МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛА 2000…»
Источник информации — http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html
Петерсон Людмила Георгиевна. Доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования
История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования от узкоутилитарного освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, до ориентации образования на личность, на человека − созидателя культуры. Парадигмы образования менялись на протяжении веков вслед за изменением экономических и социокультурных условий жизни общества. Однако опыт истории учит, что разрушение идеалов гуманизма и самосовершенствования человека приводит к упадку науки и вырождению нации.
В советской школе приоритет был отдан приобретению учащимися полезных для практической жизни знаний и умений по различным учебным предметам. Считалось, что именно они определяют успех как различного рода производств, так и жизненный успех каждого отдельного ученика. Однако в последние десятилетия произошло коренное переосмысление целей и ценностей современного образования. Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня – это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения [1], отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
- изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
- изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающий нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из нас − учитель, управленец, методист, психолог, автор учебников и учебных пособий, родитель − должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить для себя на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?»
В этой статье мы хотим рассказать о принципиально новом механизме формирования метапредметных результатов образования, определенных ФГОС – универсальных учебных действий и умения учиться в целом, – предложенном в дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Премия Президента РФ в области образования за 2002 год) [2, 3].
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе «Школа 2000…» предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку и чтению, физкультуре и т.д. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.
Рассмотрим более подробно, каким образом в дидактической системе «Школа 2000…» организуется каждый из этих этапов.
1 этап формирования УУД
Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования УУД нами разработана технология деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.
Технология деятельностного метода была построена на основе методологических законов общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) [4], что позволило придать процессу формирования УУД системность и достаточную полноту.
Структура урока по ТДМ, на котором вводится новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1), помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Исходя из методологических законов формирования целостного представления о мире, в дидактической системе «Школа 2000…» уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы [2]:
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок обобщения и систематизации знаний направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС НОО к формированию метапредметных результатов обучения. Для того чтобы это показать, сопоставим технологические этапы деятельностного метода обучения «Школа 2000…» на уроках открытия нового знания с перечнем УУД, определенным документами ФГОС НОО [1, 5].
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися
на уроках открытия нового знания по ТДМ «Школа 2000…»
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | |
Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | — самоопределение (Л); — смыслообразование (Л); — внутренняя позиция школьника (Л); — учебно-познавательная мотивация (Л); — планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |
На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, этот этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | — мотивационная основа учебной деятельности (Л); — смыслообразование (Л); — эмпатия (Л); — анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П); — структурирование знаний (П); — извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); — использование знаково-символических средств (П); — смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); — построение логической цепи рассуждений (П); — достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); — развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); — постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — волевая саморегуляция (Р) |
3. Выявление места и причины затруднения. | |
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | — учебно-познавательный интерес (Л); — смыслообразование (Л); — эмпатия (Л); — волевая саморегуляция (Р); — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); — подведение под понятие (П); — использование знаково-символических средств (П); — определение основной и второстепенной информации (П); — постановка и формулирование проблемы (П); — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ü ставят цель, ü согласовывают тему урока, ü выбирают способ, ü строят план достижения цели; ü определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | — самоопределение (Л); — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); — постановка познавательной цели (П); — познавательная инициатива (Р); — планирование, прогнозирование (Р); — построение логической цепи рассуждений (П); — использование знаково-символических средств (П); — построение речевых высказываний (П); — выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); — определение основной и второстепенной информации (П); — планирование учебного сотрудничества (К); — разрешение конфликтов (К); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); — адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
5. Реализация построенного проекта. | |
На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); — осознание ответственности за общее дело (Л); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); — чувство прекрасного и эстетические чувства (Л); — установка на здоровый образ жизни (Л); — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); — волевая саморегуляция (Р); — выдвижение гипотез и их обоснование (П); — познавательная инициатива (Р); — использование знаково-символических средств (П); — поиск необходимой информации (П); — моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П); — самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); — установление причинно-следственных связей, доказательство (П); — самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — достижение договоренностей и согласование общего решения (К); — разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); — управление поведением партнера (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | — контроль (Р); — коррекция (Р); — волевая саморегуляция (Р); — подведение под понятие (П); — использование общих приемов решения задач (П); — использование знаково-символических средств (П); — самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); — построение речевых высказываний (П); — выведение следствий (П); — планирование учебного сотрудничества (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | — развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); — анализ, сравнение, классификация (П); — самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); — использование знаково-символических средств (П); — волевая саморегуляция (Р); — познавательная инициатива (Р); — использование общих приемов решения задач (П); — осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); — рефлексия способов и условий действия (П); — самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); — выделение и формулирование проблемы (П); — постановка познавательной цели (П); — постановка и формулирование проблемы (П); — подведение под понятие (П); — выведение следствий, доказательство (П); — координирование разных позиций с учетом разных мнений (К); — достижение договоренностей и согласование общего решения (К); — адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
8. Включение в систему знаний и повторение. | |
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); — анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П); — поиск и выделение необходимой информации (П); — моделирование, преобразование модели (П); — умение структурировать знания (П); — смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); — использование знаково-символических средств (П); — свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); — выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); — использование общих приемов решения задач (П); — построение речевых высказываний (П); — подведение под понятие (П); — выведение следствий (П); — доказательство (П); — планирование учебного сотрудничества (К); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — постановка вопросов (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); — управление поведением партнера (К) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | — внутренняя позиция школьника (Л); — самооценка на основе критерия успешности (Л); — рефлексия способов и условий действия (П); — эмпатия (Л); — адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); — контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); — формулирование и аргументация своего мнения (К); — планирование учебного сотрудничества (К) |
Аналогичным образом, на уроках всех других типов в ТДМ также создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса требуемых УУД, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация. Этим в дидактической системе «Школа 2000…» обеспечивается системное прохождение первого из четырех описанных выше этапов формирования УУД, а именно, формирование первичного опыта их выполнения.
2 этап формирования УУД
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет также неэффективно, как, например, обучение детей решению квадратных уравнений без знакомства их с соответствующими формулами корней.
Но тогда встают вопросы:
- Где взять знания о нормах выполнения УУД?
- Где в учебном процессе найти место и время для знакомства с ними учащихся?
- Каким способом это делать?
В дидактической системе «Школа 2000…» мы используем методологические знания общих законов развития и функционирования мира деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Понятийный аппарат, созданный в общей теории деятельности, позволяет в удобной для восприятия форме представить общие способы выполнения универсальных учебных действий.
Для ответа на второй и третий вопросы на первых порах мы пытались формировать надпредметные знания на уроках по математике. Однако многолетний опыт экспериментальной работы показал, что такой подход недостаточно эффективен. Это примерно то же самое, что на одном уроке пытаться изучить темы «Деление с остатком» и «Краски осени». Каждая из этих тем развивает разные сферы личности − интеллектуальную и художественно-эстетическую, ставит разные проблемы, на каждом из этих уроков дети должны сделать разные открытия. Точно также для освоения надпредметных знаний о способах учения, общения, поиска информации, работы с текстами необходимо свое собственное пространство.
Поэтому в последние годы научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» создает надпредметный курс «Мир деятельности» для 1−4 классов, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться [7]. В 2009−2011 гг. на экспериментальных площадках города Москвы успешно прошла апробация этого курса для 1–2 класса.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д. (регулятивные УУД)
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. (коммуникативные УУД).
III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д. (познавательные УУД).
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. (личностные УУД).
Учебный план курса предполагает выделение на его изучение 1 ч в неделю, то есть 34 ч в год (возможно во второй половине дня или в рамках проведения классных часов).
В настоящее время подготовлены сценарии проведения всех занятий курса «Мир деятельности» для 1–2 классов, дидактические материалы, таблицы, презентации, учебные пособия для детей и методические рекомендации для учителей. Этим обеспечивается системное прохождение второго этапа формирования УУД.
3 этап формирования УУД
После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о том или ином способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.
Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.
4 этап формирования УУД
Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства, разработанные в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.
Итак, механизм формирования УУД в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
Как научить учиться на основе дидактической системы «Школа 2000…»
Апробация этого механизма в 2000–2011 гг. на ГЭП Департамента образования города Москвы «Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода (Инновационный сетевой проект)» показала его высокую результативность. Для включения его в практику работы массовой общеобразовательной школы ключевое значение имеет подготовка педагогических кадров. Многоуровневая система подготовки различных категорий работников образования к реализации системно-деятельностного подхода создана на базе ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ. В настоящее время идет работа по созданию механизма и моделей внедрения деятельностного метода обучения в региональных системах повышения квалификации учителей.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.
- Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. М., 2010.
- Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
- Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.
- Л.Г. Петерсон. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009.
- «Школа 2000…». Сборники статей. Вып.3−6. − М., 2002–2006 гг.