Модернизация образования, точнее — разрушение. Сборник материалов. 1. Интервью директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елены Низиенко (материал подготовила Ирина Воронцова). Исключить по закону. 2. Комментарии Михаила Выграненко «Как поэтичны оправданья»!

Министерство образования и науки России утвердило федеральные перечни учебников на 2013/14 учебный год. В перечни на этот раз было включено так много учебников, что возник вопрос, не приведет ли такое многообразие к ухудшению качества образования? И чем обусловлена такая динамика?


Исключить по закону

Темы: Учебники, качество образования, ФГОС

Источник информации — http://www.edu54.ru/node/253687

По информации интернет-издания «Просвещение». Подготовила Ирина Воронцова, отдел информации ОблЦИТ. 20 февраля 2013 года


Министерство образования и науки России утвердило федеральные перечни учебников на 2013/14 учебный год. В перечни на этот раз было включено так много учебников, что возник вопрос, не приведет ли такое многообразие к ухудшению качества образования? И чем обусловлена такая динамика?

«В последние годы количество учебников в федеральных перечнях постоянно увеличивается, и это закономерно, потому что школы постепенно переходят на новые стандарты. Под новые стандарты, естественно, нужны новые учебники, но сохраняются и старые. В этом году по новым стандартам начали работать третьи и пятые классы по мере готовности (то есть в отдельных школах), а первые и вторые классы перешли на них полностью», – рассказывает директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко.

Но в перечни включены также учебники для старших классов, которые на стандарт пока не переходят. «Эти учебники появились несвоевременно, – отмечает Е. Низиенко. – Помимо стандарта, для написания учебника необходима примерная основная образовательная программа (ООП) и программа по предмету. Примерная ООП для старшей школы пока не разработана. Так что авторы учебников и издательства поторопились».

Согласно действующему законодательству министерство включает в перечни учебники, получившие два положительных экспертных заключения – РАН и РАО. Издательства направили свои учебники на экспертизу, РАН и РАО дали положительные заключения – поэтому не было оснований им отказать, объясняет специалист.

Возможности для совершенствования экспертизы дает новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас разрабатывается нормативная база, и будут вноситься изменения в механизмы формирования федеральных перечней.

«Во-первых, нет необходимости формировать федеральные перечни раз в год, – уверена Елена Низиенко. –  Во-вторых, необходимо отработать жесткие критерии экспертизы, чтобы количество учебников действительно не увеличивалось радикально каждый год. В-третьих, нужно подключить к проведению экспертизы некую третью организацию. Возможно, каждый раз перед формированием перечня она будет определяться на конкурсной основе. Возможно, задействуем в этой работе ассоциацию учителей. Кроме того, новый закон предоставляет нам возможность исключать учебники из федеральных перечней – нужно прописать ситуации, в которых это право будет применяться. Но главный принцип – предоставить школам, учителям выбор учебников – конечно, останется неизменным».

Чтобы составить список учебников, по которым будет работать школа, надо, конечно, соблюдать преемственность – выбирать учебники, преемственные по отношению к тем, по которым учителя уже работали, советует эксперт. В перечнях на 2013/14 учебный год преемственность сохранена.

«Что касается учебников под новый стандарт, которые невозможно использовать в учебном процессе просто потому, что переход на новый стандарт в тех или иных классах еще не начался, то учителям стоит с ними ознакомиться и, возможно, высказать свое мнение», – сказала Елена Низиенко.


Комментарии Михаила Выграненко

"Как поэтичны оправданья"!

Опубликовано Выграненко Михаил в 20 февраля, 2013 года — 15:21.



"Как поэтичны оправданья" — строчка душевного стихотворения и песни Александра Дольского. Почему-то на ум пришла по случаю, сам не знаю почему. Там дальше — "измен, соблазнов и грехов". При чём тут это? Да и оправданья вовсе не поэтичны. Но с увеличением числа учебников "вопрос возник", это точно.

 
Оправдание 1. Закономерно, потому что ФГОС.

Железобетон, не поспоришь.

 
Оправдание 2. Некоторые учебники (а точнее много) несвоевременны, потому что основных и предметных федеральных программ нет. Думают над ними ещё.

Тут возникает попутный вопрос у недоразвитой крупицы из педагогического планктона: а что такое ФГОСы, не поддержанные учебными программами и базисными расчасовками? Ведь они приняты к действию!


Оправдание 3. "Авторы учебников и издательства поторопились".

Так вот кто виноват. Ещё попутный возник вопрос ("возник вопрос", "встал вопрос" — конгениально, я теперь люблю эти словосочетания): они как, сами в Перечень вписываются, прямо-таки без контроля министерства? Да нет, ведь Перечень министерским приказом введён. Что-то тут недоступно планктонному пониманию.

 
Оправдание 4. Имеются положительные экспертные заключения РАН и РАО.

Где результат экспертизы, кто подписал и кто эти эксперты — тайна. Но вполне можно себе представить, как это делается. Опыт житейский подсказывает.

Оправдание 5. "Не было оснований им отказать".

Действительно, доброту-то министерскую никуда не деть. Согласования пройдены, формальности соблюдены. Что ей может помешать после этого, доброте чиновничьей?

Оправдание 6. Нормативной базы маловато. Разрабатывается только, "и будут вноситься изменения в механизмы формирования федеральных перечней".

А пока больше пособий — это не меньше. Всяко лучше.

Оправдание 7. Ещё не отработаны "жесткие критерии экспертизы".

Без комментария.

Оправдание 8. Не подключена была "третья организация" (кроме РАО и РАН, видимо). Ещё подумать надо, может быть, подключить "ассоциацию учителей".

Может быть, может быть.

Оправдание 9. Пусть будет выбора побольше.

За ради учителей же всё. Чего тут экономить на бумаге и прочем.

Оправдание 10. Надо соблюдать преемственность.

Действительно, твердолобо отстаивать качество — это не конструктивно. И даже не толерантно.

Вот сколько оправданий от специалиста высокого полёта, целого директора министерского департамента. Разве могут ещё стоять какие-то вопросы! Но думается мне, если следовать здравому смыслу хотя бы, раз уму и профессионализму пока рано, то они, может, и не встали бы.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: