Комментарий Анатолия Краснянского к статье Ярослава Кузьминова "Образование в России. Что мы можем сделать?"
Из статьи Я.И. Кузьминова следут, что он верит результатам программы PISA. Это не удивительно. В 2011 году в Высшей школе экономики была создана Международная лаборатория анализа образовательной политики. Одна из целей лаборатории — это сравнение стран по данным международных исследований, в том числе по данным PISA.
Однако эта Программа не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода дефекты.
Анатолий Краснянский доказал, что многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий: "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит не менее 10 ошибок. Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". [3].
[1] Общее собрание Российской академии наук. Выступления участников Общего собрания 18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подготовлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-51.html
[2 ] Академик РАН В.А. Васильев. Испытание «П». Независимая газета, № 114 (3510). Дата публикации в источнике: 08.06.2005. URL: http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-3019.html
[3] Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования: URL: https://avkrasn.ru/category-2.html
Ярослав Иванович Кузьминов, ректор Государственного университета Высшей школы экономики
Образование в России. Что мы можем сделать?
Ярослав Иванович Кузьминов. Образование в России . Что мы можем сделать ? // Вопросы образования . 2004. No 1. С . 5–32.
URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/70834225
Отдельные страницы:
Стр. 5:
Система образования в России окуклилась, покрылась защитным панцирем. Это помогло ему выжить, но не позволяет развиваться. Аутизм проявляется, прежде всего, в отсутствие диалога профессионалов с обществом. Когда Германия в 2000 году оказалась по результатам PISA на 15- м месте среди 15 стран Евросоюза , то есть на последнем, нация пережила шок, вопросы образования стали ежедневно обсуждаться в СМИ. Результаты не заставили себя ждать — в 2003 году. по результатам PISA Германия оказалась в середине списка. У нас нет ни одного аналога Симпсонов или South Park как ежедневной общественной рефлексии вопросов образования и воспитания. Отсутствует независимая оценка качества. Система образования закрыта и не допускает возможностей для общества оценить ее . Образовательная система в значительной степени работает « вхолостую ». И это, прежде всего , происходит в формализации и отчуждении результата и самого процесса образования.
Стр. 6:
Россия сегодня быстро теряет качество образования и место в неявном соревновании мировых образовательных систем. Результаты последних международных сопоставлений показывают, что учащиеся российских школ не только отстают от сверстников в способности применять полученные знания (PISA), но ухудшают результаты в освоении фундаментальны наук (TIMSS).
Стр. 22:
Второй крупный блок — статьи, посвященные актуальным проектам в области образования. Например, PISA, эксперимент по ЕГЭ, профильная школа. Основная задача здесь — ознакомление профессионалов и заинтересованной публики с текущими разработками в области образования и образовательной политики, приглашение к дискуссии . Материалы дискуссий в свою очередь также будут неотъемлемой частью журнала .
Ярослав Иванович Кузьминов, ректор Государственного университета Высшей школы экономики
Образование в России. Что мы можем сделать?
Скриншот первой страницы. «Учительская газета», № 11 от 22 марта 2005 года. URL: http://www.ug.ru/archive/7554