Глоссарий. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Сайт Минобрнауки: "По мере разработки стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появляется немало новых терминов и понятий, тезаурус современного учителя расширяется. Раздел "Глоссарий" нашего сайта постоянно обновляется". ( http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 ).

Глоссарий

ФГОС

Источник информации — http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

Адаптация

Приспособление к новым условиям существования с одной стороны, и стремление к постоянству его внутренней среды – с другой.

Аспекты образовательных потребностей

Целесообразно различать следующие аспекты образовательных потребностей: государственные, общественные и индивидуальные – в зависимости от того, о каком субъекте потребностей идет речь. Следует подчеркнуть, что все перечисленные типы потребностей в образовании рассматриваются как социальные потребности. Социальными их делает не субъект («тот, кто хочет»), а предмет – отнесение к сфере образования и «природа» потребности как социального отношения. Иными словами, говорить об индивидуальных, общественных и государственных запросах можно лишь как о различных аспектах социальных потребностей, в зависимости от того, кем именно эти запросы предъявлены.

Базовые и фоновые образовательные потребности

В зависимости от уровня актуализации выделяются базовые и фоновые потребности в образовании. Актуализация – это «степень проявленности» потребности, иными словами, то, насколько данная потребность определяет реальные действия потребителей и производителей образовательных услуг. Базовые потребности определяют образовательную активность значительной части населения в сложившейся социальной ситуации. Базовые потребности проявляются в доминирующих или первичных ориентациях (установках). Фоновые потребности влияют на образовательную активность, но не определяют ее (или определяют активность незначительной части населения). Фоновые потребности проявляются во вторичных ориентациях (установках).

Базовые потребности

Определяют образовательную активность значительной части населения в сложившейся социальной ситуации. Базовые потребности проявляются в доминирующих или первичных  ориентациях (установках).

Базисный учебный (образовательный) план

Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); определяющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной недели по классам, а также количество недельных часов для финансирования. Cм. инвариантная часть учебного (образовательного) плана.

Биологический возраст

Совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Безопасность образовательного учреждения

Система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность в образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени коррелируют между собой и влияют друг на друга. См. правила безопасности детей в школе.

Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана

Часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.

Виды  коммуникативных действий

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Виды универсальных учебных действий:

1.    личностный;
2.    регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3.    познавательный;
4.    знаково-символический;
5.    коммуникативный.

Гетерохронность роста и развития

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем.

Гигиеническая норма

Такая интенсивность и длительность воздействия факторов, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

Государственные образовательные стандарты

См. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Государственные требования в области общего образования

Наиболее общие характеристики индивидуальных и общественных потребностей в образовании, направленных на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность); подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала); фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

Двигательная активность

Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки). Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительностью (в часах) двигательного компонента в режиме дня.

Духовно-моральное воспитание

См. морально-нравственное воспитание.

Заболеваемость

Объективное массовое явление возникновения случаев болезней и распространения патологии в конкретных условиях существования общества.

Здоровье

Это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста (Ю.Е. Вельтищев).

Знаково-символические универсальные действия

Обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия:

— моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
—  преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Индивидуальные потребности личности в области общего образования

Потребности личности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность); развитость у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана

Часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Индивидуальные характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации

Ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

Качество образования

Комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.

Коммуникативная деятельность

взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина, 1986).

Коммуникативная компетентность

Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).

Коммуникативные действия

Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Контроль в учебной деятельности

Обеспечение эффективности учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий

— соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
— соответствие свойств  универсальных действий заранее  заданным требованиям.
— сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Компетентность

Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

Компетентность информационная

Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. См. образовательная компетентность.

Компетентность коммуникативная

Способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. См. Образовательная компетентность.

Компетентность в сфере личностного самоопределения

Способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.

Компетентность образовательная

Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.

Компетентность профессиональная

Способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются: биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.

Компетентность социально-трудовая

Способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.

Компетенция

1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Критерии сформированности универсального действия нравственно-этического оценивания

— структура ценностного сознания; 
— уровень развития морального сознания; 
— присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 
— полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Критический период развития

Период развития, когда организм ребенка оказывается в метастабильном неустойчивом состоянии, подвергается более высокому риску развития пограничных и патологических состояний. Критические периоды в  развитии школьника: 5-6-й годы жизни;  12-15-й годы жизни.

Критерии сформированности универсальных знаково-символических действий

— рефлексия как способность к осознанию планов и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.;
— обратимость – способность переходить от плана означаемого к плану означающего и обратно, от использования одного языка к другому; 
— инвариантность как сохранение при всех преобразованиях некоторого инварианта содержания при изменениях его формы (например, в случае кодирования одного содержания разными знаково-символическими средствами;
— интенция – сознательное, произвольное, намеренное использование или построение тех или иных знаково-символических средств;
— отделенность – неотделенность знаково-символических средств от объекта.

Критериально-оценочная функция стандартов

Требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных государственных образовательных стандартов.

Личностные универсальные учебные действия

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

— действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Логическая грамотность

Свободное владение комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.

Логическое мышление

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем — индуктивной или дедуктивной)

Личностные результаты образовательной деятельности

Система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Локусы согласования образовательных потребностей

Социальные институты, образующие узловые точки взаимоопределения социальных потребностей. В таких точках происходит согласование – взаимная «притирка» запросов, и генерируются новые социальные потребности. Противоположностью таких узловых точек являются «зоны депривации», то есть области, в которых уже сформировавшиеся потребности остаются без адресата, не получают удовлетворения.

Материально–техническое обеспечение (условия) получения общего образования

Общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).

Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования

Научно-обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья учащихся, нормами учебной нагрузки с учетом характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режиму; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Морально-нравственное воспитание обучающихся

Освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.

Назначение федеральных государственных образовательных стандартов

Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Начальное образование

— первая ступень общего школьного образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у него познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности. Усвоение младшими школьниками знаний, умений и навыков осуществляется в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя, в ходе которой у школьников развивается желание и умение учиться, формируются основы теоретического мышления, произвольность поведения, способность к дальнейшему усвоению всего богатства содержания социального опыта. Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении.
Давыдов В.В., Липкина А.И., Пышкало А.М. Начальное образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 29

Национальное единство

Высокая степень самоиндентификации граждан одной страны с существующей системой ценностей и идеалов.

Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.

Образовательная среда

— совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательные потребности

— Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким образом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса. Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности.

Общественные запросы в области общего образования (социальный заказ)

Запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся: следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни); осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответст-венный личностный выбор (свобода и ответственность); освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость); активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).

Общественный договор в области образования

Выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.

Общественный статус федеральных государственных образовательных стандартов

Важнейший механизм реализации основной миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленная в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей обществом и государством в области образования.

Основные функции стандартов в области общего образования

Функции, направленные на обеспечение права, на полноценное образование посредством стандарта гарантированных конституцией Российской Федерации «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», то есть уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования; на обеспечения единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования; обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция, проистекающая из понимания сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. От-дельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускни-ков, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом; функция повышения объективности оценивания на основе: критериально-ориентировнного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Патологическая пораженность

– частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Половой диморфизм

– обусловленность роста и развития полом (различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек).

Принцип вариативности

— предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами . Вариативность  также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.

Принцип открытости

— предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.

Приоритет индивидуальности

— создать условия для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.

Порядок разработки и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Сроки и условия введения стандартов в массовую практику общеобразовательных учреждений, определяемые постановлением правительства российской федерации, включающие: требование к разработчикам комплексно разрабатывать пакет нормативов и рекомендательных документов, обеспечивающих исполнение стандартов; обязательно предоставлять всю информацию о ходе, порядке и процедурах разработки стандартов, отчеты и доклады о вносимых изменениях, а также иные сведения связанные с разработкой, утверждением и введением стандартов общего образования; обязательно предоставлять возможность представителям общественности и средствам массовой информации участвовать в процедурах рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и исполнительным органами государственной власти либо между государственными органами власти и органами местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов); обязательно проводить научно-педагогическую, общественную и правовую экспертизу проектов стандартов общего образования с целью обеспечения методологического единства всех разрабатываемых документов; научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии; национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением стандартов общего образования и использованием научных и научно-технологических результатов в практической образовательной деятельности; защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав.

Предметные результаты образовательной деятельности

Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам

Программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

Программа воспитания и социализации учащихся

Перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

Программа формирования универсальных учебных действий

Программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные действия

— обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
—  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
—  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
—  оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.
 

Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ.

Ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ

Способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

– состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Система оценки учебных достижений обучающихся

Система и состав инструментария, включающая описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.

Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов

Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Согласование потребностей

–процесс взаимоопределения социальных потребностей. Исходя из различной степени формализации и институционализации, можно говорить о самосогласовании потребностей – в тех случаях, когда эти процессы не регулируются напрямую управляющими субъектами; и о согласовании потребностей (в узком смысле), когда рассматриваемые процессы являются предметом управленческого регулирования.

Содержание образования

— педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.
Лернер И.Я. Содержание образования // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 349

Социальный заказ

Требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы и её неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Статус и место стандартов в системе нормативно-правовых документов системы образования

Государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка: примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Структура основных образовательных программ

Комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. см. требования к структуре основных общеобразовательных программ.

Субъекты образовательного процесса

— учащиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.

Субъекты образовательной потребности

— любой субъект образовательного процесса, предъявляющий свой запрос к системе образования, если этот запрос тем или иным образом может влиять на функционирование системы.

Требования к кадровому обеспечению необходимому для реализации основных общеобразовательных программ

Система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовность к непрерывному образованию. Cм. требования к компетентности работников образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории российской федерации. они могут быть дополнены требованиями субъектов российской федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ

Система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.

Удобочитаемость

—  обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением.

Умственная работоспособность

—  объем умственной  (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном  для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Универсальные учебные действия

— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Утомление

– состояние, возникающее в результате деятельности ребенка, которое проявляется чувством усталости, дискоординацией (нарушение оптимальных соотношений физиологических и биохимических функций в структуре функциональных систем) и во многих случаях снижением эффективности работы.

Учебные действия

– конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий

Федеральные государственные образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.

Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации

Основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе: способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения; практические и обобщенные способы деятельности. см. индивидуальные характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации.
 

Целеполагание

– возникновение, выделение, определение и осознавание целей.

Ценностные ориентации (мотивационные типы):

— Власть. Главной мотивирующей целью является достижение высокого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы.
— Достижение. Стремление достигнуть личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением.
— Гедонизм. В основании данного мотивационного типа лежит  чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений.
— Стимулирование (полнота жизненных переживаний). Главная цель – наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности.
— Саморегуляция (самонаправленность). Данный мотивационный тип предполагает  автономность и независимость мыслей и поведения, направленность на создание нового, исследовательский интерес.
— Универсализм. Выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы
— Благосклонность (забота). Главная цель – взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии.
— Традиции. Мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социо-культурной и религиозной группы как  основа успешного функционирования группы;
— Конформность. Главная цель – ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий
— Безопасность как стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества.

Юридический статус Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являющийся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдения этого права.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: