Юридический словарь-хрестоматия. Составитель: Анатолий Краснянский. Опредения понятий: «амнистия», «государство», «деликтоспособность физического лица», «законность», «легитимность», «мотив и цель преступления», «разделение властей», «юридическая ответственность».

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле.

 

Юридический словарь-хрестоматия

 

Анатолий Краснянский

Предисловие

В настоящее время нет единого понятийного аппарата в области наук об обществе.  Путаница в понятиях означает путаницу в головах ученых-обществоведов. Поэтому обществоведы плохо понимают друг друга. И поэтому  науки об обществе  практически ничего не дали человечеству  (кроме множества всякого рода мнений об обществе), в то время как использование достижений ествественных наук в технике и технологиях существенно изменили жизнь к лучшему. 

Конечная цель юридического словаря-хрестоматии — выработка единого понятийного аппарата в юридических науках как части наук об обществе. 
 

Содержание

Определения понятий: "амнистия",  "государство", "деликтоспособность физического лица", "законность", "легитимность", "мотив и цель преступления", "юридическая ответственность".  

Понятие "амнистия"

 

Амнистия

Большая Советская энциклопедия. Третье издание. URL:  http://bse.sci-lib.com/article045282.html  .

Амнистия (от греч. слова, означающего забвение, прощение), полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием. Амнистия может также предусматривать снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание. Иногда акт об амнистии предусматривает и освобождение лиц, совершивших проступки, наказуемые в административном либо дисциплинарном порядке, от соответствующих мер взыскания.

  Амнистия может быть общей (распространяется на всех совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями уголовного кодекса, при соблюдении других условий акта об амнистии) или частичной, то есть относящейся к отдельным лицам (осуществляется в форме помилования).

  Категории лиц, которые подлежат Амнистия, устанавливаются в каждом конкретном случае в самом акте об Амнистия По общему правилу Амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были совершены до издания (вступления в силу) данного акта. Право Амнистия обычно предоставляется высшему представительному органу страны или главе государства.

  В СССР право амнистии является прерогативой высших органов государственной власти Союза ССР или союзных республик: Верховного Совета СССР (между сессиями — Президиума Верховного Совета СССР) или Верховного Совета союзной республики (или его Президиума). Общесоюзный акт об амнистии может касаться любых лиц, осуждённых или привлекаемых к уголовной ответственности на территории СССР; республиканский акт об амнистии — лишь лиц, осуждённых судами данной союзной республики или привлекаемых к уголовной ответственности на её территории.

  В соответствии с амнистией прекращаются производством дела, находящиеся в стадии расследования, или дела, хотя и законченные расследованием, но ещё не рассмотренные судом, а лица, отбывающие наказание, освобождаются от его дальнейшего отбытия или им сокращается срок наказания. По материалам о преступлениях, по которым ещё не возбуждено уголовное производство, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Если обвиняемый, дело которого подлежит амнистии, считает себя невиновным, возражает против прекращения дела по амнистии, дело не может быть прекращено и по нему продолжается расследование и судебное разбирательство. Однако если судом будет установлена виновность обвиняемого, дело прекращается по основаниям, установленным актом об амнистии.

  Являясь выражением социалистического гуманизма, амнистия в СССР и других социалистических странах направлены на облегчение участи лиц, совершивших преступления, характер и обстоятельства которых свидетельствуют о сравнительно небольшой степени общественной опасности деяния и самого виновного. Амнистия способствуют быстрейшему возвращению в общество лиц, ставших на путь исправления, создают дополнительный стимул для исправления. Поэтому их применение не противоречит общим задачам уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Как правило, амнистия не применяется к лицам, совершившим особо тяжкие преступления, к рецидивистам и к лицам, нарушающим режим в период отбытия наказания.

  В СССР амнистия проводились: в ознаменование 20-летия РККА (1938); в отношении бывших заключённых, добровольно оставшихся после отбытия срока наказания на строительстве канала Москва — Волга (1938); для лиц, самовольно ушедших с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившихся на эти предприятия (1944); в связи с победой над гитлеровской Германией (1945); в 1953; в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции (31 октября 1967).

  В буржуазных государствах Амнистия, являясь одним из средств карательной политики правящих классов, во многих случаях не распространяется на прогрессивные элементы, на осуждённых за политические преступления. С другой стороны, в буржуазных государствах амнистия нередко используется как средство политического обмана масс: формально объявляется и широко рекламируется предстоящая амнистия политическим заключённым, а затем на практике освобождаются лишь отдельные, небольшие группы заключённых. Такие амнистии неоднократно проводил диктатор Франко в Испании, аналогичная амнистия была проведена военной хунтой Греции в 1968. В ФРГ амнистия 1950 была использована для освобождения от уголовной ответственности и наказания нацистских преступников, виновных в массовых злодеяниях в период второй мировой войны.

 

Амнистия

Советский юридический словарь. Под редакцией С. Братусь, Н. Казанцев, С. Кечекьян и проч., 1953 год.  URL:  http://determiner.ru/dictionary/630/word/amnistija  .

АМНИСТИЯ – по советскому праву акт верховной власти, относящийся к лицам, совершившим те или иные преступления, и заключающийся: 1) в невозбуждении или прекращении возбуждённого уголовного преследования, 2) в полном освобождении от наказания, 3) в частичном освобождении от наказания, 4) в замене назначенного судом наказания другим, более мягким наказанием или 5) в признании лиц, отбывших наказание или освобождённых от наказания, несудимыми.

В истории Советского государства А. издавались в связи с годовщинами Советской власти, достижениями в области социалистического строительства, победами над агрессорами. Так, 17 августа 1923 г. было издано постановление Президиума ЦИК СССР «Об амнистии в ознаменование образования Союза Советских Социалистических Республик», 2 ноября 1927 г. – «Об амнистии в ознаменование 10-летия Октябрьской революции», 8 марта 1929 г. – «О применении амнистии в ознаменование 10-летия существования Белорусской Социалистической Советской Республики», 10 марта 1962 г. – «Об амнистии в ознаменование 10-летия образования ЗСФСР», Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1945 г. №39).

Комментарий Анатолия Краснянского: По-видимому, этот словарь фальшивка.

Первый аргумент: Каким образом в словарь, изданный в 1953 году, могло попасть постановление 10 марта 1962 года – «Об амнистии в ознаменование 10-летия образования ЗСФСР».  

Второй аргумент:  В статье "Амнистия"  (Большая Советская энциклопедия) ничего не говорится о "невозбуждении или прекращении возбуждённого уголовного преследования".


В результате упрочения советского общественного и государственного строя, повышения благосостояния и культурного уровня населения, роста сознательности граждан, их честного отношения к выполнению своего общественного долга укрепились законность и социалистический правопорядок, а также значительно сократилась преступность в стране. Считая, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, совершивших преступления, не представляющие большой опасности для государства, и своим добросовестным отношением к труду доказавших, что они могут вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества, Президиум Верховного Совета СССР 27 марта 1953 г. издал Указ «Об амнистии» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1953 г. № 4).

Издание общесоюзных актов об А. относится к компетенции верховной власти СССР (п. «ш» ст. 14 Конституции СССР). Верховные Советы союзных республик пользуются правом амнистии граждан, осуждённых судами этих республик (п. «г» ст. 60 Конституции СССР). Акт об А. распространяется лишь на те преступления, которые были совершены до издания этого акта, и только на те категории преступлений,  которые предусмотрены в нём. Если в акте А., освобождающем полностью или частично от основного наказания, не упомянуто об отмене присоединённого к основному дополнительного наказания (см.), суд обязан решить, подлежит ли дополнительное наказание снятию или сокращению.

От А. следует отличать помилование (см.). 

 

Понятие "государство": существенные признаки государства

 

Признаки государства, определение понятия "государства"

 Т. В. Кашанина, А.В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА  М), 2000. – 800 с. URL:  http://www.kursach.com/biblio/000009/000.htm  .  § 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.  URL:  http://www.kursach.com/biblio/000009/0101.htm  .
 


Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др.

Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализиров’анный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей ин-ституализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

7. Налоги.
Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы  для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет.
Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств

Различают внутренний и внешний суверенитеты.
Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний.

Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаковможно дать определение государства.

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.


 

 

Общие признаки государства

В. Пугачев, А. Соловьев. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное. Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника  для студентов высших учебных заведений. АСПЕКТ ПРЕСС. Москва.  2000. § 1. Сущность государства. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/22.php  .

 

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

 

  Понятие и признаки государства

Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция".  URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1598.html  .  § 2. Понятие и признаки государства. URL:  http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1598_page_21.html  .

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций (определений — А.К.) понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" (Н. Коркунов); и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович); и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров); и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин).

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Поэтому, по нашему мнению, государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д. (А.Ф. Черданцев).

 

Понятие "Деликтоспособность физического лица"

 

Деликтоспособность 

URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Деликтоспособность

Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием). Является элементом дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно сознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 УК РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).

Деликтоспособность- в Гражданском праве является элементом правосубъектности, и означает- нести ответственность за совершенные правонарушения.

Деликтоспособность

Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2003. — 544 с.   URL:  http://slovari.yandex.ru/~книги/Элементарные начала общей теории права/


Деликтоспособность — способность лица отдавать отчет своим действиям и нести за них ответственность. Некоторые ученые исходят из того, что деликтоспособность выступает одной из форм проявления дееспособности субъекта. Как и для дееспособности, наступление деликтоспособности связано с возрастом субъекта. Так, в гражданском праве ответственность наступает с 18 лет; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность по тем сделкам, совершение которых разрешено им по закону. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. По российскому законодательству общая ответственность наступает с 16 лет, а по отдельным категориям преступлений — с 14 лет. В административном праве деликтоспособным признается лицо, достигшее 16 лет, дисциплинарная ответственность в трудовом праве наступает с пятнадцатилетнего возраста.

 

Деликтоспособность

Руслан Фаритович Гарипов.  Деликтоспособность как правовая категория. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. 2010 год.  URL: http://www.dissercat.com/content/deliktosposobnost-kak-pravovaya-kategoriya

Деликтоспособность — понятие, которое показывает способность субъекта участвовать в правовых отношениях, то есть определяет степень обладания правосубъекностью. Так называемые «дефекты правосубъектности» и отсутствие деликтоспособности вызывают серьёзные проблемы, связанные с существенными ограничениями в способности лица участвовать в отдельных правоотношениях. Являясь одним из составных элементов правосубъектности, деликтоспособность выступает показателем того, насколько субъект правоотношения потенциально способен нести юридическую ответственность за своё поведение и поведение других лиц, а также в каких объёмах она может быть реализована. Однако и в теории, и на практике нередко возникают вопросы, связанные с неоднозначностью понимания категории «деликтоспособность» и наличием её разновидностей, которые имеют отраслевые и субъективные особенности. Лицо, деликтоспособное в одном правоотношении, может оказаться неспособным нести ответственность в другом. Напротив, обладая всеми юридическими признаками правосубъектности, некоторые лица могут фактически оставаться неделиктоспособными практически во всех отношениях.

Понятие "законность"

 

 

Законность

Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. URL: http://iph.ras.ru/elib/1116.html  /

ЗАКОННОСТЬ – соблюдение законов и иных правовых актов государством, юридическими и физическими лицами.

Законность опирается на силу и авторитет государства, предполагает верховенство закона над властью, а также над иными нормативными системами (обычай, общественная мораль, религиозные нормы и т.п.).

В отличие от права понятие «законность» имеет более конкретное содержание. В связи с этим возможно расхождение законности и права (напр., возможно «правонарушающее законодательство», не считающееся с реальным уровнем правового сознания в данном обществе). В отличие он легитимности законность не предполагает этической, идеологической, праксиологической и любой др., кроме юридической, оценки того или иного явления.

Р.Ю.Шлык.

 

 

Понятие "легитимность"

 

Легитимность

Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.  Понятие " легитимность".  URL: http://iph.ras.ru/elib/1641.html  .
           

ЛЕГИТИМНОСТЬ – законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее (вытекающие? — А.К.) не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, то есть соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан. Легитимность – это длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии, власти в качестве законного и имеет множество интерпретаций. Идея Платона о справедливости, аристотелевское различение монархии, аристократии и демократии являются формами легитимации власти. В Новое время Д. Локк в анализе природы правления сместил источник легитимности, заменив божественное право королей на согласие народа.

Анатолий Краснянский. Логические ошибки в данном фрагменте статьи:

Пример № 1: "политические деятели и лидеры"  – смешение родового понятия: "политические деятели" и видового: "политические лидеры".   

Пример № 2: "формальные законы". Но если есть "формальные законы" (вид законов), то, значит, должны быть и "неформальные законы". 

Пример № 3: "законный" — как соответствующий законодательству (основанный на законе) и  "законный как" соответствующий ценностным нормам {"со стороны"— это лишние слова} самих граждан". Это путаница в понятиях.

 "Законность  соблюдение законов и иных правовых актов государством, юридическими и физическими лицами".  Смотрите:
Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. Понятие "законность". URL: http://iph.ras.ru/elib/1116.html  .

Получаем неясное словосочетание: "законность (соблюдение законов…) политического деятеля". 

 

Словарь русского языка:

ЗАКОННЫЙ, -ая, -ое; -законен, -законна, -законно.

1. Соответствующий закону (в 1 знач.), основанный на законе. Законный наследник. Законный документ. Законным образом. || Юридически оформленный. Законный брак.

2. Справедливый, правильный, обоснованный. Законное возмущение. Законная гордость.  Конечно, можно было бы — поселиться на несколько дней у Ивана Герасимовича и бывать, даже обедать каждый день у Ольги. Предлог был законный: Нева захватила на той стороне, не успел переправиться. И. Гончаров, Обломов. — Могу я хотеть или нет? — — Если ваше хотенье не идет вразрез с интересами масс, оно законно. Шишков, Угрюм-река.
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp  .

 ЗАКОННОСТЬ, -и, ж.

1. Свойство по знач. прил. законный. Законность владения. Законность документа. Законность постановления. Законность сделки. Законность требований.

2. Положение, при котором общественная жизнь и деятельность обеспечиваются законами (в 1 знач.). Укреплять социалистическую законность.

 

Сегодня ни одно обсуждение концепции власти не может быть полным без ссылки на ее легитимность. В современных политических системах, в которых участие народа является критерием их политической ценности, легитимность стала фундаментально значимым понятием. Так, С. Липсет определяет легитимность как способность системы формировать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты являются наиболее адекватными для данного общества. Д. Истон связывает легитимность с диффузией поддержки режима в обществе.

Анатолий Краснянский: "Диффузия – это физическое понятие" и из контекста неясно, что такое "диффузия поддержки режима в обществе".

Наиболее известное определение легитимности было дано М. Вебером, который сформулировал идеальные типы легитимации власти, выявив традиционную, харизматическую и рационально-легальную форму легитимности. Хотя в веберовской типологии демократии не связаны друг с другом, исторически традиционный тип и харизматический тип обнаруживаются в авторитарных режимах.

Анатолий Краснянский:  Во-первых, определение понятие не сводится к делению понятия (классификации). Во-вторых, ранее было сказано, что легитимность — это законность (в частности) политических деятелей. В связи с этим неясно, что такое "традиционная форма законности легитимности", "харизматическая форма легитимности" и "рационально-легальная форма легитимности". Например, из контекста неясно, что такое, например,  "традиционная форма законности политического деятеля" и ""харизматическая форма законности политического деятеля". Ошибка в том, что недостаточно подробно в статье описываются рассматриваемые понятия. 

В демократических государствах особо важное значение имеет рационально-легальная легитимность, поскольку сохранение демократии в конечном счете зависит от поддержки большинства населения или по крайней мере от того, воспринимает ли большинство демократические институты в качестве легитимных. В диктатурах, хотя получение поддержки со стороны народа и является одной из целей, она не имеет столь важного значения, поскольку авторитет главным образом опирается на силу принуждения.

Анатолий Краснянский: "Авторитет (власти )  проявляется  в уважении граждан к этой власти (уважение — чувство, основанное на признании, в данном случае,  достоинств, заслуг, качеств власти).  Следовательно, уважение к власти сохраняется только в том случае, если сила (принуждения) применяется к кому-либо законно, и, в идеальном случае, справедливо. Русская поговорке (шутка): "Боится — значит уважает" с иронией указывает на то, что уважение не может быть основано на страхе перед силой.

Авторитарные режимы не всегда обладают необходимой легитимностью, но, как правило, также испытывают потребность в ней. М. Вебер имплицитно признавал идею смешанной легитимности, когда власть опирается на поддержку народа, мотивированную разными типами легитимности в каких-то пропорциях.

Т.А.Алексеева. 

Анатолий Краснянский:  "Выявлены не все ошибки. Вывод: Данная статья — нагромождение ошибок". 

 

 Легитимность

 Юридический словарь. URL:  http://enc-dic.com/legal/Legitimnost-9021/  .

 

Легитимность. Обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене.

Анатолий Краснянский: Интересно, по каким признакам отличают цивилизованное государство от нецивилизованного.

Л. как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XV11-XVIII вв., однако в активное употребление входит только в начале XIX в., когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие Л. приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти и территориальных границ государства всем международным сообществом.

Легитимность власти это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической.

Любая власть, если она издает законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время она может оставаться непризнанной народом. т.е. не быть легитимной (между тем в обществе может действовать не только не-легитимная. но и нелегальная власть, например власть теневиков, мафиозных структур).

М. Вебер предложил различать три "идеальных типа" Л.: традиционную, харизматическую и рациональную.

Традиционная Л. опирается на совокупность обычаев и привычку их придерживаться. Именно в эти рамки укладывается оправдание Л. монархии. Так, до 1879 г. во Франции для обоснования Л. королевской власти ссылались на традиционный принцип наследования, который рассматривался как исторический прецедент. Харизматическая Л. определяется преданностью субъектов (подданных) делу или личным качествам лидера. Примером может служить популярность генерала Ш. де Голля во Франции. который первым с момента учреждения в стране в 1970 г. III Республики начал использовать понятие Л. по отношению к политической власти.

Рациональная Л. подразумевает соответствие действий политического режима тому принципу, с помощью которого он был установлен. Например, если речь идет о демократии, то действия властей должны соответствовать ее требованиям. Практически это может быть выражено в утверждении власти при помощи традиционных демократических институтов (выборов, референдума).

Для поддержания Л. используются самые разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления: учет национальных традиций и обычаев: отделение политических институтов от армии;
осуществление экономических и социальных программ: поддержка законности и правопорядка: популяризация личных качеств руководителей государства и правительства и др.

Ли-т.: Арон Р. Этапы социологической мысли. М.. 1993: Легитимность//Политические исследования. 1993, № 5; Habermas I. Legitimation Crisis. Beacon Press, 1975; Sti1lman P. The Concept of Legitimacy//Polity, 1975. Vol. 7.
Жуковская Н.Ю.

Легитимность

А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 год. URL: http://determiner.ru/dictionary/201/word/legitimnost  .

ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Вопрос о Л. обычно встает при смене правительства (политического режима) в результате революции или переворота.

Легитимность

Ершов Ю.Г. Философия права, словарь-минимум, 2011 г. http://determiner.ru/dictionary/990/word/legitimnost  .

Легитимность – понятие, означающее: 1) моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов; 2) согласованность решений и действий с юридическими законами. Легитимность политических явлений не означает автоматически их юридически оформленной законности. В современных условиях легитимность власти связывается с ее формированием на основе демократических избирательных процедур и дальнейшим функционированием в нормативно-правовом поле.

Понятия: мотив и цель преступления

 

Мотив и цель преступления

Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. © Коллектив авторов, 1997.  © Издательство НОРМА, 1997.
URL:  http://www.bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-4/index.htm  .Глава 9. Субъективная сторона преступления.  § 3. Мотив и цель преступления. URL: http://www.bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-4/66.htm  .

Под мотивом преступления принято понимать осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении преступления, иначе говоря, это источник действия, его внутренняя движущая сила. Это обусловленные потребностями и интересами побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление. Потребности человека следует рассматривать как все то, что необходимо для его нормальной жизнедеятельности, но чем он в данное время не обладает*. Потребности, присущие человеку, могут быть интеллектуальными, моральными, эстетическими и др.

* См.: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 394.

Анатолий Краснянский: Неясно, что такое "все то, что необходимо для его нормальной жизнедеятельности", поскольку неясно, что такое "нормальная жизнедеятельность человека".  


Преступление — это форма выражения и объективизация мотивов преступления, в свою очередь, мотив позволяет понять подлинный характер правомерного или противоправного поведения*.

* См.: Лукашева Е.А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере // Советское государство и право. 1972. № 8.

 

Преступление совершается после того, как побуждение опосредовано сознанием действия и предвидением его последствия. Все умышленные преступления мотивированы — это положение почти общепризнанно. Сложнее решается вопрос о мотивах неосторожных преступлений. Одни авторы отрицают значение мотивов в неосторожных преступлениях (А.А. Пионтковский, Ш.С. Рашковская и др.), другие применительно к неосторожным преступлениям считают возможным говорить не о мотивах преступления, а о мотиве поведения, приведшего к преступлению*.

*  См.: Филановский И.Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. Л., 1970. С.48.

 
П.С. Дагель, Г.А. Кригер и Е.В. Ворошилин полагают, что в подавляющем большинстве случаев неосторожные преступления имеют сознательный волевой характер, а следовательно, они мотивированны и целенаправленны. Установление мотивов неосторожных преступлений помогает понять причины данных преступлений, личность преступника, его антисоциальную направленность, позволяет индивидуализировать ответственность и наказание. Различные мотивы могут обусловить, например, нарушение правил безопасности, приведшее к тяжким последствиям.

Безмотивными некоторые неосторожные преступления могут быть названы лишь условно в случаях, когда деяние лишено сознательного волевого контроля. Такая ситуация возможна при совершении преступлений в форме преступной небрежности, когда сознанием и волей лица не контролируется поведение при условии, что лицо должно было (объективный критерий небрежности) и могло (субъективный критерий) контролировать свое поведение.

 
В юридической литературе высказано мнение, что при преступной небрежности имеется мотив преступления, который скрывается в установке личности, в ее интеллектуально-волевом, эмоциональном, оценочном и действенно-практическом компонентах*.

* См.: Джекебаев У.С., Рахимов Т.Г., Судакова Р.Н. Мотивация преступления и уголовная ответственность. Алма-Ата, 1987. С. 25.

 
Мотивы преступлений можно классифицировать по тяжести преступлений: антисоциальные, социальные, псевдосоциальные, протосоциальные.

К антисоциальным мотивам относятся: политические, насильственно-агрессивные, корыстные, корыстно-насильственные.

К асоциальным мотивам, которые менее опасны, относятся, например, эгоистичные, анархо-индивидуалистические и т.д.

Под псевдосоциальными мотивами следует понимать мотивы, обусловленные интересами отдельных социальных групп, противоречащие уголовно-правовым нормам, интересам отдельных личностей и общества в целом. Такие мотивы формируются на основе ложного товарищества, что может привести к агрессивно-насильственным столкновениям на основе ложной корпоративности, которая может обусловить совершение экономических преступлений, преступлений против правосудия и т.д.

Формирование протосоциалъных мотивов преступлений заключается в перерастании социально одобряемых мотивов поведения в социально-негативные мотивы преступления (например, при совершении преступления с превышением пределов необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление). К таким мотивам относятся месть, ревность, которые формируются скоротечно в условиях конфликтной ситуации и характеризуются повышенной аффективностью.

Одни мотивы типичны для умышленных преступлений, другие — для неосторожных, а некоторые мотивы могут быть характерны как для неосторожных, так и для умышленных преступлений. Установлено, что корысть, месть, ревность, хулиганские побуждения, карьеризм, как правило, мотивы умышленных преступлений, но они же могут быть и мотивами неосторожных преступлений. Для неосторожных преступлений свойственны такие мотивы, как хвастовство, эгоизм и др.

Наше законодательство всегда уделяло большое внимание оценке мотива преступления. В соответствии со ст. 68 УПК РСФСР мотив признается обстоятельством, подлежащим доказыванию, согласно ст. 205 и 314 УПК РСФСР описательная часть обвинительного заключения и приговора должна содержать указания на мотив преступления.

Мотив преступления учитывается при решении вопроса о квалификации содеянного, назначении вида и размера наказания.

На квалификацию влияют те мотивы, которые предусмотрены в качестве обязательного признака субъективной стороны тех или иных видов преступлений, описанных в Особенной части УК.

При назначении наказания, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности или освобождении от нее необходимо учитывать мотивы, которые отнесены к обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность (ст. 61, 63 УК).

В ст. 61 УК в числе обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотрено совершение преступления под влиянием принуждения, при защите от общественно опасного посягательства, хотя и с превышением пределов необходимой обороны. В соответствии со ст. 63 УК отягчающим обстоятельством является совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозней ненависти, из мести и т.д.

В психологии под целью принято понимать то будущее, которого желает человек и которого он стремится достичь в результате своей деятельности. Цель объединяет в себе представление о желаемом будущем и активную устремленность к нему.

Цель преступления — это представление о желаемом результате, к достижению которого стремится виновный, совершая уголовно-противоправное деяние.

Мотив и цель имеют много общего, и порой их трудно отличить. Цель носит как бы временный характер, если она достигнута; она должна быть реальной, т.е. ее достижение при определенных обстоятельствах становится возможным (например, убийство должника лишает возможности получить долг).

Цель преступления может быть обязательным признаком субъективной стороны, а может быть за пределами обязательных признаков того или иного вида преступления. Отсутствие цели, если она является обязательным признаком, означает отсутствие субъективной стороны, а следовательно, отсутствие оснований для привлечения к уголовной ответственности. Если цель не является признаком субъективной стороны, ее установление способствует определению социальной запущенности личности виновного, что учитывается при индивидуализации ответственности и назначении наказания.

Цели, как и мотивы, должны устанавливаться во всех случаях совершения не только умышленных, но и неосторожных преступлений. При преступном легкомыслии цель не охватывает преступного последствия, так как лицо уверено, что оно не наступит. Целью в некоторых случаях легкомыслия служит предотвращение возможного преступного последствия.

При преступной небрежности преступное последствие не осознается лицом и, следовательно, не может участвовать в целеполагании, но сами деяния не только мотивированны, но и целенаправленны.

Цель отличается от мотива преступления тем, что она определяет направленность действий, это представление о результате, к достижению которого лицо стремится, мотив же — это то, чем руководствовалось лицо, совершая преступление.

В зависимости от содержания цели могут быть самыми разнообразными: цель наживы, причинение ущерба личности или обществу, цель сбыта и так далее.

 

 

 Понятие "юридическая ответственность"

 

Юридическая ответственность

URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Юридическая_ответственность  

 

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как уполномоченная сторона, а правонарушитель — как обязанная. При этом и уполномоченная и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

Примечание Анатолия Краснянского. Здесь приведено определение понятия "юридическая ответственность", взятое из Википедии. Виды, цели и функции, 
принципы юридической ответственности читайте в Википедии: 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Юридическая_ответственность  

 

 

Понятие "разделение властей"

Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Конституционное право РФ/  . Статья "Разделение властей". URL:  http://slovari.yandex.ru/~книги/Конституционное право РФ/Разделение властей/  .

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Р.в. — основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды — Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Разделение властей предполагает разделение компетенции между органами государственной власти, что наряду с рационализацией государственного управления обеспечивает взаимный контроль органов власти. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий какой-то одной из властных структур (см. Система сдержек и противовесов). (Автор: В.Ч.)

К определению понятия "разделение властей"

Система сдержек и противовесов

Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Конституционное право РФ/  . Статья "Система сдержек и противовесов". URL:  http://slovari.yandex.ru/~книги/Конституционное право РФ/Система сдержек и противовесов/  .

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125). (Автор: В.Ч.).

(
Яндекс.Словари › Конституционное право РФ. — 2002

 

 

Это первые материалы по составлению юридического словаря-хрестоматии

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: