Предисловие Анатолия Краснянского к статье Галины Сергеевны Ковалевой, руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО
С.Г. Ковалева убеждена, что Programme for International Student Assessment (PISA) дает достоверную информацию о знаниях и умениях российских школьников, в частности, что большинство наших учащихся не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний.
Однако PISA не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода ошибки, в том числе дефектные задания.
В 2005 году ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Антонович Садовничий и академик РАН Виктор Анатольевич Васильев рассмотрели несколько заданий по математике и естествознанию программы PISA-2003 и подвергли их жесткой критике. [1,2].
В 2009 году старший научный сотрудник химического факультета МГУ Анатолий Владимирович Краснянский доказал, что многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий: "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит не менее 10 ошибок. Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". [3].
2014 год: Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. Открытое письмо ученых из разных стран мира Андреасу Шлейхеру, директору программы PISA. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. [4].
[1] Общее собрание Российской академии наук. Выступления участников Общего собрания 18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подготовлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-51.html
[2 ] Академик РАН В.А. Васильев. Испытание «П». Независимая газета, № 114 (3510). Дата публикации в источнике: 08.06.2005. URL: http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html Копия: URL: https://avkrasn.ru/article-3019.html
[3] Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования: URL: https://avkrasn.ru/category-2.html
[4] 2014 год: Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. The Guardian. 6 мая 2014 года. URL: https://www.theguardian.com/education/2014/may/06/oecd-pisa-tests-damaging-education-academics . Валерия Штраус. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. The Washington Post. 13 мая 2014 года. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2014/05/13/academics-call-for-pause-in-pisa-tests/?utm_term=.baa7fcd29e64 . На русском языке: URL: https://avkrasn.ru/article-4870.html
Галина Сергеевна Ковалева
Двадцать лет участия России в международных исследованиях качества образования
Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. URL: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/Конференция 24-25.11.2016/Ковалева Г.С..pdf
Скриншоты статьи
Скриншоты сделаны 18 мая 2018 года. URL: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/Конференция 24-25.11.2016/Ковалева Г.С..pdf