Ксения Васильевна Ким
Этническая идентичность детей из русско-якутских семей
Источник информации — http://www.dslib.net/soc-psixologia/jetnicheskaja-identichnost-detej-iz-russko-jakutskih-semej.html .
Ким Ксения Васильевна. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/407 .
Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Этническая идентичность как предмет социально-психологического исследования 13
1.1.1. Социальная идентичность 13
1.2.1. Понятие этнической идентичности 25
1.2.2. Подходы к изучению этнической идентичности 28
1.2.3. Структура этнической идентичности 29
1.2.4. Динамика этнической идентичности 34
1.2.5. Факторы формирования этнической идентичности 40
1.2.6. Кризис идентичности 48
1.3.1. Проблема этнической идентичности детей из межэтнических семей 50
1.3.2. Становление этнической идентичности в межэтнических семъях53
Выводы: 64
Введение к работе
Актуальность исследования. Этническая идентичность является одной из важных составляющих сознания личности. Психологическими причинами роста этнической идентичности во второй половине XX века являются поиск ориентиров и стабильности в изменяющемся мире, интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных, так и опосредованных. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как ее восприятие и формирование наиболее ярко проявляется через сравнение.
Одним из видов непосредственных контактов являются межэтнические браки, количество которых увеличилось. Как правило, причисление себя к этносу происходит через идентификацию с этносом, к которому принадлежит один из родителей. У детей из межэтнических семей возникают определенные трудности в самоидентификации (осознании себя членом той или иной этнической группы). Эти трудности могут возникать в отношениях и поведении в ситуациях межэтнического взаимодействия, что проявляется в негативных стереотипах, установках, предубеждениях и пр. Возможны внутренние конфликты, выражающиеся в нарушении личностной идентичности (негативном восприятии себя). У человека, переживающего внутри личностные конфликты, могут возникнуть дезорганизация, ощущение отчаяния, отчуждения, агрессия. В полиэтнической среде на этническую идентичность человека сильное влияние оказывает статус этнической группы, к которой принадлежат родители.
В современной социальной психологии в качестве одного из ключевых компонентов личности, в котором концентрируются и структурируются представления личности о месте в социальном мире, рассматривается этническая идентичность. Именно этому феномену посвящены многие исследования (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева,
Н.Л. Иванова, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Г. Тэджфел, Дж.С. Тернер, Л.Б. Штейнер, С.А. Хеслем, В.Ю. Хотинец, Э. Эриксон, Д. Абраме, М. Хогг, Дж. Финни).
Значимость обращения к проблеме этнической идентичности определяется также и тем, какое место в общей структуре личности занимает этот феномен. Многие авторы подчеркивают, что идентичность (в том числе и этническая) является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения. Не случайно, достижение гармоничного состояния внутреннего мира предполагает наличие у человека способности ответить на три вопроса, характеризующих его идентичность и самоопределение: «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?».
В современной отечественной и зарубежной психологии проблема идентичности широко представлена прежде всего как один из ключевых моментов психологии социального познания (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Г. Тэджфел, Дж.С. Тернер, Д. Абраме, М. Хогг, М. Аугастипос, И. Уолкер, Н. Эллемерс, Р. Браун и др.), этнической, кросс- культурной психологии и социальной психологии этнического взаимодей ствия (Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, .В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков, В.Ю. Хотинец), возрастной психологии (И.А. Снежкова, X. Родригес-Томе, Дж.А. Марсиа).
Несмотря на обширный круг работ, посвященных исследованию различных сторон феномена этнической идентичности, малоизученными остаются многие вопросы, касающиеся особенностей формирования, динамики этнической идентичности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, X. Маркус, С. Китаяма, Р. Майер, С. Московичи, С.Л. Рубинштейн, Г. Триандис, Г. Тэджфел, Э. Фромм, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон и др.);
теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А. И. Донцов, СИ. Ерина, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, В.А. Петровский, А.Л. Свенцицкий, В.Е. Семенов, В.Д. Шадриков, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова и др.);
общая теория системных исследований (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин, В.А. Якунин и др.);
кросс-культурный подход и этнопсихология (К.А. Абульханова-Славская, Дж. Берри, Н.М. Лебедева, А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец, П.Н. Шихирев, Е. И. Шлягина и др.).
Особое значение для разработки теоретико-методологической основы диссертации имели:
— теоретические и практические исследования феномена этнической идентичности (Г.М. Андреева, B.C. Агеев, Ф. Барт, П. Бергер, Дж. Марсиа, Г. Мид, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Лебедева, Л.Г. Почебут, Дж. Тернер, Г. Тэджфел, А. Уотерман, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
Объект исследования — учащиеся (студенты и подростки) из межэтнических и моноэтнических семей. Выборка составила 274 человека.
Предмет исследования — содержание, структура и динамика этнической идентичности детей из межэтнических семей.
Цель исследования — изучение особенностей этнической идентичности детей из русско-якутских семей и социально-психологических характеристик их личности.
Основные задачи исследования:
Анализ научной литературы по проблеме этнической идентичности.
Выявление осведомленности подростка об этнической стороне жизни, о собственной этнической принадлежности.
Исследование особенностей этнической идентичности у учащихся из моно- и межэтнических семей: показатели этнической идентичности, стратегии, типы этнической идентичности; направленность этнической аффилиации; различия в оценке основных этнических компонентов.
Исследование самоотношения подростков из моно- и межэтнических семей.
Исследование оценки подростками детско-родительских отношений.
Исследование этнических стереотипов на примере сказочных героев у подростков разных возрастных групп из моно- и межэтнических семей.
Определение зависимости между этнической идентичностью и самоотношением подростков; между этнической идентичностью и оценкой отношений с родителями подростками.
Основная гипотеза исследования
> Этническая идентичность детей из межэтнических семей как социально-психологический феномен имеет свою специфику, детерминированную социокулътурнылги, демографическими и личностными факторами.
На основании общей гипотезы исследования были сформулированы частные гипотезы:
Существуют различия в направленности этнической идентичности у детей из межэтнических (русско-якутских) и моноэтнических семей (русских или саха): у детей из межэтнических семей проявляется тенденция к этноиндифферентности, у детей из моноэтнических семей проявляется тенденция к нормальной этнической идентичности.
Дети из межэтнических (русско-якутских) семей в выборе этнической принадлежности (в самоописании себя как личности) склонны выбирать биэтническую идентичность.
Существуют этнические и половозрастные различия в степени выраженности дискриминационных тенденций.
Особенности этнической идентичности связаны с самоотношением подростка, особенностями семейного общения.
Методы исследования
В работе использовались общепсихологические методы исследования: теоретический анализ проблемы, внешнее наблюдение, анкетирование, методы письменного опроса (тестирование). Компоненты идентичности изучались с помощью методик «Двадцать утверждений» (М. Kuhn, Т. McPartland); «Этническая идентичность» (О.Л. Романова); «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова), анкетированный опрос, оценивание сказочных героев различных этносов.
При обработке полученных результатов исследования применялись методы статистической обработки данных: анализ описательных статистик, t-критерий Стыодента, дисперсионный и корреляционный анализ статистического пакета SPSS.
Эмпирическая база исследования
Комплексное исследование проводилось на подростках и студентах г. Якутска Республики Саха (Якутии). Общий объем выборки составил 274 человека. Возраст испытуемых от 11 до 23 лет. Распределение испытуемых по полу равномерное.
Процедура и этапы исследования
Исследование проводилось в 2003-2008 годах и состояло из двух основных этапов.
Первый этап исследования включал подбор методического обеспечения, пилотажное исследование, в ходе которого осуществлялась формулировка гипотез, вычленяющих компонентов этнической идентичности.
На втором этапе исследования определялись количественные и содержательные (когнитивные, аффективные) особенности этнической идентичности детей различных возрастов из межэтнических семей. Были выделены специфические особенности этнической идентичности детей из межэтнических семей. Исследовались взаимосвязи этноидентификационных характеристик с личностными факторами. Был проведен сравнительный анализ идентификационных характеристик детей из моно — и межэтнических семей.
Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, адекватным выбором и использованием надежных и валидных методик, репрезентативностью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа материала, применением методов математической статистики. Данные исследования были подвергнуты корреляционному и факторному анализу с помощью программы "SPSS" на PC.
Научная новизна исследования
эмпирически исследованы особенности этнической идентичности подростков разных возрастов из межэтнических семей (динамика, направленность этнической идентичности);
эмпирически исследованы компоненты этнической идентичности: чувство принадлежности к группе, значимость принадлежности и оценка взаимоотношений большинства и меньшинства;
проведено сравнение основных компонентов этнической идентичности у детей из моно- и межэтнических семей;
выявлены возрастные различия в степени дискриминационных тенденций у подростков из межэтнических семей; проведен сравнительный анализ дискриминационных тенденций среди групп подростков из межэтнических и моноэтнических семей;
установлены и проанализированы устойчивые связи между этноидентификационными и социально-психологическими характеристиками детей из межэтнических семей.
Теоретическая значимость
Результаты исследования вносят вклад в развитие сложившихся представлений о структуре этнической идентичности, ее показателях и их связи с социально-психологическими характеристиками личности.
Получены данные сравнительного анализа специфики этнической идентичности у детей разных возрастных групп из межэтнических семей.
Проведен сравнительный анализ специфики этнической идентичности детей из межэтнических и моноэтнических семей.
Получены новые эмпирические данные о связи социально-психологических особенностей личности с этноидентификационными характеристиками сознания.
Показано своеобразие этноидентификационных структур в зависимости от состава семьи подростков.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в психодиагностике феномена этнической идентичности, применены в консультировании и психокоррекции поведения людей из межэтнических семей.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в процессе подготовки и в практической деятельности психологов, так как полученные результаты дополняют и детализируют разделы социальной психологии, психологии личности, этнической психологии, психологии развития, семейной психотерапии.
Положения, выносимые на защиту:
Этническая идентичность (когнитивный и аффективный компоненты) формируются у подростков из межэтнических (русско-якутских) семей в возрасте одиннадцати-тринадцати лет. Нет различий в формировании когнитивного и аффективного компонентов у подростков из межэтнических (русско-якутских) и моноэтнических (русских и саха) семей.
Значимость этнической идентичности для подростков из русско-якутских семей уменьшается при переходе из младшего подросткового возраста в старший, что выражается в снижении интереса к данному феномену.
Дети из межэтнических (русско-якутских) семей и моноэтнических семей саха выбирают схожую стратегию ассимиляции в русский этнос: выбор русского языка как основного; лучшее знание русских обычаев по сравнению с якутскими; более позитивная оценка русских сказочных персонажей, чем якутских; желание быть ближе к русскому этносу.
Существуют этнические и возрастные различия в степени дискриминационных тенденций: подростки из русско-якутских семей менее склонны к этнической дискриминации по сравнению с подростками из моноэтнических семей; младшие подростки больше склоны к дискриминационным тенденциям.
Апробация работы
Результаты исследования и основные положения обсуждались на аспирантских семинарах; на конференциях: «Этническая психология и современные реалии-2003, 2004», «Ананьевские чтения-2008».
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 154 страницах, содержит 9 таблиц, 42 рисунка. Список литературы включает 162 наименований, из них 11 источников на английском языке.
Глоссарий терминов:
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, относящаяся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.
Когнитивный компонент этнической идентичности — знания, представления об особенностях собственной этнической группы, осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков.
Аффективный компонент этнической идентичности — чувство принадлежности к этнической группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней.
Поведенческий компонент этнической идентичности — реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.
Аффилиативные тенденции — стремление к психологической общности с этнической группой.
Стратегия ассимиляции — под данным термином мы понимаем тенденцию к утери своей культурной идентичности и принятие взамен норм и ценностей доминирующей группы.
Дискриминационные тенденции — под данным термином мы понимаем предубеждение по отношению к этническому меньшинству.
Социальная идентичность
Идентичность является основополагающей категорией социальной психологии и одним из основных аспектов изучения личности.
Первая работа по исследованию идентичность появилась в психоанализе. В 1921 году 3. Фрейд выпустил работу «Групповая психология и анализ Эго». В ней понятие «идентификация» впервые было использовано в психологическом контексте. Идентификация была рассмотрена как важнейший механизм взаимодействия между индивидом и группой. 3. Фрейд связывал это явление с противопоставлением любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим. 3. Фрейд разделял идентификацию на два вида: эротическая идентификация, трактуемая как желание объединиться с людьми, которыми мы хотели бы обладать; миметическая идентификация, понимаемая как желание объединить ся с людьми, воплощающими то, какими мы хотели бы стать[138;]. Постулировав неизбежность аутгрупповой агрессии, фрейдисты считали ее основным средством поддержания сплоченности и стабильности группы. Они объяснили враждебность индивида к «чужим» и привязанностью к своим амбивалентностью эмоциональных отношений раннего детства, которые переносятся на социальное взаимодействие.
Идеи 3. Фрейда оказали большое влияние на Т. Адорно. Классическая работа Т. Адорно — учение об авторитарной личности. Авторитаризм тесно связывался с этноэгоизмом, т.е. с тенденцией быть жестко связанным с собственной группой и отклонять все, касающееся других групп.
В противовес 3. Фрейду Т. Ад орно, Дж. Доллард и Л. Берковиц определили групповую предубежденность как продукт нормального функционирования человеческого сознания.
Одной из центральных в современной социальной психологии является концепция идентичности Э. Эриксона, в которой был определен круг основных вопросов и понятий, связанных с идентичностью. В качестве опосредующего «инструмента» идентификации, вместо «обобщенного другого» у Э. Эриксона выступает «идеология» как систематизированная совокупность идей и идеалов. Детальная разработка феномена идентичности была представлена в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950). Понимая идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», Э. Эриксон делает акцент на динамичности, изменяемости идентичности на протяжении всей жизни человека, выделяя в качестве основной адаптационную функцию данной личностной структуры.
Согласно Э. Эриксону процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» (Э. Эриксон, Детство и юность).
Э. Эриксон выделял понятие кризиса, под которым понимал критический момент, после которого развитие поворачивается в ту или иную сторону. По его мнению, формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения; процесс протекающий на всех уровнях психической деятельности, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, как он считает, его оценивают. Данный процесс находится в постоянном изменении и развитии: начинается во время первой «настоящей встречи» матери и ребенка и не заканчивается до тех пор, пока в человеке есть способность узнавать другого.
Как считал Э. Эриксон, ребенок имеет множество возможностей идентичности. Личность индивида заключает в себе сумму всех идентично-стей в ранний период.
Также Э. Эриксон рассмотрел эпигенез идентичности, где основной координатой идентичности является жизненный цикл. Рассмотрев развитие идентичности, он выделил основные характеристики таких периодов как, младенчество, раннее детство, детство, школьный возраст, отрочество.
Младенчество характеризуется наиболее ранним и наиболее диффузным чувством идентичности, которое порождается встречей матери и ребенка (первый опыт того, что проявится в любви, способности восхищаться, потребность в чем сохранится на протяжении всей жизни). В раннем детстве имеется стремление к пониманию, которое может повернуть на себя, вследствие чего развивается самоосознавание. В период детства имеются три линии развития, которые составляют стержень этой стадии: a) ребенок более свободен и более настойчив, вследствие чего устанавливает более широкий радиус целей; b) чувство языка становится более совершенным, ребенок начинает задавать вопросы; c) речь и моторика позволяют ребенку распространять свое воображение на большое количество ролей, и его это пугает. В этом возрасте происходит формирование мужской и женской инициативы, а также некоторые половые образы себя, которые становятся существенными элементами положительный и отрицательных аспектов будущей идентичности. Школьный возраст является, в социальном плане, решающей стади ей. В это время просыпается чувство этноса, культуры. Отрочество. В данный период начинаются попытки найти ориентиры для окончательной идентификации. Также человек нуждается в моратории для интеграции тех элементов идентичности, которые были в ранних стадиях. Происходит поиск людей и идей, в которые он может верить. Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности.
Понятие этнической идентичности
Понятие этнической идентичности довольно новое в научном обиходе. Оно появилось лишь в середине XX в. Имеются различные подходы к объяснению термина «этническая идентичность». Существует понимание этнической идентичности как принадлежность к этносу, самоотнесение к этнической общности (В.И. Козлов, Ю.В. Бромлей, Н.Г. Скворцов), как осознание и оценка своей принадлежности к определенной этнической группе (Т.Г. Стефаненко, Ю.П. Платонов), как представление человека о себе как о члене определенной этнической группы (Л.М. Лебедева), как переживание своего тождества с этнической группой (Г.Г. Шпетт), как установка в отношении самого себя в связи с принадлежностью к определенной группе (Л.Г. Почебут). Г.У. Солдатова под этнической идентичностью понимает когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания (Г.У. Солдатова, 1998).
Некоторые авторы смешивают понятия «этническая идентичность» и «этничность». Понятие «этничность» получило широкое распространение в 60-хх г. Р. Дженкинс в монографии «Социальная идентичность» в 1996 году дает определение этничиости, используя термин идентичности: «этничность — это социальная идентичность, внешне проявляющаяся в социальном взаимодействии, а внутренне — в персональном самосознании» [155; 810-811].
По определению Е. Хобсбаума, "этничность — это заготовленный способ выражения реального смысла групповой идентичности, который связывает членов (группы), то есть «нас», чтобы подчеркнуть отличие от «них».
В отечественной науке данные понятия нередко отождествляют (Лебедева, 1997; Солдатова, 1998; Тишков, 1997). Но Т.Г. Стефаненко считает, что эти понятия должны быть разделены. Под «этничностыо» она понимает социологическую категорию, относящуюся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков (этническая принадлежность родителей, место рождения, язык культура). Т. Г. Стефаненко подчеркивает, что этничность — это предписываемая обществом характеристика, тогда как этническая идентичность достигается индивидом в процессе конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней (Стефаненко, 1999). Таким образом, в реальной жизни этническая идентичность может не совпадать с официальной этничностью.
Этническая идентичность рассматривается рядом авторов как многоуровневое образование. Первый уровень — это классификация и собственно идентификация, являющаяся основанием для формирования оппозиции «мы — они». Второй уровень составляет «формирование образов», то есть приписывание этническим общностям определенных культурных, статусных и прочих характеристик. Третий — уровень этнической идеологии, под которым понимается взгляд на прошлое, настоящее и будущее своей собственной группы по отношению к другим этническим группам [150].
Результаты многих эмпирических исследований доказывают как устойчивость этнической идентичности, так и ее изменчивость, способность «дремать», находиться в латентном состоянии и активизироваться в ситуациях межэтнического взаимодействия или общей внешней угрозы.
В целом этническая идентичность выступает основой этнополитической мобилизации, которую рассматривают как готовность людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации национальных интересов. Г.У. Солдатова выделяет у этнической идентичности (при этом отождествляя термины этнической идентичности и этничности) ряд особенностей:
1. Этничность родом из прошлого. В смутные времена, когда настоящее не является устойчивым, целые народы обращаются к своему историческому прошлому. Как форму идентификации, обращенную в прошлое, этническую идентичность рассматривает американский антрополог Ж. Де Вое. Для него этническая идентичность является ориентацией на прошлое «Я — образа».
2. Этничность мифологична. Главная опора этнической идентичности — идея или миф об общих культуре, происхождении, истории.
3. Этничность — зависимая переменная. Она возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами.
4. Этничность имеет «двойное дно», то есть этническая культура, лежащая в ее основе, разделяется на «внешнюю» и «внутреннюю» культуру.
5. Этничность связывает и солидаризует на основе группового членства.
6. Этничность конфронтационна. То есть она является функцией отношений с другими этническими группами, которые складываются по принципу оппозиции.
7. Этничность — категория «эмоционально-нормативная». Такие чувства как гордость, стыд, обида, страхи являются одними из важнейших критериев для межэтнического сравнения. Они, в свою очередь, опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью, и на моральные обязательства, связанные с ней [118].
Вывод: Таким образом, этническая идентичность понимается исследователями как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, к установке в отношении самого себя в связи с принадлежностью к определенной группе. Этническая идентичность является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособление от других этносов.
Существует несколько подходов к пониманию этнической идентичности, и как следствие, ее изучения. В основном, выделяют три подхода:
1. «Первородная» ориентация (Ю.В. Бромлей, Л.М. Гумелев, З.В. Сикевич, А. Смит, П. Ванн ден Берг). Здесь, этническая идентичность понимается как изначальная характеристика, присущая индивиду как члену реально существующей этнической группы. В данном случае основа этнической идентичности — это кровное родство, общее происхождение и исконная территория. В этой ориентации выделяют два направления: а) социобиологическое направление, которое рассматривает этническую идентичность как объективную данность. Этническая идентичность понимается в этом направлении с помощью эволюционно-генетических идей.
Программа эмпирического исследования
Теоретический анализ проблемы этнической идентичности показал множество подходов к пониманию данного явления. Исследователи не пришли к четкому определению этнической идентичности, существует также несогласие по выделению компонентов этнической идентичности, не все авторы согласны с выделением поведенческого компонента.
В свою очередь, при анализе этнической идентичности детей из межэтнических семей исследователи подходят к данному вопросу с двух позиций: этническая идентичность данных детей рассматривается либо с точки зрения маргиналыюсти, либо с точки зрения биэтничности. В целом, исследования этнической идентичности детей из межэтнических семей достаточно малочисленны (Левкович, Галкина, Снежкова, Терентьева, Акопян). В основном они связаны с изучением влияния социального окружения (в частности семейного) на этническую идентичность данных подростков.
При исследовании этнической идентичности часто предполагается, что исследователю известно об этнической принадлежности испытуемых, на основе которой происходит приписывание критериев отнесения себя субъектом к той или иной общности. При этом возможно расхождение исследовательских и субъективных критериев, что снижает достоверность результатов и приводит к необоснованности выводов.
В нашем исследовании объектом являлись учащиеся из русско-якутских семей, проживающие в г. Якутске. Данная социальная среда является полиэтнической, т.к. национальный состав в г. Якутска включает в себя около 14 различных национальностей. Титульным населением является саха (якуты). Этническим большинством в Республики Саха (Якутия) являются этнос саха и русский этнос (45,5% и 39,6% соответственно; по данным микропереписи 1994г). Население составляет 245,2 тыс. человек (по данным переписи населения 2002).
Исследование проводилось в два этапа. Объектом исследования на первом этапе, проводимом в 2003 году, выступили студенты Якутского Государственного Университета и Якутской Педагогической Академии. Выборка составила 90 человек. 30 человек, которые родились и выросли в межэтнических семьях, 30 человек из моноэтнических семей саха и 30 человек из моноэтнических семей русских). Средний возраст составил 21 год. Распределение по половому признаку было равномерным.
На втором этапе исследования объектом выступили школьники г. Якутска. Согласно данным ряда исследований, этническая идентичность в полном объеме формируется лишь к подростковому возрасту (Снежкова, 1983; Piaget, Weil, 1951). Поэтому в качестве объектов были выбраны дети подросткового возраста. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: подростки 11-12 лет, подростки 14-15 лет и подростки 16-17 лет. Национальный состав был представлен следующими национальностями -русские, якуты, татары, грузины. Большинство испытуемых из основной группы принадлежало к межэтническим семьям русских и якутов. Объем выборки на втором этапе составил 104. Так же для сравнения была введена контрольная группа подростков из моноэтнических семей в количестве 80 человек.
Таким образом, общий объем выборки составил 274 человека. Предметом эмпирического исследования являлись содержание, структура и динамика этнической идентичности детей из межэтнических семей.
Цель эмпирического исследования состояла в изучение особенностей этнической идентичности детей из русско-якутских семей и социально-психологических характеристик их личности.
Задачи исследования в соответствии с данной целью: 1. Выявление осведомленности подростка об этнической стороне жизни, о собственной этнической принадлежности. 2. Исследование особенностей этнической идентичности у учащихся из межэтнических семей: показателей этнической идентичности, стратегий, типов этнической идентичности; направленности этнической аффилиации; различий в оценке основных этнических компонентов студентов из межэтнических семей. 3. Исследование самоотношения подростков из межэтнических семей. 4. Исследование оценки детско-родительских отношений подростков из межэтнических семей. 5. Исследование этнических стереотипов на примере сказочных героев у подростков разных возрастных групп из русско-якутских и моноэтнических семей. 6. Выявление корреляционных связей между этнической идентичностью и самоотношением подростков из русско-якутских семей; между этнической идентичностью и оценкой отношений с родителями подростками из русско-якутских семей.
Основная гипотеза исследования Этническая идентичность детей из межэтнических семей как социально-психологический феномен имеет свою специфику, детерминированный социокультурными, демографическими и личностными факторами.
На основании общей гипотезы исследования были сформулированы частные гипотезы:
Существуют различия в направленности этнической идентичности у детей из межэтнических (русско-якутских) и моноэтнических семей (русских или якутских): у детей из межэтнических семей проявляется тенденция к этноиндифферентности, у детей из моноэтнических семей проявляется тенденция к нормальной этнической идентичности.
Дети из межэтнических (русско-якутских) семей в выборе этнической принадлежности (в самоописании себя как личности) склонны выбирать биэтническое положение.
Существуют этнические и половозрастные различия в степени выраженности дискриминационных тенденций.
Особенности этнической идентичности связаны с самоотношением подростка, особенностей семейного общения.
В основу исследования были положены современные принципы проведения социально-психологических исследований: системности, целостности, детерминизма, развития, социокультурной обусловленности.
При подборе конкретных методов исследования учитывались современные требования к проведению психодиагностических процедур в общепсихологических и социально-психологических исследованиях.
Основные методы исследования. В эмпирическом исследовании применялись следующие методические средства: методика "Двадцать утверждений" (М. Kuhn, Т. McPartland); опросник О.Л. Романовой; семантический дифференциал «Герои сказок»; методика «Детско-родительские отношения подростков»; методика самоотношения подростка, разработанная В.В. Столином; анкета, направленная на выяснение осведомленности ребенка об этническом пространстве.
Исследование представлений детей об этнических признаках и собственной этнической принадлежности
При исследовании осведомленности подростков об этнических признаках и собственной этнической принадлежности использовалась полуструктурированная анкета. Данная анкета направлена на выявление осведомленности ребенка о своих этнических особенностей, об этнических различиях и т.д. Анкета разработана Т.Г. Стефаненко (Стефаненко, 1999) и дополнена нами.
При математической обработке с помощью дисперсионного анализа получены статистически достоверные различия по возрастным группам (р=0,013). Выявлено, что подростки 11-13 лет называют большее количество национальностей, чем более старшие подростки. Так же были выявлено достоверные значимые различия по количеству ошибок при назывании этносов (р=0,037). Выявлено, что подростки 14-15 лет делают больше ошибок по сравнению с другими группами. Наименьшее количество ошибок делают подростки 16-17 лет. Таким образом, подростки 11-13 лет из русско-якутских семей называют национальностей больше, чем подростки 14-15 лет и 16-17 лет из русско-якутских семей. Как нам кажется, нельзя делать вывод о большей осведомленности младших подростков по сравнению с группами старших подростков. Возможно, это говорит о том, что детей младшего подросткового возраста этнический вопрос интересует больше, чем более старших подростков. В старшем подростковом возрасте приоритетным становятся вопросы выбора профессии, учебы и пр.
При сравнении подростков из моно- и русско-якутских семей не выявлено статистически значимых различий, как по всей выборке в целом, так и по возрастным группам. Данные результаты говорят об общей на данный возрастной период логики развития подростов, их интереса к этнической стороне жизни.
Не выявлено половых различий как по всей выборке в целом, так и по возрастным группам. При анализе ответов выделены наиболее часто встречающиеся национальности: Подростки 11-13 лет из русско-якутских семей: русские, якуты, украинцы. Подростки 14-15 лет из русско-якутских семей: русские, якуты, китайцы, американцы, немцы. Подростки 16-17 лет из русско-якутских семей: русские, якуты.
Можно отметить, что русский и якутский этносы встречаются во всех возрастных группах. Это связано с тем, что родители детей принадлежат к данным этносам. Кроме того русский и якутский этносы являются этническим большинством в Республики Саха (Якутия), а именно русский этнос составляет населения 39,6%, этнос саха — 45,5% (по данным микропереписи 1994г).
Для сравнения были проанализированы ответы подростков из моноэтнических семей. Выявлено, что подростки из моноэтнических семей чаще всего называют следующие национальности: Подростки 11-13 лет из моноэтнических семей: русские, якуты, украинцы. Подростки 14-15 лет из моноэтнических семей: русские, якуты, украинцы, американцы. Подростки 16-17 лет из моноэтнических семей: русские, якуты. Подростки из моноэтнических семей выделяют также якутский и русский этносы, что возможно связано с преобладанием данных этносов на территории Республики Саха (Якутии).
При анализе анкет были выявлены ошибки в назывании национальностей. Так, например, подростки 11-13 лет из русско-якутских семей в качестве национальностей назвали «якутян», «германцев», т.е. в качестве основы было взято гражданство; «африканцы», т.е. основой послужило проживание на континенте, «сахаляры» — такой национальности нет, это обыденное название детей из смешанных якуто-русских семей; «хачики» — это оскорбительное название.
Подростки 14-15 лет из русско-якутских семей так же путали гражданство, расу (негры, эфиопы), конфессиональную принадлежности (мусульмане), городскую принадлежность (москвичи), оскорбительные названия (хачики, хохлы). Можно привести в пример анкету ученицы девятого класса из межэтнической семьи, которая на данный вопрос ответила: «евреи, москвичи, хачики, китайцы, якуты, .., хохлы, немцы, …, мусульмане». Как видно из данного примера, происходит смешение понятий этнической принадлежности, локальной (городской), конфессиональной и «ярлыков».
Подростки 16-17 лет из русско-якутских семей указали в качестве национальностей расовую принадлежность (негры), гражданство, принадлежность к военно-политическому объединению (казаки).
Для сравнения были проанализированы ошибки в назывании этносов подростков из моноэтнических семей. Подростки из моноэтнических семей указали в качестве национальностей следующие: Подростки 11-13 лет из моноэтнических семей: африканцы, сахаляры, негры, нюрбинцы. Подростки 14-15 лет из моноэтнических семей: казаки, болгарцы, славяне, хачики, хохлы. Подростки 16-17 лет из моноэтнических семей: африканцы, негры, якутяне, казаки, сахаляры, мулаты, великобританцы.
Можно отметить, что подростки из моноэтнических семей путают гражданскую, расовую, политическую идентичность. Подростки, как из моноэтнических, так и из русско-якутских семей указывают в качестве национальностей выходцев из русско-якутских семей («сахаляры», «мулаты»), оскорбительные «ярлыки».
Можно отметить, что ошибки не зависят не от возраста ребенка, не от его этнической принадлежности. Ошибки допускают и подростки из русско-якутских и из моноэтнических семей. В процессе анализа ошибок выявлено, что подростки в возрасте 11-13 лет путают городскую, расовую принадлежность с этнической, а подростки в возрасте 15-17 лет часто вместо названия этноса употребляют определенные оскорбительные прозвища. Когда им было предложено назвать данные национальности как-то по-другому, они не смогли этого сделать. Таким образом, происходит подмена самоназвания этноса оскорбительными «кличками».
Можно отметить, что дети из всех возрастов в качестве национальности называют «американцы». Строго говоря, «американцы» — это гражданство, указание на местожительства. Но в современном мире «американцы» воспринимаются уже как этнос (даже супер-этнос).
Также было замечено стремление подростков в качестве национальностей выделить обыденные названия людей из русско-якутских семей, такие как «сахаляр», «мулат» и прочие.