Деградация российского образования: Сергей Комков. Российский кризис — дело рукотворное.

1. Необходимо немедленно объявить мораторий на все "реформы" в системе образования в целом и в системе профессионального образования. 2. Вернуть в Россию сохранившиеся средства Стабилизационного фонда и вложить эти деньги в финансирование системы образовании. 3. Воссоздать систему среднего профессионально-технического образования и восстановить уничтоженные ПТУ. 4. Перестроить систему работы министерства экономического развития и министерства образования и науки России.

Источник информации: http://viperson.ru/wind.php?ID=542814&soch=1

Сергей Комков: Российский кризис — дело рукотворное

Выступление на слушаниях в Общественной палате РФ 29.01.2009 г.

Сегодня для многих российских экспертов совершенно очевидно, что взаимосвязь между мировым экономическим кризисом и кризисом, набирающим обороты в России, весьма опосредована. Российский экономический кризис имеет свои специфические особенности.

К ним относятся следующие факторы:
Отсутствие стратегии развития государства на протяжении более 20 лет;
Активный вывод капиталов из России, начавшийся в процессе приватизации госсобственности и продолжающийся по настоящее время;
Вывод за пределы страны государственного профицита, возникшего за счет высоких цен на энергоносители, и размещение Стабилизационного фонда в ценных бумагах американских финансовых пирамид;

Полное отсутствие государственных мер протекционизма по развитию среднего класса в стране.

Фактически, все это способствовало тому, что, наряду с чисто экономическими факторами, при развитии кризисной ситуации в стране большую роль сыграли факторы социально-политического характера.

Для всех экспертов совершенно очевиден тот факт, что винить во всех сегодняшних бедах самих граждан России — дело абсолютно безнадежное. Ибо, население страны является не субъектом, а объектом политики. Поэтому главными причинами любого социального кризиса являются системные просчеты правящей политической элиты.

В связи с этим, посмотрим, какие же системные просчеты допустила российская правящая элита за последние 8-10 лет.

Одним из главных просчетов явилась совершенно перекошенная социальная политика в отношении среднего класса. Вместо того, чтобы создать все необходимые условия для развития этого слоя населения, государство сделало все возможное для снижения общественного потенциала среднего класса.

В свою очередь, важнейшим параметром формирования среднего класса является доступность и качественность всех видов образования: от начального до высшего профессионального. И вот именно здесь мы получили полный системный провал.

Начиная с середины 90-х годов, российская система образования вступила в стадию медленной уверенной деградации. В первую очередь это было связано с разработкой и началом внедрения, так называемой, программы "модернизации российского образования".

Сегодня мало, кто вспоминает о том, что вся программа "модернизации" была разработана при непосредственном участии американских "советников" на базе Высшей Школы Экономики, созданной в 1992-м году на специальный грант Всемирного Банка. Именно там разрабатывались меры по переводу российской системы образования с классической фундаментальной основы на прикладные рельсы. Именно в рамках программы "модернизации" российского образования начался губительный процесс реструктуризации сельской школы, который, фактически, привел к полному уничтожению общего среднего образования на селе и привел к полному обезлюживанию огромных жизненных пространств России.

Но серьезнее всего "модернизация" прошлась по системе профессионального образования.

В процессе приватизации государственной собственности большая часть профессионально-технических училищ (ПТУ) была ликвидирована, так как они оказались "непрофильными активами", и новые собственники предприятий поспешили от них избавиться. Государство же не пожелало принять на себя заботу о сохранении ПТУ и не разработало соответствующих законодательных и экономических механизмов. Все это привело к резкому перекосу в системе профессионального образования, к ориентации всех выпускников средней школы в основном на высшее профессиональное образование. Поэтому именно во второй половине 90-х годов в России появилось огромное множество негосударственных вузов.

Одновременно с этим, все последние годы при небольшом абсолютном приросте мы наблюдали процесс значительного сокращения расходов на систему образования в относительном варианте к ВВП. Сегодня Россия занимает одно из последних мест среди развитых и развивающихся стран по расходам на нужды образования. Мы тратим на развитие образования не более 3,5% ВВП. В то время как страны Европы расходуют на образование от 7 до 8% своего ВВП, США — 11% ВВП, Китай — 12% ВВП, Япония — 14% ВВП, Финляндия — 16,4% ВВП, а Южная Корея — 23-25% ВВП. Это является свидетельством того, что, не смотря на все заверения российской правящей элиты, сфера образования так и не стала в нашей стране приоритетной.

  Ситуация значительно усугубляется совершенно диким и бездумным "реформированием" системы образования все прошедшие годы. Бесконечное "реформирование" привело к тому, что сегодня система стала практически неуправляемой. Но, самое страшное заключается в том, что система образования перестала работать на качественное формирование среднего класса. Сегодня большая часть представителей среднего класса фактически отсечена от возможности получения полноценного профессионального образования. Ситуация значительно усугубится в 2009 году после введения нового порядка итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и зачисления в вузы на основании единого государственного экзамена (ЕГЭ).

  В текущем году, который будет самым сложным периодом развития кризиса в России, мы можем ожидать массовых молодежных выступлений. Более 100 тысяч выпускников могут остаться без аттестата об окончании средней школы и будут выброшены на улицу с "волчьими билетами", пополнив собой армию деклассированных безработных. К ним присоединится еще более половины всех выпускников, не сумевших поступить на обучение в вузы из-за четырех ступенчатого барьера, созданного министерством образования и науки. И это может стать настоящей национальной трагедией.

В годы "Великой депрессии" в США Франклин Делано Рузвельт предпринял ряд действенных мер по спасению страны от неминуемого хаоса. Одной из таких мер было расширение числа бесплатных мест в профессиональных училищах, колледжах и университетах. Понимая, что в условиях экономического кризиса у правительства нет возможности предоставить молодежи рабочие места, он предпочел дать возможность всей желающей молодежи получить профессиональное образование за счет средств бюджета. И это позволило избежать серьезных социально-политических последствий.

Похоже, что нынешнее руководство России решило идти другим путем. И это может привести к тому, что кризис экономический неминуемо перерастет в кризис социально-политический.

Какие же реальные выходы есть из сегодняшней ситуации?

Первое: необходимо немедленно объявить мораторий на все "реформы" в системе образования в целом и в системе профессионального образования, в частности.

Второе: срочно вернуть в Россию пока еще сохранившиеся в целости средства Стабилизационного фонда и вложить эти деньги в финансирование системы образовании.

Третье: воссоздать за бюджетный счет систему среднего профессионально-технического образования и восстановить уничтоженные ПТУ.

Четвертое: пока еще не поздно, перестроить систему работы министерства экономического развития и министерства образования и науки России с целью создания целостной системы прогнозирования и пропорционального развития российского рынка труда.

Предотвратить надвигающийся вслед за экономическим социально-политический кризис нам, конечно, уже не удастся. Но, только выполнение этих условий может позволить России несколько смягчить тяжелейшие последствия разразившегося экономического кризиса. Попробовать побороться с последствиями кризиса можно лишь исправив те самые системные ошибки, которые были допущены правящей российской элитой за прошедшие 10-15 лет.

Сергей Комков — президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических и философских наук, академик РАЕН,

03.02.2009,
www.viperson.ru

 

Комментарии: 3
  1. Аватар
    коллектив Ново-Засельской школы Шумячского района Смоленской области

    Уважаемый Сергей Владимирович!
    К Вам обращаются педагогический коллектив, обслуживающий персонал, учащиеся МБОУ Ново-Засельской основной школы и ее филиала Дубровской начальной школы Шумячского района Смоленской области, их родители и жители деревень Новое Заселье, Иванов Стан, Дубровка с большой просьбой: помогите нам отстоять, не дайте закрыть нашу школу!
    Типовое двухэтажное кирпичное здание школы на 108 мест в деревне Новое Заселье было построено в 1990 году в период действия на Смоленщине программы «Возрождение» и открыто для 19 учеников. В школе уютные классы, большой, светлый спортзал, стадион, своя теплица, пришкольный участок и сад. Для учащихся организовано горячее питание, есть пищеблок, канализация, водоснабжение, электрокотельная, компьютерный класс, оснащенный компьютерами, имеющими выход в Интернет.
    Коллектив школы насчитывает 7 учителей (6 из них с высшим педагогическим образованием, 1 – со средним специальным и стажем работы от 9 до 40 лет; у 2-х – высшая квалификационная категория, у 6 – первая) и 8 человек обслуживающего персонала, которые в случае закрытия школы останутся без работы, т.к. больше у нас в деревне работать негде: колхоз имени Калинина прекратил свое существование, и вся деревня осталась без работы.
    В 4 км от деревни Новое Заселье , в деревне Дубровка находится филиал Ново-Засельской школы – Дубровская начальная школа, который автоматически закрывается одним приказом учредителя после реструктуризации нашей школы. Опять потеря рабочих мест на селе, где их и так нет. Еще одна деревня будет обречена на вымирание.
    Дети (10 учеников и 4 дошкольника в Заселье и 2 ученика и 4 дошкольника в Дубровке) тоже поставлены перед выбором – их нужно будет возить в другую школу – за 15-20 км по бездорожью, что не устраивает нас, родителей, так как маленьким детям придется почти день быть оторванными от семьи, подвергаться риску жизни и здоровья при перевозке, стрессу от адаптации в таком раннем возрасте среди совершенно незнакомых людей. Расписание занятий дошкольников, младших и старших школьников различно по времени. Кто кого будет ждать, и сколько времени дети будут предоставлены сами себе? Может, интернат? Так и хочется спросить чиновников, решающих не просто вопрос о закрытии школы, а людские судьбы: «Вы отдали бы своего сына, дочь, внуков в интернат?» Мы – нет! Выход – уехать. Но куда? Где нас ждут? Где взять деньги на жильё? А как же родная деревня, Родина, наконец?
    О закрытии школы знает вся округа, но коллективу школы официально никто ничего не объяснил, не поставил в известность. Администрация муниципального образования «Шумячский район» решила все в кабинете, не сочтя нужным приехать к нам с объяснениями. А это нервы, здоровье, и прежде всего, детское. Каково было услышать учащимся школы 1 июня, в День защиты детей и открытия оздоровительной лагерной смены, что их защитить некому, что их родители теряют работу, что впереди пугающая неизвестность?! В районе их называют «золотыми» детьми, потому что очень дорогое в нашей школе электрическое отопление. А под окнами школы проходит труба с природным газом. Это ли не способ «снять позолоту» с деток. Да, они у нас «золотые», но в другом смысле: все дети – активные участники и победители многих районных, областных и всероссийских краеведческих, творческих и других конкурсов. Обе выпускницы 2012 года – лауреаты премии имени нашего замечательного земляка (из глубинки тоже) Юрия Алексеевича Гагарина 1 и 2 степени в районе. Вручая эту премию детям, руководство района говорило красивые слова, а на деле поступает совсем некрасиво с их родной школой.
    Итоги реструктуризации в других регионах России не радуют: большинство учителей и персонал школ остались буквально выброшенными на улицу, без работы, а значит, без средств к существованию. Говорят, это все делается для детей и ради детей. Но кто сказал, что в укрупненной школе качество образования есть и будет выше? Кто решил, что учитель малокомплектной школы ниже по уровню, чем такой же из крупной? Мы идем в ногу со временем, владеем компьютером, используем ИКТ на уроках и во внеклассной работе, реализуем творческие способности детей, принимая каждого как исключительную личность. Отсюда и результаты. В укрупненной школе наши дети станут незаметной серой массой. Может, реструктуризируя школы, смотреть и на результаты работы, а не только на финансовую сторону вопроса?
    Владимир Владимирович Путин сказал, что укрупняя школы, мы сможем обеспечить «равенство доступа к высококлассным образовательным услугам и только так дети из глубинки могут претендовать на то, чтобы учиться в лучших высших учебных заведениях». Дайте сельским школам современное оборудование, сельским жителям рабочие места и не считайте, сколько стоят государству малокомплектные школы, и дети из глубинки и дальше будут учиться в лучших ВУЗах страны. А сейчас они учатся в тех ВУЗах, которые могут оплатить их нищие родители.
    И последнее, что хочется сказать: реструктуризация школы приведет к краху не только самой школы, си

    1. Аватар
      коллектив Ново-Засельской школы Шумячского района Смоленской области

      И последнее, что хочется сказать: реструктуризация школы приведет к краху не только самой школы, системы образования, но и деревни. Не только нашей. Всех, где это произойдет. Путин говорит: «Конечно, школы не везде можно укрупнять. Там, где кроме школы ничего вообще нет, конечно, желательно ее сохранить». Да почти в каждой деревне кроме школы ничего нет. В нашей точно. Школа несет не только образовательные функции, но и является культурным центром, закрытие которого усугубляет и без того тяжелое положение села. Если ее не станет, жителям деревни негде будет собраться для обсуждения важных вопросов, для отдыха и досуга, даже на выборы некуда придти будет (библиотека, фельдшер, кружки для детей, концерты для жителей, работа избирательного участка – все в здании школы). Закрывая школу, чиновники обрекают деревни на смерть, а сотни людей – на нищенское, убогое существование. Неужели же мы все не заслужили у нашей власти то право, которое нам гарантирует Конституция, — право на труд? Мы не просим себе наград и материальной помощи, дайте нам возможность трудиться в нашей родной школе, учить детей, самим зарабатывать на жизнь себе и своим семьям. Мы любим свои родные места и не хотим никуда уезжать! Дайте же нам возможность добросовестно, с полной отдачей трудиться. Помогите не умереть деревне. Очень надеемся на вашу помощь.

    2. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Ваш комментарий я поместил в виде открытого письма Сергею Владимировичу Комкову (https://avkrasn.ru/otkrytoe-pismo-sergeiu-komkovu-ot-kollektiva-novo-zaselskoi-shkoly-shumiachskogo-raiona-smolenskoi-oblasti/). Желаю вам всего доброго.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: