История разрушения российской системы образования. 2011 — 2012 год. Марина Сергеевна Балуева. Образовательная услуга: абсурд, некомпетентность или обман?

Марина Балуева: Не чудовищный ли обман неискушенных родителей предлагать им государственную школу в виде образовательной услуги? Вместо того, чтобы твердить постоянно, что если они сами не будут формировать с первых дней жизни у ребенка вкус к умственному труду, то не помогут позднее и золотые педагоги?

 

 

 

Анатолий Краснянский

Предисловие

 

  Анализ понятийного аппарата  "модернизаторов" позволяет выявить их  ненаучный (некомпетентный) подход  к образованию. В статье "Образовательная услуга: абсурд, некомпетентность или обман?" Марина Сергеевна Балуева  обращает внимание на противоречивость этого понятия.     

 

 

Марина Сергеевна  Балуева

Образовательная услуга: абсурд, некомпетентность или обман?

 Балуева Марина Сергеевна, учитель, ГОУ Центр "Динамика", Санкт-Петербург. Образовательная услуга: абсурд, некомпетентность или обман?   URL:    http://ilekobr.ucoz.ru/blog/obrazovatelnaja_usluga_absurd_nekompetentnost_ili_obman/2012-12-12-30

 

С тех пор как слово труд перестало быть идеологемой, сошло с логотипов газет и заводов, с транспарантов и лозунгов, с тех пор исчез, похоже, и положительный оттенок этого слова. Будучи давно уже нацией имитаторов ( по меткому определению протоиерея о.Георгия Митрофанова, из недавнего интервью) мы воспринимаем понятия поверхностно как очередной образ для внешних действий и, отказываясь в очередной раз от непопулярных образов в угоду моде или пропаганде, выбрасываем порой непреходящее содержание, по поговорке: с водой выплескиваем ребенка. Труд сегодня – это что-то «совковое», из того лексикона.

И ладно бы мы забыли, что труд сделал из обезьяны человека и прочие изречения классиков марксизма-ленинизма, но ведь и вольтеровское бесспорное «труд избавляет человека от трех главных зол — скуки, порока и нужды» тоже не вспоминаем.

Ушинский считал ученье трудом, «полным мысли».

Казалось бы, приведенные высказывания французского просветителя и русского педагога должны висеть, если не над каждой школой, то где-то, хотя бы виртуально или воображаемо, над системой образования. Но нет: понятие труда с положительным оттенком, как средства развития личности и личного преуспеяния вычеркнуто из понятийного багажа современного учителя. Заменено на слово деятельность.

Так и хочется добавить устойчивое сочетание «бурная деятельность» с навеки приклеенным к нему оттенком сарказма. Слово труд одного корня со словом страда, подразумевает напряжение, усилие. Деятельность может проходить и без усилий. Строго говоря, деятельность может быть трудом, а может и не быть.

Какой именно образ «учебной деятельности» пытается предложить (или навязать) современная система образования? Нет ответа. Между тем. Есть люди (и немало), которые с готовностью воспринимают термин «образовательная услуга» именно в контексте сферы обслуживания, без каких-либо обязательств со стороны семьи и самого ребенка. Им представляется, что родители приводят дитя в школу подобно тому, как они приводят его в парикмахерскую, с той лишь разницей, что платит, хотя бы частично, государство.

Но позвольте, отправляясь в парикмахерскую, я например, планирую полтора часа самого сладкого безделья, где от меня потребуется только повернуть в нужную сторону голову, а все остальное в руках мастера. И я – объект деятельности. От меня практически ничего не зависит.

Кто как, а я отказываюсь понять, как совмещается провозглашение ученика субъектом образовательного процесса с термином «образовательная услуга». Это если не шизофрения, то точно — правая рука в нашем образовательном королевстве не знает, что делает левая.

Популярный сегодня российский психолог М.Е. Литвак поставил отношение к труду в важнейшую позицию при анализе жизненного сценария личности. Первые три (отношение к себе, отношение к близким и отношение к людям вообще) он позаимствовал у калифорнийского психотерапевта Берна, а вот труд добавил на основе собственных наблюдений и исследований. По Литваку плюс по позиции труд означает, что человеку нравится сам процесс труда, человек получает от труда удовольствие. Минус означает – что имеет значение только результат, процесс оставляет равнодушным или является мучением.

Опыт показывает, что минус по позиции труд ведет к деградации и разрушению личности, к появлению в конечном итоге минусов по остальным позициям.

Не чудовищный ли обман неискушенных родителей предлагать им государственную школу в виде образовательной услуги? Вместо того, чтобы твердить постоянно, что если они сами не будут формировать с первых дней жизни у ребенка вкус к умственному труду, то не помогут позднее и золотые педагоги?

Кстати, на Западе, который мы так любим копировать, все серьезные частные школы и гимназии, предполагающие дальнейшее поступление выпускников в университеты, имеют очень серьезные требования к труду и прилежанию учеников. Это демократические школы «для всех» предлагают развлекательное обучение, перекладывающее всю ответственность на учителя.

И только у нас – шизофренический раскол в теории и завуалированная невнятными «стандартами» очень разная в разных школах практика.

Между тем, о роли личного отношения к труду в жизненном сценарии надо бы серьезно информировать российских родителей. Потому что это их выбор и судьба их детей.

 

Скриншоты

Образовательная услуга: абсурд, некомпетентность или обман?  Балуева Марина Сергеевна, учитель, ГОУ Центр "Динамика", Санкт-Петербург. Образовательная услуга: абсурд, некомпетентность или обман?    Скриншоты сделаны 5 декабря 2017 года. URL:    http://ilekobr.ucoz.ru/blog/obrazovatelnaja_usluga_absurd_nekompetentnost_ili_obman/2012-12-12-30

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: