Критика заданий международной программы PISA. Виктор Анатольевич Васильев, академик РАН: «Математика же нужна потому, что она — наука честная. И в ней все вранье сразу становится явным».

Из беседы академика Виктора Васильева с Натальей Ивановой-Гладильщиковой (газета "Известия"): В одном из заданий PISA математика рассматривается как средство для политической проституции.

 

Академик Виктор Анатольевич Васильев, академик РАН

Критика заданий международной программы PISA

В одном из заданий  PISA математика рассматривается как средство для политической проституции

24 декабря 2004 года. Председатель Комиссии по школьному образованию отделения математики РАН академик Виктор Васильев: "В математике все вранье сразу становится явным".  URL:   http://www.msu.ru/press/smiaboutmsu_arch/predsedatel_komissii_po_shkolnomu_obrazovaniyu_otdeleniya_matematiki_ran_akademik_viktor_vasilev_v_m.html?sphrase_id=1204761

 

     Академия наук и ученый совет МГУ провели на мехмате МГУ "круглый стол" — "Математика и образование". Центром дискуссии стал Единый госэкзамен. О том, к каким необратимым последствиям в самой системе обучения школьников приведет введение ЕГЭ, академик и председатель Комиссии по школьному образованию отделения математики РАН Виктор Васильев рассказывает обозревателю Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.

Известия: Недавно появилась информация о том, что по результатам международного исследования PISA, которое проводится в тестовой форме каждые 3 года, наше школьное математическое образование заняло 22-е место в мировом рейтинге. Для чиновников этот факт является лишним аргументом в пользу перемен в отечественном образовании (чтобы приблизить его к общемировому). Вы могли бы прокомментировать результаты исследования PISA?

Васильев: У исследования PISA абсолютно неправильные представления о том, что действительно должны знать дети. В западных учебниках математики нет ни логарифмов, ни тригонометрических функций. Теоремы Пифагора там тоже нет. Задачи уже прошедшего исследования PISA закрыты. Имеется отчет, в котором опубликовано примерно 4-5 задач по математике (в естественно-научной части — это ровно две задачи).Они, на мой взгляд, совершенно дурацкие.

Известия: Что это за задачи?

Васильев: Ну, например: нарисована Земля, на которую падают лучи солнца. Школьникам нужно ответить: "Чем объясняется смена дня и ночи на Земле?" Приводятся 4 варианта ответа. Так вот правильным объявляется неверный вариант (смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси). Правильный же ответ не указан вовсе. Он состоит в том, что угловая скорость вращения Земли вокруг своей оси и Земли вокруг Солнца различны. Я решительно возражаю против такой системы тестов, которая указывает, что мы должны знать и чего не должны. На мой взгляд, важнейшей функцией экзамена (каким он дожен быть на самом деле) является стимулирующая функция. Форма экзамена должна быть такой, чтобы в процессе обучения дети ориентировались на настоящую науку.

Известия: ЕГЭ же, вероятно, нужен главным образом для того, чтобы российские дети успешно сдавали тесты PISA. А школа "понимала", к чему ей стремиться.

Васильев: Да. А мне этого совершенно не хочется. Большинство математиков считают, что тестовая система с большим количеством простых заданий и выбором ответа (их в ЕГЭ — множество), не соответствует тому, что есть математика.

Известия: Может быть, для будущих гуманитариев, которые не должны глубоко знать математику, хороши и тесты с выбором ответа?

Васильев: Нет. Это — неправильный подход к математике. Когда я был маленьким, у нас был такой дурацкий и, казалось бы, ненужный предмет, как "чистописание". Но оказалось, что он необходим: есть такое понятие, как мелкая моторика. Если этим не заниматься, дети вырастают глупее. Математика же нужна потому, что она — наука честная. И в ней все вранье сразу становится явным.

Известия: Но почему тесты — это вранье?

Васильев: В программном документе PISA есть задача, ярко отражающая представление организаторов исследования о том, в чем состоит цель математики в современном мире. Эту задачу я опубликовал в сентябрьском номере "Заметок американского математического общества". Задача такая: в некоей стране национальный бюджет составляет 500 миллионов, а бюджет на оборону — 30 миллионов. В следующем году полный бюджет стал таким-то, а бюджет на оборону — таким-то. За это время инфляция составила столько-то. Задача состоит их двух подзадач. Первая: вас пригласили прочитать лекцию в обществе пацифистов. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время понизился. Как вы это сделаете? Подзадача вторая: вас пригласили прочитать лекцию в военной академии. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время вырос. Как вы сделаете это? После публикации этой задачи я написал в "Записках американского математического общества", что математика здесь рассматривается как средство для политической проституции. Несмотря на политкорректность (правильно: неполиткорректность — А.К.) редколлегия статью напечатала.

Известия: Один из аргументов чиновников в пользу тестовой формы ЕГЭ такой: все развитые страны проводят тесты.

Васильев: Но дело в том, что все развитые страны ориентируются на PISA. А я уже рассказал, что это такое. Когда министерство доказывает необходимость перехода на тестовую систему, в качестве аргумента приводится и такой теоретико-статистический термин, как "надежность", показывающий, хорош или нет экзамен или система экзаменов. По мнению Минобразования, у тестовой формы высокий показатель "надежности". А "надежность" высчитывается по определенной формуле. Математики на "круглом столе" доказали чиновникам, что стопроцентную надежность эта формула дает лишь в том случае, если в экзамене использованы 30 однотипных задач.

Известия: Вы считаете,что с переходом на тесты математическое образование в нашей школе пойдет прахом?

Васильев: У нас есть еще два года, за которые учителя окончательно не перейдут на систему тестов. Если они перейдут, то значит — все.

Источник информации: WWW. INAUKA.RU




———————————————


ТАКОЕ ТЕСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ PISA

Только что подведены итоги особого теста образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Achievement), проводившегося в 32 странах мира в 2000 — 2003 гг. В каждой стране было протестировано от 4500 до 10 000 учащихся. По замыслу инициатора исследования — Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) эти тесты должны были учитывать не столько то, как хорошо ученики знают учебный материал, сколько то, как они умеют использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Тесты PISA решают 15-летние подростки. В них масса задач с графиками, которые нужно сопоставить с реальным жизненным процессом: фермеру — понять, в какое время лучше отлавливать рыбу в пруду, или сопоставить график изменения скорости движения автомобиля с траекторией его движения.

Россия по градации "грамотность и техника чтения, умение читать" заняла 32-е место. Естественнонаучная грамотность у наших школьников на 20-м месте, математическая — на 29-м. В списках лидеров — Финляндия. Канада, Новая Зеландия. Япония, Корея. Австралия, Великобритания. Мы находимся в одной группе с Португалией, Мексикой. Грецией. Бразилией. Латвией. Где-то в середине — США, Швеция, Дания, Норвегия. Франция.

У нас очень велик по сравнению с другими странами балловый разрыв между самой сильной и самой слабой группой ребят. Учащиеся, посещающие гимназии и лицеи, показывают заметно более высокие результаты, чем ученики общеобразовательной школы.

По мнению зам.начальника Департамента государственной политики в сфере образования Игоря Реморенко, можно обозначить 4 группы стран, в которых, по данным тестов PISA и ряда других исследований, заметны различия в преподавании:

Группа 1 (Италия, Латвия. Россия, Венгрия). Мало времени отводится на самостоятельный эксперимент учащихся, основное время выделяется на лекции, проверку домашних заданий и контроль знаний.

Группа 2 (Япония, Южная Корея). Значительное время уделено самостоятельному эксперименту учащихся и лекциям, мало времени на проверку домашних заданий и контроль знаний.

Группа 3 (Чехия. Бельгия). Значительное время отводится на лекции, очень мало времени на самостоятельный эксперимент учащихся и проверку выполнения домашних заданий.

Группа 4 (США, Австралия, Новая Зеландия. Канада, Великобритания, Финляндия). Значительно время на самостоятельный эксперимент учащихся, очень мало времени на лекции, объяснение изученного ранее материала и проверку выполнения домашних заданий.

"В целом можно констатировать, что результаты тестов PISA выше там, где у учеников больше времени и возможностей для самостоятельной и ответственной работы", — считает Игорь Реморенко.

Известия (Москва) , N240

Файл: PISAВасильев.

Комментарии: 2
  1. Аватар
    Александр Починок

    К сожалению, подобные задачи не являются порождением ущербного американского капитализма. Они общеупотребительны в курсах статистики по всему миру и, страшно сказать, успешно решались целыми поколениями советских студентов. А в СССР официально политической проституции не было. Умение анализировать статистическую информацию человеку необходимо

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Александр! Дело в том, что задания программы PISA (и, вероятно, TIMSS) составляют неспециалисты и поэтому многие задания являются нагромождением ошибок. Те задачи, о которых говорит Васильев, я не анализировал. Скорее всего, причина противоречивого вывода (бюджет на оборону повысился и понизился — противоречивое выражение) связано с тем, что используемые понятия являются неясными, и (или) неточными. Спасибо за комментарий.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: