Анатолий Краснянский:
Министерству иностранных дел РФ закон не писан: МИД РФ нарушил Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Часть третья статьи 10:
"Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом".
Анатолий Краснянский: В ответе 14479/2денг от 31 октября 2017 года НЕТ подписи руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, должностного лица либо уполномоченного на то лица". Подписи должностного лица нет. Указано, что письмо отправлено Вторым департаментом стран СНГ МИД Российской Федерации.
Часть первая статьи 12:
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Анатолий Краснянский: Письмо из МВД РФ (22.06.2017 3/177709287961) в Министерство иностранных дел РФ было направлено 22 июня 2017 года. Предположим, что письмо зарегистрировали в МИДе 31 июня 2017 года. Ответ из МИДа РФ (14479/2денг) был отправлен мне 31 октября 2017 года.
Письменное обращение должно рассматриваться в течение 30 дней. В Министерстве иностранных дел РФ мое письмо рассматривали 120 дней.
Справка
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
URL: http://base.garant.ru/12146661/#block_6
Статья 10. Рассмотрение обращения
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Ответ Министерства иностранных дел на письмо, содержащее статью "Гарантии безнаказанности депутатам Верховной Рады в законодательстве Украины" (скриншоты)
Ответ Министерства иностранных дел на письмо, содержащее статью "Гарантии безнаказанности депутатам Верховной Рады в законодательстве Украины" (скриншоты, копия, Google)
Приложение 1
Ответ Министерства внутренних дел на письмо, содержащее статью "Гарантии безнаказанности депутатам Верховной Рады в законодательстве Украины" (скриншоты)
Приложение 2
Анатолий Владимирович Краснянский
Гарантии безнаказанности депутатам Верховной Рады в законодательстве Украины
1. Введение
В системном анализе юридических документов можно выделить следующие основные операции: лингвистический анализ, логический анализ и юридический анализ. Цель анализа – наиболее полно исследовать объект.
Очевидно, что при анализе законодательства необходимо использовать подлинные правовые нормы и достоверные тексты нормативно-правовых актов. [1].
В данной работе использовались тексты законов и постановлений Верховной Рады Украины, опубликованные на официальном сайте и действующие (если не указано особо) в настоящее время (октябрь 2017 года). [2].
Дорогомиловский суд Москвы 27 декабря 2016 года признал события на Украине государственным переворотом. [3]. В решении суда не были указаны организаторы переворота, однако главным событием переворота стало незаконное отрешение Верховной Радой президента Виктора Януковича от должности.
В данной работе проведен анализ статей Конституции и Уголовного кодекса Украины, содержащих гарантии неприкосновенности депутатов.
Показано, что гарантии неприкосновенности (точнее – безнаказанности) депутатов Верховной Рады дали возможность депутатам безнаказанно совершить государственный переворот.
В статье используются сокращения:
Верховная Рада Украины – Верховная Рада, Рада, Законодатель. Депутаты Верховной Рады Украины – депутаты, законодатели. Конституция Украины – Конституция. Уголовный кодекс Украины – УК Украины, УК. Автор статьи Анатолий Краснянский – А.К.
2. Гарантии неприкосновенности депутатам Верховной Рады в Конституции
2.1. Анализ статьи 80 Конституции
Статья 80. Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность.
Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.
Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.
Анализ суждения № 1
Суждение № 1: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования».
Докажем, что из суждения № 1 следует суждение: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты своей деятельности».
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (статья 75 Конституции). Рада принимает законы, постановления и иные акты большинством, от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией (статья 91 Конституции).
По результатам голосования депутатов Рада принимает (или не принимает) те или иные постановления или законы.
Депутаты могут принимать законы и постановления, наносящие вред государству, в том числе преступные и криминогенные законы [4], и не принимать законы (умышленно создавать пробелы в законодательстве), необходимые для нормального функционирования государства.
Поскольку депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования, то они не несут юридической ответственности и за принимаемые ими (по результатам голосования) постановления и законы.
Проекты законов и постановлений, законы и постановления – это основные результаты деятельности депутатов и их многочисленных помощников. В результате голосования законопроекты и проекты постановлений либо отвергаются, либо принимаются.
Следовательно, из суждения № 1 следует суждение № 2: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты своей деятельности».
Трудно себе представить, чтобы аналогичная «норма права» относилась не только к депутатам Рады, но и к другим должностным лицам, например: «Прокуроры, следователи и судьи не несут юридической ответственности за результаты своей работы».
В объем понятия «юридическая ответственность» входят: 1) конституционная ответственность (применяется в случаях, предусмотренных нормами конституционного права); 2) гражданско-правовая ответственность (за гражданское правонарушение); 3) дисциплинарная ответственность (за дисциплинарный проступок); 4) административная ответственность (за административный проступок). 5) уголовная ответственность (за преступление).
Часть вторая статьи 80 Конституции освобождает депутатов Верховной Рады от конституционной, гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности депутатов за результаты своей деятельности, что позволяет депутатам безнаказанно «создавать» пробелы в законодательстве, принимать законы и постановления, наносящие вред государству.
Норма права: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования» противоречит здравому смыслу, поскольку нет и быть не может оснований для освобождения от ответственности должностных лиц, занимающихся созданием законов (законотворчеством). Законотворчество – очень важный вид деятельности.
Норма права, входящая в состав части второй статьи 80 Конституции: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования» противоречит:
1. Принципу права: «Все люди равны перед законом».
2. Части первой статьи 24 Конституции Украины: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом».
3. Принципу адекватного отражения нормативно-правовых потребностей. [5].
Анализ суждения № 2
Суждение № 2: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за высказывания в парламенте и его органах».
Докажем, что из суждения № 2 следует, что депутаты не несут юридической ответственности за преступные призывы в парламенте и его органах.
Сначала необходимо рассмотреть значения слов и определения (или характеристики) понятий, используемых в доказательстве.
Призывы – это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, когда путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенному виду деятельности.
Призывы – это такие высказывания, которые побуждают людей к определенным действиям.
Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Призывы могут осуществляться устно, письменно, с использованием технических средств и тому подобное.
Из суждения: «Призывы – это такие высказывания, которые побуждают людей к определенным деяниям» следует, что любой призыв является высказыванием.
Понятие «призывы» можно поделить на преступные и непреступные призывы. Преступные призывы – это призывы, побуждающие к преступным действиям.
Понятие «преступные призывы» можно разделить на публичные призывы (обращенные к широкому кругу людей) и непубличные призывы (обращенные к узкому кругу людей).
В объем понятия «высказывания в парламенте» входит объем понятия: «высказывания на заседаниях парламента (Верховной Рады)».
«Заседания Верховной Рады могут быть пленарными, торжественными, а также могут проводиться в форме парламентских слушаний» – часть пятая статьи 9 Закона Украины от 10 февраля 2010 года №1861-VI «О Регламенте Верховной Рады Украины».
Согласно статьям 5, 6, 14, 34, 93, 166, 168, 174, 177, 178, 181, 183, 214-1, 214-2, 220, 226 и 240 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины», чтобы присутствовать на заседании Рады, необходимо получить приглашение. Это не касается лишь Президента и Премьер-министра Украины.
Следовательно, на заседаниях Рады нет и быть не может «широкого круга людей».
Однако многие высказывания депутатов, в том числе призывы к преступным действиям, распространяются средствами массовой информации и становятся известными широкому кругу людей. В этом случае эти призывы становятся публичными.
Итак, депутаты не несут юридической ответственности за высказывания (в том числе за призывы к преступным действиям) в парламенте и его органах, а журналисты не несут ответственности за публикации этих призывов, в результате чего призывы к преступным действиям становятся публичными.
В Уголовном кодексе Украины указаны публичные призывы, которые являются преступлениями:
1. Публичные призывы к насильственному изменению либо свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, – части 2 и 3 статьи 109: «Действия, направленные на насильственное изменение либо свержение конституционного строя или на захват государственной власти».
2. Публичные призывы к погромам, поджогам, уничтожению имущества, захвату зданий или сооружений, – статья 295: «Призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку».
3. Публичные призывы к воспрепятствованию исполнения работником правоохранительного органа или работником государственной исполнительной службы служебных обязанностей, – статья 343: «Вмешательство в деятельность работника правоохранительного органа, работника государственной исполнительной службы».
4. Публичные призывы к воспрепятствованию выполнения судьей служебных обязанностей, – статья 376: «Вмешательство в деятельность судебных органов».
5. Публичные призывы к агрессивной войне или к развязыванию военного конфликта, – статья 436: «Пропаганда войны».
6. Публичные призывы к геноциду – часть 2 статьи 442: «Геноцид».
Норма права: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за высказывания (в том числе за преступные призывы – А.К.) в парламенте и его органах» противоречит:
1. Принципу права: «Все люди равны перед законом»
2. Части первой статьи 24 Конституции Украины: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом».
3. Принципу адекватного отражения нормативно-правовых потребностей. [5].
Анализ суждения № 3
Суждение № 3: «Народные депутаты Украины несут юридическую ответственность за оскорбление или клевету».
Эта мысль содержится в части второй статьи 80 Конституции.
В Уголовном кодексе Украинской Советской Социалистической Республики, принятом в 1961 году, были статья 125 «Клевета» и статья 126 «Оскорбление». Кодекс утратил силу с 1 сентября 2001 года.
В Уголовном кодексе Украины, принятом в 2001 году, не оказалось статей «Клевета» и «Оскорбление».
Законом от 16 января 2014 года № 721-VII Уголовный кодекс был дополнен статьей 151-1 «Клевета», которая содержала определение этого понятия: «Клевета, то есть умышленное распространение заведомо недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица». Однако уже 28 января 2014 года Верховная Рада приняла Закон года № 732-VII, отменяющий Закон № 721-VII.
В настоящее время (октябрь 2017 года) в Уголовном кодексе и в Кодексе Украины об административных правонарушениях нет ни статьи «Клевета», ни статьи «Оскорбление». Поэтому депутаты, как и все граждане Украины, могут нести только гражданско-правовую ответственность за клевету и оскорбление.
Анализ части третьей статьи 80
Часть третья статьи 80: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы».
Анализ суждения № 4
Суждение № 4: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности».
Согласно части первой статьи 2 Уголовного кодекса Украины, «Основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».
Анализ понятия «привлечение к уголовной ответственности».
Согласно пункту 14 статьи 3 Уголовного процессуального кодекса Украины), «Привлечение к уголовной ответственности – стадия уголовного судопроизводства, которая начинается с момента уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения».
Следовательно, правоохранители не имеют права сообщить депутату о подозрении в совершении им преступления, они должны сначала обратиться в Верховную Раду.
Анализ суждения № 5
Суждение № 5: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины задержаны».
В части первой статьи 38 Уголовного кодекса Украины указано, что: «Не признаются преступными действия потерпевшего и других лиц непосредственно после совершения посягательства, направленные на задержание лица, совершившего преступление, и доставление его соответствующим органам власти, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания такого лица».
Характеристика понятия «задержание» дана в комментарии [6] к статье 38 Уголовного кодекса Украины , три отрывка из которого здесь приводятся:
«Под задержанием преступника понимается насильственное краткосрочное лишение его свободы с целью доставления в органы власти, если при этом не были нарушены условия правомерности этого задержания.
Общественная полезность, социальная ценность задержания состоят в том, что эта деятельность способствует, во-первых, осуществлению принципа неотвратимости ответственности за преступление, во-вторых, устраняет опасность совершения задерживаемым лицом новых преступлений, предупреждает возможную в дальнейшем преступную деятельность».
«В практике различают задержание преступника при совершении преступления, когда он оказывает сопротивление; задержание тотчас же после совершения преступления, когда преступник скрывается бегством; задержание при побеге из-под стражи».
Следовательно, согласно статье 80 Конституции Украины работники правоохранительных органов без согласия (разрешения) Рады не имеют права задержать депутата Верховной Рады, застигнутого на месте совершения им преступления, в том числе и особо тяжкого.
Получение разрешения Рады на задержание депутата – это длительная процедура. Поэтому суждение № 5 следует сформулировать так: «Никто не имеет права задержать депутата Верховной Рады, застигнутого на месте совершения им преступления, в том числе особо тяжкого».
Анализ суждения № 6
Суждение № 6: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины арестованы».
Слово «арестованы» означает «взяты под стражу» или «заключены под стражу». Здесь речь идет о мере пресечения – содержании под стражей.
Согласно части первой статьи 177 Уголовно-процессуального кодекса Украины, «Целью применения меры пресечения (в том числе содержание под стражей – А.К.) является обеспечение выполнения подозреваемым, обвиняемым возложенных на него процессуальных обязанностей, а также предотвращение попыток: 1) скрываться от органов досудебного расследования и (или) суда; 2) уничтожить, спрятать или исказить любую из вещей или документов, которые имеют существенное значение для установления обстоятельств уголовного правонарушения; 3) незаконно влиять на потерпевшего, свидетеля, другого подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста в этом же уголовном производстве; 4) препятствовать уголовному производству иным образом; 5) совершить другое уголовное правонарушение или продолжить уголовное правонарушение, в котором подозревается, обвиняется».
Получение разрешения Рады на арест депутата – это длительная процедура. Если депутат действительно совершил преступление, то у него будет достаточно времени, чтобы скрыться от органов досудебного расследования и (или) суда; уничтожить, спрятать или исказить вещественные доказательства; незаконно повлиять на потерпевшего, свидетеля, другого подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста в этом же уголовном производстве и так далее.
2.2. Анализ статьи 79 Конституции
Часть первая статьи 79: Перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят перед Верховной Радой Украины следующую присягу:
"Присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими действиями отстаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа.
Присягаю соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников".
В законодательстве Украины не предусмотрено какого-либо наказания за нарушение присяги (клятвы) депутатами Верховной Рады, в частности, за нарушение Конституции, за потерю суверенитета Украины, за отсутствие заботы о благосостоянии народа.
3. Гарантии неприкосновенности депутатам Верховной Рады в Уголовном кодексе
3.1. Пробелы в Уголовном кодексе
Пробелы в законодательстве – это отсутствие в законодательстве необходимых для государства правовых норм. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Пробелы – это дефекты законодательства. Пробелы могут быть умышленными и неумышленными.
Неумышленные пробелы – это результат случайных ошибок законодателей, но доля таких ошибок очень мала, поскольку законопроект готовится специалистами и в той или иной мере обсуждается депутатами (450 человек), каждый из которых имеет до 35 помощников. Умышленные пробелы создают законодатели, если они сознательно не принимают необходимые для государства нормы права или изымают их из действующего законодательства.
3.2. Пробелы в диспозиции части первой статьи 109 Уголовного кодекса
Часть первая статьи 109: «Действия, совершенные в целях насильственного изменения либо свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор о совершении таких действий, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет».
В диспозиции части первой статьи 109 речь идет о попытке захвата власти: «Действия, совершенные в целях насильственного захвата государственной власти».
«Захват государственной власти» и «действия, совершенные в целях захвата государственной власти» – это разные понятия. Действия, совершенные в целях захвата государственной власти, которые не привели к захвату власти – это неудачная попытка захвата власти.
Если насильственный захват власти считать законченным преступлением, то «действия, совершенные в целях захвата государственной власти» – это покушение на захват государственной власти, то есть неоконченное преступление.
Неоконченным преступлением (часть вторая статьи 13 УК) является приготовление к преступлению (статья 14 УК) и покушение на преступление (статья 15 УК).
Неудачная попытка захвата власти является неоконченным преступлением.
Следовательно, в Уголовном кодексе Украины предусмотрено наказание за неоконченное преступление: приготовление к захвату власти и покушение на захват власти, но не предусмотрено наказание за оконченное преступление – захват власти и ее удержание.
Пробел: «Насильственный захват государственной власти и ее удержание, является общественно опасным деянием, но не является, согласно УК Украины, преступлением».
Это противоречит основному принципу права: принципу справедливости. Несправедливо, если за неоконченное преступление – неудачную попытку насильственного захвата власти предусмотрено наказание, а за оконченное преступление – насильственный захват власти и ее удержание – не предусмотрено.
2. В диспозиции части первой статьи 109 речь идет о действиях, совершенных в целях насильственного изменения либо насильственного свержения конституционного строя, или насильственного захвата государственной власти, а также заговоре о совершении таких действий.
Незаконное изменение либо свержение конституционного строя и незаконный захват государственной власти может быть насильственным и ненасильственным. Следовательно, действия, направленные, например, на незаконный, но ненасильственный захват власти, не является, согласно статье 109, преступлением. Не являются эти действия и административным правонарушением, поскольку в Кодексе Украины об административных правонарушениях (1984) нет «аналогичной» статьи.
Пробел: «Не подлежат ни уголовному, ни административному наказаниям действия, совершенные в целях изменения либо свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор о совершении таких действий, если эти действия не сопровождались насилием».
2.3. Пробел в диспозиции части первой статьи 365 в редакции Закона Украины от 21 февраля 2014 года № 746-VII
Диспозиция части первой статьи 365 в редакции Закона № 746-VII: «Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение работником правоохранительного органа действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц».
Субъект преступления – работник правоохранительного органа.
Со времени принятия Уголовного кодекса в 2001 году и до принятия Закона № 746-VII диспозиция части первой статьи 365 формулировалась следующим образом:
«Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они нанесли существенный вред охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц».
Субъект преступления – должностное лицо.
К должностным лицам (в статье 365 – до принятия Закона от 21 февраля 2014 года № 746-VII) относятся, например, лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти, частности депутаты Верховной Рады.
Депутаты Верховной Рады, приняв 21 февраля 2014 года закон № 746-VII, сделали «открытие» в криминологии. Это «открытие» заключается в том, что только работники правоохранительных органов могут превышать власть или служебные полномочия, а все остальные должностные лица – не могут, в том числе депутаты Верховной Рады.
Пробел: «Должностные лица на Украине, кроме работников правоохранительных органов, не несут уголовной ответственности за превышение власти или служебных полномочий, даже если эти действия повлекли тяжкие последствия».
Время «действия» пробела: начиная с 28 февраля 2014 года (начало действия Закона № 746-VII) и по настоящее время (октябрь 2017 года).
Есть основания утверждать, что законодатели «создали» пробел для того, чтобы избежать уголовного наказания за превышение власти и служебных полномочий.
Дело в том, что на следующий день – 22 февраля депутаты Верховной Рады (не все, но большинство) проголосовали за Постановление, в котором незаконно лишили Президента Виктора Януковича его полномочий. [7].
Согласно статье 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады относится отрешение Президента Украины от должности («усунення Президента України з поста») в порядке особой процедуры (импичмента), установленном статьей 111 Конституции. Однако процедура импичмента не была соблюдена, и, следовательно, принятие этого Постановления есть не что иное, как превышение служебных полномочий депутатами Верховной Рады.
Следует обратить внимание на то, что Верховная Рада имеет признаки преступной организации (злочинної організації) – статья 255 УК Украины), но организации особого типа. Рада является законодательным органом и имеет возможность удалять из законодательства те нормы права, которые нарушила или собирается нарушить.
Теперь, через три года после незаконного (неконституционного) отрешения Президента Украины Виктора Януковича от должности, отчетливо видны тяжкие последствия превышения служебных полномочий законодателями: разрушение промышленности и сельского хозяйства, тысячи погибших, потеря суверенитета вплоть до введения (неофициально) внешнего управления.
Источники информации
[1]. Ю.Н. Тодыка. Толкование Конституции и законов Украины. Теория и практика. «Факт». 2003. ББК 67.300 Т50 . ISBN 966-637-043-3 . URL: http://www.adhdportal.com/book_3345.html
[2]. Верховна Рада України. Офіційний веб-портал. Постанови Верховної Ради України. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/main/tt1002y2017 . URL: Закони України. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/main/tt1001
[3] Николай Азаров. Решение суда о признании факта государственного переворота на Украине. URL: https://vk.com/album374076710_239623697
[4] Санкт-Петербургский международный криминологический клуб. Новые понятия в криминологии. URL: http://www.criminologyclub.ru/nashi-nauchnye-terminy.html . Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-814.html
[5] А.А. Кененов, Г.Т. Чернобель. Логические основы законотворческого процесса. Правоведение. 1991. № 6. С. 71 – 76. URL: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=156521
[6] Уголовный кодекс Украины. Комментарий: Под редакцией Ю.А. Кармазина и Е.Л. Стрельцова. Харьков, ООО Одиссей. 960 с. 2001. URL: http://pravouch.com/ukrainyi-kodeks-ugolovnyiy/ugolovnyiy-kodeks-ukrainyi-kommentariy-pod.html
[7] Постанова Верховної Ради України 22 лютого 2014 року № 757-VII. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/757-18
Первая редакция статьи от 30 марта 2017 года под названием "Системный анализ юридических документов. Часть 7. Гарантии неприкосновенности депутатам Верховной Рады в законодательстве Украины" опубликована в журнале «Современные гуманитарные исследования». № 2. 2017. С. 113-120.
Статья "Системный анализ юридических документов. Часть 7. Гарантии неприкосновенности депутатам Верховной Рады в законодательстве Украины" зарестрирована в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117370