М. Н. Косарев
Борьба с терроризмом в уголовном законодательстве Франции
Совершенствование практики применения уголовного законодательства сотрудниками ОВД : Сборник статей . – Екатеринбург: Изд — во Уральского юридического института МВД России, 2005. − 140 с. М. Н. Косарев, адъюнкт кафедры уголовного права УрЮИ МВД России. URL: http://www.ural-mvd.ru/files/umvd_countering_terrorizm_file23391.pdf
Современное общество столкнулось с новыми угрозами своей безопасности, одной из которых является такое явление как терроризм.
Важное значение имеет правовое противодействие терроризму, в связи с чем являе тся необходимым изучение и анализ зарубежного опыта в нормативном регулировании вопросов криминализации терроризма. Попытаемся рассмотреть французское уголовное законодательство по борьбе с терроризмом. Франция относится к континентальной (романо — германско й) правовой системе как Германия, Италия, Испания и другие страны западной Европы, в которых закон признается единственным нормативным источником права.
Присутствует иерархия нормативных актов, осуществляется кодификация и систематизация права, в т. ч. и у головного.
Источниками уголовного права Франции являются:
1) Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. и считающаяся до сих пор действующей;
2) Конституция, принятая в 1958 г.;
3) Уголовный кодекс 1992 г.;
4) другие законы, включающие нормы , регулирующие уголовно — правовые отношения (Уголовно — процессуальный кодекс 1958 г., Военно — уголовный кодекс и др.);
5) подзаконные нормативные акты, принимаемые органами государственной власти. В законодательстве зарубежных стран по вопросам борьбы с терроризмом существует практика принятия комплексных законодательных актов, в которые включены как нормы материального, так и процессуального права.
Нет и единого подхода и к пониманию терроризма. Французское общество столкнулось с различными проявлениями терроризма: на жизнь президента Франции Шарля де Голля в 1959−1969 гг. покушались 13 раз 1 ;
в 70 — е гг. активизировались ультраправые, в 1978 г. прошло 637 насильственных акций, в 1977 г. произошел взрыв возле Парижской синагоги на улице Коперника (4 прохожих по гибло, 15 ранено) 2 .
С конца 70 — х в начале 80 — х гг. организация «Прямое действие» (Аксьон дарект, action directe) осуществила ряд взрывов в правительственных учреждениях, офисах крупных фирм, в аэропорту Орли, организовала 12 политических покушений, ограбила
1 Кожушко Е. П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Под общ. ред. А. Е. Тараса . Минск, 2000. С. 143.
2 Там же. С. 147.
несколько банков и ювелирных магазинов на сумму около 100 млн франков3 .
Корсиканские националисты в 1980 г. осуществили 375 взрывов на Корсике, с 1990 – 1999 гг. от корсиканских взрывов погибло 3 тыс. человек4; в 1986 г. исламские террористы провели атаки в метро, парижской мэрии, префектуре (тогда погибло 9 человек и 160 было ранено).
25 июля 1995 г. на станции метро «Сен — Мишель» произошел взрыв ( 7 человек погибло, 84 ранено5 ). Законодательный процесс по борьбе с терроризмом во Франции, по мнению профессо ра Парижского университета Мари — Элизабет Картье, делится на три периода6 .
Первым является принятие 9 сентября 1986 г. Закона No 86 — 1020 «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность».
Второй период – это принятие Закона No 87 — 542 от 16 июля 1987 г. «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г.».
И, наконец, третьим периодом является принятие в 1992 г. нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу с 1 марта 1994 г.
Основными идеями кодекса являются: приоритет общечеловеческих ценностей, примат международного права над внутригосударственным, законность, адекватность мер борьбы с опасными преступлениями, дифференциации уголовной ответственности и индивидуализация наказания.
Во Франции, в принятом 9 с ентября 1986 г. законе «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность», понятия терроризм введено не было. Но были определены условия, при которых преступление может считаться террористическим – это совершение преступления одним исполнителем или преступным сообществом в целях опасного нарушения общественного порядка путем запугивания и террора.
В законе перечислялись конкретные преступления (умышленное и предумышленное убийство, захват заложника, угон воздушного судна и другие со ставы, всего около 30), этим же законом вводилась глава в УПК Франции, посвященная ведению следственных действий по делам о терроризме.
Как уже говорилось, в 1992 году во Франции был принят новый Уголовный кодекс, состоящий из книг, в которые входят разде лы, главы, отделы и подотделы. Французский законодатель пошел по пути отказа от формулировки самостоятельного состава терроризма.
В УК определение терроризма включает перечисление отдельных преступлений и носит сложную отсылочную форму. Террористическим п реступлениям посвящен специальный разд. II «О терроризме».
Он состоит из двух глав: гл. 1 «Об актах терроризма» (ст. 421 — 1−421 — 5), гл. 2 «Особые положения» (ст. 422 — 1−422 — 5). В гл. 1 дается понятие терроризма и содержатся нормы, предусматривающие наказание за него.
Глава 2 предусматривает возможность освобождения виновных лиц от наказания за террористические преступления, а также устанавливает дополнительные
3 Там же. С. 107.
4 Там же. С. 220.
5 Терроризм и террористы: Ист. справ. / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск, 1999. С. 395 – 396. 6 Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом / Отв. ред. И. С. Власов. М., 2002. С. 63.
наказания за него и регулирует ответственность юридических лиц, участвующих или способствующих терро ризму.
Под актами терроризма, согласно ст. 421 — 1 УК, являются совершенные индивидуально или коллективно операции с целью серьезно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора следующие преступные деяния:
п. 1. Умышленные посягательства на жизнь, умышленные посягательства на личную неприкосновенность, похищение и незаконное лишение свободы, так же как угон воздушного судна, корабля или любого другого транспортного средства, определенные книгой II настоящего кодекса;
п. 2. Кражи, вымогательства, уничтожения, повреждения и порча, так же как преступные деяния в области информатики, определенные книгой III настоящего кодекса;
п. 3. Преступные деяния по делам о боевых группах и расформированных движениях, определенные ст. с 431 — 13 по 431 — 17, и преступные деяния, определенные ст. 434 — 6 и ст. с 441 — 2 по 441 — 5;
п. 4. Изготовление или хранение смертоносных или взрывчатых механизмов и орудий, определенные в ст. 3 закона от 19 июня 1871 г., отменяющего декрет от 4 сентября 1870 г. об изготовлении военного вооружения; – производство, продажа, ввоз или вывоз взрывчатых веществ, определенные в ст. 6 закона No 70 — 575 от 3 июля 1970 г., изменяющего правовой режим пороха и взрывчатых веществ; – приобретение, хранение, перевозка или незаконное ношение взрывчатых веществ или орудий, изготовленных с применением названных веществ, определенные в ст. 38 декрета — закона от 18 апреля 1939 г, устанавливающего правовой режим военной техники, оружия и боеприпасов; – хранение, ношение и перевозка оружия и боеприпасов первой и четвертой категорий, определенные в ст. 24, 28, 31 и 32 вышеупомянутого декрета — закона; – преступные деяния, определенные в ст. 1 и 4 закона No 72 — 467 от 9 июня 1972 г., запрещающего разработку, изготовление, хранение, складирование, приобретение и передачу биологических или токсичных видов оружия; – преступные деяния, предусмотренные ст. с 58 по 63 закона No 98 — 467 от 17 июня 1998 г., регулирующего применение Конвенции от 13 января 1993 г. о запрещении разработки, изготовления, складирования и приме нения химических видов оружия и об их уничтожении;
п. 5. Укрывательство полученного в результате совершения какого — либо из преступных деяний, предусмотренных в вышеназванных пунктах с 1 по 4 7 .
К террористическим отнесены и преступные деяния в области информатики: незаконный доступ ко всей или к части системы автоматизированной обработки данных, действия, направленные на воспрепятствование работе или нарушение правильности работы системы автоматизированной обработки; ввод обманным
7 Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002. С. 359 – 361 .
способом информации в систему автоматизированной обработки данных; уничтожение или изменение обманным способом содержащихся в указанной системе данных; участие в группе, созданной с целью подготовки, – путем совершения одного или нескольких конкретных действий – какого — либо из перечисленных деяний 8 .
Так же французские власти, понимая возможную опасность причинения экологического вреда в террористических целях, ввели ст. 421 — 2.
Действия образует акт терроризма, если он намеренно связывается с какой — либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора, распространение в атмосфере, почве, недрах или водах, включая территориальные морские воды, любого вещества, способного поставить в опасность здоровье человека или животных или природную среду.
Учитывая значительную общественную опасность, УК Франции приравнял к совершению акта терроризма участие в какой — либо группе или объединении, созданном с целью подготовки актов терроризма.
Требует рассмотрения вопрос о назначении наказания за совершение преступлений, связанных с терроризмом.
Закон предусматривает более строгое наказание, связанное с лишением свободы за совершение преступлений, если они признаются актами терроризма, чем за подобные общеуголовные преступления.
Так, в ст. 421 — 3 говорится следующее: «Максимум наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за совершение преступных деяний, указанных в ст. 421 — 1, повышается указанным ниже образом, если эти преступные деяния образуют акты терроризма:
п. 1. Он увеличивается до пожизненного уголовного заключения, если преступное деяние наказывается тридцатью годами уголовного заключения;
п. 2. Он увеличивается до тридцати лет уголовного заключения, если преступное деяни е наказывается двадцатью годами уголовного заключения;
п. 3. Он увеличивается до двадцати лет уголовного заключения, если преступное деяние наказывается пятнадцатью годами уголовного заключения;
п. 4. Он увеличивается до пятнадцати лет уголовного заключения, если преступное деяние наказывается десятью годами тюремного заключения;
п. 5. Он увеличивается до десяти лет тюремного заключения, если преступное деяние наказывается семью годами тюремного заключения;
п. 6. Он увеличивается до семи лет тюремн ого заключения, если преступное деяние наказывается пятью годами тюремного заключения;
п. 7. Он удваивается, если преступное деяние наказывается тюремным заключением на срок не более 3 лет»9 .
За экологический терроризм предусмотрено наказание в виде пятнадцати лет уголовного заключения и штрафом в размере 1500 000 франков 10 . Если
8 Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом. С. 72.
9 Уголовный кодекс Франции. С. 362 – 363.
этот акт повлек смерть одного или нескольких лиц, он наказывается пожизненным уголовным заключением и 5 000 000 франков штрафа.
За участие в террористической группе или организации з акон предусматривает десять лет тюремного заключения и штраф в размере 1 500 000 франков.
Также в статьях предусмотрена норма о периоде надежности, то есть период, в течение которого к осужденному за терроризм не применяется приостановление исполнения наказания и исполнение наказания по частям, помещение вне исправительного учреждения, разрешение выхода за пределы пенитенциарного учреждения, полусвободный режим отбывания наказания или условное освобождение.
Он применяется к преступлениям и проступкам, караемым десятью годами уголовного заключения и выше. Данный период равняется половине срока наказания; если речь идет о пожизненном лишении свободы, то этот срок равняется 18 годам.
Суд, в свою очередь, может увеличить этот срок до двух третей наказания и при по жизненном уголовном заключении до 22 лет, либо решить вопрос о сокращении данного срока.
Наряду с основными видами наказаний в виде лишения свободы и штрафа, Французский уголовный кодекс предусматривает и дополнительные в виде лишения политических, граждан ских и семейных прав, которые предусматривают более жесткую ответственность за терроризм, чем за подобные преступления, совершенные без террористических целей.
В ст. 422 — 3 говорится, что физические лица, виновные в совершении актов терроризма, подвергаются равно следующим дополнительным наказаниям:
п. 1. Запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами по правилам, предусмотренным ст. 131 — 26. Однако максимальная продолжительность запрещения увеличивается до пятнадцати лет в случае совершения преступления и до десяти лет в случае совершения проступка;
п. 2. Запрещение по правилам, предусмотренным ст. 131 — 27, занимать публичную должность, выполнять профессиональную или общественную деятельность, при осуществлении или в связи с осуществлением которой преступное деяние было совершено. Однако максимальная продолжительность временного запрещения увеличивается до десяти лет;
п. 3. Запрещение местопребывания по правилам, предусмотренным ст. 131 — 31. Однако максимальная продолжительность запрещения увеличивается до пятнадцати лет в случае совершения преступления и до десяти лет в случае совершения проступка11. Помимо перечисленных дополнительных видов наказания предусмотрено запрещение пребывания на французской территории, оно может быть назначено в качестве бессрочного наказания либо сроком не более десяти лет в отношении любого иностранца, виновного в совершении какого — либо из преступных деяний, связанных с терроризмом.
10 С 1 января 2002 года европейские страны Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция ввели на своей территории единую европейскую валюту евро, которая в настоящее время является единственным законным платежным средством во всей еврозоне; 1 евро равняется 6,56 французских франков.
11 Уголовный кодекс Франции. С. 365.
Так же в соответствии с французским законом предусмо трена ответственность юридических лиц, в том числе и за акты терроризма. Этот институт позволяет более эффективно бороться с такими факторами, как финансирование терроризма.
Наказания, которым подвергаются юридические лица – это штраф, равный пятикратному размеру штрафа, предусмотренного для физических лиц законом, наказывающим преступное деяние, а также согласно ст. 131 — 39 юридические лица могут быть наказаны одним или несколькими следующими наказаниями:
п. 1. Прекращение деятельности в случае, когда юридическое лицо было создано, или, если речь идет о совершении преступления или проступка, который подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок свыше пяти лет для физических лиц, отошло от цели своего создания для совершения вменяемых ему в вину действий ;
п. 2. Бессрочное или сроком не более пяти лет запрещение осуществлять прямо или косвенно один или несколько видов профессиональной или общественной деятельности; п. 3. Помещение под судебный надзор сроком не более пяти лет;
п. 4. Бессрочное или сроком не более пяти лет закрытие всех заведений либо одного или нескольких из заведений предприятия, служивших совершению вменяемых в вину деяний;
п. 5. Бессрочное или сроком не более пяти лет исключение из участия в договорах, заключаемых от имени Государства;
п. 6. Бессрочное или сроком не более пяти лет запрещение обращаться с публичным призывом к размещению вкладов или ценных бумаг;
п. 7. Запрещение пускать в обращение чеки, иные, нежели те, которые позволяют получать средства векселедателем в присутствии плате льщика по переводному векселю, или те, которые удостоверены, или пользоваться кредитными карточками сроком не более пяти лет;
п. 8. Конфискация вещи, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния или вещи, которая получена в резу льтате преступного деяния;
п. 9. Афиширование или распространение вынесенного приговора либо в печати, либо любым другим способом аудио — видеосообщения. Наказания, определенные выше в п. 1 и 3, не применяются к юридическим лицам публичного права, на которые может быть возложена уголовная ответственность. Они не применяются также к политическим партиям и объединениям или профессиональным союзам. Наказание, определенное в п. 1, не применяется к организациям, представляющим персонал.12 Запрещение, указанное в п. 2 ст. 131 — 39, относится к деятельности, при осуществлении или в связи с осуществлением которой преступное деяние было совершено.
12 Уголовный кодекс Франции. С. 112.
Также в Уголовном кодексе присутствуют поощрительные нормы, освобождающие от ответственности участников террористических преступлений. Они предусматривают освобождение от наказания в случае, если лицо поставит в известность административные или судебные органы власти, позволит предотвратить осуществление преступления и установить других виновных.
Так же предусмотрено сокращение наказания наполовину в случае, если лицо поставит в известность административные, судебные органы власти, позволит пресечь преступные действия или предотвратить гибель людей или хроническое заболевание человека и установить других виновных.
В случае, если наказание является пожизненным уголовным заключением, оно снижается до двадцати лет.
В заключение хотелось бы сказать, что рассмотренные вопросы борьбы с терроризмом во Франции будут интересны и для российского общества.
По нашему мнению, следовало бы использовать назначение более строгого наказания за преступления, совершенные в террористических целях, внести террористические цели в обстоятельства, отягчающие наказание.
Заслуживает интерес и то, что французские власти не включили в уголовное законодательство такого понятия, как терроризм, учитывая его разнообразие и невозможность описать в рамках отдельного состава преступления. Надеемся, что положительный зарубежный опыт в сфере уголовной юстиции будет правильно оценен, проанализирован и воспринят в новом законодательстве России.