Значение слова "Стандарт" в Большой Советской Энциклопедии
Источник информации — http://bse.sci-lib.com/article105755.html
Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило), в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан на материально-технические предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), а также на нормы, правила, требования организационно-методического и общетехнического характера. Стандарт распространяется на все сферы человеческой деятельности: науку, технику, промышленное и с.-х. производство, строительство, здравоохранение, транспорт и так далее. В зависимости от сферы действия и уровня утверждения Стандарт в СССР подразделяются на следующие категории: государственные Стандарт (ГОСТ), утверждаемые Госстандартом СССР (за исключением Стандарт, утверждаемых Советом Министров СССР, Госстроем СССР и министерством здравоохранения СССР) и действующие на всей территории СССР; отраслевые Стандарт (ОСТ), утверждаемые министерством и обязательные для всех предприятий отрасли; республиканские Стандарт союзных республик (РСТ), утверждаемые Советом Министров республики и обязательные для всех предприятий, расположенных на её территории, независимо от ведомственного подчинения; Стандарт предприятий и объединений (СТП), обязательные только для предприятия, утвердившего данные Стандарт В СССР также введены Стандарт СЭВ (СТ СЭВ), фиксирующие результаты конкретной деятельности органов СЭВ по стандартизации. Применение СТ СЭВ обязательно для всех предприятий, организаций и учреждений союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства. Наряду с Стандарт в СССР действуют технические условия (ТУ) на конкретные типы, марки, артикулы продукции.
В зависимости от назначения различают стандарты: общетехнические и организационно-методические правила и нормы; общие требования, показатели, нормы качества продукции; эксплуатационные свойства и технические характеристики, методы контроля групп однородной продукции межотраслевого применения; нормы техники безопасности и средства защиты работающих, термины и обозначения; единицы физических величин; государственные эталоны единиц физических величин и поверочные схемы; методы и средства поверки средств измерений; требования к стандартным образцам свойств и состава веществ и материалов; системы документации (конструкторской, технологической и др.); системы классификации и кодирования технико-экономической информации, системы организации производства, технические средства НОТ; важнейшие виды продукции.
Стандарт на продукцию подразделяются на следующие виды: стандарт технических условий, общих технических требований, параметров, типов, конструкции, марок, сортамента, правил приёмки, методов контроля, правил маркировки, упаковки, транспортирования, хранения, эксплуатации и ремонта, типовых технологических процессов. Все стандарты систематически пересматриваются и обновляются в соответствии с последними достижениями науки, техники, производства. Стандарт в СССР являются обязательными в пределах установленной сферы их действия, области и условий их применения. Порядок разработки и утверждения Стандарт устанавливается ГОСТ 1.2—68. В ежемесячном Информационном указателе государственных стандартов СССР и в ежегодном Указателе государственных стандартов СССР публикуется вся официальная информация о государственных Стандарт СССР.
В. В. Бойцов.
ГОСТ 1.0-85 ГСС. Основные положения
Не действует на территории РФ
Источник информации — http://www.docs2.kodeks.ru/document/1200062335
Источник информации — http://www.docs2.kodeks.ru/document/1200062335Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: официальное издание Государственная система стандартизации: Сб. ГОСТов. — М.: Издательство стандартов, 1986
ГОСТ 1.0-85
Группа Т50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Государственная система стандартизации
Основные положения
State system of standardization. General
ОКСТУ 0001
Дата введения 1987-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
А.В.Гличев, д-р экон. наук; В.П.Панов, канд. экон. наук; В.А.Иванов, канд. техн. наук; И.В.Пряжинский, канд. техн. наук (руководители темы); В.С.Кривцов, канд. техн. наук; А.Д.Романов; Э.А.Алешкина; Г.А.Ртищева; Б.К.Ширкин; А.И.Дружинин; Ф.А.Фельдман; Б.З.Брискина; Б.А.Лапин, канд. экон. наук; В.И.Смирнов; В.В.Зуйков, канд. экон. наук; И.А.Халап, канд. юрид. наук; Л.И.Брославский, канд. юрид. наук; А.Ф.Ряполов; Н.А.Трофимов; Е.Р.Клаузнер; Ю.А.Пивоваров; П.Я.Гончар; В.В.Долгополов, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.85 N 160
3. ВЗАМЕН ГОСТ 1.0-68 (кроме разд.6 и 7), ГОСТ 1.1-68
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
2.20 | |
2.20 | |
2.19 | |
3.6 | |
2.20, 5.3 | |
5.4 | |
5.5 | |
2.20 |
Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов "Государственная система стандартизации", устанавливающих порядок проведения работы по стандартизации в СССР.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Комплекс стандартов "Государственная система стандартизации" на основании Постановления Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. N 13 "Об организации работы по стандартизации в СССР" устанавливает правила и положения, определяющие:
1) главную задачу и основные направления работы в области стандартизации;
2) объекты государственной, отраслевой и республиканской стандартизации;
3) категории и виды нормативно-технических документов, устанавливающих требования к объектам стандартизации;
4) порядок планирования стандартизации;
5) порядок разработки, внедрения, обращения нормативно-технических документов, а также государственного надзора за их внедрением и соблюдением;
6) построение, изложение, оформление и содержание нормативно-технических документов.
Порядок осуществления работ по стандартизации в СССР устанавливается также другими нормативными актами, издаваемыми Государственным комитетом СССР по стандартам в соответствии с Положением о нем.
1.2. Стандартизация — деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В условиях планового социалистического хозяйства стандартизация направлена на совершенствование управления народным хозяйством, повышение технического уровня и качества продукции, интенсификацию общественного производства и повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, установление рациональной номенклатуры продукции, рациональное и экономное использование ресурсов.
1.3. Главной задачей стандартизации в СССР является создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта, к ее разработке, производству и применению, а также контроль за правильностью использования этой документации.
1.3.1. Работы в области стандартизации в СССР осуществляются по следующим основным направлениям:
1) установление параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно унифицированных составных частей изделий, оптимальных уровней стандартизации и унификации с целью рационального ограничения номенклатуры продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий, составных частей, программных средств, готовых изделий);
2) установление прогрессивных требований к продукции, ее разработке, производству и применению с учетом рационального использования и снижения расхода сырья, материалов, энергии, топлива, запасных частей и инструмента, уменьшения затрат труда, требований внешнего рынка, стандартов и рекомендаций по стандартизации международных организаций, охраны окружающей среды, безопасности труда и охраны здоровья населения, защиты от вредных воздействий (шум, вибрация, радиопомехи и др.), требований технической эстетики и эргономики, а также требований к методам и средствам контроля качества продукции, отражающих высшие достижения отечественной и зарубежной науки, техники, технологии и передовой опыт;
3) обеспечение конструктивной, электрической, информационной, программной, диагностической и других видов совместимости продукции, а также взаимозаменяемости продукции по составным частям, комплектующим изделиям, материалам, параметрам, размерам и т.п.;
4) обеспечение единства и необходимой точности измерений в стране посредством установления и применения научных и организационных основ, технических средств и метрологических правил;
5) повышение эффективности планирования работ по стандартизации на основе применения программно-целевого метода планирования, обеспечения единства и увязки планов стандартизации с другими разделами планов экономического и социального развития страны;
6) обновление действующих стандартов и технических условий на продукцию с целью своевременной замены устаревших показателей и приведения их в соответствие с потребностями народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта;
7) проведение работ по международной стандартизации с целью обобщения передового зарубежного опыта в области стандартизации и применения его в СССР, повышения технико-экономического уровня и качества продукции, а также ее конкурентоспособности;
контроль за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий.
1.3.2. При создании системы нормативно-технической документации в СССР необходимо обеспечивать:
1) опережающую стандартизацию сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента и технологии, качество и уровень которых оказывает решающее влияние на технико-экономические характеристики машин, приборов, средств автоматизации и других промышленных изделий, а также товаров народного потребления;
2) комплексную стандартизацию взаимосвязанных объектов стандартизации согласованием показателей, норм, требований к этим объектам стандартизации и увязкой сроков введения в действие нормативно-технических документов;
3) оптимальность норм, правил, показателей, включаемых в нормативно-технические документы.
1.4. Нормативно-технический документ — документ, устанавливающий требования к объектам стандартизации, обязательный для исполнения в определенных областях деятельности, разработанный в установленном порядке и утвержденный компетентным органом.
1.4.1. Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции и в необходимых случаях требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также требования к иным объектам стандартизации, устанавливаемым Советом Министров СССР.
1.4.2. Технические условия — нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).
При разработке на продукцию комплекта технической документации технические условия являются неотъемлемой частью этого комплекта.
1.5. Стандарты и технические условия подлежат разработке на основе высших достижений отечественной и зарубежной науки, техники, технологии и передового опыта и должны предусматривать решения, оптимальные для экономического и социального развития страны.
1.6. Разработка стандартов и технических условий на продукцию является составной частью работ по созданию новой (модернизируемой) продукции.
Стандарты, как правило, разрабатывают на основе и по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ.
1.7. В систему органов и служб стандартизации в СССР входят:
1) общесоюзные органы стандартизации и их службы;
2) службы стандартизации в отраслях народного хозяйства;
3) службы стандартизации в союзных республиках;
4) службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях.
1.8. Управление стандартизацией в стране осуществляет Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт) — общесоюзный орган, который несет ответственность за организацию, состояние и оптимальное развитие стандартизации и межотраслевой унификации, усиление роли стандартизации в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности общественного производства и улучшении качества продукции, за научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность утверждаемых им государственных стандартов.
1.9. Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно или через создаваемые им органы.
Обязанности и права Госстандарта определяются Положением, утвержденным Советом Министров СССР.
В систему Госстандарта входят территориальные органы Госстандарта (республиканские управления, центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой), научно-исследовательские институты, Издательство стандартов, Всесоюзное промышленное объединение "Эталон", научно-производственные объединения и учебные заведения.
1.10. Госстрой СССР несет ответственность за усиление роли стандартизации в решении задач научно-технического прогресса в строительстве и промышленности строительных материалов, научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность утверждаемых им государственных стандартов.
1.11. Научно-исследовательские институты Госстандарта выполняют обязанности общесоюзных головных организаций в области стандартизации по закрепленной за ними тематике.
1.12. Республиканское управление осуществляет на территории союзной республики задачи, функции и права Госстандарта в пределах, определенных Положением о нем. Республиканское управление осуществляет руководство непосредственно подчиненными ему территориальными органами Госстандарта и координацию деятельности всех организаций, предприятий, учреждений системы Госстандарта в республике.
1.13. Центры стандартизации и метрологии и лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой осуществляют функции и права Госстандарта в пределах, определенных положениями о них.
1.14. В целях координации и повышения уровня работы по стандартизации в стране Госстандарт и Госстрой СССР (в области строительства и промышленности строительных материалов) утверждают по представлению министерств (ведомств) СССР общесоюзные головные и базовые организации по стандартизации.
1.14.1. Обязанности общесоюзных головных и базовых организаций по стандартизации возлагают на головные (ведущие) научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские и технологические организации и на предприятия (объединения).
1.14.2. Головные организации по стандартизации являются общесоюзными службами стандартизации и создаются для осуществления организационно-методического и научно-технического руководства работами по стандартизации и унификации в соответствующих отраслях народного хозяйства, а также для выполнения наиболее важных работ по стандартизации в пределах установленной специализации.
1.14.3. Базовые организации по стандартизации назначаются из числа головных организаций по видам продукции (головных научно-исследовательских институтов, научно-технических центров, головных конструкторских бюро и др.), являются общесоюзными службами стандартизации и создаются для осуществления научно-технического руководства работами по стандартизации и унификации закрепленных за ними групп продукции и обеспечения технического единства по ним в народном хозяйстве.
1.15. В союзных республиках головные и базовые организации по стандартизации утверждаются в порядке, установленном Советом Министров союзной республики по согласованию с Госстандартом.
1.15.1. Головная организация по стандартизации в союзной республике осуществляет организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации и унификации в республиканских министерствах (ведомствах).
1.15.2. Республиканские базовые организации в системе республиканских министерств (ведомств) союзных республик выполняют работы по стандартизации и унификации по закрепленным за ними группам продукции, а при отсутствии республиканской головной организации по стандартизации осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации и унификации в союзной республике.
1.16. Министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик несут ответственность за организацию и состояние работы по стандартизации и унификации в соответствующей сфере управления и обеспечение оптимального уровня стандартизации и унификации продукции, за выполнение планов стандартизации, научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность разрабатываемых ими государственных стандартов, разрабатываемых и утверждаемых отраслевых и республиканских стандартов и технических условий, а также за своевременное внедрение и строгое соблюдение стандартов и технических условий на подведомственных им предприятиях, в организациях и учреждениях.
1.17. Для непосредственного руководства работами по стандартизации в отраслях народного хозяйства министерства и ведомства создают в центральном аппарате подразделения (службы) стандартизации в установленном порядке.
1.18. Ответственность за организацию и выполнение работ по стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях несут непосредственно их руководители, а также соответствующие подразделения (службы) стандартизации, создаваемые в установленном порядке. Подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический или научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро) осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии (организации, учреждении), выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по стандартизации и унификации продукции, участвуют в выполнении работ по стандартизации и унификации, проводимых другими подразделениями предприятия (организации, учреждения).
Руководители предприятий, организаций и учреждений, генеральные и главные конструкторы несут персональную ответственность за научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность разрабатываемых стандартов и технических условий, соответствие их показателей высшим достижениям отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта, своевременное обновление действующих стандартов и технических условий, соответствие разрабатываемой конструкторской, технологической, проектной и программной документации требованиям стандартов и технических условий, обеспечение оптимального уровня стандартизации и унификации разрабатываемой продукции.
1.19. Положения о службе (отделе, управлении) стандартизации министерства (ведомства), о головной, базовой организации по стандартизации, об отделе стандартизации госплана союзной республики, о научно-исследовательском (конструкторско-технологическом) отделе (лаборатории, бюро) стандартизации в научно-исследовательских и проектных организациях, о конструкторско-технологическом отделе (бюро) стандартизации на предприятии разрабатывают на основе Типовых положений об этих службах, утвержденных Госстандартом.
1.20. Работы по стандартизации, проводимые на предприятиях, в организациях и учреждениях, относят к основным видам работ.
2. ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, КАТЕГОРИИ И ОБОЗНАЧЕНИЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
2.1. Объектами стандартизации являются продукция, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также иные объекты стандартизации, устанавливаемые Советом Министров СССР.
2.2. Нормативно-технические документы, определяющие требования к объектам стандартизации в СССР, подразделяют на следующие категории:
1) государственные стандарты — ГОСТ;
2) отраслевые стандарты — ОСТ;
3) республиканские стандарты — РСТ;
4) технические условия — ТУ.
2.3. В стандартах на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и в необходимых случаях требования к конкретной продукции.
Примечания:
1. Под группой однородной продукции понимается максимально возможная совокупность продукции, характеризующаяся общностью функционального назначения, области применения, конструктивно-технологического решения и номенклатуры основных показателей качества.
Группы однородной продукции формируют в порядке, установленном Госстандартом.
2. Конкретной продукцией являются модели, марки и т.п. продукции, характеризующиеся определенными конструктивно-технологическими решениями, принципами действия, свойствами и конкретными значениями показателей ее целевого (функционального) назначения.
Конкретная продукция определяется на основе отраслевых частей Общесоюзного классификатора продукции (ОКП) и других классификаторов, утвержденных в установленном порядке.
2.3.1. Стандарты на группы однородной продукции должны определять основные технико-экономические показатели продукции, рациональный состав ее номенклатуры (типы), требования унификации и другие требования к продукции с целью обеспечения разработки и выпуска продукции, соответствующей по своим показателям высшему мировому уровню или превосходящему его. В стандартах на группы однородной продукции могут устанавливаться дифференцированные сроки введения в действие предусмотренных в них требований.
2.3.2. Требования к конкретной продукции, обеспечивающие отражение перспективных потребностей научно-технического прогресса и выполнение соответствующих стандартов на группы однородной продукции, определяются стандартами и техническими условиями на эту продукцию. Требования, устанавливаемые в технических условиях, должны соответствовать или быть выше требований, устанавливаемых в стандартах на группу однородной продукции.
2.4. Стандарты на правила, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции, устанавливают требования, направленные на обеспечение технического, организационного единства и взаимосвязи в процессах разработки, производства и применения продукции. Эти требования устанавливаются в общетехнических и организационно-методических стандартах.
2.4.1. В общетехнических стандартах устанавливают, в частности:
1) научно-технические термины и определения;
2) условные обозначения (наименования, коды, метки, символы и т.д.);
3) номенклатуру показателей качества продукции;
4) общие требования к разъемным соединениям (резьбовым, шпоночным, шлицевым и т.п.), неразъемным соединениям (сварным, клепаным и т.п.), передачам (зубчатым, ременным и др.), элементам конструкций изделий (канавкам, конусам и т.п.) и другие общие требования к продукции;
5) нормы точности измерений, ряды предпочтительных чисел, допуски и посадки, шероховатость поверхности, классы точности оборудования, предельно допустимые выбросы и предельно допустимые концентрации вредных веществ, нормы внешних воздействий и другие нормы.
2.4.2. В организационно-методических стандартах устанавливают, в частности:
1) основные (общие) положения по организации и проведению работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, управлению качеством продукции и др.;
2) порядок разработки, утверждения и внедрения нормативно-технических документов, организации разработки и постановки продукции на производство, организации и управления процессом технологической подготовки производства и др.;
3) требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (нормативно-технической, конструкторской, проектной, технологической, программной и др.).
2.5. Стандарты на иные объекты стандартизации разрабатывают в соответствии с решениями Совета Министров СССР.
2.6. Общетехнические и организационно-методические стандарты должны, как правило, формироваться в комплексы стандартов для нормативно-технического обеспечения решения технических и социально-экономических задач в определенной области деятельности.
2.7. Государственные стандарты на группы однородной продукции и на конкретную продукцию разрабатывают по решению Госстандарта и Госстроя СССР (по закрепленной за ним номенклатуре).
Государственные стандарты разрабатывают на:
1) группы однородной продукции межотраслевого производства и (или) применения;
2) конкретную продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение, межотраслевого производства и (или) применения.
2.7.1. Перечень продукции, подлежащей государственной стандартизации, разрабатывают министерства (ведомства) СССР — головные (ведущие) по видам выпускаемой продукции и утверждает Госстандарт.
В строительстве и промышленности строительных материалов продукцию, подлежащую государственной стандартизации, определяет Госстрой СССР.
2.8. В случаях, когда на группы однородной продукции и на конкретную продукцию не предусмотрена разработка государственных стандартов, министерства (ведомства) СССР, являющиеся головными (ведущими) по видам выпускаемой продукции, разрабатывают отраслевые стандарты или технические условия на такую продукцию.
Отраслевые стандарты разрабатывают на:
1) группы однородной продукции отраслевого производства и (или) применения;
2) конкретную продукцию, закрепленную за данным министерством (ведомством) СССР.
2.9. Республиканские стандарты разрабатывают на продукцию республиканского и местного значения, если на эту продукцию отсутствуют государственные и отраслевые стандарты или технические условия министерств (ведомств) СССР, являющихся головными (ведущими) по видам выпускаемой продукции.
2.10. Допускается министерствам (ведомствам) СССР — головным (ведущим) по видам выпускаемой продукции и Советам Министров союзных республик разрабатывать и по согласованию с Госстандартом утверждать перечни продукции, подлежащей соответственно отраслевой или республиканской стандартизации.
2.11. На правила межотраслевого применения, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции, разрабатывают государственные стандарты.
Отраслевые и республиканские стандарты на правила, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции, разрабатывают при необходимости отражения особенностей организации этих работ в отрасли или республике, а также на правила отраслевого применения по согласованию с Госстандартом.
2.12. При отсутствии государственных, отраслевых и республиканских стандартов или технических условий министерств (ведомств) СССР, являющихся головными (ведущими) по видам выпускаемой продукции, министерства, ведомства, центральные органы кооперативных и иных общественных организаций могут разрабатывать технические условия на продукцию подведомственных им предприятий и организаций либо обеспечивать производство такой продукции непосредственно на основе технической документации (конструкторской, технологической, проектной), утвержденной в установленном порядке.
2.13. Стандарты в СССР являются обязательными в пределах установленной сферы действия и области распространения.
Примечания:
1. Под сферой действия стандарта понимается совокупность объединений, предприятий, организаций и учреждений союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР, для которых внедрение и соблюдение данного стандарта является обязательным.
2. Под областью распространения стандарта понимаются объекты стандартизации, на которые распространяются требования данного стандарта.
2.14. Государственные стандарты утверждают Госстандарт и Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре). Эти стандарты являются обязательными для всех министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений.
2.15. Отраслевые стандарты утверждают министерства (ведомства) СССР, являющиеся головными (ведущими) по видам выпускаемой продукции. Эти стандарты являются обязательными для предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.
2.16. Республиканские стандарты утверждают в порядке, установленном Советом Министров союзной республики по согласованию с Госстандартом. Эти стандарты являются обязательными для министерств (ведомств) союзной республики и всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности.
2.17. Технические условия на продукцию утверждаются по отраслевому принципу соответствующими министерствами, ведомствами, центральными органами кооперативных и иных общественных организаций.
Технические условия на продукцию машиностроения утверждаются в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством) — разработчиком.
Технические условия в соответствии с областью их распространения обязательны для предприятий, организаций и учреждений, изготовляющих, поставляющих (реализующих), хранящих, транспортирующих, использующих (эксплуатирующих) и ремонтирующих продукцию.
2.18. Производимая и реализуемая в СССР продукция должна соответствовать требованиям стандартов и технических условий.
Разработка, изготовление, поставка (реализация), хранение, транспортирование, использование (эксплуатация) и ремонт продукции, а также осуществление иной деятельности с нарушением требований стандартов и технических условий запрещается.
Импортируемая в СССР продукция должна обеспечивать совместимость с параметрами продукции, установленными действующими в СССР стандартами и техническими условиями или стандартами Совета Экономической Взаимопомощи, принятыми в СССР.
2.19. Для обеспечения организации производства, взаимосвязи производственных процессов, установления требований к технологической оснастке и инструменту, технологическим нормам и технологическим процессам, применяемым только на данном предприятии, разрабатывают стандарты предприятий по ГОСТ 1.4-85.
2.20. Порядок разработки и утверждения государственных, отраслевых и республиканских стандартов — по ГОСТ 1.2-85, порядок их внедрения — по ГОСТ 1.20-85.
Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий — по ГОСТ 1.3-85, обеспечение техническими условиями — по ГОСТ 1.7-85, построение, содержание, изложение, оформление, учет, хранение технических условий и внесение в них изменений — по стандартам Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
2.21. Стандарты, технические условия и их изменения, а также решения об отмене стандартов и технических условий подлежат обязательной государственной регистрации в органах Госстандарта.
Государственную регистрацию стандартов, технических условий и их изменений, а также решений об отмене стандартов и технических условий осуществляют с целью единого учета указанных документов, исключения их дублирования, централизованной информации о состоянии государственного фонда стандартов и технических условий, обеспечения соответствия стандартов и технических условий требованиям государственных стандартов.
Стандарты и технические условия и их изменения, не прошедшие государственную регистрацию, являются недействительными.
2.22. Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения.
Обозначение стандарта, входящего в комплекс стандартов, состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые цифры с точкой которого определяют комплекс стандартов, а цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данном комплексе, и отделенных тире двух последних цифр года утверждения.
Пример. ГОСТ 2.109-73, ГОСТ 15.301-82, ГОСТ 23501.17-82.
Допускается после цифры с точкой перед номером стандарта в комплексе приводить другие цифровые индексы, установленные основополагающим стандартом данного комплекса стандартов.
Пример. ГОСТ 6.18.8-84.
2.23. Обозначение отраслевого стандарта состоит из индекса (ОСТ), условного цифрового обозначения министерства (ведомства) СССР, утвердившего стандарт, регистрационного номера, присвоенного стандарту в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) СССР, и отделенных тире двух последних цифр года утверждения.
Пример. ОСТ 25 789-68.
Допускается после цифрового обозначения министерства (ведомства) СССР перед регистрационным номером стандарта приводить другие цифровые индексы, установленные министерствами (ведомствами) СССР.
Пример. ОСТ 20 560.090.001-74.
2.24. Обозначение республиканского стандарта состоит из индекса (РСТ), сокращенного названия республики, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.
Пример. РСТ РСФСР 114-82, РСТ ЛитССР 818-82.
2.25. Обозначение стандартов, через которые введены в действие в СССР стандарты СЭВ, должно дополнительно содержать приведенное в скобках обозначение стандарта СЭВ.
Пример. ГОСТ 8.417-81
(СТ СЭВ 1052-78).
3. ВИДЫ СТАНДАРТОВ
3.1. Понятие "Вид стандарта" определяется его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.
3.2. Стандарты на продукцию подразделяют на следующие виды:
1) параметры и (или) размеры;
2) типы;
3) сортамент;
4) марки;
5) конструкция;
6) методы контроля (испытаний, анализа, измерений, определений);
7) приемка;
маркировка;
9) упаковка;
10) транспортирование;
11) хранение;
12) эксплуатация и ремонт;
13) общие технические требования;
14) общие технические условия;
15) технические условия.
3.3. Общетехнические стандарты подразделяют на следующие виды:
1) термины и определения;
2) обозначения;
3) номенклатура;
4) общие требования и (или) нормы;
5) методы.
3.4. Организационно-методические стандарты подразделяют на следующие виды:
1) основные (общие) положения;
2) порядок;
3) построение (изложение, оформление, содержание).
3.5. Допускается в стандартах предусматривать данные, свойственные стандартам нескольких видов.
Не допускается сочетать в одном стандарте одновременно виды организационно-методических, общетехнических стандартов и стандартов на продукцию.
3.6. Содержание видов стандартов — по ГОСТ 1.5-85.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ
4.1. Планирование стандартизации является составной частью системы государственного планирования экономического и социального развития СССР.
4.2. Планирование стандартизации осуществляется на основе разработки взаимоувязанных перспективных плановых документов, пятилетних и годовых планов, в состав которых входят:
1) проблемный раздел "Развитие стандартизации и метрологии" Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет (по пятилетиям);
2) основные направления развития стандартизации и метрологии как составная часть Основных направлений экономического и социального развития СССР на 10-15 лет;
3) программы стандартизации, программы метрологического обеспечения, межотраслевые комплексные программы государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД);
4) программы унификации продукции, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение;
5) пятилетний и годовой планы государственной стандартизации;
6) государственные пятилетний и годовой планы разработки и применения в СССР стандартов СЭВ;
7) пятилетний и годовой планы отраслевой стандартизации;
пятилетний и годовой планы республиканской стандартизации;
9) пятилетний и годовой планы стандартизации производственных и научно-производственных объединений, предприятий, организаций и учреждений (далее — объединений (предприятий).
Главной формой планирования стандартизации являются пятилетние планы стандартизации.
4.3. Планы государственной стандартизации разрабатывают Госстандарт и Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре) совместно с министерствами (ведомствами) СССР и Советами Министров (госпланами, госстроями) союзных республик.
Министерства (ведомства) СССР и Советы Министров (госпланы, госстрои) союзных республик разрабатывают, согласовывают с Госстандартом и Госстроем СССР (по закрепленной за ним номенклатуре) и утверждают проекты пятилетних и годовых планов, соответственно, отраслевой и республиканской стандартизации.
Объединения (предприятия) разрабатывают и утверждают пятилетние и годовые планы стандартизации объединений (предприятий).
Государственный комитет СССР по науке и технике, Академия наук СССР и Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий подготавливают и представляют в Госстандарт и Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре) предложения по стандартизации продукции, основанные на важнейших перспективных отечественных и зарубежных достижениях науки и техники, подлежащих внедрению в народное хозяйство.
4.4. Госстандарт осуществляет организационно-методическое руководство планированием стандартизации в стране.
Порядок разработки, структуру, показатели и формы плановых документов и планов устанавливает Госстандарт по согласованию с Госпланом СССР в соответствии с решениями директивных органов.
4.5. Ответственность за выполнение заданий плана государственной стандартизации несут министерства (ведомства), являющиеся разработчиками стандартов. Срок выполнения министерством (ведомством) планового задания определяется датой государственной регистрации стандарта.
Госстандарт несет ответственность за качество и сроки проведения государственной экспертизы и рассмотрения проектов государственных стандартов, предусмотренных планом государственной стандартизации.
4.6. Министерства (ведомства) СССР, госпланы (госстрои) союзных республик или, по их поручению, головные организации по стандартизации в течение месяца после получения годового плана государственной стандартизации должны сообщать в министерства и ведомства-разработчики стандартов или, по их поручению, в головные организации по стандартизации и в копии в Госстандарт и Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре) перечень проектов стандартов, которые должны быть направлены им на отзыв. Для каждого проекта стандарта, подлежащего направлению на отзыв, указывают количество экземпляров проекта этого стандарта и адрес организации (предприятия), ответственной за составление обобщенного отзыва от министерства (ведомства).
4.7. Министерства (ведомства) СССР представляют в Госстандарт или Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре) статистические отчеты о выполнении заданий планов государственной стандартизации по разработке новых (пересмотру действующих) стандартов, а объединения (предприятия) и организации — отчеты о внедрении государственных стандартов в сроки и по формам, установленным Центральным статистическим управлением СССР (ЦСУ СССР).
5. ОБРАЩЕНИЕ СТАНДАРТОВ
5.1. Постоянное государственное хранение государственных, отраслевых, республиканских стандартов и технических условий, стандартов СЭВ, стандартов и рекомендаций по стандартизации других международных организаций, национальных стандартов зарубежных стран, а также информацию о них осуществляет Центральный государственный фонд стандартов и технических условий Госстандарта и отделения фонда в союзных республиках.
5.2. Исключительное право издания и переиздания государственных стандартов принадлежит Госстандарту.
Издание и переиздание отраслевых и республиканских стандартов и технических условий осуществляют органы, их утвердившие.
5.3. Информация и обеспечение стандартами — по ГОСТ 1.7-85.
5.4. Учет и хранение отраслевых и республиканских стандартов — по ГОСТ 1.13-85.
5.5. Порядок проверки, пересмотра, изменения и отмены стандартов — по ГОСТ 1.15-85.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СТАНДАРТАМИ И СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ
6.1. Главными задачами государственного надзора за стандартами и средствами измерений в СССР являются обеспечение министерствами, предприятиями, организациями и учреждениями своевременного внедрения и строгого соблюдения стандартов, технических условий и метрологических правил, единства измерений в стране, а также анализ научно-технического уровня стандартов и средств измерений и содействие при их разработке наиболее эффективному использованию достижений науки и техники с целью повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения технического уровня и качества продукции.
6.2. Государственный надзор за стандартами и средствами измерений в СССР осуществляют:
1) Госстандарт;
2) республиканские управления Госстандарта в союзных республиках;
3) центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой Госстандарта.
6.3. Министерства (ведомства) осуществляют ведомственный контроль за качеством продукции, своевременностью внедрения и соблюдения стандартов, технических условий и метрологических правил, а также за средствами измерений на предприятиях, в научно-исследовательских, конструкторских и других организациях системы министерства (ведомства).
6.4. Другие контрольно-надзорные органы осуществляют контроль (надзор) за соблюдением стандартов, технических условий и метрологических правил в порученной им сфере управления в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством.
6.5. Предприятия, организации и должностные лица за нарушение требований стандартов, технических условий и метрологических правил несут ответственность, установленную законодательством Союза ССР и союзных республик.
7. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
7.1. Международное научно-техническое сотрудничество СССР в области стандартизации, метрологии и качества продукции осуществляется в плановом порядке на основе постановлений Совета Министров СССР, решений межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству и заключенных на их основе соглашений, договоров и протоколов о сотрудничестве.
Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качества продукции является использование передового зарубежного опыта для повышения научно-технического уровня отечественной нормативно-технической документации, разработка нормативно-технической основы экономического и научно-технического сотрудничества СССР с зарубежными странами, обеспечение средствами стандартизации условий для более полного использования международного разделения труда.
7.2. Международное научно-техническое сотрудничество в области стандартизации, метрологии и качества продукции осуществляется Госстандартом, Госстроем СССР и министерствами (ведомствами) СССР и Советами Министров союзных республик по следующим основным направлениям:
1) в рамках Совета Экономической Взаимопомощи;
2) по линии Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной Электротехнической Комиссии (МЭК), Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и других международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации, метрологии и качества продукции;
3) по линии двустороннего сотрудничества по стандартизации, метрологии и качеству продукции с социалистическими, развивающимися и капиталистическими странами.
7.3. Госстандарт непосредственно и через свои органы и службы осуществляет научно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью министерств (ведомств) СССР по международному научно-техническому сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и качества продукции.
7.4. Министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик обеспечивают осуществление в установленном порядке работ по международной стандартизации с целью обобщения передового зарубежного опыта в области стандартизации и применения его в СССР для повышения технико-экономического уровня и качества продукции, а также ее конкурентоспособности.
Министерства (ведомства) СССР проводят работы по международному научно-техническому сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и качества продукции по закрепленным за ними группам продукции и областям деятельности.
7.5. Организация и проведение работ по международному научно-техническому сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и качества продукции в СССР осуществляются в порядке, установленном Госстандартом с учетом организационно-методических документов, принятых Советом Экономической Взаимопомощи и другими международными организациями, занимающимися вопросами стандартизации, метрологии и качества продукции.
7.6. Для нормативно-технического обеспечения задач углубления и совершенствования сотрудничества, развития социалистической экономической интеграции и дальнейшего развития научно-технического прогресса страны — члены СЭВ разрабатывают стандарты СЭВ для применения в народном хозяйстве и в договорно-правовых отношениях стран-членов СЭВ.
Порядок планирования, разработки, согласования, применения, а также разработки предложений по пересмотру и изменению или отмене стандартов СЭВ в СССР — в соответствии с порядком, установленным Госстандартом.
Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: официальное издание Государственная система стандартизации: Сб. ГОСТов. — М.: Издательство стандартов, 1986