Н.В. Соколов, лаборант из Монголии, об учебниках О.С. Габриеляна.

Характеристика учебника: Бессистемность изложения материала; отсутствие изложения ряда тем и разделов, абсолютно необходимых для изучения предмета; труднодоступное изложение материала; преждевременное изложение ряда тем, разделов и фактов; многочисленные ошибки и неточности, акцентирование внимания на второстепенных деталях; использование стиля написания, недопустимого для учебной литературыпо химии; чрезмерное внимание уделено описанию исторических фактов (которые связаны с материалом лишь косвенно).

Открытый форум по обсуждению учебников федеральных перечней

Источник информации: http://fp.edu.ru/forum/default.asp?IDB=672

04.08.2009 23:09:28
Соколов Н.В., лаборант  Республика Монголия, г. Улан-Батор 

* Бессистемность изложения материала;
* Отсутствие изложения ряда тем и разделов, абсолютно необходимых для изучения предмета;
* Труднодоступное изложение материала;
* Преждевременное изложение ряда тем, разделов и фактов;
* Многочисленные ошибки и неточности, акцентирование внимания на второстепенных деталях;
* Использование стиля написания, недопустимого для учебной литературы такого уровня (см., например, цитату ниже);
* Чрезмерное внимание уделено описанию исторических фактов (которые связаны с материалом лишь косвенно).
К сожалению, современные тенденции в школьном образовании полностью противоположны данным пожеланием. Яркий пример — учебная литература О.С. Габриеляна для 8-11 классов. Открываем учебник за 8-й класс (а заодно и материал по домашним заданиям) и что мы видим? Почти в начале курса дается строение атома, изотопы, трубка Томсона, исследование радиоактивности. Далее все это плавно переходит в квантовую химию. А закон сохранения массы? Так оказывается его излагать ученикам совсем не нужно. Но еще больше бросается в глаза другое — бессистемность изложения материала, почти полное отсутствие логической связи между разделами. И даже на этом фоне выделяются отдельные “перлы”. Например, молекулы Li2 и Na2. Это же “экзотика”. Не каждый химик про них знает, а дети в 8-м классе знать должны. Да еще и указывается, что связь в них ковалентная. Кто же спорит, только как это поможет освоить тему про металлическую связь — можно себе представить. Кроме того, оказывается, связь металл — неметалл (всегда) ионная. А ковалентная связь в фосфине — неполярная! Электоотрицательности водорода и фосфора, видите ли, равны, — но это смотря какую шкалу использовать. А металлический водород? По-моему, его "закрыли", не успев открыть. Изучать биологические свойства дейтериевой воды, без сомнения, интересно, но стоит ли давать этот материал в начале курса химии? Подобные факты можно было бы приводить еще долго. Отдельного внимания заслуживает стиль изложения материала. Приведу только одну цитату:
“Оба атома осуществляют свою “заветную мечту” – получают столь желанную восьмерку на внешнем уровне. Но какой ценой? Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединяются…“ (Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002. С.37).
Если вы хотите знать химию — возьмите учебник
Фельдман, Рудзитис. Химия 7-11 класс. 1985 г. ч. 1 и ч. 2.
Потом возьмите Глинку или Хомченко, после них — Некрасова и Чичибабина.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: