пренебрежение чтением, которое существует в современном обществе. По результатам последнего исследования Левада-центра (2008 г.) 51 % молодых людей не читают актуальную прессу. Показатель равнодушия к прессе среди москвичей составляет 42 %.
Не могу не воспользоваться этой трибуной и не затронуть вопрос о всё сокращающемся количестве часов, отводимых на предметы «Чтение», «Литература» и «Русский язык». Если в советское время в начальной школе было пять часов чтения в неделю и один час был посвящён внеклассному чтению, то теперь общее количество обязательных часов равно трём, а урока внеклассного чтения нет вообще.
Два часа литературы в неделю и отсутствие творческой работы (сочинения) в качестве финального контроля приведёт к тому, что следующее поколение и учеников, и учителей будет читать ещё меньше. Сегодня мы имеем известную ситуацию, когда с водой выплеснули и ребёнка, когда, не договорившись о том, в какой форме должен проходить экзамен по литературе, его отменили вообще.
Международные исследования показали, что чем лучше обстоит дело с чтением в школе, тем меньше негативное влияние нечитающей семьи, хотя совсем избавиться от него невозможно. Поэтому в школах проекта много делается для того, чтобы родители были вовлечены в деятельность по приобщению детей к чтению. На секционных заседаниях участники проекта поделятся своим опытом.
Безусловно, изменился и характер обучения в школах проекта. Учителя овладели практическими приёмами, развивающими мотивацию, общеучебные и коммуникативные умения. Они ушли от «школы воспроизведения» к «школе развития и творчества». Их уроки отличаются разнообразием применяемых методик и технологий с учётом характеристик изучаемого материала, индивидуальных учебных стилей обучения, целей и задач урока.
Учителя и учащиеся составили список самых необходимых, эффективных стратегий чтения, с которых они рекомендуют начинать процесс изменения методики работы с учебными текстами в школе. К ним относятся:
• отношения между вопросом и ответом,
• граф-схемы типов текстов,
• таблицы,
• аннотация – краткий пересказ,
• чтение в кружок,
• чтение с вопросами и остановками,
• карта рассказа,
• Знаю – Хочу знать – Узнал (3-Х-У),
• чтение и ведение записей,
• понятие и его определение,
• рассуждение вслух.
Подводя итоги проекта, хотелось бы сделать некоторые общие выводы и наметить его перспективы.
Выводы
1. Проект полезный и обучающий. Он меняет обстановку в школе и характер учебной деятельности. Он развивает феноменологическую модель образования (А.Маслоу, К.Роджерса), предполагающую персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Проект носит гуманистический характер в том смысле, что он помогает обучающемуся обнаружить то, что в нём заложено, педагоги ориентируются на создание условий для самопознания и поддержки развития каждого ученика через чтение.
2. Проект способствует развитию интеграции школьных предметов, а также решению образовательных и культурных задач, объединяет учебную и внеучебную деятельность.
3. Проект требует кропотливой ежедневной работы всего коллектива. Первые изменения происходят через год. Через два года процесс приобретает черты устойчивого развития.
4. Школы – участницы проекта пропустили через себя все международные проекты (PISA, PIRLS) и определили болевые точки процесса образования и пути его улучшения.
5. Эффект от результатов целостного проекта больше, чем от его отдельных программ или проектов.
Проект не закончен, он продолжается.
Сегодня мы ведём сравнительное исследование в области чтения с экрана и чтения с листа, результаты которого будут представлены на конференции следующего года. Мы также планируем рассмотреть практические наработки в русле компетентностной парадигмы.
От имени всех участников проекта я благодарю за внимание к нашей работе участников конференции и надеюсь, что участие в работе секций обогатит всех собравшихся научным и практическим опытом. Хочется надеяться, что новые школы, образовательные и культурные учреждения присоединятся к нему, расширится его география и сфера применения. Со временем, надеюсь, мы сможем говорить не только о школе, но и об университете, библиотеке, районе, городе и стране, где процветает грамотность.