Анатолий Краснянский: Чтобы правильно понять то, что говорила в своей лекции Г.С. Ковалева о программе PISA, необходимо посмотреть раздел "Anti-PISA. Системный анализ заданий программы PISA": https://avkrasn.ru/category-2.html
Татьяна Морозова
Краткий конспект лекции Галины Сергеевны Ковалевой: Международный опыт оценки качества образования.
4 ноября 2011 года. Межрегиональная конференция «Авторская школа – «Эврика»> Межрегиональный семинар «Обсуждение концепции развития системы оценки качества общего образования> Галина Ковалева. Лекция "Международный опыт оценки качества образования". URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/15808.html
4 ноября 2011 года в рамках межрегионального экспертного семинара «Обсуждение концепции развития системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» состоялась лекция руководителя Центра оценки качества Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галины Ковалевой «Международный опыт оценки качества образования».
В начале своего сообщения Галина Ковалева определила, какие системы оценки качества образования являются эффективными. Это те системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.
Сегодня во всем мире проводятся мониторинговые исследования качества образования (например, международные исследования TIMSS и PISA). В разработке материалов участвуют профессионалы высочайшего класса, используются новейшие разработки (сейчас в создании инструментария PISA участвуют: американская служба образовательного тестирования (ETS), Австралийский центр исследований в области образования (ACER), Институт педагогических исследований Японии (NIER) и Институт педагогических измерений Нидерландов (CITO)). Ни одна, даже экономически обеспеченная страна не может позволить себе провести такие исследования.
Результаты мониторинга решают следующие задачи:
Информирование всех заинтересованных лиц (вертикальное и горизонтальное)
Принятие решений на различных уровнях (тактическое и стратегическое планирование)
Изменение акцентов в учебном процессе (переориентация системы)
Повышение квалификации педагогических кадров
Инициирование новых исследований.
Далее Галина Ковалева поделилась данными об анализе международного опыта в разработке СОКО. Она выделила следующие структурные особенности СОКО:
1. Процедуры оценки ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин. Так, например, тесты PISA выявляют не уровень освоения школьной программы, а способность применять полученные знания в жизни.
2. СОКО строится на сочетании разнообразных методов оценки, стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения.
3. В основе оценивания результатов образования лежит не определенная норма, а положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость). «В мире доминирует тенденция к измерению индивидуального прогресса, — прокомментировала докладчик. – Этим, например, объясняется прорыв Финляндии в исследованиях PISA, они бросили силы на раннюю диагностику дефицитов обучения и последующую целевую коррекцию в начальных классах».
4. Анализ результатов оценки образовательных достижений проводится с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.
5. Комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы – базовый подход для оценки ее деятельности.
Сегодня во всем мире уделяют большое внимание выявлению факторов, которые влияют на качество образования. В России это направление исследований очень слабо развито, остро не хватает специалистов. Сейчас запускается несколько исследовательских программ и первые результаты уже показали, что одним из основных факторов, влияющих на качество образования, является социально-экономический статус семьи ученика. Наша школа ориентирована на детей со слабыми образовательными ресурсами, она компенсирует очевидные дефициты. А детям, в семьях которых, достаточно образовательных ресурсов (книг, компьютеров, возможности частных занятий) школа практически нечего предложить не может.
Далее Галина Ковалева привела данные по результаты участия российских школьников в международных сравнительных исследованиях качества общего образования. Она отметила, что результаты учащихся «ниже средних» и за четыре цикла исследований (например, TIMSS 1995, 1999, 2003, 2007 естествознание, 8 класс) остались на одном уровне. Россия не вынесла урока и не предприняла необходимых управленческих шагов в системе образования для достижения результатов другого уровня.
В заключении своего доклада Галина Ковалева отметила несколько основных рисков для достижения современного качества образования и развития системы качества образования в России – это: консервация системы образования и немотивированность «игроков».
Скриншоты
Скриншоты сделаны 28 февраля 2018 года. URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/15808.html