История разрушения российской системы образования. 2014 год. Сергей Черняховский. Деньги или качество: «Подушевое» финансирование школ и вузов убивает российское образование.

Сергей Черняховский: Зарплату учителя фактически ставят в зависимость от выполнения бессмысленных функций – от принуждения учеников к ненужным им соревнованиям до вынужденного участия в ненужных уже самим учителям формальных профессиональных мероприятиях и совещаниях. То есть, зарплату добавили не за преподавание, а за ту суету, что мешает им преподавать.

Сергей Черняховский

    Деньги или качество

"Подушевое" финансирование школ и вузов убивает российское образование

Источник информации  —  http://www.novopol.ru/-dengi-ili-kachestvo-text159222.html  .

27 февраля 2014.

 


Министр образования и науки Дмитрий Ливанов вводит президента в заблуждение, когда отчитывается перед ним о выполнении его майских указов и установок на повышение заработной платы преподавателям высшей школы и учителям. Высшей школе формально повысили должностной оклад, но отменили все существовавшие ранее надбавки за ученую степень, за звание, за личные профессиональные заслуги. И при этом резко, в разы повысили обязательную аудиторную нагрузку.

Теперь преподаватель вуза должен вести до десяти и более разных предметов, причем, часто – у студентов одного и того же факультета. То есть студенты должны видеть его в разных ролях, преподающего все подряд, как учителя начальной школы, который учит детей и арифметике, и родной речи, и рисованию. В ряде университетов учебная нагрузка доведена до 900 аудиторных часов в год, что практически исключает возможность как научной работы, так и так и качественной подготовки к лекциям.

В ряде вузов нагрузка преподавателей доведена до 900 аудиторных часов в год.

Формально министерство Ливанова ничего подобного не устанавливает, но оно сводит работу по повышению зарплаты к формальным и жестким требованиям ее повысить без выделения на это достаточных средств. А руководители вузов, выше всего ценя сохранение своих должностей, идут простым путем: прежние деньги делят на меньшее число людей, запредельно повышая нагрузку на преподавателей. Ливанов либо все это знает и поощряет, либо просто не владеет ситуацией. Впрочем, не исключено ни одно, ни другое: ведь сегодня Минобрнауки состоит из чиновников, практически не представляющих саму ткань работы вуза и работы преподавателей. Хотя сам Ливанов был ректором Московского института стали и сплавов.

Практически та же картина наблюдается и в школах. И директора, и министерство отчитываются об исполнении поручений президента, но до требуемого президентом доведен не размер ставки учителя, а та сумма, которую он может получить, если будет работать на полторы или две ставки, выполняя при этом еще и обязанности вспомогательного персонала. Даже Академия госслужбы при президенте РФ фиксирует отношение учителей к сложившееся ситуации, как к издевательству и откровенной лжи власти: 45 % опрошенных не почувствовали даже минимального улучшения своего материального положения, 36-44 % отмечают незначительное улучшение. И многие говорят об ухудшении ситуации: 11–13,3 % учителей заявили о частичном падении своих доходов, а 2–2,7 % – об их существенном падении.

Собственно, в школах внедряется та же порочная система, что и в вузах – "подушевое" финансирование. Поэтому и закрепляется такой принцип: чем больше учеников в классе, тем больше будет получать денег школа. Но, во-первых, чем больше учеников – тем меньше времени можно уделить каждому из них, и, во-вторых, чем ценнее каждый ученик – тем меньше возможностей выставить ему отрицательную оценку.

Ученик не учит урок, и формально ему грозит двойка. Но двойка – это только слово. Как мера воздействия, она должна иметь свои последствия: не исправил плохую оценку – не перейдешь на следующий год в другой класс, будешь отчислен. Но если ученика отчислить, то школа потеряет финансирование, а учитель – зарплату. То есть двойкой учитель накажет только себя. Поэтому учеников не отчисляют.

Если получивший двойку и не исправивший ее ученик остается в школе, то те, кто старался ее не получить, приходят к выводу о том, что они старались зря. Что лучше не учить уроки и вести себя как двоечник, чувствуя себя выше учителя. Тем более, что во многих случаях всем ясно, что учитель получает мизерную зарплату. При этом те, кто учиться все равно хочет и продолжает – просто потому, что им это интересно – оказывается объектом травли и насмешек остальных, защиту от которых учителя им не могут обеспечить.


Зарплату учителя ставят в зависимость от выполнения бессмысленных функций


Но учитель и не может всерьез заниматься каждым из учеников и вести реальную воспитательную работу. Чтобы заработать относительно приемлемые деньги, он должен трудиться, как минимум, на полторы ставки. Ставки непосредственно в учебных часах – это 18 часов в неделю. То есть, четыре урока ежедневно шесть дней в неделю. Если учитель работает на полторы ставки, он должен вести шесть уроков в день шесть дней в неделю. С учетом внеклассной работы, проверки контрольных заданий и прочего в этой ситуации он уже не имеет возможности готовиться к урокам. Чем больше он вынужден работать, тем более формальной и бездушной будет его работа. Но сегодня 40 % учителей занимаются подработкой на стороне.

Учителей ставят перед выбором: деньги или качество. Будешь работать лучше – будешь получать меньше. Хочешь получать минимально приличные деньги – работай хуже и ни в коем случае не ставь двойки. В то же время от учителей требуют вести массу отчетной документации, которая обязательна, но до конца никем не читается, потому что все понимают, что она бессмысленна. От учителя требуют водить учеников на прогулки и экскурсии, учителей вынуждают в ряде случаев совмещать работу педагога с частью ставки уборщицы.

Зарплату учителя фактически ставят в зависимость от выполнения бессмысленных функций – от принуждения учеников к ненужным им соревнованиям до вынужденного участия в ненужных уже самим учителям формальных профессиональных мероприятиях и совещаниях. То есть, зарплату добавили не за преподавание, а за ту суету, что мешает им преподавать.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: