Предисловие Анатолия Краснянского к докладу "Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее"
Одно из положений в докладе Ярослава Кузьминова, Любови Духаниной, Бориса Рудника: российская образовательная система должна сравнить (сравнивать — А.В.) себя с другими эффективно развивающимися системами, добиваться конкурентных преимуществ в мировом соревновании в сфере образования. Речь идет о необходимости участвовать в международных программах PISA и PIRLS.
Однако программа PISA не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода дефекты.
В 2005 году ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Антонович Садовничий и академик РАН Виктор Анатольевич Васильев рассмотрели несколько заданий по математике и естествознанию программы PISA-2003 и подвергли их жесткой критике. [1,2].
Анатолий Краснянский доказал, что многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий: "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит не менее 10 ошибок. Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". [3].
[1] Общее собрание Российской академии наук. Выступления участников Общего собрания 18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подготовлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-51.html
[2 ] Академик РАН В.А. Васильев. Испытание «П». Независимая газета, № 114 (3510). Дата публикации в источнике: 08.06.2005. URL: http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-3019.html
[3] Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования: URL: https://avkrasn.ru/category-2.html
Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее
Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина, Борис Рудник. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее. Доклад одобрен Общественной палатой Российской Федерации на пленарном заседании 21 сентября 2007 года. Скриншоты.
1. Доклад: Журнал. Вопросы образования. № 4. 2007 год. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-obschestvo-gotova-li-rossiya-investirovat-v-svoe-buduschee-doklad-obschestvennoy-palaty-rossiyskoy-federatsii-moskva-2007-g
2. Обсуждение доклада: URL: https://www.hse.ru/news/1163613/1147637.html
Скриншоты сделаны 8 января 2019 года.
Отрывки из доклада
Введение. Две ключевые задачи
Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, — экономики постиндустриального, информационного общества. Оно не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места и не просто расширяет профессиональный и общекультурный кругозор человека. Сегодня оно — важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. Принцип «образование длиною в жизнь» делает этот вид деятельности базовым для любого человека нашего времени, — тем важнее становится задача постоянной модернизации самого образования.
Мы — наследники образовательной системы индустриальной эпохи и, не проведя ее трансформации для новой экономики и новых общественных процессов, обрекаем себя на цивилизационное отставание.
Необходимым предварительным условием успешности такой трансформации выступает национальный консенсус в отношении миссии образования на актуальную перспективу. Такой консенсус может быть достигнут вокруг следующих важнейших для общества и государства задач:
• сохранение, развитие и консолидация российского народа;
• поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик.
Решение первой из названных задач требует осмысления роли образования как мощнейшего фактора, формирующего у молодого поколения чувство включенности в общее дело социально-культурного созидания новой России, как средства преодоления барьеров между различными культурными и социальными группами.
Решение второй задачи требует взгляда на образование с точки зрения конкурентоспособности страны.
Для этого наша образовательная система должна сравнить себя с другими эффективно развивающимися системами, добиваться не столько самобытности и уважения к былым заслугам, сколько конкурентных преимуществ в мировом соревновании в сфере образования.
Сегодня эти две ключевые задачи системы образования — развитие и сплоченность народа и повышение конкурентоспособности страны — решаются недостаточно эффективно. Общественная палата считает, что основной причиной этого является не только ресурсная необеспеченность образования, но и недостаточная согласованность основных целевых установок всех заинтересованных в образовании сторон. А это обстоятельство, в свою очередь, связано с тем, что сами непосредственные участники образовательного процесса: работники образования, ученики и студенты, их родители — не имеют достаточных возможностей и стимулов для активного ответственного действия. В результате лишь 23% взрослого населения страны «скорее удовлетворены» системой образования. Доля «скорее неудовлетворенных» — 44,5 % 1. 1 Данные Левада-Центра (июнь 2007 года).
2.2. Качество образования
Говоря об успехах школьного образования, мы часто ссылаемся на результаты международных олимпиад. Вместе с тем вряд ли эти результаты являются подлинным индикатором качества массового образования, точно так же, как результаты спортивных олимпиад ничего не говорят о здоровье нации. (Известно, что Россия по-прежнему является одной из ведущих спортивных держав, но по продолжительности жизни отстает даже от многих развивающихся стран.)
Более информативны результаты международных сравнительных исследований, в которых Россия принимает участие уже в течение нескольких десятилетий. Они носят менее оптимистичный характер.
С этой точки зрения весьма показательны выводы из исследования, в котором принимают участие десятки стран, — «Program for International Students Assessment» («Программа международной оценки учащихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии», PISA).
Впервые было осуществлено массовое (а не элитарно-олимпиадное) сравнение десятков тысяч обычных школьников по таким практически значимым показателям, как умение читать (то есть понимать и интерпретировать) тексты, в том числе СМИ, способность слышать чужое мнение, умение подходить к решению нестандартной задачи (учебной, но жизненной). Россия (в лице ее подрастающего поколения) оказалась на 27-м месте по читательской компетентности. Самые высокие результаты по всем разделам грамотности оказались у Великобритании, Канады, Новой Зеландии и Австралии.
Выяснилось, что наши ученики имеют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, работать с различными источниками информации, а также в различных продуктивных видах деятельности, например выражать и обосновывать свою точку зрения.
Российские школьники демонстрируют относительную успешность в легких заданиях и резко проваливаются на трудных. Наше образование словно «вырубает» область высших достижений (т.е. работает на «середнячка»). Еще хуже обстоит дело с пониманием нехудожественной литературы и совсем скверно — естественнонаучной. Наши школьники плохо справляются с информационными текстами, т.е. как раз с теми, которые составляют основной массив учебного чтения в 5-11-х классах.
При этом результаты выпускников начальной школы в вышеперечисленных областях существенно выше средних международных результатов, а по чтению сравнимы с результатами лидирующих стран (по данным международного исследования PIRLS-2006). Эти данные дают основание обратить серьезное внимание на основную школу (5-9-е классы), поскольку здесь и происходит значительное падение в результатах российских школьников по сравнению с их сверстниками из большинства развитых стран мира.
Введение единого государственного экзамена позволило регулярно получать данные о качестве школьного образования. Результаты ЕГЭ по математике и русскому языку подтверждают выводы международных сравнительных исследований о проблемах основной школы. Даже введение профильного обучение математике в старшей школе не исправило существенно ситуацию и не повлияло на результаты ЕГЭ. Более пяти лет около 20 % выпускников средней школы, сдающих ЕГЭ, получают неудовлетворительные отметки по математике. Таким образом, для повышения конкурентоспособности российской школы в области качества образования было бы важно обратить внимание на зоны нашего качественного отставания при разработке новых образовательных стандартов, учебников и методик.
Обсуждение доклада (отрывки)
Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина, Борис Рудник Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?
РИА Новости. 28 декабря 2007 года. URL: https://www.hse.ru/news/1163613/1147637.html
Гости онлайн-конференции: ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации — Ярослав КУЗЬМИНОВ; член Общественной палаты РФ, директор средней общеобразовательной частной школы "Наследник" — Любовь ДУХАНИНА; проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Борис РУДНИК представили доклад "Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в будущее?" и обсудили его с посетителями сайта.
Любовь Духанина: Адекватный массив образовательных материалов должен включать не только информационный – лекционный материал, но и большой объем визуализированных лабораторных работ. Это особенно важно для предметов технического цикла – физика, химия. И третья позиция, которая хотелось бы, чтобы присутствовала в образовательном ресурсе – это то, что связано с системой проверки своих знаний. Она, на мой взгляд, должна быть выстроена так, чтобы позволяла ребенку не только проверить, насколько он усвоил объем информации, но и проверить свою способность оперировать этой информацией. Известно, что в период международного мониторинга PISA российские дети показывают достаточно высокий уровень владения объемом знаний, и при этом недопустимо низкий уровень оперирования этими знаниями. Считаю, что это обстоятельство должно серьезно учитываться при разработке образовательных Интернет-ресурсов в России.
Скриншоты отдельных страниц доклада
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-obschestvo-gotova-li-rossiya-investirovat-v-svoe-buduschee-doklad-obschestvennoy-palaty-rossiyskoy-federatsii-moskva-2007-g
8
9
Обсуждение доклада
Скриншоты отдельных страниц
URL: https://www.hse.ru/news/1163613/1147637.html
Дополнительная литература:
Комментарии к докладу Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» Журнал "Вопросы образования". 2008 год. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommentarii-k-dokladu-obschestvennoy-palaty-rossiyskoy-federatsii-obschestvo-i-obrazovanie-gotova-li-rossiya-investirovat-v-svoe