Кому-чему верит Глава Рособрнадзора? Сергей Сергеевич Кравцов, доктор педагогических наук, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Участие Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования. Журнал «Педагогические измерения». № 2. 2017 год. С. 8-13. Предисловие Анатолия Краснянского.

Сергей Кравцов о программе PISA: Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились (рис. 7, 8 и 9). В соответствии с международной шкалой уровней математической грамотности 81 % российских 15-летних учащихся продемонстрировали готовность адекватно применять математические знания и умения, они достигли порогового уровня или превысили его.

 

 

Предисловие Анатолия Краснянского к статье Сергея Кравцова

 

Сергей Кравцов уверен, что  Международная  программа  по  оценке   образовательных достижений учащихся (PISA)  отвечает  на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее  образование, знаниями и умениями, необходимыми  им  для  полноценного  функционирования в современном обществе, то  есть для  решения широкого диапазона задач в различных  сферах  человеческой  деятельности,  общения и социальных отношений?»

Однако эта Программа не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода дефекты.   

В 2005 году ректор  МГУ имени М.В. Ломоносова академик  РАН Виктор Антонович Садовничий и академик РАН Виктор Анатольевич Васильев рассмотрели несколько заданий по математике и естествознанию программы PISA-2003 и подвергли их жесткой критике. [1,2]. 

В 2009 году старший научный сотрудник химического факультета МГУ Анатолий Владимирович Краснянский доказал, что  многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий:  "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит  не менее 10 ошибок.  Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться  в вопросах  и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". [3]. 

2014 год: Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире.  Открытое письмо ученых из разных стран мира Андреасу Шлейхеру, директору программы PISA.  Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. [4]. 

 

[1] Общее собрание Российской академии наук.  Выступления участников Общего собрания  18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подго­товлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL:  http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm          Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-51.html

[2 ] Академик РАН В.А. Васильев.  Испытание «П».  Независимая газета, № 114 (3510).  Дата публикации в источнике: 08.06.2005.   URL:    http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html    Копия: URL:  https://avkrasn.ru/article-3019.html

[3]  Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования:  URL:   https://avkrasn.ru/category-2.html 

[4]  Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. The Guardian. 6 мая 2014 года.  URL:  https://www.theguardian.com/education/2014/may/06/oecd-pisa-tests-damaging-education-academics  Валерия Штраус. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA.  The Washington Post. 13 мая 2014 года.  URL:  https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2014/05/13/academics-call-for-pause-in-pisa-tests/?utm_term=.baa7fcd29e64   На русском языке:  URL:  https://avkrasn.ru/article-4870.html

 

 

Сергей Сергеевич Кравцов

Участие Российской Федерации  в международных сравнительных исследованиях  качества образования

Сергей Сергеевич Кравцов, доктор педагогических наук, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.   Участие Российской Федерации  в международных сравнительных исследованиях  качества образования.  Журнал "Педагогические измерения". № 2. 2017 год. С. 8-13.  URL:   http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/2017/pi_2-2017.pdf

 

 

Фрагмент статьи Сергея Кравцова, посвященный программе PISA:

 

Международная  программа  по  оценке   образовательных достижений учащихся PISA  является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает  на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее  образование, знаниями и умениями, необходимыми  им  для  полноценного  функционирования в современном обществе, то  есть для  решения широкого диапазона задач в различных  сферах  человеческой  деятельности,  общения и социальных отношений?»

Исследование проводится трёхлетними циклами, начиная с 2000 года. В исследовании PISA в 2015 году сохранились положительные тенденции в результатах  российских учащихся 15-летнего возраста по  всем направлениям функциональной грамотности. По сравнению с предыдущим циклом  исследования 2012 года повысились средние  результаты  российских  учащихся  15-летнего возраста:

– по  математической  грамотности  на  12   баллов (с 482 до 494 баллов);

– по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов).

Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не  изменились (рис. 7, 8 и 9). В соответствии с международной шкалой  уровней  математической  грамотности  81 %   российских  15-летних  учащихся  продемонстрировали готовность адекватно применять  математические знания и умения, они достигли  порогового  уровня  или  превысили  его. 

 

 

 

 

  Для  сравнения:  в странах  ОЭСР  таких  учащихся 77 %.  Число  15-летних  учащихся  России, достижения которых в читательской грамотности выше порогового уровня, составляет  84 % (в среднем в странах ОЭСР —  80 %). Готовы к самостоятельному обучению с помощью  текстов, то есть достигли 4-го уровня и выше,  26 % российских учащихся. В целом  результаты выполнения российскими учащимися заданий, оценивающих различные читательские  умения, повторяют основные тенденции для  средних результатов стран ОЭСР.

В исследовании 2015 года основное внимание  уделялось  естественнонаучной  грамотности  и выявлению  тенденций  развития   естественнонаучного  образования  в мире  за   последние годы. По определению PISA, «естественнонаучная грамотность —  это способность  человека  занимать  активную  гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными  науками,  и его  готовность  интересоваться  естественнонаучными  идеями.   Естественнонаучно грамотный человек стремится  участвовать  в аргументированном  обсуждении  проблем,  относящихся  к естественным  наукам  и технологиям,  что  требует   от него следующих компетентностей: научно  объяснять явления, оценивать и планировать  научные  исследования,  научно  интерпретировать данные и доказательства».

В 2015 году международный тест для оценки естественнонаучной грамотности включал  задания на оценку понимания содержания естественнонаучных предметов (знание содержания), на оценку знания методов получения  естественнонаучных  знаний  (знание  процедур)  и на   оценку  понимания  обоснованности этих процедур и их использования (методологические  знания).  Чуть  более  половины   заданий  оценивали освоение естественнона- учного содержания, средний балл российских  учащихся за выполнение этих заданий —  488. Около  половины  заданий  оценивали  знание   процедур и методологические знания. Средний балл за выполнение этих двух групп заданий ниже —  485 баллов. В  международном  тесте  были  представлены три раздела: «Живые системы», «Физические системы» и «Земля и космические системы». 

В отличие  от  профиля  стран  ОЭСР   результаты  выполнения  заданий  российскими  учащимися  по  разделу  «Живые  системы»   ниже, чем по другим разделам, и ниже среднего результата страны.

Ответы  руководителей  школ  на  вопросы   анкеты  исследования  показывают,  что  расходы  на  образование  в России  достигли  той   границы,  после  которой  зависимость  между   расходами и результатами перестаёт быть линейной.  Дальнейший  рост  результатов  связан  с ростом  эффективности  использования средств.

Большую отдачу дают вложения  в подготовку педагогов и повышение их квалификации.

На получаемые результаты наиболее сильное позитивное влияние оказывают  социально-экономический статус учащегося  и школы, показатели использования адаптивных методов обучения, организация внеурочной деятельности.

Наиболее сильное отрицательное влияние оказывают организация классов по способностям и показатели, связанные  с нарушением дисциплины.

Результаты исследования показывают, что  наиболее масштабные реформы ставят целью  изменить то, что происходит на уроке, в классной комнате, поскольку то, как учителя преподают  естественнонаучные  предметы,  оказывает самое большое влияние на результаты  обучения. Необходимо, в частности, убедиться, что выполняемые на уроках лабораторные  работы  действительно  помогают  учащимся   наполнить смыслом изучаемый материал, осваивать  научные  методы  познания  и естественнонаучные идеи, их применение в реальной жизни.

 

 

 Участие Российской Федерации  в международных сравнительных исследованиях  качества образования

Скриншоты сделаны 4 и 5 января 2017 года. URL:   http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/2017/pi_2-2017.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: