История разрушения российского образования. 1. ФГОС («старый»), 2004 год. Пояснительная записка к федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089. 2. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования. 3. Два приказа: приказ Минобразования (2004 год) и приказ Минобрнауки (2010). 3.1. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3.2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении…учебного плана».

"Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений..."

 

Источник информации — http://www.recoveryfiles.ru/laws.php?ds=2099  (Пояснительная записка — в конце документа).

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089
(ред. от 19.10.2009)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Вестник образования России", № 12 — 15, 2004
"ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", № 22 — 27, 29 — 34, 36, 2004
"Официальные документы в образовании", № 26 — 25, 2004
"Общее образование России. Сборник нормативных и методических документов", 2004 — 2005.

——————————————————————


—> примечание.
Начало действия редакции (за исключением изменений, внесенных Приказами Минобрнауки РФ от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427) — 03.06.2008.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Изменения, внесенные Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, вступили в силу с 3 июня 2008 года.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Изменения, внесенные Приказом Минобрнауки РФ от 31.08.2009 № 320, вступили в силу с 31 августа 2009 года.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Изменения, внесенные Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 № 427, вступили в силу с 19 октября 2009 года.

   ------------------------------------------------------------------ 

По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 02.04.2004 № 07/3477-ЮД ("Экономика и жизнь", № 20, 2004)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 марта 2004 г. № 1089

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164,
от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427)

В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 258 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 14, ст. 1496; № 43, ст. 4239; 2002, № 6, ст. 579; № 23, ст. 2166; 2003, № 35, ст. 3435), решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.2003 № 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" приказываю:
1. Утвердить федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.А. Болотова.

И.о. Министра
В.М.ФИЛИППОВ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные задачи модернизации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь — значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт — это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

1. Государственный стандарт общего образования

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению) <*>.

   -------------------------------- 

<*> Основные требования к обеспечению образовательного процесса устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

— равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
— единства образовательного пространства в Российской Федерации;
— защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
— преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
— социальной защищенности обучающихся;
— социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
— прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
— основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

— разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
— объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
— объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
— определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
— установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
— установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией;

региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации;

компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В настоящем документе представлен федеральной компонент государственного стандарта общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр — начальное общее и основное общее образование, второй — среднее (полное) общее образование.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации  российского образования

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее — федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

— переход к 4-летнему начальному образованию;
— введение профильного обучения на старшей ступени школы;
— нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
— соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
— личностная ориентация содержания образования;
— деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
— усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
— формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
— обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
— усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, — экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
— обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
— повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.

В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России в 1998/99 г.):

Русский и Иностранный языки — существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.

Литература — значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.

Математика — впервые введены элементы теории вероятности и статистики.

Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3-го класса как учебный модуль, с 8-го класса — как самостоятельный учебный предмет.

Естествознание — усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.

Биология — значительно расширено содержание раздела "Человек" (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).

География — реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.

История — полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.

Обществоведение — направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право.

Искусство — увеличен удельный вес данной образовательной области, предусматривается ее обязательное изучение в 9 классе и по выбору — в старшей школе.

Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образований, так и деятельностному его освоению.

3. Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования

Федеральный компонент — основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
— обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
— требования к уровню подготовки выпускников;
— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся <*>, а также нормативы учебного времени.

   -------------------------------- 

<*> Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 № 3997.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней — по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
— цели изучения учебного предмета;
— обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
— требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

3.1. Цели

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования". В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: "формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда".

В федеральном компоненте цели общею образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным предметам.
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.

3.2. Обязательный минимум содержания

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) — обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.

Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.

Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Прописными буквами выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.

3.3. Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников (далее — требования) — установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

4. Порядок реализации федерального компонента

Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:

— федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;

— примерные программы по учебным предметам федерального компонента;

— контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования;

— критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих их использование в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального компонента допускается:

— расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;

— конкретизация и детализация дидактических единиц;

— определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.

Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего образования.

При неисполнении образовательным учреждением федерального компонента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства Российской Федерации.

Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования является обязательным и осуществляется в форме:

— государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

— аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Настоящий стандарт — стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов ("ножниц") — возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.

 

Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования

Источник информации — http://ru.wikipedia.org/wiki/Национально-региональный_компонент_государственного_стандарта_общего_образования

Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования — компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливался республикой — субъектом Российской Федерации. Отменён 1 декабря 2007 года Федеральным законом № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования разрабатывался на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Наличие в образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, основанного на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции, давало образовательному учреждению статус национального образовательного учреждения.

В федеральном базисном учебном плане региональному (национально-региональным) компоненту отводится не менее 10 процентов и не более 15 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования.

По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года могла быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель, поэтому дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента являлось увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации рекомендовалось отводить дополнительный третий час из национально-регионального компонента на преподавание учебного предмета «Физическая культура».

Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования был включен в программы общего образования в следующих республиках:

    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Адыгея)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Алтай)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Башкортостан)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Бурятия)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Дагестан)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Ингушетия)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Кабардино-Балкарская Республика)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Калмыкия)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Карачаево-Черкесская Республика)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Карелия)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Коми)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Марий Эл)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Мордовия)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Саха)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Северная Осетия — Алания)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Татарстан)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Тыва)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Удмуртская Республика)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Хакасия)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Чеченская Республика)
    Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Чувашская Республика)

Содержание национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования имело отличия в зависимости от республики.

 

 

 

ПРИКАЗ

Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 20.08.2008)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Источник информации — http://www.zakonprost.ru/content/base/179370/

 Приказ (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241)

В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1496; N 43, ст. 4239; 2002, N 6, ст. 579; N 23, ст. 2166; 2003, N 35, ст. 3435), решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.2003 N 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" приказываю:

1. Утвердить федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение).

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

разработать и утвердить на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

разрешить образовательным учреждениям по мере их готовности и по решению учредителя ввести учебные планы образовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана и базисного учебного плана субъекта Российской Федерации, с 2004/2005 учебного года;

осуществить поэтапное введение в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации федерального базисного учебного плана с 2005/2006 учебного года для предпрофильного обучения в IX классах, с 2006/2007 учебного года — в I, V и X классах.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.А. Болотова.

И.о. Министра
В.М.ФИЛИППОВ

Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 09.03.2004 N 1312

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. 

Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. 

В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. 

Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.

Федеральный базисный учебный план для I — IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс — 33 учебные недели, II — IV классы — не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса — 35 минут, для II — IV классов — 35 — 45 минут. 

Федеральный базисный учебный план для V — IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года — от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока — 45 минут. 

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. В V — IX классах по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. 

Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года. 

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент — не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; 

региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения — не менее 10 процентов. 

Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. 

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях. 

В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся. 

При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II — IX классы), "Технологии" (V — IХ классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. 

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Особенности федерального базисного учебного плана

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики. 

Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне. 

Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество)" изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. 

"Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III — IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса — как самостоятельный учебный предмет. 

Часы, отведенные в I — II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю). 

Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю). 

Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право". 

Учебный предмет "География" сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание". 

Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек". 

Учебный предмет "Искусство" изучается и в IХ классе. Таким образом, учебный предмет стал непрерывным.

Учебный предмет "Технология" построен по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона.

Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. 

Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях — из компонента образовательного учреждения, на преподавание учебного предмета "Физическая культура". 

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится для изучения на основной ступени общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание". 

В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе — 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе — 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. 

В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык", с последующим (во II — IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

Учебные предметы Количество часов в годВсего
IIIIIIIV
      
Русский язык99102102102405
Родной язык и литература <2>991026868337
Литературное чтение99102102102405
Иностранный язык 686868204
Математика132136136136540
Окружающий мир (человек, природа, общество)66686868270
Искусство (Музыка и ИЗО)66686868270
Технология (Труд)33346868203
Физическая культура66686868270
      
Итого:5616466806802567
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6дневная неделя)(99) <1>204170170643
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе(660)8508508503210
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5дневная неделя)991026868337
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе6607487487482904

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Учебные предметыКоличество часов в годВсего
IIIIIIIV
      
Русский язык165170170170675
Литературное чтение132136102102472
Иностранный язык 686868204
Математика132136136136540
Окружающий мир (человек, природа, общество)66686868270
Искусство (Музыка и ИЗО) <2>66686868270
Технология (Труд) <3>33346868203
Физическая культура66686868270
      
Итого:6607487487482904
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)(0) <1>102102102306
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе(660)8508508503210
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5дневная неделя)00000
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе6607487487482904

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы, отведенные в I — II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).

<3> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III — IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык" с последующим (во II — IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения. 

Учебные предметыКоличество часов в неделюВсего
IIIIIIIV
      
Русский язык555520
Литературное чтение443314
Иностранный язык 2226
Математика444416
Окружающий мир (человек, природа, общество)22228
Искусство (Музыка и ИЗО) <2>22228
Технология (Труд) <3>11226
Физическая культура22228
      
Итого:2022222286
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)(0) <1>3339
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе(20)25252595
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5дневная неделя)00000
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе2022222286

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы, отведенные в I — II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

<3> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III — IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык" с последующим (во II — IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

Учебные предметыКоличество часов в годВсего
IIIIIIIV
      
Русский язык99136102102439
Литературное чтение66686868270
Родной язык и литература <2><2><2><2><2><2>
Иностранный язык 686868204
Математика132136136136540
Окружающий мир (человек, природа, общество)33686868237
Искусство (Музыка и ИЗО) <3>66686868270
Технология (Труд) <4>33346868203
Физическая культура66686868270
      
Итого:4956466466462433
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6дневная неделя)165 <1>204204204777
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе660 <1>8508508503210

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

<3> Часы, отведенные в I — II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).

<4> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III — IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

Учебные предметыКоличество часов в неделюВсего
IIIIIIIV
      
Русский язык343313
Литературное чтение22228
Родной язык и литература <2><2><2><2><2><2>
Иностранный язык 2226
Математика444416
Окружающий мир (человек, природа, общество)12227
Искусство (Музыка и ИЗО) <3>22228
Технология (Труд) <4>11226
Физическая культура22228
      
Итого:1519191972
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6дневная неделя)(5) <1>66623
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе(20) <1>25252595

<1> В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

<2> Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

<3> Часы, отведенные в I — II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

<4> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III — IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

Учебные предметыКоличество часов в годВсего
VVIVIIVIIIIX
       
Русский язык105105105105105525
Литература7070707070350
Родной язык и литература <1>210210175105105805
Иностранный язык105105105105105525
Математика175175175175175875
Информатика и ИКТ   3570105
История7070707070350
Обществознание (включая экономику и право) 35353535140
География 35707070245
Природоведение70    70
Физика  707070210
Химия   7070140
Биология 35707070245
Искусство (Музыка и ИЗО)7070703535280
Технология70707035 245
Основы безопасности жизнедеятельности   35 35
Физическая культура7070707070350
       
Итого:805840980105010154690
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)2802802101752101155
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)108511201190122512255845
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5дневная неделя)17517510570105630
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)98010151085112011205320

<1> При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. 

<2> В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе — 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе — 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Учебные предметыКоличество часов в годВсего
VVIVIIVIIIIX
       
Русский язык21021014010570735
Литература70707070105385
Иностранный язык105105105105105525
Математика175175175175175875
Информатика и ИКТ   3570105
История7070707070350
Обществознание (включая экономику и право) 35353535140
География 35707070245
Природоведение <1>70    70
Физика  707070210
Химия   7070140
Биология 35707070245
Искусство (Музыка и ИЗО)7070703535280
Технология <2>70707035 245
Основы безопасности жизнедеятельности   35 35
Физическая культура7070707070350
       
Итого:9109451015105010154935
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6дневная неделя)175175175175210910
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)108511201190122512255845
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5дневная неделя)70707070105385
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)98010151085112011205320

<1> Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).

<2> Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. 

<3> В образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе — 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе — 35 часов учебного предмета "История".

Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык".

Учебные предметыКоличество часов в неделюВсего
VVIVIIVIIIIX
       
Русский язык6643221
Литература2222311
Иностранный язык3333315
Математика5555525
Информатика и ИКТ   123
История2222210
Обществознание (включая экономику и право) 11114
География 12227
Природоведение <1>2    2
Физика  2226
Химия   224
Биология 12227
Искусство (Музыка и ИЗО)222118
Технология <2>2221 7
Основы безопасности жизнедеятельности   1 1
Физическая культура2222210
       
Итого:2627293029141
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6дневная неделя)5555626
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)3132343535167
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5дневная неделя)2222311
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)2829313232152

<1> Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

<2> Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

<3> В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе — 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе — 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

<4> В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык".

Учебные предметыКоличество часов в годВсего
VVIVIIVIIIIX
       
Русский язык140140140105105630
Литература140140105105105595
Родной язык и литература <1><1><1><1><1><1><1>
Иностранный язык105105105105105525
Математика175175175175175875
Информатика и ИКТ   3570105
История7070707070350
Обществознание (включая экономику и право) 35353535140
География 35707070245
Природоведение <2>70    70
Физика  707070210
Химия   7070140
Биология 35707070245
Искусство (Музыка и ИЗО)7070703535280
Технология <3>70707035 245
Основы безопасности жизнедеятельности   35 35
Физическая культура7070707070350
       
Итого:9109451050108510505040
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6дневная неделя)175175140140175805
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)108511201190122512255845

<1> Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

<2> Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).

<3> Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

<4> В образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе — 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе — 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Учебные предметыКоличество часов в неделюВсего
VVIVIIVIIIIX
       
Русский язык4443318
Литература4433317
Родной язык и литература <1><1><1><1><1><1><1>
Иностранный язык3333315
Математика5555525
Информатика и ИКТ   123
История2222210
Обществознание (включая экономику и право) 11114
География 12227
Природоведение <2>2    2
Физика  2226
Химия   224
Биология 12227
Искусство (Музыка и ИЗО)222118
Технология <3>2221 7
Основы безопасности жизнедеятельности   1 1
Физическая культура2222210
       
Итого:2627303130144
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6дневная неделя)5544523
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)3132343535167

<1> Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

<2> Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

<3> Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

<4> В образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе — 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе — 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. 

 
Среднее (полное) общее образование — завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования" <1>.

<1> "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.".

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

— создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

— обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

— установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

— обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X — XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: "русский язык", "литература", "иностранный язык", "математика", "история", "физическая культура", "основы безопасности жизнедеятельности", а также интегрированный учебный предмет "обществознание (включая экономику и право)" и интегрированный учебный предмет "естествознание".

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241)

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественно-научном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" — в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. — в социально-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

В случае если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для X — XI классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.

Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) "надстройки" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Изменения в составе учебных предметов 

1. Введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 1 час в неделю, учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве, и обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой вуз. 

2. Усилено внимание к изучению в общеобразовательных учреждениях иностранных языков — увеличено время на изучение "Иностранного языка" до 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи "обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне" <1>.


<1> "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.".

3. В профилях гуманитарной специализации вводится интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:

— дать широкие возможности формирования единой, целостной естественно-научной картины мира;

— ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

— значительно экономить учебное время (с 6 до 3 часов), высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

— снять малоэффективные "одночасовые" предметы, на которые фактически распадется учебный предмет "Естествознание" в условиях, когда на их совокупность (физика, химия, биология, география) в учебном плане реально выделить не более 4 часов учебного времени.

При рассмотрении предлагаемого введения этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду: 

а) Представленный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро. 

б) Необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания. Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение всех (или некоторых) естественнонаучных учебных предметов в виде самостоятельных учебных предметов ("Физики", "Химии", "Биологии" и "Географии") на уровне базового стандарта за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" строился не как сумма отдельных элементов знаний из физики, химии, биологии, географии. Он построен на основе задачи формирования целостной естественнонаучной картины мира и задачи ознакомления школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности — формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире. 

В случае если на профильном уровне изучается один из предметов естественнонаучного цикла или на базовом уровне два предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный учебный предмет "Естествознание" на базовом уровне не изучается. 

4. Учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает модули (разделы) "Обществоведение", "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществоведение", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля.

5. Учебный предмет "Технология" на ступени среднего (полного) общего образования преподается на базовом или профильном уровне по выбору. Предмет изучается дифференцированно, в зависимости от профиля и специализации.

6. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне по выбору (ввиду того, что данный учебный предмет введен как обязательный в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования). Это не исключает организации в X классе по окончании учебного года учебных сборов, где обучающиеся изучают основы военной службы.

Для формирования учебного плана отдельного профиля обучения на базе БУП необходимо:

1. Выбрать в вариативной части БУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.

2. Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть БУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части, т.к. содержание предмета на профильном уровне поглощает его содержание на базовом.

3. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п. п. 1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (2100 часов), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части БУП).

4. После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 2100, то следует перейти к п. 3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательного учреждения. В том случае если суммарное число часов превысит допустимую норму (2100 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п. 3. Оставшиеся после этого учебные часы можно перенести в компонент образовательного учреждения.

5. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить план региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.

Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей специализации образования в учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и для обучения в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.

При проведении занятий по "Иностранному языку", "Технологии", "Физической культуре", а также по "Информатике и ИКТ", "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) и при проведении элективных курсов в 10 — 11 классах осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

При организации профильного обучения в сельских малокомплектных образовательных учреждениях деление классов на группы при преподавании профильных предметов и элективных учебных предметов может осуществляться при меньшей наполняемости классов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241)

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
 
Обязательные учебные предметы на базовом уровне
 
И
Н
В
А
Р
И
А
Н
Т
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь

Учебные предметыКоличество часов за два года обучения <*>
Базовый уровень 
Русский язык70 (1/1)
Литература210 (3/3)
Иностранный язык210 (3/3)
Математика280 (4/4)
История140 (2/2)
Обществознание (включая экономику и право)140 (2/2)
Естествознание210 (3/3)
Физическая культура140 (2/2)
ОБЖ70 (1/1)
  
В
А
Р
И
А
Т
И
В
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
 
Учебные предметыКоличество часов за два года обучения <1>
Базовый уровеньПрофильный уровень
Русский язык210 (3/3)
Литература350 (5/5)
Иностранный язык420 (6/6)
Математика420 (6/6)
История280 (4/4)
Физическая культура280 (4/4)
Обществознание <**>70 (1/1)210 (3/3)
Экономика35 (0,5/0,5)140 (2/2)
Право35 (0,5/0,5)140 (2/2)
География70 (1/1)210 (3/3)
Физика140 (2/2)350 (5/5)
Химия70 (1/1)210 (3/3)
Биология70 (1/1)210 (3/3)
Информатика и ИКТ70 (1/1)280 (4/4)
Искусство (МХК)70 (1/1)210 (3/3)
Технология70 (1/1)280 (4/4)
ОБЖ140 (2/2)
ВСЕГО:не более 2100 (не более 30/ не более 30)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ
ВСЕГО:140 (2/2)
КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВСЕГО:не менее 280 (не менее 4/ не менее 4)
ИТОГО:2520 (36/36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе:2520 (36/36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе:2450 (35/35)

<*> В скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс/XI класс).

<**> В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и Право".

Учебные предметыЧисло недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые учебные предметы
Русский язык2
Литература6
Иностранный язык6
История4
Обществознание (включая экономику и право)4
Естествознание6
Физическая культура4
II. Профильные учебные предметы
Математика12
Информатика и ИКТ8
Физика10
III. Элективные учебные предметы
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность8
IV. Региональный компонент
По усмотрению региона4
Вариативная составляющая БУП (региональный + школьный компоненты)Начальная школаОсновная школаСтаршая школаВ целом
Часов%Часов%Часов%Часов%
5-дневная учебная неделя337 из 290411,6%630 из 532011,8%1120 из 252044,4%2087 из 1074419,4%
6-дневная учебная неделя643 из 321020,0%1155 из 584519,8%2918 из 1157525,2%

 

 
 
 

Приказ

Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

Источники информации — http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m889.html  ( http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm889-1.doc ),  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163/ , http://www.zakonprost.ru/content/base/163303/ .

Справка

В соответствии с пунктом 1 "и" перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N Пр-2997 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани 23 октября 2009 г. и пунктом 9 поручения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N ВП-П12-6952 приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241.

МинистрА. Фурсенко

Приложение

Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889).

1. В части I "Начальное общее и основное общее образование":

а) слова "На преподавание учебного предмета "Физическая культура" рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях — из компонента образовательного учреждения." заменить словами "Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.";

б) базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации "Начальное общее образование" изложить в следующей редакции:

"Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

Начальное общее образование

Учебные предметыКоличество часов в годВсего
IIIIIIIV
Русский язык99102102102405
Литературное чтение66686868270
Родной язык и литература**(132)(136)(102)(102)(472)
Иностранный язык   686868204
Математика132136136136540
Окружающий мир (человек, природа, общество)66686868270
Искусство (Музыка и ИЗО)66686868270
Технология (Труд)33346868203
Физическая культура99102102102405
Итого:5616466806802567
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)*(99)204170170643
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе*(660)8508508503210
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)991026868337
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе6607487487482904

______________________________

* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2 N 1178-02), зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

** При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.";

 

в) базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации "Основное общее образование" изложить в следующей редакции:

 

"Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации

Основное общее образование

 

Учебные предметыКоличество часов в годВсего
VVIVIIVIIIIX
Русский язык10510510510570490
Литература70707070105385
Родной язык и литература*(210)(210)(175)(105)(105)(805)
Иностранный язык105105105105105525
Математика175175175175175875
Информатика и ИКТ         3570105
История7070707070350
Обществознание (включая экономику и право)   35353535140
География   35707070245
Природоведение70            70
Физика      707070210
Химия         7070140
Биология   35707070245
Искусство (Музыка и ИЗО)7070703535280
Технология70707035   245
Основы безопасности жизнедеятельности         35   35
Физическая культура105105105105105525
Итого:8408751015108510504865
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)245245175140175980
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)108511201190122512255845
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)140140703570455
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)98010151085112011205320

______________________________

* При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.".

2. В части II "Среднее (полное) общее образование":

Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования изложить в следующей редакции:

"Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования

Федеральный компонент
Инвариантная частьОбязательные учебные предметы на базовом уровне
Учебные предметыКоличество часов за два года обучения*
Базовый уровень
Русский язык70 (1/1)
Литература210 (3/3)
Иностранный язык210 (3/3)
Математика280 (4/4)
История140 (2/2)
Обществознание (включая экономику и право)140 (2/2)
Естествознание210 (3/3)
Физическая культура140 (2/2)
ОБЖ70 (1/1)
Вариативная частьУчебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
Учебные предметыКоличество часов за два года обучения*
Базовый уровеньПрофильный уровень
Русский язык210 (3/3)
Литература350 (5/5)
Иностранный язык420 (6/6)
Математика420 (6/6)
История280 (4/4)
Физическая культура280 (4/4)
Обществознание**70 (1/1)210 (3/3)
Экономика35 (0,5/0,5)140 (2/2)
Право35 (0,5/0,5)140 (2/2)
География70 (1/1)210 (3/3)
Физика140 (2/2)350 (5/5)
Химия70 (1/1)210 (3/3)
Биология70 (1/1)210 (3/3)
Информатика и ИКТ70 (1/1)280 (4/4)
Искусство (МХК)70 (1/1)210 (3/3)
Технология70 (1/1)280 (4/4)
ОБЖ140 (2/2)
Всего:не более 2170 (не более 31/не более 31)
Региональный (национально-региональный) компонент
Всего:140 (2/2)
Компонент образовательного учреждения
Всего:не менее 210 (не менее 3/не менее 3)
Итого:2520 (36/36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе2520 (36/36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе2450 (35/35)

______________________________

* В скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс/XI класс).

** В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".".


Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

Текст приказа официально опубликован не был

 

Обзор документа

Скорректирован Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений России, реализующих программы общего образования.

В новой редакции изложены базисные планы для начального, основного и среднего (полного) общего образования.

Годовое количество часов на физкультуру в рамках начального общего образования увеличено с 270 до 405, в рамках основного общего — с 350 до 525. Соответствующее время изъято из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

Установлено, что 3-й час физкультуры нужно использовать для увеличения двигательной активности и физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физвоспитания. Ранее данный час рекомендовалось отводить из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях — из компонента образовательного учреждения.

В плане для среднего (полного) общего образования общее количество часов за 2 года обучения увеличено с 2100 до 2170.

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: