История разрушения российской системы образования. 2011 год. Олег Конюхов. Образование выстраивают под чиновников. О проекте закона «Об образовании в Российской Федерации».

Олег Конюхов: "Многословие и бессмысленность – это не стилистические огрехи проекта Закона, а стремление замаскировать бесконечным извержением ничего не значащих слов вполне неприглядную суть целого ряда его положений".

История разрушения российской системы образования

 2011 год

 

 

Олег Конюхов

Образование выстраивают под чиновников

Источник информации — http://netreforme.org/reforma/kritika-reformyi/obrazovanie-vyistraivayut-pod-chinovnikov/ 

 

Скандальный закон «Об образовании», вернее, его проект, который, вроде бы, продолжает обсуждать общественность, живет своей незаметной жизнью. Совсем недавно на официальном сайте Министерства образования и науки появился вариант этого проекта по состоянию на 15 июля. Эта версия законопроекта, по словам чиновников, будет обсуждаться с учителями на августовских педагогических советах.

Что же предлагается к обсуждению?

Пункт первый первой статьи первой главы гласит: «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования)».

Не стоит и говорить, что после такой преамбулы (а вся статья изложена в том же многословно-бессмысленном духе) читать законопроект просто не хочется. Ну, не может быть толковым документ, авторы которого не могут просто и по-человечески написать, что он должен регулировать вопросы образования. Однако после дальнейшего чтения законопроекта становится ясно, что многословие и бессмысленность – это не стилистические огрехи, а стремление замаскировать бесконечным извержением ничего не значащих слов вполне неприглядную суть целого ряда его положений.

Вот пример, глава 1, статья 4, пункт 5: «По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, могут устанавливать дополнительные гарантии и права физических и юридических лиц по сравнению с федеральным законодательством об образовании».

Тут хочется спросить: у нас единое государство, или вольный союз независимых регионов?

Что означает право субъектов Российской Федерации «принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования»?

Какие именно нормы отдаются на откуп региональным властям? Почему они не прописаны в федеральном законе?

На практике это выливается в такие вещи, как отмена изучения русского языка в качестве родного. Это мы прошли на примере Татарстана еще лет 20 назад.

Почему новый закон «Об образовании» старательно обходит вопрос о том, на принятие каких именно законодательных актов в этой области имеют право регионы?

Однако не только регионы могут проявлять себя на ниве законотворчества в образовательной сфере. Пункт 6 той же статьи гласит: «Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Это как? Глава местного самоуправления имеет право издать нормативный акт, скажем, об исключении из школьной программы Пушкина и о внесении в нее, скажем, Минаева? Я, разумеется, надеюсь, что такое право ему все же не будет предоставлено. А право потратить деньги, предназначенные на ремонт школы, на покупку служебной иномарки? Тут уже его полномочий на образовательное законотворчество вполне может хватить.

Вообще, финансовый вопрос прописан в законе хуже всего. Причем, в первую очередь, это касается средней общеобразовательной школы, а, соответственно, любой семьи, имеющей детей школьного возраста, но не имеющей средств отдать их в платную частную школу.

Итак, глава 13, статья 102, из которой мы узнаем следующее: «Финансовое обеспечение образовательной деятельности в Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов… Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, …муниципальных районов, городских округов, а также за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг».

Проще говоря, единого образовательного бюджета, где было бы расписано, кто и сколько денег должен давать школам, нет. Недаром в пункте 3 той же статьи сказано:

«Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном правительством Российской Федерации.

Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов».

Напомним, что в нашей стране большая часть регионов живет на федеральные дотации, а о бюджетах большинства муниципалитетов говорить смешно и неприлично. Так кто же конкретно и в каких конкретно размерах должен финансировать наши школы?

Вместо ответа на этот вопрос в пункте 4 сказано: «Образовательные организации вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц».

После этого декларативное заявление о том, что «в Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования», выглядит совершенно неубедительно.

А ведь финансирование – основная проблема сегодняшней средней школы. Речь идет о сокращении базовых учебных программ начальной школы по письму, чтению и арифметике, программ средней школы по русскому языку, литературе, математике. А также о том, что дополнительное образование (кружки, секции и так далее) станет платным. И то, и другое означает сокращение в школах зарплатных ведомостей и штатных расписаний. И то, и другое означает падение уровня образования и предоставление многим нашим подросткам, посещавшим ранее те же кружки и секции, возможности искать себе после уроков какие-то другие занятия. Причем, речь пойдет в основном о школьниках из малообеспеченных и неблагополучных семей. Что страна получит в результате такой бездарной политики в сфере образования?

И еще одно замечание. В отличие от финансовых обязательств государства перед школой, в проекте закона «Об образовании» очень подробно расписаны обязательства школы перед государством. Для того, чтобы проверить их выполнение, необходима гигантская армия чиновников. Тех самых, которых и сейчас надо минимум в три раза сокращать. Тех самых, которые с удовольствием поедают лучшие куски скромного пирога финансирования отечественного образования. И законопроект написан, судя по всему, этими самыми чиновниками в своих интересах.

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: