Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина, Борис Рудник. Отрывки из доклада: Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее. Доклад и его обсуждение. Предисловие Анатолия Краснянского.

Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина и Борис Рудник считают, в частности, что российская образовательная система должна сравнить себя с другими эффективно развивающимися системами, добиваться не столько самобытности и уважения к былым заслугам, сколько конкурентных преимуществ в мировом соревновании в сфере образования. Речь идет о необходимости участвовать в международных программах PISA и PIRLS

 


Предисловие Анатолия Краснянского к докладу 
 "Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее" 

 

Одно из положений в докладе Ярослава Кузьминова, Любови Духаниной, Бориса Рудника:  российская образовательная система должна сравнить (сравнивать — А.В.) себя с другими эффективно развивающимися системами, добиваться конкурентных преимуществ в мировом соревновании в сфере образования. Речь идет о необходимости участвовать в международных программах PISA и PIRLS.

 Однако  программа PISA не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода дефекты.   

В 2005 году ректор  МГУ имени М.В. Ломоносова академик  РАН Виктор Антонович Садовничий и академик РАН Виктор Анатольевич Васильев рассмотрели несколько заданий по математике и естествознанию программы PISA-2003 и подвергли их жесткой критике. [1,2]. 

Анатолий Краснянский доказал, что  многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий:  "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит  не менее 10 ошибок.  Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться  в вопросах  и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". [3]. 

[1] Общее собрание Российской академии наук.  Выступления участников Общего собрания  18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подго­товлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL:  http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm          Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-51.html

[2 ] Академик РАН В.А. Васильев.  Испытание «П».  Независимая газета, № 114 (3510).  Дата публикации в источнике: 08.06.2005.   URL:    http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html    Копия: URL:  https://avkrasn.ru/article-3019.html

[3]  Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования:  URL:   https://avkrasn.ru/category-2.html 

 

 

 

Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее 

Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина, Борис Рудник. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее.  Доклад одобрен Общественной палатой Российской Федерации на пленарном заседании 21 сентября 2007 года. Скриншоты. 

1. Доклад: Журнал. Вопросы образования. № 4. 2007 год. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-obschestvo-gotova-li-rossiya-investirovat-v-svoe-buduschee-doklad-obschestvennoy-palaty-rossiyskoy-federatsii-moskva-2007-g

2. Обсуждение доклада:  URL:  https://www.hse.ru/news/1163613/1147637.html

Скриншоты сделаны 8 января 2019 года.

 

Отрывки из доклада

Введение. Две ключевые задачи

Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, — экономики постиндустриального, информационного  общества. Оно не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места и не просто расширяет профессиональный и общекультурный кругозор человека. Сегодня оно — важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. Принцип «образование длиною в жизнь» делает этот вид деятельности базовым для любого человека нашего времени, — тем важнее становится задача постоянной модернизации самого образования.

Мы — наследники образовательной системы индустриальной эпохи и, не проведя ее трансформации для новой экономики и новых общественных процессов, обрекаем себя на цивилизационное отставание.

Необходимым предварительным условием успешности такой трансформации выступает национальный консенсус в отношении миссии образования на актуальную перспективу. Такой консенсус может быть достигнут вокруг следующих важнейших для общества и государства задач:

• сохранение, развитие и консолидация российского народа;

• поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик.

Решение первой из названных задач требует осмысления роли образования как мощнейшего фактора, формирующего у молодого поколения чувство включенности в общее дело социально-культурного созидания новой России, как средства преодоления барьеров между различными культурными и социальными группами.

Решение второй задачи требует взгляда на образование с точки зрения конкурентоспособности страны.

Для этого наша образовательная система должна сравнить себя с другими эффективно развивающимися системами, добиваться не столько самобытности и уважения к былым заслугам, сколько конкурентных преимуществ в мировом соревновании в сфере образования.

Сегодня эти две ключевые задачи системы образования — развитие и сплоченность народа и повышение конкурентоспособности страны — решаются недостаточно эффективно. Общественная палата считает, что основной причиной этого является не только ресурсная необеспеченность образования, но и недостаточная согласованность основных целевых установок всех заинтересованных в образовании сторон. А это обстоятельство, в свою очередь, связано с тем, что сами непосредственные участники образовательного процесса: работники образования, ученики и студенты, их родители — не имеют достаточных возможностей и стимулов для активного ответственного действия. В результате лишь 23% взрослого населения страны «скорее удовлетворены» системой образования. Доля «скорее неудовлетворенных» — 44,5 % 1.    1 Данные Левада-Центра (июнь 2007 года).

 

2.2. Качество образования

Говоря об успехах школьного образования, мы часто ссылаемся на результаты международных олимпиад. Вместе с тем вряд ли эти результаты являются подлинным индикатором качества массового образования, точно так же, как результаты спортивных олимпиад ничего не говорят о здоровье нации. (Известно, что Россия по-прежнему является одной из ведущих спортивных держав, но по продолжительности жизни отстает даже от многих развивающихся стран.)

Более информативны результаты международных сравнительных исследований, в которых Россия принимает участие уже в течение нескольких десятилетий. Они носят менее оптимистичный характер.

С этой точки зрения весьма показательны выводы из исследования, в котором принимают участие десятки стран, — «Program for International Students Assessment» («Программа международной оценки учащихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии», PISA).

Впервые было осуществлено массовое (а не элитарно-олимпиадное) сравнение десятков тысяч обычных школьников по таким практически значимым показателям, как умение читать (то есть понимать и интерпретировать) тексты, в том числе СМИ, способность слышать чужое мнение, умение подходить к решению нестандартной задачи (учебной, но жизненной). Россия (в лице ее подрастающего поколения) оказалась на 27-м месте по читательской компетентности. Самые высокие результаты по всем разделам грамотности оказались у Великобритании, Канады, Новой Зеландии и Австралии.

Выяснилось, что наши ученики имеют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, работать с различными источниками информации, а также в различных продуктивных видах деятельности, например выражать и обосновывать свою точку зрения.

Российские школьники демонстрируют относительную успешность в легких заданиях и резко проваливаются на трудных. Наше образование словно «вырубает» область высших достижений (т.е. работает на «середнячка»). Еще хуже обстоит дело с пониманием нехудожественной литературы и совсем скверно — естественнонаучной. Наши школьники плохо справляются с информационными текстами, т.е. как раз с теми, которые составляют основной массив учебного чтения в 5-11-х классах.

При этом результаты выпускников начальной школы в вышеперечисленных областях существенно выше средних международных результатов, а по чтению сравнимы с результатами лидирующих стран (по данным международного исследования PIRLS-2006). Эти данные дают основание обратить серьезное внимание на основную школу (5-9-е классы), поскольку здесь и происходит значительное падение в результатах российских школьников по сравнению с их сверстниками из большинства развитых стран мира.

Введение единого государственного экзамена позволило регулярно получать данные о качестве школьного образования. Результаты ЕГЭ по математике и русскому языку подтверждают выводы международных сравнительных исследований о проблемах основной школы. Даже введение профильного обучение математике в старшей школе не исправило существенно ситуацию и не повлияло на результаты ЕГЭ. Более пяти лет около 20 % выпускников средней школы, сдающих ЕГЭ, получают неудовлетворительные отметки по математике. Таким образом, для повышения конкурентоспособности российской школы в области качества образования было бы важно обратить внимание на зоны нашего качественного отставания при разработке новых образовательных стандартов, учебников и методик.


Обсуждение доклада  (отрывки)

Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина, Борис Рудник Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?
РИА Новости. 28 декабря 2007 года.   URL:   https://www.hse.ru/news/1163613/1147637.html

Гости онлайн-конференции: ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации — Ярослав КУЗЬМИНОВ; член Общественной палаты РФ, директор средней общеобразовательной частной школы "Наследник" — Любовь ДУХАНИНА; проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Борис РУДНИК представили доклад "Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в будущее?" и обсудили его с посетителями сайта.

Любовь Духанина: Адекватный массив образовательных материалов должен включать не только информационный – лекционный материал, но и большой объем визуализированных лабораторных работ. Это особенно важно для предметов технического цикла – физика, химия. И третья позиция, которая хотелось бы, чтобы присутствовала в образовательном ресурсе – это то, что связано с системой проверки своих знаний. Она, на мой взгляд, должна быть выстроена так, чтобы позволяла ребенку не только проверить, насколько он усвоил объем информации, но и проверить свою способность оперировать этой информацией. Известно, что в период международного мониторинга PISA российские дети показывают достаточно высокий уровень владения объемом знаний, и при этом недопустимо низкий уровень оперирования этими знаниями. Считаю, что это обстоятельство должно серьезно учитываться при разработке образовательных Интернет-ресурсов в России.

 

Скриншоты отдельных страниц  доклада

URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-obschestvo-gotova-li-rossiya-investirovat-v-svoe-buduschee-doklad-obschestvennoy-palaty-rossiyskoy-federatsii-moskva-2007-g

 
 

 

 

8

9

 

 

Обсуждение доклада

Скриншоты отдельных страниц

URL:  https://www.hse.ru/news/1163613/1147637.html

 

 

 Дополнительная литература:  

Комментарии к докладу Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» Журнал "Вопросы образования". 2008 год.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/kommentarii-k-dokladu-obschestvennoy-palaty-rossiyskoy-federatsii-obschestvo-i-obrazovanie-gotova-li-rossiya-investirovat-v-svoe

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: