Наталья Антоновна Серова. Что происходит, когда отдыхает мозг. О том, зачем нужен редактор методического журнала, за что присваивают высшую категорию педагогам в Брянской области.

В сегодняшнем мире размыты границы добра и зла, приличного и неприличного, дозволенного и недозволенного. Долг каждого учителя – формировать у детей четкие нравственные ориентиры. А для этого и самому нужно их иметь, нужно много трудиться, работать над собой.

Наталья Антоновна Серова

Что происходит, когда отдыхает мозг

 

Встречают по одежке, а провожают по уму или о том, зачем нужен редактор методического журнала, за что присваивают высшую категорию педагогам в Брянской области, и что происходит, когда отдыхает мозг

Мы привыкли доверять стереотипам. А когда в журнале сплошь – «нравственное воспитание» да «учителя высшей категории» – возникает соблазн не особо вчитываться в содержание. А я тут вчиталась и просто противно стало.

В журнале «Читаем, учимся, играем» №12. 2011.  был опубликован сценарий мероприятия для учащихся 4 – 5 классов «Милые принцессы», посвященного празднику 8 марта. Мероприятие разработано  Макеровой Антониной Николаевной учителем высшей категории школы № 3 города Дятьково Брянской области (посмотрела в Интернете – да, высшей категории, учитель русского языка и литературы, в 2009 году даже премию денежную получила за преподавательскую деятельность).

Очень удивляет то, что сценарий этого с позволения сказать «игрового мероприятия» опубликован в методическом журнале для педагогов, и то, что предлагает его учитель высшей категории, к тому же учитель русского языка и литературы – учитель, который на основе литературных произведений формирует мировоззрение ребят, формирует у них моральные ценности и качества будущего гражданина нашей страны.

Цитаты из сценария мероприятия мною выделены курсивом.

Сегодня я предлагаю вам побывать в королевстве, где вас ждут разные чудеса, сюрпризы. Но не забывайте, милые принцессы, что ваша привлекательность зависит от широты интересов, а если у вас к тому же есть чувство юмора, то пользуйтесь им: это сегодня оценит жури.

Что это за «широта интересов» (я бы даже сказала «широта взглядов»), ведущего, участниц и присутствующих, мы увидим уже в первом конкурсе.

Конкурс «ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?»

"Все знают, что принцессы очень нежны, избалованны, хруп¬ки, любят полежать помягче, по¬нежиться в кровати и поспать подольше. А помните, как проверяли в сказке, настоящая принцесса или нет? Правильно, подкладывали под множество перин маленькую горошину. Мы тоже попробуем испытать наших принцесс на чувствительность".

Капризы и изнеженность принцев и принцесс у Андерсена высмеиваются, а не возводятся в ранг положительных качеств! А у «учителя высшей категории» из Брянской области все наоборот – за качества, которые считаются отрицательными потом вручат медаль. Но, если «учитель русского языка и литературы» не в состоянии понять произведение, смысл которого понятен ребенку, то как она вообще преподает литературу?! А «на чувствительность» четвероклассниц и пятиклассниц в школе № 3 г. Дятьково Брянской области проверяют так:

Ведущий подкладывает на стул участницам небольшие предметы — расчёску, ручку и др. Девочкам с закрытыми глазами нужно определить, на каком предмете они сидят.

Как говориться, комментарии излишни! Любой родитель, с чьим ребенком попытаются «поиграть» в такое, может смело писать заявление в прокуратуру, так как в описанных действиях содержатся признаки ст. 135 УК РФ (Совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста). А там уж путь «учителя высшей категории» рассказывают прокурорским работникам о «широте интересов и чувстве юмора».

По-сравнению с этим конкурсом следующие кажутся уже милыми и безобидными. Но и о них следует сказать отдельно.

Конкурс «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…»

ВЕДУЩИЙ: "А вот и утро наступило. Принцесса просыпается и сразу достаёт зеркальце. Прошу наших девочек подойти к зеркалу и похвалить себя самыми красивыми словами".

(Участницы выполняют.)

Мероприятие посвящено празднику 8 марта. Логичнее было бы, если бы девочки похвалили маму, бабушку, учительницу.  Но судя по всему, для «учителя высшей категории», скромность не является положительным качеством девушки. Как мы увидим далее, для Антонины Николаевны в четверокласснице «важна…прическа», умение продефилировать, выбрать наряд (за это в конце мероприятия девочки получают награды), а не положительные личностные качества.

Далее следуют конкурс «НАРЯД ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ»

Затем конкурс «КТО БОЛЬШЕ?»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы знаете, что за принцессами ухаживали множество придворных (около 10-15 человек). Не смогли бы вы назвать их профессии? (Ответ: лакеи, горничные, няньки, кормилица, экономки, прачка, повар, кухарка, кучер, дворник, садовник.)

Ах, как это важно знать для участницы! Неудивительно, что во 2-м конкурсе девочки не говорили красивые слова в адрес мам и бабушек. Логика проста: девочка – «милая принцесса», значит ее должны окружать слуги. Для наших участниц бабушки и мамы – горничные, няньки, прачки, повара и кухарки.

Далее следует конкурс «В ДЕВУШКЕ ВАЖНА… ПРИЧЁСКА», «ДЕФИЛЕ»  и  другие.

Конкурс:  «СПОЕМ!» также отражает «высокие» моральные качества «учителя высшей категории» из Брянской области. О предисловии к этому конкурсу будет сказано отдельно, а пока остановимся на его содержании.

 Участницам предлагается исполнить русскую народную песню «Во поле берёза стояла» в разных заданных стилях.

Варианты

•    Хор детского сада;
•    хор солдат;
•    хор глухонемых;
•    разгульная свадьба.

(Звучит фонограмма песни «Во поле берёза стояла». Участницы выполняют задание.)

Не понимает «учитель высшей категории», что смеяться над тем, что человек глухонемой некрасиво.

И, простите, я плохо себе представляю, как воспитанная девочка-четвероклассница будет исполнять песню «Во поле береза стояла» в стиле «разгульной свадьбы».

Странные духовно-нравственные ориентиры у подрастающего поколения формирует, коверкая русскую народную песню, «учитель русского языка и литературы высшей категории» из Брянской области.

Кстати, о фольклоре. Здесь «учитель русского языка и литературы высшей категории» просто блистает профессиональными знаниями!

Конкурс «ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ…»

ВЕДУЩИЙ: "По одежде и по походке встречают, а по уму провожают» — гласит русская пословица. И это действительно так? Давайте испытаем наших принцесс на сообразительность и быстроту мысли".

(Участницы вытаскивают карточки с загадками и отгадывают их.)

Среди загадок: Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? (Слонёнок.)

Богатый материал, накопленный в русском фольклоре «учителю высшей категории русского языка и литературы» из Брянской области  совершенно ни к чему! Она считает очень остроумным загадывать загадки уровня тех, что сочиняют дети младшей группы детского сада.

А в начале конкурса «учитель русского языка и литературы» сообщает, что, оказывается, русская пословица гласит: «По одежде и по походке встречают, а по уму провожают». Неправда. "По одежке встречают, а по уму провожают"– именно так звучит русская пословица. Пословица имеет особый ритм, в ней каждое слово неслучайно, ее содержание отшлифовано не одним поколением. Не надо ничего менять и вставлять лишние слова. Лучше уж пусть «учитель высшей категории», сочиняет загадки про слоников на слона похожих. А здесь не надо придумывать того, чего нет. И именно «по одежке», а не «по одежде». Так как слово «одежка» — уменьшительная форма слова «одежда» и показывает пренебрежительное отношение ко внешнему.

Главное – внутреннее содержание. Пословица имеет следующий смысл: не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания, внутреннее содержание, достоинства человека. Народная мудрость всегда отличала внешнюю форму оценки от содержательной, общечеловеческой. В шкале оценок ум занимает «вершинную» позицию и поэтому в итоге человека судят во всех социальных слоях прежде всего за ум, что познается при общении с ним. Аналогичная пословица известна и другим славянским народам.

Хотя, учитывая содержание мероприятия и уровень знаний «учителя высшей категории» в области фольклора удивляет, как она вообще не сказала «Встречают по одежде и походке, а провожают по умишку». И на том спасибо!

А «творческий конкурс»!

Конкурс «СТИХИ»

ВЕДУЩИЙ: На балу не только танцуют, но и читают стихи, те самые, сокровенные, нежные, которые так любят слушать принцессы. (По предложенным рифмам участницы сочиняют стихи)

Среди заданий рифма: стакан — банан, карман — обман.

Это как же надо исхитрится, чтобы по рифме: стакан – банан, карман – обман сочинить «то самое, чистое, сокровенное, нежное стихотворение»!

Существует множество веселых детский игр, викторин.

А тут – «хор глухонемых»  и, простите, как бы это корректнее сказать,  ощупывание предмета ягодицами.

 Участницы мероприятия – четвероклассницы и пятиклассницы – будущие жены, мамы, а им в столь юном возрасте прививают качества, противоречащие традиционной русской культуре. В наших женщинах всегда ценились скромность, верность, преданность, чувство долга, любовь к близким…

И о принцессах… Наши Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия воспитывались в простоте и строгости. Они спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались скромно; платья, обувь и игрушки переходили от старших к младшим. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», — считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил Государь, — такими должны быть и мои дети». Свои заботы и внимание Царевич и Великие княжны распространяли на всех, кого знали, в обращении были просты. Вместе с матерью Великие княжны во время Первой мировой войны были сестрами милосердия.

Может, не знает «учитель высшей категории» из Брянской области истории страны, в которой живет, но складывается впечатление, что она никогда не читала и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, а знакома с ней только по фразе, с которой мачеха обращается к зеркалу. Пусть почитает повнимательнее и обратит внимание на то, к чему привело в итоге мачеху, то, что она была «горда, ломлива, своенравна и ревнива», и как сложилась судьба царевны молодой «нраву кроткого такого».

Можно привести и множество других примеров, на которых следует воспитывать девочек. Зачем же собирать какую-то пошлость, заставлять девочек делать вещи, которые и для взрослых неприличны?!

Наверное, многое может прояснить предисловие к музыкальному конкурсу.

ВЕДУЩИЙ: Как известно, петь умеют далеко не все. Но любят петь наедине с собой, думаю, многие. И правильно поступают: это успокаивает нервы, да и мозг отдыхает.

Когда человек поет, его мозг должен виртуозно управлять вибрацией голосовых связок, чтобы воспроизводить звуки с филигранной точностью. К тому же пение — это сложная комбинационная работа. Ведь нужно держать в голове всю мелодию, чтобы воспроизводить ее в правильной последовательности. А при хоровом пении еще и действовать в унисон с другими. Страшно представить, что же такое надо напеть, чтобы «мозг отдохнул».

А еще страшней, когда у человека отдыхает душа, которая «обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Я хорошо помню, как это прекрасное стихотворение Николая Заболоцкого прочла нам, тогда еще пятиклассникам, наша учительница литературы. Она не была учителем высшей категории. Она просто учила нас быть честными, порядочными, любить свою Родину, знать ее историю и культуру, прививала нам чувство ответственности за происходящее. Она понимала, что весь курс педагогики можно вместить в одну фразу – детей нужно любить, любить сильно и правильно, а без этого нечего и делать в школе.

Я благодарна нашим дорогим учителям за то, что посеянное ими в нас разумное, доброе, вечное и сейчас, спустя почти три десятка лет продолжает и продолжает давать ростки, учителям,  которые трудились и трудятся не из-за денег, не из-за категории, а честно выполняют свой учительский долг.

Я и представить не могу, чтобы в нашем классе было проведено подобное «игровое мероприятие», не могу представить, чтобы подобное провела классный руководитель моей дочери. Слава Богу, есть такие учителя, до которых «учителю высшей категории» Макеевой еще расти и расти.

В сегодняшнем мире размыты границы добра и зла, приличного и неприличного, дозволенного и недозволенного. Долг каждого учителя – формировать у детей четкие нравственные ориентиры. А для этого и самому нужно их иметь, нужно много трудиться, работать над собой.

Не знаю, учат ли этому теперь в педагогических институтах и на курсах повышения квалификации. Не умеют этого и многие из нас, раз с нашего молчаливого попустительства в методических журналах печатаются подобные разработки, в школах проводятся подобные мероприятия, а мы потом удивляемся, тому, что происходит с нашими детьми, кричим о деградации общества и потерянных поколениях.

P.S. А какая аннотация к журналу!

«Журнал «Читаем, учимся, играем» — кладезь идей для преподавателей и библиотекарей, настольная книга для режиссёров школьных театров и вожатых, работающих с учениками 5–11-х классов. Имея под рукой такое издание, вы всегда можете найти дополнительный материал для урока или интересную тему для встречи с читателями, и при этом вам не придётся перерывать массу информации или часами сидеть на профильных интернет-сайтах. В 2012 г. произойдёт много интересных событий, будут отмечаться юбилеи, в том числе — знаменитых, всеми любимых книг, и журнал «Читаем, учимся, играем» готов писать о них. Читайте, выписывайте наш журнал, обещаем — скучно не будет! Проводите запоминающиеся, нестандартные уроки и школьные вечера. И пусть наши дети растут умными, любознательными и неравнодушными».
 Не знаю, о чем они напишут в 2012, но читать этот журнал, а тем более выписывать его я точно не буду. Не советую этого делать и преподавателям и библиотекарям, режиссёрам  школьных театров и вожатым, работающих с учениками 5–11-х классов. Безусловно приведенное мероприятие «запоминающиеся и  нестандартное», только проводить его никому не рекомендую – очень сомнительно, что дети после этого вырастут «умными, любознательными и неравнодушными».  Видимо у редакции мало материалов для печати, тогда пусть выпускают журнал потоньше или «по многочисленным просьбам читателей» перепечатывают старые материалы. А если они печатают все, что им принесут, зачем тогда вообще нужен редактор?! Возникает вопрос: а если очередной «учитель  высшей категории» принесет им завтра сценарий с конкурсом «Кто быстрее откроет бутылку пива» или с игрой в бутылочку, они тоже будут это публиковать? Дорогие преподаватели и библиотекари, режиссёры  школьных театров и вожатые, работающих с учениками 5–11-х классов, лучше переройте массу информации или посидите на профильных интернет-сайтах, но зато потом проведите уроки или встречи с читателями, за которые не будет мучить совесть. Ведь от того, как Вы сегодня воспитываете детей, зависит и Ваше будущее.

P. P. S. А если кого-то не боится мук совести, как, например, «учитель высшей категории» из Брянской области, то побойтесь хотя бы родителей, которые могут написать заявление «куда надо» (родители нынче грамотные пошли).

      

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: