Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Проведение исследования PISA-2018 в России
Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Центр оценки качества образования.
Оценка читательской грамотности
URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html
Оценка математической грамотности
URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html
Оценка естественнонаучной грамотности
URL: Мистерство образования и науки Российской Федерации.
Материалы по читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной
грамотности и других "грамотностей". Программы семинаров и вебинаров
URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
Приложение
Anti-PISA
Загадка для тех, кто кое-что понимает в физике, астрономии и логике:
Найдите ошибки в группе заданий "Метеороиды и кратеры" PISA-2015.
Предисловие Анатолия Краснянского
Значительная доля заданий PISA является нагромождением ошибок. Например, каждая из групп заданий: "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит не менее 10 ошибок. Наиболее распространенные типы ошибок: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". Подробнее — Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования: URL: https://avkrasn.ru/category-2.html
Внимание!
Информация от 26 октября 2018 года: Прошло около 7 месяцев после публикации. Эту страницу посмотрели 750 раз, но никто не смог (или не захотел) найти ошибки в группе заданий "Метеороиды и кратеры".
В качестве примера анализа заданий PISA привожу анализ преамбулы (вводной части) и неполный анализ задания № 1
Преамбула
Эксперты PISA — Метеороиды и кратеры:
Камни из космоса, попадающие в атмосферу Земли, называются метеороидами. Пролетая через атмосферу Земли, метеороиды разогреваются и начинают светиться. Большая часть метеороидов полностью сгорает раньше, чем они достигнут поверхности Земли. Если метеороид достигает поверхности Земли, он может образовать яму, называемую кратером.
Анатолий Краснянский. Анализ преамбулы
Анализ предложения: "Камни из космоса, попадающие в атмосферу Земли, называются метеороидами".
Из этого определения видно, что эксперты PISA указали следующие существенные признаки: это камни (1), попадающие в атмосферу Земли (2).
Общепринятого определения понятия "метеороиды" нет, поскольку астрономы пока не договорились об определении этого понятия. Однако в этих определениях вместо слова "камень" используются понятия "тело", "твердый объект", "природный твердый объект" и нет признака: "попадающие в атмосферу Земли". В русском языке под словом "камень" обычно понимаются макрообъекты (куски горной породы).
Следовательно, определение понятия "метеороиды" экспертов PISA — это определение на уровне бытового (не научного) знания. Или, иначе, сделана логическая ошибка: "узкое определение".
Материал из Википедии:
Согласно официальному определению Международной метеорной организации (IMO), метеороид — это твёрдый объект, движущийся в межпланетном пространстве, размером значительно меньше астероида, но значительно больше атома. [1].
Британское королевское астрономическое общество выдвинуло другую формулировку, согласно которой метеороид — это тело диаметром от 100 мкм до 10 м. Другие источники ограничивают размер метеороида в 30 м.
[1] Glossary. Meteoroid. URL: https://www.imo.net/resources/glossary/#m
В статье «Метеорит и метеороид: новые полные определения» в журнале Meteoritics & Planetary Science в январе 2010 года Alan E. RUBIN and Jeffrey N. GROSSMAN [2] предлагают научному сообществу следующие определения:
Метеороид: природный твердый объект размером от 10 мкм до 1 метра, перемещающийся в межпланетном пространстве. Метеороиды могут быть как первичными объектами, так и производными фрагментами небесных тел большего размера (не только астероидов).
Микрометеороид: метеороид размером от 10 мкм до 2 мм.
[2] Alan E. RUBIN; Jeffrey N. GROSSMAN (January 2010). «Meteorite and meteoroid: New comprehensive definitions». Meteoritics & Planetary Science 45 (1): 114—122. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1945-5100.2009.01009.x
Задание № 1
Эксперты PISA. Задание № 1: По мере приближения к Земле и к её атмосфере скорость метеороида увеличивается. Почему это происходит?
Анатолий Краснянский. Анализ задания № 1.
Анализ словосочетания: "По мере приближения к Земле и к её атмосфере".
Можно ли приближаться к Земле и при этом не приближаться к ее атмосфере? Очевидно, что это невозможно. Следовательно, слова "и к ее атмосфере" является лишними (лингвистическая ошибка: плеоназм). Плеоназм – неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли.
Эксперты PISA пошли на использование лингвистической ошибки с целью скрыть мысль о том, что в задании рассматривается движение метеороида до его вхождения в атмоферу, так как после вхождения метеороида в атмосферу его скорость будет уменьшаться. Задание № 1 можно сформулировать ясно: "По мере приближения к Земле (до вхождения в атмосферу) скорость метеороида увеличивается. Почему это происходит?" .
Эксперты PISA. Ответ принимается полностью: Обучающийся выбрал: "Метеороид притягивается массой Земли".
Анатолий Краснянский. Анализ "правильного" ответа: "Метеороид притягивается массой Земли".
Метеороид (тело) притягивается массой Земли (массой другого тела). Одно тело притягивается массой другого тела. Физики не говорят: "Метеороид притягивается массой Земли" или "Масса метеороида притягивается Землей".
Вопрос читателям: Почему неправильно: "Метеороид притягивается массой Земли" ?
Можно продолжить неправильные выражения: "Масса Луны притягивается Землей" или "Луна притягивается массой Земли".
Ошибка в "правильном" ответе, сформулированном экспертами (или "экспертами") PISA: "Метеороид притягивается массой Земли". Согласно "экспертам", метеороид притягивается к Земле, а Земля не притягивается к метеороиду?
Правильно: "Метеороид и Земля притягиваются друг к другу"; Еще примеры: "Луна и Земля притягиваются друг к другу". "Луна и Солнце притягиваются друг к другу".
Силы тяготения направлены вдоль прямой, проведенной через метеороид и центр Земли. Эти силы равны по модулю, но противоположны по направлению. Из закона всемирного тяготения и второго закона Ньютона следует, что ускорение метеороида во много раз больше ускорения Земли — из-за сильного различия в их массах.
Выражение "Метеороид притягивается массой Земли" содержит логическую ошибку: подмена понятия "Земля" на понятие "масса Земли".
Комментарий экспертов PISA. Этот вопрос требует от обучающихся применить простые научные знания, чтобы выбрать правильное объяснение того, почему объекты ускоряются по мере приближения к Земле.
Эксперты PISA:
Тип вопроса: Простой множественный выбор.
Компетенция: Научно объяснить феномены.
Контекст: Глобальный.
Сложность 483 – 2 -й уровень.
ID вопроса S641Q02/
Анатолий Краснянский. Группа заданий "Метеороиды и кратеры" не может проверить так называемую "компетенцию" учащихся в научном объяснении явлений. Эксперты сделали логическую ошибку: подмена понятия "научное объяснение явлений" на понятие: "объяснение явлений на уровне бытового знания (на бытовом уровне)"
Обоснование:
Во-первых, вводная часть и задание № 1 и ответ на задание № 1 содержат ошибки, то есть сформулированы на уровне бытового (не научного) знания:
1. Вводная часть содержит логическую ошибку: "узкое определение" понятия "метеороиды".
2. Задание № 1 содержит лингвистическую ошибку (плеоназм) – лишние слова: "и к её атмосфере".
3. "Правильный" ответ — "Метеороид притягивается массой Земли" содержит лингвистическую ошибку (плеоназм): "масса" — лишнее слово.
Нельзя проверить "компетенцию" учащихся в научном объяснении явлений, если вопрос и "правильный" ответ сформулированы на уровне бытового знания.
Во-вторых, "Научное объяснение – это подведение некоторого научного факта или события под определенный научный закон или теорию, выведение объясняемых фактов и событий в качестве логических следствий некоторого научного закона или теории". [3].
[3] С.А. Лебедев, К.С. Лебедев. Существует ли универсальный научный метод? Вестник ТвГУ. Серия "ФИЛОСОФИЯ". 2015. № 2. С. 56 — 72. URL: http://eprints.tversu.ru/5539/1/Вестник_ТвГУ._Серия_ФИЛОСОФИЯ._2015.__2._С._56-72.pdf . Подробнее: Логический словарь-хрестоматия. Составитель: Анатолий Краснянский. Определение понятия "научное объяснение". URL: https://avkrasn.ru/article-4129.html
"Правильный" ответ, данный экспертами PISA, содержит ошибку "плеоназм" и не содержит ссылку на закон всемирного тяготения, то есть является научным объяснением..
Следует отметить также, что в период с 2008 по 2016 год в российской школе астрономию не изучали.
Перечень дефектов в преамбуле, в задании № 1 и ответе на это задание: две логические ошибки (узкое определение, подмена понятия) и две лингвистически ошибки (лишние слова). Итого: 4 дефекта. Одна ошибка ("пятая ошибка") в задании № 1 не указана.
Не указаны: Один дефект в задании № 1, один дефект в задании № 2 и один дефект в задании № 3. Надеюсь, что эти ошибки сумеют выявить посетители сайта.
Пришла пора проверить "компетенции" экспертов PISA и тех, кто верит "пизе"!
Приложение
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 год)
URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
Скриншоты
Скриншоты сделаны 5 апреля 2018 года. «Основные результаты международного исследования PISA — 2015», 2017 год: Национальный отчет/С.Ирсалиев, А. Култуманова, Е. Сабырлы, М. Аман азы – Астана: АО «Информационно — аналитический центр», 2017 – 241 стр. URL: http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf
Метеороиды и кратеры — вопрос 1
URL: http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf
Метеороиды и кратеры — вопрос 2
URL: http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf
Метеороиды и кратеры — вопросы 3А и 3Б
URL: http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf
METEOROIDS AND CRATERS
RELEASED ITEMS FROM THE PISA 2015 COMPUTER-BASED SCIENCE ASSESSMENT: ANNEX C1. PISA 2015/ RESULTS (VOLUME I): EXCELLENCE AND EQUITY IN EDUCATION. © OECD 2016. URL: http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf
METEOROIDS AND CRATERS – QUESTION 1
URL: http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf
METEOROIDS AND CRATERS – QUESTION 2
URL: http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf
METEOROIDS AND CRATERS – QUESTIONS 3A AND 3B
URL: http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf
1: Пл/м, неправд..в.отв. 2: Неясн. п-е. 3: v мет.
Группа заданий "Метеороиды и кратеры" PISA-2015
Скриншоты сделаны 7 апреля 2018 года. URL: http://www.oecd.org/pisa/PISA2015Questions/platform/index.html?user=&domain=SCI&unit=S641-MeteoroidsAndCraters&lang=rus-RUS