Выступление Виктора Антоновича Садовничего на общем собрании РАН 18 мая 2005 года
Глубокоуважаемые коллеги! Мы обсуждаем важнейший вопрос — будущее России, а Академия наук и, я бы добавил, университеты, образование остались единственной скрепой, которая нашу страну держит. Если будет разрушена или понижена роль науки, академии и университетов, то на повестку дня выйдет вопрос о том, какой будет наша страна. В связи с этим я хотел бы коснуться, на мой взгляд, еще не затронутой темы, а именно темы образования — школьного и университетского.
Мне кажется, многое из того, о чем мы говорим, может оказаться ненужным, если сохранится нынешняя тенденция в школе, да и в университетах к понижению уровня фундаментального образования.
Признано, что на протяжении последних 15 лет содержание школьного образования деградирует, понижается уровень естественно-научной составляющей и даже математики. Если посмотреть сейчас на школьные учебники и программы, то определенно можно сказать, что школьник знает меньше, знает хуже, а некоторых разделов не знает совсем, и это опасно. Поэтому заняться на самом деле подтягиванием и изменением школьного образования — это по важности такая же задача, как и задача сохранения фундаментальной науки, потому что если не будет талантливых школьников и талантливых студентов, то все, что мы планируем, обречено естественным образом: у нас не будет талантливого пополнения. И я уже стал думать: а может быть, когда придут правительства, которые озаботятся содержанием науки в нашей стране, придется ввозить ученых из Китая, Индии или еще откуда-то?
Но вместе с тем нам "помогают" в таких оценках, и я хочу сказать об одной такой "помощи". Это важно, потому что те исследования, о которых я хочу сказать, стали цитировать чиновники высокого ранга, стараясь доказать, что по уровню математического образования Россия на 30-м месте среди 40 стран (дальше уже некуда!), по грамотности — на 37-м месте и что, в общем, в России образования нет. Я говорю об исследованиях "TIMSS" и "PISA", которые проведены при поддержке Мирового банка и некоторых фондов. Мы обсуждали ситуацию неоднократно с В.А.Васильевым, академиком-математиком, поэтому можно сказать, что это наша общая оценка.
Исследование "PISA" поставило Россию на 29-е место по уровню математической грамотности. Оно проведено в сотнях школ Академией образования, ее сотрудниками и, конечно, зарубежными фондами. Пришлось посмотреть на вопросы и задачи, которые давали эти исследователи, с тем чтобы понять, справедливы их заключения или нет. Приведу несколько таких задач.
Задача первая — по математике: Мэри живет в двух километрах от школы, а Мартин — в пяти. Вопрос: на каком расстоянии друг от друга живут Мэри и Мартин?
Как математик могу сказать, что таких расстояний ровно континуум, то есть множество, которое даже не имеет первого элемента. Но этот вопрос задается 15-летнему школьнику.
Вторая задача — по естествознанию. День сменяется ночью. Нарисована картинка: Солнце, Земля. Вопросы такие.
Что является причиной смены дня и ночи? Даны ответы, надо выбрать из четырех один. Первый: Земля вращается вокруг оси. Второй: Земля вращается вокруг Солнца. Третий: ось Земли наклонена. Четвертый: Солнце вращается вокруг своей оси. Надо выбрать один из ответов. Предполагается, что правилен ответ "а": Земля вращается вокруг своей оси. В Детской энциклопедии написано, что такой ответ неверен, что вообще из всех предложенных ответов ни один не является верным. Тогда возникает вопрос: каков уровень самих этих исследований?
И задача, которая меня совсем убила: садовник сажает яблони, а по периметру, чтобы ветер не сдул яблоки, сажает хвойные деревья. Если он посадил одну яблоню — 8 хвойных дерева, если 4 яблони — 16 хвойных деревьев. Надо нарисовать картинку для случая, когда 9 яблонь, сколько же потребуется хвойных деревьев? В этом задача. Так я как садовник могу сказать, что если вокруг яблонь сажать хвойные деревья, яблони сразу же погибнут. Сразу!
Приложение
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ: АКАДЕМИКОВ А.А. ГОНЧАРА, Г.А. МЕСЯЦА И В.А. САДОВНИЧЕГО 18 мая 2005
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2005, том 75, № 10, с.925-959. URL: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm Скриншоты сделаны 2 октября 2017 года.