Источник информации: Марина Борисовна Челышкова. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М. "Логос". 2002.
Доктор педагогических наук, профессор Марина Борисовна Челышкова
Требования к заданиям в закрытой форме (стр. 118 – 120)
Дистракторы* и основная часть заданий должны удовлетворять ряду требований, позволяющих правильно подойти к формулированию заданий теста. Часть требований носит достаточно общий характер и подходит для заданий всех форм, другая – крайне специфична и годится только для заданий закрытой формы. В случае разработки предтестовых заданий с одним правильным ответом к таким требованиям обычно относят следующие:
1) в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
2) основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из семи-восьми слов;
3) задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения;
4) в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
5) все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста;
6) из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
7) частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
основная часть задания освобождается от всякого иррелевантного для данной проблемы материала;
9) из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий;
10) в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т. п., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа;
11) из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
12) при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т.п., так как они способствуют угадыванию правильного ответа;
13) из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;
14) все дистракторы к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа;
15) ни один из дистракторов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ;
16) основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов;
17) ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;
18) если задание имеет среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредоточивается только на этих двух ответах;
19) все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания теста.
Выполнить все эти требования для начинающего разработчика трудно, а иногда и попросту невозможно. Правда, часть требований носит рекомендательный характер, что несколько облегчает ситуацию с анализом отдельных недостатков формы. Например, вряд ли тест не удастся, если будет задействовано не семь-восемь, а десять, двенадцать или даже больше слов в формулировках основной части заданий либо задания будут сформулированы в виде вопроса. Другая часть требований обязательна к выполнению.
Тест явно не годится, если в заданиях есть неработающие дистракторы либо в формулировках присутствуют скользкие места, порождающие при чтении двусмысленность.
Конечно, здесь многое зависит от специфики контролируемого содержания. Математические упражнения — наиболее подходящий объект для разработки заданий теста, так как правильность ответа обычно не вызывает никаких сомнений или разночтений. Гораздо сложнее обстоит дело, например, с историей, где зачастую появляются ответы, вызывающие сомнения в правильности, а также явно неправдоподобные дистракторы.
Примечание. *Дистракторы – неправильные, но похожие на правильные, (правдоподобные) ответы.