Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Опубликовано: 30 декабря 2012 г. на сайте "Российской Газеты"
Вступает в силу: 1 сентября 2013 г.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Источник информации — http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (сайт "Российской Газеты")
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.
4. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.
Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Статья 12. Образовательные программы
1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.
9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
ДОПОЛНЕНИЕ
Л.В. Шмелькова
Статья-консультация
Источник информации — http://ippk.arkh-edu.ru/management/fgos/detail.php?ID=34955
Экспертиза образовательных программ начального общего образования школ – пилотных площадок Архангельской области по внедрению ФГОС второго поколения, семинары-консультации для руководителей ОУ позволили сделать следующие выводы:
1. Пилотных площадок по внедрению ФГОС второго поколения – 6: МОУ «СОШ №2» г.Северодвинска, МОУ «Ягринская гимназия» г.Северодвинска, МОУ «СОШ №95» г.Архангельска, МОУ «СОШ №37» г.Архангельска, МОУ «Приморская СОШ» Приморского района, МОУ «ОСШ №1 п.Савинский» Плесецкого района.
2. В режиме эксперимента работает 38 учителей и педагогов; в 20-ти экспериментальных классах обучается 494 учащихся. Обучение осуществляется по дидактической системе Занкова; УМК «Начальная школа XXI века»; «Планета знаний»; «Школа-2100»; «Перспективная начальная школа».
3. В ОУ созданы образовательные программы начального общего образования, но статус документа, соотношение его с другими документами и материалами в рамках введения ФГОС вызывает много вопросов. Чтобы ответить на них, мы использовали статью-консультацию Л.В. Шмельковой, к.п.н, доцента, заместитель начальника отдела развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки России.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее—Закон) федеральный государственный образовательный стандарт (далее— ФГОС) представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.
Это требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Нормативно в Законе закреплены понятия:
• образовательная программа (ст. 9, 14 Закона);
• основная образовательная программа (ст. 14 Закона);
• основная общеобразовательная программа (ст. 9 Закона);
• примерная основная образовательная программа (ст. 14 Закона).
Рассмотрим данные понятия, их содержание и соотношение друг с другом.
Образовательная программа средней школы включает в себя три основные образовательные программы по ступеням общего образования (основную образовательную программу начального, основную образовательную программу основного и основную образовательную программу среднего [полного] общего образования) и дополнительную образовательную программу.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Образовательные программы подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно.
Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.
Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами (Минобрнауки России).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (министерство, департамент, управление образованием субъекта РФ) могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (начального, основного, среднего общего образования) |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА |
ФГОС |
Таким образом, мы видим четкую иерархическую связь между обозначенными выше понятиями. Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. На основе примерной основной образовательной программы, разработка которой осуществляется на федеральном уровне, разрабатывается основная образовательная программа школы, причем разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные вместе общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а также программами дополнительного образования детей, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы (см. рисунок).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.
ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее— ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.
Таким образом, ООП НОО, которая должна быть разработана и реализована в каждом образовательном учреждении, содержит компоненты, которые относятся именно к образовательному учреждению. Это в полной мере соответствует п. 6 ст. 9 Закона:
«Основные общеобразовательные программы начального общего, основного обще го и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральной государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательной учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственно! развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
На основе ФГОС НОО разрабатывается примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая по своему формату представляет обобщенную модель ООП НОО образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа начального общего образования призвана помочь образовательным учреждениям в самостоятельной разработке ООП НОО.
И уже на основе примерной основной образовательной программы начального обще го образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу начального общего образования КОНКРЕТНОГО образовательного учреждения.
Что необходимо читывать при разработке ООП НОО школы?
В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».
Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.
1. Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентов ООП начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например’ относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).
2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).
3. Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке—10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования — 10%, в учебном плане — 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).
Очень важным при разработке ООН НОО школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООН НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).
Таблица 1
Структурные компоненты ООП НОО | Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
1 | 2 | 3 |
Пояснительная записка | — отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения; — учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования | — конкретизирует цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей); — уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса |
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | — уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов; — адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям обучающихся | — передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении; — являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов |
Учебный план начального общего образования | — определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения | — обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; — включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность |
Программа формирования универсальных учебных действий | — содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; — описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; — обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию | — уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий |
Программы отдельных учебных предметов, курсов | — обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; — определяют структуру программ отдельных учебных предметов, курсов | — определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | — направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; —содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества | — интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения; — формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни | — представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; — содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни | — расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования | — обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; — предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; — позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся | — предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки; — обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса |
Особого внимания при разработке ООП НОО школы требует понимание п. 19.3 ФГОС НОО «Учебный план начального общего образования».
Следует обратить внимание на то, что обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:
• на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
• на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
• на внеурочную деятельность.
И если заданы общий ОБЪЕМ учебных часов(не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.) и объем внеурочной деятельности (до 1350 ч.) за четыре учебных года, то можно просчитать ОБЪЕМ обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Итак, основная образовательная программа начального общего образования школы:
• определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;
• обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;
• разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Информацию подготовила Б.Ю. Пахомова, методист кафедры управления образованием