Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пособие для учителя
Источник информации — http://www.prosv.ru/ebooks/Vazemskii_Nacional_komponent/index.html
|
Введение
Предлагаемое научно-методическое пособие поможет педагогам-историкам реализовать возможности, которые заложены в региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта исторического образования, а в более широком плане — и в региональном компоненте общего исторического образования вне процесса его стандартизации.
В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач — модернизация системы общего образования, которая является фундаментом российской образовательной системы.
Этот процесс предполагает прежде всего поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между федеральной, региональной и локальной (местной) составляющими системы общего образования.
Одним из возможных способов обеспечения этого баланса является разработанная
Успешность модернизации образования в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными компонентами системы образования. В современной России необходимо определить роль регионализации системы образования, ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального государства. В условиях многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит будущее нашей страны как федеративного государства.
Авторы поставили перед собой трудную, но чрезвычайно актуальную задачу — проанализировать состояние разработки регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта
Актуальной дискуссионной проблемой, рассматриваемой в книге, является соотношение федерального, регионального компонентов и исторического краеведения, ввиду того что в школах Российской Федерации эффективно работает трехкомпонентная модель построения содержания общего образования. Вместе с тем необходимо отметить, что новый стандарт второго поколения, который в настоящее время разрабатывается авторским коллективом, предусматривает законодательное определение на уровне Российской Федерации только федерального компонента как общефедеральных требований.
Таким образом, значительный пласт содержания общего гуманитарного образования фактически выходит за рамки федерального стандарта, что, несомненно, актуализирует необходимость осмысления и разработки теории и практики построения и изучения региональных и местных (локальных) компонентов содержания общего исторического образования уже вне рамок разработки федерального образовательного законодательства. В этой области накоплен значительный опыт как в субъектах Российской Федерации, так и за рубежом. При подготовке данной книги была сделана попытка проанализировать этот опыт на предмет выявления и обобщения его позитивного содержания, что может быть полезно при развитии региональных (национально-региональных) образовательных систем.
Представленные в книге аргументы показывают самоценность каждого из компонентов содержания общего исторического образования и вместе с тем их единство и взаимодополняемость. Мы полностью согласны с доктором педагогических наук Л. Н. Алексашкиной
В системе общего образования существуют педагогические возможности и средства для утверждения идеи российской идентичности, которая не противоречит принципу этнокультурного многообразия в гражданском единстве. Одним из таких средств является разработка и реализация модели Р(НР)К ГОС, основанной на идее формирования российской гражданской идентичности молодежи. Педагогам-историкам в силу их профессии постоянно приходится обращаться к решению этих проблем, но эти педагогические подходы пока еще не получили должного осмысления в педагогической теории и практике. В школах субъектов РФ по-разному ставят и решают эти проблемы. В этой области накоплен определенный опыт, который нуждается в осмыслении. Именно этим в высшей степени актуальным социально-педагогическим и методическим проблемам посвящено данное учебно-методическое пособие.
Предлагаемый авторами теоретический анализ состояния разработки Р(НР)К ГОС в субъектах РФ и практические рекомендации по проектированию и реализации Р(НР)К ГОС будут полезны заведующим кафедрами (кабинетами, лабораториями) исторического образования региональных Институтов повышения квалификации работников образования, авторам региональных программ и учебников, методистам, учителям истории и обществознания, то есть всем, кто участвует в модернизации российского образования, в обновлении его содержания и структуры.
Авторы предприняли здесь попытку осмыслить и реализовать новый политический курс, новые подходы к развитию исторического образования, которые прозвучали на Всероссийской конференции «Актуальные вопросы преподавания Новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения» (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва, 19—21 июня 2007 года.).
1.3. Краеведение и Р(НР)К исторического образования: разные термины или понятия?
1.4. Понятие «регион» в проектировании Р(НР)К ГОС общего школьного исторического образования
1.5. Образ «своего» и «другого» в курсах региональной истории
Реализация Р(НР)К ГОС общего исторического образования: опыт, проблемы, перспективы развития
2.1. Региональные учебники истории в свете аксиологического анализа
2.2. Принципы интеграции региональных учебников с федеральной линией учебников истории
2.3. Методические стратегии использования региональных учебников истории