История разрушения системы образования в России. 1. 2007 год: Сигизмунд Миронин. О реформе высшего образования и Болонском процессе. 2. 2005 год: Владимир Бабкин. Погром образования.

Основной целью реформ является ликвидация сохранившейся с советских времен системы высшего образования, а вместе с ней и науки.

Сигизмунд  Миронин

О реформе высшего образования и Болонском процессе

Источники информации — http://www.rus-crisis.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2408:2408&catid=45:2009-07-27-17-58-48&Itemid=73  ,   

                                         — http://www.toyota-club.net/files/08-01-10/08-05-10_lib_obraz.htm

Автор статьи подробно рассматривает суть новой, так называемой "болонской", реформы высшего образования и последствия ее принятия для России. Он приходит к неутешительным выводам: основной целью является вовсе не повышение качества образования, как пытаются внушить нам ее апологеты, а ликвидация сохранившейся с советских времен системы высшего образования, а вместе с ней и науки, болонская реформа углубит расслоение общества и устранит препятствия для дальнейшей утечки лучших научных кадров зарубеж.

В настоящее время институт высшей школы превратился в арену жесточайших дискуссий.

20 мая 2007 года в передаче В. Познера обсуждалась реформа образования, а точнее пакет документов, которые принимает Госдума. Этот пакет сделает необратимым переход на Болонскую систему образования, и будет включать следующие ступени: бакалавров — 3-4 года обучения, и магистров — еще один два года.

В данной статье я попытаюсь понять, зачем власть предержащим нынешней России понадобилось ломать хорошо зарекомендовавшую себя советскую систему образования. Хотя я и написал в заголовке "истинные цели", но самое печальное, что истинных целей мы, наверное, никогда не узнаем, то ли это «злые происки врагов», то ли «заставь дурака Богу молится, он и лоб расшибет», то ли «это хорошо продуманный и реализуемый на практике план полностью подконтрольного государства». Кто интересуется данным вопросом, рекомендую найти доклад В. Садовничего, сделанный им в январе или феврале 2004 года на совете у президента, там он дает оценку и состоянию науки и образования в России, и, кстати, отмечает меры, которые надо предпринять.

"БОЛОНСКИЙ" ПРОЦЕСС

Мало кто знает, что еще 9 марта 2007 года. правительство в основном одобрило законопроект о введении в России разных уровней высшего образования — бакалаврата, магистратуры и специалитета. От привычной советской системы высшего образования "болонская" отличается сроками обучения. Так, бакалаврат рассчитан на три — четыре года, а следующая за ним магистратура — на один-два года. Неизменным останется специалитет: тут, как и прежде, придется учиться не менее пять лет. Его удалось отстоять медикам и инженерам. Каждый уровень будет иметь отдельный государственный образовательный стандарт и самостоятельную итоговую аттестацию. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация вузов по бакалаврату, магистратуре и специалитету также будет проводиться раздельно. До 2010 года переход на двухуровневое образование будет закончен [цит. по 1].

Поступать в бакалаврат абитуриенты будут по результатам единого государственного экзамена. Те, кто поступил, в течение четырех лет будут получать общие навыки по выбранной профессии. На следующую ступень — в магистратуру — на конкурсной основе смогут попасть лучшие бакалавры, те, кто хочет расширить знания в выбранной узкой специальности. А специалитет — привычное для нас пятилетнее образование — разработчики законопроекта оставили медицинским, военным и инженерным вузам [цит. по 2].

"Болонский процесс" начался в 1999 г., когда 29 европейских государств подписали в Болонье конвенцию, согласно которой дипломы высших учебных заведений признаются во всех странах-участницах соглашения. В 2003 г. к Болонской конвенции присоединилась Россия, став сороковой страной, подписавшей этот документ [цит. по 3].

До присоединения к Болонье реформа высшего образования в России тормозилась, совет ректоров вузов России препятствовал ей, и у политической элиты не было аргументов. Но после присоединения к Болонскому процессу реформа обрела основание для политических и практических решений. Только после этой акции «процесс пошел».

Это программа ликвидации высшего образования в России, ликвидация по сути, а не по форме. Интересно, что вся «академическая общественность», т.е. вузовская и научная, против такой реформы. Даже в самом министерстве находятся те, кто ее идею не разделяют. Но решение принято на политическом уровне и выполняется беспрекословно. Фурсенко поставлен для решения этой задачи.

Россию лишают ее образовательного потенциала, это задача стратегическая.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ "БОЛОНЬИ"

Минусы "болонской" системы общеизвестны. Во-первых, работодатели четырехлетний бакалаврат за образование не считают. Во-вторых, не понятно, зачем он нужен жителям Дальнего Востока, если им выгоднее развивать связи с Японией и Китаем, а не с Францией или Испанией. В-третьих, как учить медиков или военных в силу сложившихся форм организации этих специальностей в нашей стране?

Но даже и это не самое главное. Не все знают, что Болонский процесс отличается от русской системы высшего образования не только сроками и ступенчатостью. Есть еще одно отличие, о котором власть предержащие стараются не говорить. Это преподавание через осуществление студентами научной работы. Если студент не делает науку, то это не Болонский процесс, а профанация. Основой Болонской системы обучения является выполнение студентами во время магистрата научной работы. Система образования в США и Европе построена инвертированным образом по отношению к российской. У них плохое школьное образование, средний бакалаврат, хороший магистрат и лучшая в мире аспирантура, то есть подготовка докторов философии.

Болонский процесс заточен на подготовку докторов философии. Именно они принимают сейчас решения в науке и производстве на Западе.

Между тем настоящая наука (я не говорю о ее суррогатах) в вузах России отсутствует как класс. Наука в периферийных вузах России полностью деградировала. Какие там научные работы для дипломников? Сейчас до сих пор на биофаках университетов студенты занимаются измерением ректальной температуры у крыс. Вместо высшего образования в России процветает среднее специальное, когда ассистенты читают на лекциях материал из старых учебников. Настоящей наукой выпускники российских университетов практически не занимаются. Они совершенно не представляют, что такое научная работа. В России нет даже учебника по науковедению. Был научный сборник в 1988 или 1989 году "Науковедение", но он уже почти полностью устарел. Аспирантам читают курс философии науки. Это примитивная смесь философии и того, что философы думают о науке.

Большинство считает, что нынешние вузы улучшились по сравнению с их социалистическими "предками", кто-то — что они вообще выродились и превратились в некое научно-педагогическое убожество. Во многом этому способствует издевательское финансирование со стороны Федеральной власти, регионов в целом и науки и образования в частности (из бюджета выдают по 30% от необходимого, при учете, что необходимое это зарплата, все остальное структура зарабатывает сама). Сюда же следует отнести повсеместный разрыв связей между региональными центрами науки и образования и федеральными центрами (а первые при этом просто вымирают). Условно говоря, существует Москва, в которой за счет плотного и интенсивного сотрудничества с зарубежными центрами, а также существования своей собственной базы, наука пока еще держится, и есть регионы, по сути, оторванные от этого.

Российская наука, никак себя не проявляя измеримыми показателями, существует и преуспевает в какой-то неведомой потусторонней реальности. Я уже писал на эту тему [4/11]. Коррумпированное образование спасается вялой преподавательской работой, свернув реальную научную деятельность. Например, по свидетельству одного моего знакомого-экономиста, во всей стране только ВШЭ и ЦЭМИ занимаются реальной научной работой в области экономики! (По-видимому, "знакомый-экономист" обманул Сигизмунда Миронина — Анатолий Краснянский).  Да и то никаких пока выдающихся результатов не достигли. И это при десятках (сотнях?) университетов. В большинстве периферийных вузов студенты учатся зубрить и пересказывать учебник, наблюдая за тем, как это успешно делают преподаватели. (Не уверен, что это во всех вузах! — А.К.).

Возьмем другие учебники. Для того, чтобы Болонская система работала нужны очень хорошие учебники. Я не технарь и в области технических наук могу ошибаться. Я возьму те отрасли, где я чуть-чуть разбираюсь.

В России учебник по гистологии для медвузов практически не обновлялся уже 20 лет.
Те частичные дополнения, которые были внесены недавно, были известны еще 30 лет назад. Решил я тут купить получивший международное признание учебник физиологии, написанный немецкими учеными. Физиология человека: Пер. с англ. В 3-х томах. Под ред. Шмидта Р., Тевса Г. — Изд-во «Мир», 2004 г. Думал, что наши переиздадут новое издание. Купил, оказалось, что переиздали перевод, сделанный со 2-го, дополненного и переработанного английского издания (23-е немецкое издание) 1986 года. Этот текст на русском языке выходит уже третьим изданием.

Недавно наткнулся на такую рекламу [5]. "Выпущен классический учебник по клеточной биологии «Введение в клеточную биологию» (Ю. С. Ченцов, «Академкнига», 2004) рассчитано на биологов-первокурсников. Непрофессиональные биологи, интересующиеся последними достижениями life sciences, наверняка прочитают эту книгу с удовольствием и пользой. Нашел текст в интернете и посмотрел. Оказалось, что это добротный учебник по цитологии, но молекулярная и клеточная биология там в зачаточном состоянии.

Далее. Студенты-медики в России не изучают клеточную биологию. Наверное, российские студенты-медики единственные в мире, у которых не преподают молекулярную и клеточную биологию. А без этого они не смогут понять механизм действия лекарств. В США студенты учатся 4 года на бакалаврате по медицине и получают специальность помощник врача, потом следуют 2 года магистратуры, 3- 5 лет резидентуры. У нас: 5 лет длится общий курс, 1 год интернатура и 2 года по желанию ординатура. В России на 1-3 года короче подготовка врача. Увеличение длительности подготовки врача — это увеличение расходов. А уже сейчас не хватает денег на образование.

На Западе выход нового учебника "Молекулярная биология клетки" под редакцией Альбертса и др. на английском языке немедленно сопровождается его переводом на основные европейские языки. Я был недавно (май 2007 года) в среднем испанском университете в г. Мурсия и видел последнее издание Альбертса на испанском языке. А ведь прогресс в клеточной и молекулярной биологии стремителен. Уже расшифрованы геномы человека, растений, грибов, собак, мышей и крыс…

Набираю слово коатомер на русском языке и нахожу один единственный сайт, где оно используется [6]. А ведь это основа первооснов молекулярной и клеточной биологии.

С введением Болоньи одновременно и само образование изменяется по своему характеру.

Вместо системного дисциплинарного обучения (главное образовательное преимущество советской школы) – натаскивание на простые вопросы, тесты как основной показатель качества.

На марше примитивизация обучения. Началось со школы, и процесс набирает обороты. Иногда возникает мысль, что болонский процесс был задуман именно с этой целью – ликвидации образования в обществах, способных конкурировать с западной цивилизацией, в данном случае – в России.

Есть и контраргументы. Прежде всего, с вступлением в "Болонь" наши соотечественники смогут поступать в европейские вузы и устраиваться на работу в западные компании. А многие российские вузы — Высшая школа экономики, МГИМО, МГТУ им. Баумана, РУДН, Санкт-Петербургский государственный университет, — не дожидаясь закона, уже перешли на бакалаврат и магистратуру и неплохо с ними справляются. (Что значит:  "неплохо с ними справляются?" — А.К.).

Обратите внимание, ни слова об отечественных потребителях дипломированных специалистов.

Российские работодатели к самому слову "бакалавр" относятся с подозрением. Дабы обезопасить выпускников вузов от неприятных сюрпризов при приеме на работу, разработчики законопроекта дипломы всех уровней — бакалавра, магистра и специалиста — снабдили одинаковой силой. По поводу «снабдить одинаковой силой» — выходит нонсенс — теперь получается, что для поступления в аспирантуру достаточно иметь неоконченное высшее образование…

ИЕРАРХИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "БОЛОНИ".

Но вернемся к передаче. В этой передаче Познер спросил министра науки и образования Фурсенко, зачем нужна вообще реформа, какую цель она преследует. Оказалось, что реформа преследует очень примитивную цель, достичь уровня образования, который был в СССР. Но зачем тогда нужно менять вполне хорошо работавшую систему, уточнил Познер. Оказалось, по словам Фурсенко, потому, что изменилось само общество. Уточню. Изменилось оно в основном в Москве и Питере, да и то в основном в сферах бомонда.

Участники круглого стола долго муссировали тему бакалаврата, и мне все было непонятно, а зачем же вообще огород городить, если 90% населения так и остались с ментальностью совка. (Ментальность совка — что это значит в устах интеллигента? — А.К.). Или Но вдруг один из участников, ректор Педагогического университета проговорился.

Оказывается, бакалавры будут иметь право занимать низшие должности, а магистры — начальственные должности.

Участники также проговорились, что в магистрат будет поступать только 20% бакалавров на конкурсной основе и, кроме того, скорее всего магистрат будет платный.

И сразу все стало ясно. Если вспомнить, кто побеждает в конкурсах в вузы — блатные и богатенькие, то дураку понятно, что общество хотят разделить перегородками. Чтобы дети богатых и начальников всегда оставались начальниками и богатыми, a дети бедных и подчиненных всегда оставались бедными и подчиненными. Как в том анекдоте. Приходит сын полковника и говорит папе. Вот вырасту я и буду генералом. Нет. Отвечает полковник. У генерала есть свой сын. Вот он и будет генералом. А ты будешь полковником. Анекдот этот был создан еще в советские времена, когда тенденция к непотизму еще только начала проявляться. Нынешние властители хотят сделать эту тенденцию необратимой.

В современном западном обществе хорошее высшее образование является благом, недоступным для большинства бедных людей.

Например, в США обучение в лучших университетах стоит $50,000 в год. Далеко не каждый американец может обеспечить своим детям образование в таких университетах, если вообще в каких-то. При этом элита, государственная, бизнес и интеллектуальная, формируется из выпускников таких лучших университетов. Т.е. образование выступает как инструмент стратификации общества.

Уже всем ясно, что хорошее образование и в нынешней России тоже могут получить лишь богатенькие. По существующим оценкам, российские семьи ежегодно тратят на взятки в ВУЗах более 20 миллиардов рублей [7]. Эта цифра включает в себя взятки руководителям и преподавателям ВУЗов, оплату коррупционных репетиторов и услуг по подготовке контрольных, курсовых и дипломных работ.

Теперь основная масса выпускников будет отсекаться бакалавратом, выходя этакими полузнайками, которым нет места в серьезной работе.

Единицы из них будут так или иначе дотягивать до работающего специалиста. Но ведь нужно будет еще сертифицироваться (даже если ты фактически дорос), а это большие формальные и финансовые преграды. Магистратура на конкурсной основе и только платная. К тому же неясно еще, что такое магистрант в условиях «российского рынка». Сколько магистров от числа бакалавров? По некоторым, не уточнявшимся, сведениям около 10 (а не 20) процентов в среднем по высшей школе.

По свидетельству одного из участников форума С.Г.Кара-Мурзы [14], в МФТИ Болонская система: бакалавр (4 лет) + магистр (2 года) вместо единого курса (6 лет) внедрена уже несколько лет (2000-2005 годы). Наглядно видно, как с каждым годом становится сложнее и сложнее попасть в бесплатную магистратуру. Поначалу брали всех (то есть деление бакалаврат-магистратура было лишь формально-административным механизмом). Потом стали появляться ограничения. Вот на бесплатную магистратуру уже не берут тех, у кого есть тройка за ГОС экзамен. Вот деканат настоятельно советует тем, у кого не лучшая учёба — перевестись на платное отделение, теперь такие советы стали много более весомыми, потому как чтобы студента выгнать — усилия надо прилагать, а чтобы не взять в магистратуру — никаких усилий прилагать не надо. Однако последние года 3-4 процесс вроде бы застопорился. Возможно, сейчас этот процесс будет развиваться дальше. Ротацию бакалаврат одного ВУЗа — магистратура другого наблюдал.

Тенденция к ограничению приёма в бесплатную магистратуру — несомненна. И началось это уже много лет назад.

Ограничения поступления в магистратуру в данный конкретный ВУЗ зависят не только от Генеральной Линии Фурсенко, но и от конкретного ректората/деканата (в конце концов, именно они непосредственно заинтересованы в том, чтобы получить платных студентов, но они же заинтересованы в том, чтобы поддерживать уровень ВУЗа/факультета, то есть набирать бесплатный набор).

Безотносительно того насколько хороша или плоха эта реформа, ломать предстоит очень многое. И это несомненный минус. В том же МФТИ исторически сложилась трёхуровневая схема обучения: институтский цикл — базовый набор дисциплин, единый для всех, мощная физика, обязательно с лабораторными работами, база математики (математический анализ, линейная алгебра, урматы и т.д.), система заданий, очень большая нагрузка, когда сделать всё абсолютно нереально. Институтский цикл — первые 2-3 курса; факультетский цикл — примерно 3-4–й курсы, по-прежнему фундаментальные дисциплины, но со спецификой факультета; базовый цикл — обучение в базовых институтах (5 и 6 курс). Даже в МФТИ бакалаврат (наверняка, для многих других ВУЗов картина схожая) не может дать законченное образование. Картина мира? — хорошо. Глубокие фундаментальные знания? — отлично. Но нет специализации, нет навыков и знаний в конкретном направлении (да и направления толком нет).

В МФТИ из Москвы процентов 5 студентов, набор идёт со всей России, очень многие не смогут позволить платную магистратуру, если реформу доведут до конца. Если на бакалаврате образование заканчивается, то в данном случае получается, что государство напрасно тратило деньги.

ГУД БАЙ, ПРОВИНЦИЯ!

Особенно тяжелое положение у выпускников из провинции. Здесь следует учитывать еще один момент: в силу «торгово-сырьевого» перекоса экономики, выпускнику-инженеру, например, найти работу по специальности практически невозможно. Во-первых, существовавшие предприятия практически бездействуют, да и требуются для них чаще рабочие руки, а не ИТР, а уж о зарплатах на всех этих ОАО, ЗАО и так далее лучше не говорить. Исключение составляют только «сырьевики», но это, как правило, вахтовый метод, который и здоровье быстро подрывает, и опять же там больше нужны рабочие специальности. Отчасти к этому исключению относятся еще связисты. Во-вторых, там, где требуются инженеры, возникает проблема опыта работы от 3-5 лет. Откуда такой опыт может быть у выпускника? Да неоткуда. Бывает, правда, редко, года 3 опыта, но 5 лет — никогда. В-третьих, малая ротация инженерных кадров, если уж сидит там инженер лет 30-35, то обращаться туда следует лет этак через 25-30, когда предшественник на пенсию соберется.

В провинции лишь два источника литературы: областная научная библиотека и библиотеки факультетов университетов. Оба источника не внушают доверия. По самым скромным прикидкам для того, чтобы старший студент сложился в научного работника ( а это и есть цель магистратуры), ему требуется освоить примерно 250 статей и 25-35 книг в своей области специализации. Где их брать? Речь идёт как о классических работах, так и современных (2000 г. и далее).

Заучивать студенты будут то, что им продиктуют… Если еще будет, что зубрить, а то наполняемость ВУЗовских библиотек оставляет желать лучшего (за весьма малым исключением), прибавьте к этому плохую работу областных научных библиотек, и вывод напрашивается сам собой…

Для неэлитных вузов в предлагаемой реформе остается следующее.
Во-первых, изменение цели образования: науки упраздняются как таковые.
Во-вторых, уничтожение системы, ориентированной на обучение мышлению, и замена системой, направленной на научение навыкам, — замена мыслителя на исполнителя.
В-третьих, осознанно вводимый непрофессионализм учебников и т.д., отстранение специалистов от составления программ по соответствующим специальностям.
В-четвертых, снижение «объема» образования при одновременной перегрузке гуманитарными вывертами типа «валеологии» или «москвоведения».
В-пятых, платность обучения.
В-шестых, глобальное тестирование как единственный способ аттестации учащихся.

Вряд ли рамочные соглашения по Болони предъявляют серьезные требования к снижению уровня образования, думаю, что они устанавливают некий минимум для соответствия программ и специальностей, но ведь никто сверху это не ограничивает… Не думаю и, что вообще чиновники хотели снизить качество образования. Среднее звено управленцев до сих пор саботировало большую часть реформ. Но постепенно количество начинает переходить в качество. И под давлением сил, не заинтересованных в процветании России, ликвидационная комиссия, заседающая в правительстве, сделает все возможное, чтобы разрушить основы технологического лидерства России. Конечно, при этом они прикрываются интересами страны… Но это для простаков.

Если кому не ясна мотивация людей, готовящих эту реформу, то она предельно проста. Они готовят почву для своих сынков, расчищая им дорогу на Запад. Сейчас их уже просто так не берут. Меня могут спросить, неужели они все подкуплены? Как? Кем? Есть ли этому доказательства? Отвечаю. Их подкупило стремление к непотизму. Если кто–то был в Женеве, то видел там учащихся оболтусов на вроде сынка Лужкова и других, так называемых лидеров нынешней России. У них даже свое кафе есть, где они встречаются. Мне их показывали. Просто слабоумные люди. Поэтому не обязателен прямой подкуп. Есть стремление избежать конкуренции для своих сынков и стремление обеспечить им легкую и сытую жизнь.

ТЕКИТЕ МОЗГИ, ТЕКИТЕ!

Второй важнейшей задачей внедрения Болонского процесса в России является облегчение "утечки мозгов". Именно на это направлено принятие единой с Западом системы высшего образования, развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования, а также создание единой системы зачетных единиц (кредитов) и сопоставимых ученых степеней. Образование должно быть более конвертируемо, чем валюта. Об этом ранее проговорился член рабочей группы при Министерстве Образования России по присоединению к Болонской декларации В. Зернов [8]. Чтобы подсластить горькую пилюлю, в законопроект включен переход на обязательное среднее одиннадцатилетнее образование.

Итак, нынешняя ликвидационная комиссия России делает все возможное, чтобы экономически помочь США. Я проконсультировался у знакомого экономиста насчет того, сколько стоит в США среднестатистическим родителям вырастить одного среднестатистического ребенка, довести его до совершеннолетнего возраста 18 — 20 лет. По его словам, это составляет 1 — 2 млн. долларов. Пусть 1 млн. Человек начинает трудовую деятельность в 20 лет и его работоспособное состояние продолжается еще лет 50, до пенсии. Делим 1 млн. долларов на 50, получается 20000 долларов. Это цена амортизации одного года работы иностранного гастарбайтера или эмигранта в США. Сказанное особенно справедливо в отношении "утечки мозгов".

По данным хорошо информированного академика Страхова [9], свыше 200 тысяч русских ученых уехало за границу. По данным ЮНЕСКО, Россия уже к середине 90-х гг. потеряла от эмиграции ученых более 30 млрд. долларов. А по расчетам российского, постоянно меняющего свое название, Министерства науки, с отъездом одного ученого она в среднем теряет 300 тыс. долларов. Конечно, эти цифры довольно условны, поскольку основаны на приблизительной оценке расходов на образование и повышение квалификации ученых, упущенной выгоды от их включения в экономическую жизнь страны, косвенных потерь от снижения уровня научных кадров и т.п. Тем не менее, они небезосновательны.

Замечу, что это, по сути, невосполнимые потери. Германия до сих пор не оправилась от утечки мозгов во время и после Второй Мировой Войны, это очень хорошо заметно было в физике, судя по публикациям, а ведь во время войны Гитлер вполне мог получить ядерную бомбу, если бы не заморозил исследования в этой области. Россия ведь может никогда больше не восстановить даже былого уровня, не говоря уж о паритете в этих вопросах или даже превосходстве. Есть еще один нюанс: 30 000 бывших сотрудников ВПК СССР, плодотворно вкалывают на ВПК США, а брали американцы самые сливки в свое время…

По сообщению ректора МГУ, академика Виктора Садовничего [10], на обучение одного специалиста мирового класса Московский университет тратит до 400 тысяч долларов. Человек, уезжая на Запад с образованием, как бы экономит эти колоссальные суммы для бюджетов принимающих западных стран. Только выпускники МГУ ежегодно таким образом "увозят" за границу 120 миллионов долларов [11].

А по оценкам ЮНЕСКО, к середине 1990-х годов потери России от утечки умов превысили 30 миллиардов долларов. Сюда включены расходы на образование и повышение квалификации, упущенная выгода, потери от снижения уровня научных кадров и т.д. [12].

Сохранение сложившейся в начале 90-х годов динамики отъезда означало, что к 2000 году Россия навсегда потеряет до 1,5 млн. ученых и специалистов. Однако этого не произошло. И прежде всего из-за быстрого исчерпания количества ученых, соответствующих требованиям западной науки. Тем не менее, ущерб нанесен огромный. По индексу человеческого развития (интегрированный показатель, включающий в себя уровень образования, науки и технологий, заболеваемости и долголетия, ВВП на душу населения и др.) Россия с 52 места в 1992 году перешла на 119 место в мире в 1997 году, и тенденция падения сохранялась в последующие годы [13].

После исчерпания мозгов, накопленных за годы советской власти, перед победителями холодной войны встал вопрос, а как сделать доступными неисчислимые ресурсы талантов, произрастающих в России. Они ведь в России готовятся за государственный счет, а потом едут на Запад, привозя с собой деньги, затраченные на свою подготовку.

Почему же все-таки возникли проблемы? Дело в том, что на Запад берут в основном людей, которые доказали, что могут работать в науке или готовы выполнять имеющиеся на Западе правила игры. Их отбирают на основе рекомендаций. Человек, не имеющий рекомендации от ученого или другого специалиста, известного на Западе, не имеет никаких шансов устроиться на работу. Уже стало повсеместным правилом не брать на работу выпускников из так называемых неизвестных стран. Это основные страны третьего мира. Туда раньше входили Китай и Индия. Но благодаря увеличившейся за последние годы научной эмиграции, китайцы и индусы открыли канал для получения работы на Западе через рекомендации своих земляков. Кроме того, правительства Китая и Индии развивают современные научные центры, откуда выходят неплохие научные работы, публикующиеся в международных научных журналах. Человек, публикующий свои работы в престижном научном журнале, имеет хороший шанс найти место в приличной научной лаборатории стран Золотого миллиарда. Он уже не выходец из незнакомой страны.

Напротив, Россия до последнего времени из-за хорошо развитых научных школ не была в числе неизвестных стран, но быстро туда переходит. Дело в том, что наука в России стремительно деградирует. Остаются лишь островки, где современные исследования поддерживаются либо за счет международных грантов, либо за счет постоянных поездок членов лаборатории в западные научные коллективы. Так, пока берут выпускников МГУ, ряда других московских вузов. Но вот выпускнику периферийного вуза получить место в западной лаборатории или фирме практически невозможно, если конечно, у него нет знакомого русского эмигранта на Западе.

Выход был найден через Болонский процесс. Теперь за счет унификации образования выпускники элитных российских вузов смогут претендовать на поступление в западную аспирантуру или даже доучиваться в вузах Запада.

Я уверен, что мозги и дальше будут утекать, с «Болонью» или без, и дело не в материальном положении ученых, там они тоже не в виллах на Канарах живут, имея миллионные счета в банках, просто там у них есть еще возможность заниматься делом. В России же им остается только деградировать вместе с системой науки и образования, в условиях все большей оторванности российских регионов от плодов мировой науки (от совокупных результатов, полученных в разных странах).

Самое интересное, что если брать открытость образовательной системы Запада российскому бакалавру, то она и сегодня доступна тем, у кого есть монеты в кармане. При закрытости западного рынка рабочей силы, какой толк в конвертируемом дипломе? К тому же Запад всегда найдет зацепку, чтобы отказать в такой конвертации при практическом предъявлении диплома. А действительных специалистов и сегодня берут, не спрашивая про эту саму конвертируемость. Но наша властная элита делает вид, что этого не понимает.

ДАЕШЬ ПОЛНУЮ И ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ ДЕГРАДАЦИЮ СТРАНЫ!

После реализации реформы стратификация в России резко усилится. Ухудшится и качество высшего образования. Невозможность развиваться как личность, заниматься делом жизни, — источник социальной напряжённости, повальной депрессии. В периферийных городах молодые люди, которые не могут устроиться в жизни, спиваются, связываются с плохими кампаниями, становятся материалом для преступного мира. Это самое тяжелое, но ведь это коснется и крупных городов, где возникнут местные очаги социальной депрессии — местные фаввелы а ля Рио-де-Жанейро, молодым людям из которых ничего в жизни не светит.

Уже сейчас в некоторых городах встречаются группы подростков, которые по ночам просто избивают (часто калечат, а иногда убивают) встречных, при этом не грабят, а именно только с жестокостью избивают…

Остается лишь спросить, куда же ты идешь, Россия? Куда тащат тебя профессиональные разрушители?

С. Миронин

ЛИТЕРАТУРА

1-3. Сайрамова Д. 2007. Выпускники наших вузов перестанут быть "второсортными". http://www.utro.ru/articles/2007/03/23/635151.shtml
4. http://www.za-nauku.pochta.ru/docs/mironin_china_russia.htm
5. http://www.cbio.ru/modules/news/print.php?storyid=418
6. http://humbio.ru/humbio/02022001/goldj/x00007de.htm 8. http://www.yellowpress.ru/?public=3350
7. Лебедева А. Дай, друг, на лапу мне… // Коррупция. 2007. № 8. С.9.
9. http://www.gazetanv.ru/article/?id=765
10–11. http://physics.nad.ru/miptboard/messages/582.html
12. Лозовская Е. 2006. Утечка мозгов: можно ли повернуть процесс вспять? «Наука и жизнь».
13. Голдин В. И. и Журавлев П.С. 2003. Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива. http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/2003/cour0303/2700.htm
14. http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/217941.htm
 

ПОСЛЕДНИЕ ДОБАВЛЕНИЯ

П. Выборнов. Демонтаж советской системы: взгляд с позиций синтетической теории социально-культурной организации

Существующий в настоящий момент обширный массив объективного знания о трансформациях нашего общества на протяжении второй половины XX в. нуждается в определённого рода систематизации. Без этого затруднено построение целостной картины процесса, что не позволяет соотнести веса как бы независимых факторов и понять, как одни из них порождаются другими. Первостепенное значение здесь имеет знание природы самого объекта, его внутренней структуры и принципов функционирования.

С.Г. Кара-Мурза. Причины краха советского строя: результаты предварительного анализа

Мы имеем опыт краха советского строя. Уроки поражения – самые ценные. За 20 лет многое поняли, есть картина крупными мазками. Остались загадки, но есть к ним подходы.

Научно-практическая конференция "Кризисные процессы в обществе, их анализ и поиск выхода"
10 апреля 2011 г. в Москве прошла научно-практическая конференция "Кризисные процессы в обществе, их анализ и поиск выхода". Конференция была организована фондом "Антикризис", Клубом Молодых Обществоведов (КМО), редакцией газеты "Точка.ру". Кроме того, в подготовке конференции приняла участие неформальная группа содействия С.Г. Кара-Мурзе, сформировавшаяся в ходе десятилетних интернет-контактов. Вёл конференцию И.А. Тугаринов.

С. Кара-Мурза. О новом образовательном стандарте
В декабре прошлого года Минобрнауки представило для обсуждения проект «Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (далее Стандарт). Проект разработан Институтом стратегических исследований Российской Академии образования.
Проект имел широкий резонанс в разных кругах общества и вызвал множество критических замечаний среди педагогов, гуманитарной и научно-технической интеллигенции.

О. Козырева. Куда ведет медведевская модернизация?

В ближайшем будущем все мы, жители России, будем участвовать в масштабном проекте, выдвинутом президентом Медведевым и его командой, – в проекте, называемом модернизацией.


Владимир Бабкин, эксперт Государственной Думы

Погром образования

Источник информации — http://old.za-nauku.ru/?mode=text&id=96&PHPSESSID=7fc74195cd9dffe3f9adde2a

Политика ликвидации самой возможности восстановления России продолжается. Науку — добивают, следующий этап — ликвидация системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу тому свидетельство.

В советское время была создана разработанная система подготовки профессионального образования. Школа, ПТУ, техникум, ВУЗ, аспирантура, докторантура.

Образование должно быть нацелено на развитие мышления человека, развитие способности анализировать информацию, в том числе и научную. Процессы, происходящие в обществе сопровождаются нарастающим потоком информации, и без умения «плавать» в этом море информации человек тонет, знание его становится фрагментарным, он перестает понимать происходящее, его восприятие начинает зависеть от чужого мнения, он становится объектом различного рода спекуляций, сознание мифологизируется.

Процесс образования, т. е. приобретения знаний, для многих свелся к докучливой необходимости отсидеть положенное время за партой или в аудитории вуза, чтобы получить свидетельство о получении среднего или даже высшего образования, а с появлением платного образования даже этого не требуется, и в результате и педагоги, врачи и вообще специалисты, реально, стали псевдопедагогами, псевдоврачами и псевдоспециалистами.

Упрощенно можно сказать.

Политика — это способ действий по достижению целей государства. Экономика упрощенно — это набор действий по достижению целей развития общества, в первую очередь. Так вот, за все время этих перестроечных дел у нас внятно обозначенных целей развития и государства, и общества не появилось. Потому что ни частная собственность, ни рыночные отношения, ни удвоение ВВП не являются, вообще говоря, целью, они не более чем, способ достижения цели, так вот этой цели до сих пор у нас нет.

Из анализа документов, имеющих отношение к научно-техническому и образовательному комплексам станет самоочевидным, что целей развития государства, как системного подхода у правителей страны нет, а вот сценарий развития событий, приводящих к потере суверенитета России неуклонно выполняется.

Присоединение России к Болонскому процессу свидетельствует о том, что механическое следование предложениям стран Европы скорее преступно, чем осмысленно.

Сам по себе Болонский процесс крайне непоследователен, так кву в этом процессе нет никакого акцента на систему подготовки специалистов, а присутствуют вполне логичные, но не имеющего отношения к подготовке специалистов, рассуждения о необходимости достаточной образованности населения стран Европы. Образованность, как социальная самодостаточность индивида понятна, но она направлена на осознанное восприятие – понимание происходящего вокруг, в том числе и политики, но никоим образом не может рассматриваться как проявление способности такого “образованного“ индивида к занятию тем или иным образом деятельности на рынке труда.

Приведем в подтверждение цитаты Болонского соглашения:

”Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

Внедрение системы зачетных единиц по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные единицы могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами”.

“Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

    учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;
    преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших институциональных полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии) с тем, чтобы укрепить Зону европейского высшего образования. И, наконец, мы, вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании, будем использовать путь межправительственного сотрудничества. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, и будут активно способствовать успеху нашей попытки”. (Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19.06.1999 г., “Зона европейского высшего образования”)

Из приведенных цитат не следует, что вопрос о подготовке специалистов для различных отраслей производства, науки и образования, и др. каким-то образом конкретизирован, тем более отвечающих интересам конкретных стран.

Можно много говорить о недостатках системы образования в советское время, но можно однозначно сказать, что она была ориентирована на выпуск специалистов различных направлений, подчеркиваю, специалистов. При этом в первую очередь, для нужд страны.

С распадом системы централизованного трудоустройства возникла неопределенность в необходимом количестве подготовки специалистов той или иной квалификации и это привело к полнейшему хаосу, когда количество низко-квалифицированных юристов, менеджеров и иных, слабо воспринимаемых специалистов, привело к серьезной дискредитации самой системы образования всех уровней.

В том, что происходит в настоящее время с российской системой образования свидетельствует о непонимании Минобразины самого генезиса системы образования в советское время.

Когда на Коллегии Минтранса, говоря о необходимости ликвидации отраслевых ВУЗов, Министр образования А.А. Фурсенко говорит, что для общего понимания хотел бы, всё же, сказать: готовить специалистов для атомных электростанций в Рособразовании мы можем? Можем. Хотя ни одой атомной электростанции в подчинении Минобрнауки нет. Московский Физтех и МИФИ, и другие вузы нам подчиняются. И, тем не менее, неплохих специалистов готовят. Они конкурентоспособны и в России, и в мире.

Он забыл, что упомянутые ВУЗы в советское время были в двойном, а то и в тройном подчинении. И то, что они пока имеют еще связи, слабеющие с каждым днем, это не заслуга Минобразины, а проявление определенной инертности реакции развития его институтов. Стремление Минобразины разрушить саму систему подготовки специалистов налицо. Аргументов в защиту своих действий нет, кроме обязательств по Болонскому процессу.

Необходимо отметить также, что уже на протяжении ряда лет руководителя Минфина, МЭРТа, Минобрнауки (правильнее: Миндолг, Минэкономразрухи, Минобразина) произносятся слова о снижении непроцентных расходов бюджета (образование, наука, культура, здравоохранение и др., 122-ФЗ тому пример, правильнее этот закон не замена льгот денежными выплатами, а реализованное стремление исполнительной власти устранится от бюджетных обязательств), иными словами исполнительная власть нам говорит, что уже в ближайшие несколько лет исполнительная власть снимет с себя эти самые расходы и переложит их на бюджеты граждан. Платежи будут возникать законным образом на стадии дополнительного среднего образования, второй ступени высшего образования, а в принципе и на первой ступени высшего образования.

Принимая во внимание стоимость обучения и реальные денежные доходы большинства населения, говорить о доступности образования как такового в ближайшем будущем не придется. Но это инициаторов реформ образования не интересует.

Цель этих "деятелей" ясна — снижение обязательств исполнительной власти, но соответствует ли это целям развития страны и общества, как видно — нет. Когда министр А.А. Фурсенко рассуждает о том, что его министерство может взять под свое крыло всю систему Высшего образования, то глубоко заблуждается, недаром вопросы подготовки офицерского корпуса, невзирая на общие рассуждения реформаторов образования, остались в ведении МО, МВД, МЧС, но реформаторский зуд в отношении отраслевых ВУЗов у Минобразины остался. Критериев эффективности деятельности ВУЗов у министерства нет, кроме общих рассуждений о переизбытке "специалистов" в области экономики, юриспрудениции, менеджмента, маркетинга и пр., но когда выделялись лицензии на образовательную деятельность этих ВУЗов вопросов у министерства не возникало. Не странно ли?

Реформы образования шли рука об руку с административными реформами исполнительной власти. В советское время специальное высшее образование строилось по отраслевому принципу и министерства знали какие специальности и какое количество специалистов для отрасли необходимо. С ликвидацией отраслей эта обратная связь исчезла. Предприятия перешли в частные руки, многие из которых были ликвидированы, количество министерств резко сократилось. Таким образом, обратная связь практически исчезла. Остались обобщенные показатели: количество студентов — бюджетников, количество средств выделяемых на высшее образование. Минобразина не имеет информации от частного сектора о количестве и качестве специалистов необходимых им, поэтому действует вслепую, но желание получить в свое ведение все средства, выделяемые на образование — есть. Гордыня этого ведомства простирается на ВУЗы тех министерств, которые еще существуют в силу своей специфики. Поэтому, слова министра А.А. Фурсенко о наведении порядка в отраслевых ВУЗах свидетельствуют о настоятельном желании Минобразины порушить оставшиеся части специализированных учебных заведений.

Как свидетельство мерзости сложившейся ситуации приведем два рекламных объявления недавно (27.04.05г) полученные по электронной почте:

    "Высшее образование быстро, качественно, недорого! Изготовление дипломов ВУЗов и техникумов. Возможно с полной регистрацией и проводкой всех документов. Большой выбор ВУЗов и специальностей. Быстро, качественно, надежно. Цены Вас приятно удивят. По всем вопросам пишите dipls@mail.ru
    Продаются дипломы о высшем образовании ВУЗов России и бывшего СССР. Аттестаты, дипломы техникумов и др. 100% надежность и конфиденциальность, доставка в любой регион, возможно без предоплаты проведенные дипломы. Пишите". zakaz_dipl@pochta.ru

Рекламщиков не смущает, что они направляют свои объявления В Государственную Думу.

Это свидетельство "успехов" той самой политики по реформе образования, куда она привела на платном уровне.

А.А. Фурсенко приводит цифры о том, что происходит в системе образования. За последние семь лет количество студентов в стране увеличилось вдвое. Анекдот: в 2004 году закончили школу 1 миллион 400 тысяч человек. А в вузы поступили… 1 миллион 700 тысяч!

Но при этом министр не говорит о количестве молодых людей не получивших среднее образование, т.е. не закончивших школу. По свидетельству военных комиссариатов среди призывников в большом количестве присутствуют молодые люди с семилетним и даже начальным образованием. Это сопоставимо с тем, что происходило в стране после окончания гражданской войны в начале прошлого века, когда на протяжении ряда лет система общего образования была полностью уничтожена и в стране миллионы людей были полностью безграмотны. Но это вследствие гражданской войны и разрухи, а сейчас, чем можно объяснить подобное состояние? Только разрухой в головах реформаторов.

Вернемся к Болонскому процессу и его проблемам.

Свидетельством проблем Болонского процесса является высказывание координатора международного форума по проблемам реформы образования — Кароля Сигмана. "Мы критикуем болонский процесс, поскольку они выдвигают хорошие предложения, но которые на поверку не так хороши. Сказано, что студенты должны учиться в разных странах и Европа должна помогать их передвижению. Но это будет возможно (и уже реализуется по этой схеме) с помощью системы "кредитов" или "очков". Например, ты занимаешься правом полгода в Париже, набираешь столько-то очков, потом продолжаешь в Вене и там занимаешься историей искусства или чем угодно. В конце концов, набираешь достаточно очков, чтобы получить черт знает какой диплом. Но самое интересное, что поддерживают этот проект предприятия и все их лобби. Почему? Нам кажется, что причина кроется в том, что работник, получивший такой диплом, вряд ли сможет требовать определенную зарплату, ссылаясь на уровень его образования. Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для "обычных" людей, но остается нормальная сфера образования для элиты. Мы считаем, что надо изучать все эти процессы в параллель с новыми правилами игры, определенными ВТО, поскольку цель ВТО — превратить образование в рынок. Отсюда и вопросы: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед своим гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность?"

Таким образом, наблюдается вполне обозначенная цепь действий исполнительной власти:

    ликвидация промышленности
    ликвидация опытного производства и КБ
    ликвидация научных организаций неакадемического профиля
    ликвидация академий наук
    ликвидация системы подготовки кадров

Финита ля комедиа, процесс восстановления России становится невозможным. Поставленная цель достигнута. Срок реализации программы — 2006 — 2008 годы.


Анатолий Краснянский: Сейчас 2013 год. Последний и сокрушительный удар по российской системе образования — Это ФГОСы и "Закон об образовании в Российской Федерации". 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: