Валентина Остроушко
"На иглу" по учебнику
("Парламентская газета", 17 августа 2002 г.)
Источник информации — http://old.pnp.ru/archive/p10350111.html
По орловским школам ходят официальные учебные пособия, разъясняющие даже пятиклашкам, что героин надо колоть, а бензин — вдыхать.
В Орле, где уровень наркомании ниже среднего по России, назревает "наркотический" скандал. В городской Совет народных депутатов пришла делегация родителей и учителей с протестом — управление образования администрации Орла навязывает в качестве эксперимента в орловских школах учебник по граждановедению "Наш выбор: без наркотиков". У родителей и учителей создалось впечатление, что внедрением в школьную программу этого учебника кто-то намеренно толкает их детей… "на иглу".
Авторы учебника — академик РАО доктор медицинских наук Дмитрий Колесов и кандидат педагогических наук Яков Соколов. Яков Соколов — довольно известный в учительской среде человек: за одиозность с его предыдущего учебника "Граждановедение" был снят разрешительный гриф Министерства образования РФ. Новый граждановедческий учебник превзошел своего предшественника: похабщина, запрещенные русским литературным языком жаргонные словечки и тюремный сленг представлены в нем в изобилии. Даже не особо осведомленные учащиеся 7-10-х классов из благополучных семей, прочитав учебник Колесова — Соколова, познают смысл таких выражений, как "долбаки", "козлы", "дегенераты", "отморозки", "вонючие пасти", "хаза", "дурь" и другие.
Но подобные выраженьица — это цветочки. Ягодки — это когда жизнь нормальных детей описывается жаргонным язычком: "Ольга и Андрей — ученики одной из школ г. Новый Уренгой — летом работали в трудовой бригаде по благоустройству города. Потом они рассказали, в чем заключался "настоящий кайф". На дискотеках они были самой "прикинутой" парой".
То есть получается, что даже самый примерный школьник не может обойтись не то что без жаргона, а и даже без арго — книга буквально напитана объяснениями реалий тюремной жизни: что такое нары, баланда и т.д. Русский литературный язык в этой книге в расчет вообще не берется.
Но о языке ли говорить, когда учебник страдает отсутствием элементарной логики. "Ясно, что здоровье — основа счастья", — вещают авторы, а через абзац уже спорят с самими собой любимыми: "Жизнь показывает, что достижение счастья зависит не от здоровья и денег на его поддержание. Ведь можно, не обладая здоровьем, чувствовать себя счастливым".
В примере на эту тему речь идет о слепоглухонемой женщине, которая, несмотря на свой недуг, стала ученым, защитила докторскую диссертацию, создавала прекрасные скульптуры, писала великолепные стихи. Но учебник-то посвящен главной болезни нашего века — наркомании. И этот ни к чему не обязывающий пассаж о жизни инвалида, очень смахивающий на пресловутый 25-й кадр, в голове ребенка легко превращается в аксиому: коль такая стала умной и счастливой, почему наркоман не может: он же в отличие от нее видит, слышит, говорит?
Сам факт существования такого учебника "Наш выбор: без наркотиков" привел в замешательство ученых Орловского государственного университета. В своей рецензии на это издание доктор психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии университета Елена Савина пишет: "Неясен адресат книги: то ли это юристы (учащимся предлагается ознакомиться с тремя ситуациями и определить, какой статье УК РФ соответствуют действия, приведенные в них), то ли работники вытрезвителя (так, детям задается вопрос: "Как бы вы охарактеризовали душевные качества клиента медвытрезвителя?"), то ли работники полиции нравов (дается "научное" определение проституции) или врачи (задается вопрос: "Приходилось ли вам слышать кашель курильщика? Опишите его особенности"). Очевидно, что адресатом этих высказываний может быть кто угодно, но только не учащиеся 7-9 классов".
Читаешь учебник — и кажется, будто он направлен на неприятие пьянства, курения, наркомании. Благое дело — тут не поспоришь. Но, перелистывая страницу за страницей, понимаешь, что не против наркомании как явления протестуют страницы учебника, а против наркоманов и пьяниц. "Что, по-вашему, лучше: жить в семье с пьяницей (наркоманом) или всю оставшуюся жизнь прожить одному (одной)?" — вопрошают у детей с несформировавшейся психикой и обязательным максимализмом в сознании авторы учебника. Или: "Вспомните вид известного вам пьяницы и попытайтесь рассказать: что и за чей счет можно починить в его организме?" Дальше — хлеще. "К примеру, человек за счет здоровых людей пытается вылечить цирроз печени — типичное заболевание "умеренно пьющих". Если бы он сохранил свою печень здоровой, то не претендовал бы на бесплатную кровать и бесплатный суп в больнице, — нагнетает учебник и так напряженное сознание старшеклассников. — Может быть, люди, заболевшие не по своей вине, лежали бы тогда в светлых палатах и кушали бы кролика под маринадом. И были бы от этого чуть счастливее".
Вообще-то цирроз печени не является прерогативой пьяниц и наркоманов, им могут заболеть и те, кто за всю жизнь и капли спиртного не проглотил. Но это уже не важно: козел отпущения найден, он жует нашу травку и мешает нам быть "чуть счастливее". А ведь учебник отправлен и уже вовсю гуляет по школам провинций, приводя в замешательство детей, которым действительно не хватает кусочка счастья.
"То, что предлагают авторы, — это охота на ведьм, — продолжает доктор психологических наук Елена Савина. — Давайте представим такую ситуацию, что у детей, обучающихся по этой книге, один родитель (или оба) выпивают (что не является редкостью). Что должны сделать дети, вооружившись лозунгами и идеями данной книги: отречься и заклеймить своих родителей? Скорее всего, изучение книги усилит чувства вины и стыда, которые сопровождают детей из семей алкоголиков и являются мощным фактором развития у них другого чувства — неполноценности".
Кем станут эти дети? Бескомпромиссными мстителями? Как не страшно это писать, но в лучшем случае. В худшем — даже не психолог понимает, к чему приводит чувство неполноценности: желанию выделиться, заявить о себе.
В начале 90-х Министерство образования России отреклось от комплексной системы воспитания и образования, наработанной в советские годы. "Предметы, составляющие круг фундаментальных школьных дисциплин, потонули в массе второстепенных, вовсе не обязательных, потеснивших самые главные: русский язык, литературу, математику, физику, естествознание, историю, — считает член комиссии по школьному образованию Российской академии наук Владимир Троицкий. — Особый удар пришелся на предметы, обеспечивающие становление личности. Искорежены программы по литературе, преступно сокращено их содержание и количество часов на этот предмет. Тем самым все направлено не на образование, а на создание манкуртов без роду и племени, владеющих родным языком на уровне обыденного сознания".
А вот это как раз к нашей теме. "Известно, что печатное слово обладает большой силой воздействия, — продолжает психолог Елена Савина. — По всей видимости, авторы пособия этого не знают, так как часто используют чрезвычайно низкий стиль изложения. Вот лишь некоторые примеры: "заряжен на балдеж", "побалдеть для себя". Несомненно, дети немедленно возьмут эти словесные обороты в употребление".
Если полчаса "самолетом" послушать про Наташу Ростову, а потом целый час исследовать приключения наркоманки Оксаны С. — невольно Оксана перетянет: она же в отличие от непонятной барышни из XIX века своя в доску (используем терминологию учебника).
И все же самая большая достопримечательность учебника — карикатурные рисунки. Как вам такой рисуночек: двое мужичков прижали третьего к самому краю пропасти и протягивают ему бутылку. Подпись под рисунком гласит: "Сделай шаг навстречу нашей дружбе". Получается, у этого третьего — трезвенника — и выбора-то нет: или в пропасть упасть, или сделать шаг навстречу — пьяницей стать.
Кому нужны такие учебные пособия? — задались вопросом депутаты Орловского горсовета — и создали экспертную комиссию по оценке учебника с привлечением ведущих специалистов вузов и школ города, параллельно подобную комиссию создала мэрия города Орла. "В соответствии со статьей 21 Конституции РФ никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным и другим опытам. А изучение этого труда и есть самый настоящий опыт над орловскими школьниками", — считает председатель Комитета по социальной политике Орловского горсовета Юрий Малютин.
Кстати, противники учебника встречались с журналистами открыто и даже сами настаивали на публикациях. Главный же "лоббист" "Нашего выбора" начальник Управления образования администрации Орла Александр Шатохин, настаивающий на эксперименте, наоборот, от контакта с прессой отказался.
Одновременно с появлением учебника в руках у орловских школьников оказалась распространявшаяся бесплатно рабочая тетрадь для 5-го класса "Полезные навыки", в которой малолеткам объясняется, что надо нюхать, а что колоть. И дается задание: "Вы нашли что-то похожее на сахарную пудру или шербет в маленькой коробочке. Вы пробуете это на вкус, чтобы узнать, что это такое". Тут же предлагается план создания комикса, в том числе детям, никогда не пробовавшим наркотики, — определить эффект психоактивного вещества. Что делает ребенок 10-11 лет? Элементарно: стремится попробовать. И на этой тетради стоит гриф "Допущено Министерством образования РФ".
Тот, кто внимательно прочитает учебник "Наш выбор: без наркотиков" и эту рабочую тетрадь, найдет в них много общего: в первую очередь в подходах к обучению. И там, и там детей просят составить комиксы на совсем не смешные темы — наркомании и алкоголизма, делая запретный плод веселым и доступным, и ненавязчиво проводят обучающую политику, что и как называется и употребляется.
"Ребенок до 15-16 лет не должен получать информацию о наркотиках, — считает депутат Юрий Малютин. — И федеральный уровень не предусматривает введение курса граждановедения с 5-го класса, это делается только в регионах якобы в качестве эксперимента. Поэтому естествен в таких случаях вопрос: кому это выгодно?"
И депутат отдает мне в руки пресловутую рабочую тетрадь с разрешительным грифом Минобразования, где черным по белому написано, что средства на создание тетрадки предоставила и поучаствовала в ее создании американская фирма.
"И Минобразования, и Орловский городской комитет образования попались на ловкую приманку — получение зарубежных грантов по линии Сороса и других", — считают в Орловском городском Совете народных депутатов.
В это же время на Орловщине появился дневник, якобы разрешенный областным Центром профилактики СПИДа и Управлением общего и среднего образования областной администрации Орловской области. На страницах местной печати Управление образования открестилось от участия в этом проекте, но тем не менее 5 тысяч экземпляров уже ходят по Орлу и области, и никто не пытается их изъять.
На последней странице дневника — лабиринт из девочек с косичками и вихрастых мальчиков, на вид им по 8-10 лет, но — указывают авторы — все они вступают друг с другом в интимные связи. При этом один из них болен. Старшеклассникам предлагается проследить в этом лабиринте распущенности, кто из детей заразится, а кто останется здоров. Вот такое заданьице наряду с теоремой Пифагора. Вывод составителей поверг меня в шок: "Заразились половой инфекцией не те, кто хуже себя вел, и здоровыми остались не самые хорошие. Просто кому-то повезло, а кому-то не повезло". Вывод напрашивается сам: пей, гуляй, колись, Россия-матушка, от судьбы все равно не уйдешь.
И так оно и происходит: пока Министерство образования то легко ставит свой гриф "разрешено" на сомнительные учебники, а потом так же легко его снимает, экспериментальные рабочие тетради, дневники, учебники просвещают провинциальную молодежь, как лучше получить кайф в этой жизни.
Кто и зачем ведет "наркотическую" атаку на провинцию при попустительстве федеральных органов образования — на этот вопрос орловские депутаты ответить не смогут, информации маловато, а вот не пустить "распущенный" учебник и иже с ним научные пособия на орловскую землю — это в их силах. Горсовет настроен решительно.
А я в десятый раз читаю учебник Колесова — Соколова и пытаюсь разгадать кроссворд, который предлагается ученикам 7-9-х классов. На одном вопросе я застряла. Привлекаю к сотрудничеству журналистов местных СМИ. Сидим над вопросами час-другой, все варианты — мимо, тем временем мы, взрослые люди, и не заметили, что втянулись, заинтересовались "наркоманской" лексикой. И, кстати, не сразу смогли остановиться.
Комментарий А.В. Краснянского. После такого позора, когда Министерство образования выпускает книгу, содержащую всякий вздор, тогдашнему министру (В. Филиппову?) следовало бы подать в отставку, а Президенту (или председателю правительства) следовало бы ее принять. "Граждановедение" обычно маскируется под "Введение в обществознание". Учебный предмет "Обществознание" — это эклектическая смесь различных гуманитарных дисциплин. Вместо такого рыхлого учебного монстра, как "обществознание", нужно ввести краткие, но логически структурированные (чтобы не было глупостей!) дисциплины: основы логики, основы психологии, основы теории государства и права, основы экономики, может быть, и основы социологии.
я в шоке