Геннадий Волчок
Путь Беларуси в ООН
22 октября, 2014 года. Геннадий Игнатьевич Волчок. профессор, кандидат исторических наук. Путь Беларуси в ООН. URL: http://www.vestnik-mogileva.info/content/stati/put-belarusi-v-oon
Как наша страна стала одним из учредителей и членов Организации Объединенных Наций — международной организации, созданной для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.) было принято решение о создании в послевоенный период Международной организации безопасности, основанной на принципах суверенного равенства всех государств. Руководители трех великих государств на Тегеранской конференции (ноябрь-декабрь 1943 г.) подтвердили это решение об основании после войны авторитетной международной организации, которая бы решала важнейшие проблемы международных отношений и выступила гарантом мира и безопасности.
СССР и его западные союзники по антигитлеровской коалиции (США и Великобритания) были озабочены тем, чтобы как можно обоснованно защитить свои интересы в будущей организации и достигнуть наличия в ней определенного количества голосов. Советское руководство, чтобы укрепить позицию страны на международной арене через «множественное представительство» своих союзных республик, начало издавать их собственные наркоматы иностранных дел. В октябре 1943 г. советское правительство поставило перед союзниками вопрос о том, чтобы в комиссии Объединенных Наций по военным преступлениям индивидуальное членство получили 7 союзных республик, которые понесли наибольшие потери в войне. США и Великобритания к этой инициативе отнеслись отрицательно и свою позицию аргументировали тем, что республики — члены СССР и не имеют конституционного основания для международной деятельности. Отказ США и Великобритании побудил советское правительство вернуть республикам внешнеполитические полномочия, которые те делегировали в свое время советскому центру.
Руководство СССР хорошо понимало необходимость надлежащего представительства на международной арене и решает срочно исправить положение. Проблема рассматривается на январском (1944 г.) Пленуме ЦК ВКП(б). Правовой базой для выхода союзных республик на международную арену стал закон Верховного Совета от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в сфере внешних сношений и о превращении в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». Закон предоставил союзным республикам вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные соглашения, участвовать в международных конференциях, обмениваться дипломатическими представителями.
В марте 1944 г. на VI сессии Верховного Совета БССР 1-го созыва в Гомеле был создан союзно-республиканский Народный комиссариат иностранных дел. Его возглавил 1-й заместитель председателя СНК К.В. Киселев, проработавший наркомом до 1966 г. Получение союзными республиками прав в области внешних сношений председатель Президиума Верховного Совета БССР Н.Я.Наталевич характеризовал как важный шаг в развитии белорусской государственности, расширение прав белорусского народа. На союзнической конференции в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21.08-26-09.1944 г.), задачей которой было предварительное обсуждение вопросов по созданию новой международной организации, глава советской делегации А.А.Громыко впервые предложил включить все 16 союзных республик в число первоначальных членов. Западные союзники сначала отвергли эту идею. Ф.Рузвельт направил И.В.Сталину и В.М.Молотову послание, отметив: «Предложение Громыко весьма обеспокоило меня и моих коллег. Оно подвергает опасности проект создания международной послевоенной организации». В ответном письме 7 сентября 1944 г. И.В.Сталин настаивал на упомянутой идее, подчеркнув конституционные права и исключительный вклад многих народов СССР в достижение победы над фашизмом. В письме, однако, отмечается, что, по крайней мере, две советские республики — Беларусь и Украина — по многим параметрам, в том числе параметром участия в войне, превосходят другие приглашаемые в ООН государства.
На Крымской конференции (4-11.02.1945 г.) советское правительство сняло требование членства для всех 16 союзных республик и обратилось с просьбой о включении в число государств-основателей организации трех либо, по меньшей мере, двух республик: Украины, Беларуси и Литвы. После острых дискуссий и политических маневров предложение СССР поддержал премьер-министр Великобритании У.Черчилль, а затем и президент США Ф.Рузвельт. Они рассматривали просьбу И.В.Сталина с учетом широкого понимания международной политики. Ф.Рузвельт и У.Черчилль посчитали своим моральным долгом допустить в организацию 2 первые указанные советские республики (вопрос о Литве в дальнейшем не поднимался), которые приняли на себя удар фашистской Германии, понесли наибольшие потери, но не покорились врагу и внесли значительный вклад в общее дело антифашистской коалиции.
Во время работы учредительной конференции Объединенных наций, которая будет созвана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, делегаты США и Великобритании поддержали предложение о допуске к первоначальному членству двух республик, а именно Украину и Беларусь. Однако на Учредительной конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (25.04-26.06.1945 г.) едва не разразился скандал. Еще в ходе ее подготовки госсекретарь США Стеттиниус заявил А.А.Громыко, что Украина и Беларусь не будут приглашены в ООН вместе с СССР. В последовавшей резкой переписке с В.М.Молотовым Стеттениус утверждал, что крымские обещания Вашингтона и Лондона проголосовать за принятие этих двух республик в ООН не означают, что так же поступят другие страны — участники конференции. Возникла угроза провалить вопрос с помощью подконтрольного США большинства голосов. Решительная тональность писем И.В.Сталина и В.М.Молотова У.Черчиллю и Г.Трумэну вынудила последних уступить. Сказалась также поддержка позиции СССР многими странами антифашистской коалиции. В.М.Молотов от имени правительств Украины и Беларуси сделал заявление, в котором высказалось их желание присоединиться к международной организации и принять участие в конференции. Заявление правительства Беларуси в адрес Сан-Францисской конференции подписали Председатель СНК П.К.Пономаренко и Народный комиссар иностранных дел К.В.Киселев.
После поддержки советского предложения главами делегаций США, Великобритании, Китая, Ирана, Франции, Бразилии, Чехословакии, Австралии конференция единогласно (47 голосами) постановила: включить Беларусь и Украину в число первоначальных членов организации.
30 апреля 1945 г. пленарное заседание Сан-Францисской конференции вновь единогласно приняло решение о приглашении делегаций Беларуси и Украины на конференцию. Президиум Верховного Совета назначил делегацию Беларуси на конференцию в составе К.В.Киселева (глава делегации). Г.И.Байдукова, А.Р.Жебрака, В.Н.Перцева, Ф.П.Шмыгова. Технический персонал делегации состоял из В.И.Формашева (консультант), М.Т.Лынькова (корреспондент), М.И.Петровой (переводчик).
1 мая 1945 г. генеральный секретарь Сан-Францисской конференции А.Хиса направил Наркому иностранных дел К.В.Киселеву телеграмму, в которой сообщил о решении конференции пригласить Беларусь стать полноправным членом международной организации и предложил немедленно прибыть представителям республики для участия в работе конференцию. Белорусская делегация имела полномочия подписать окончательный текст Устава международной организации по поддержанию мира и безопасности при условии его последующей ратификации в соответствии с законами Беларуси.
Правительственная делегация Беларуси 8 мая 1945 г. приступила к работе на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, в которой приняли участие 300 делегатов из 50 стран и около трех тысяч гостей.
7 мая при осмотре отведенных мест белорусской делегации в зале заседаний конференции К.В.Киселев, к большому удивлению, прочитал на табличке перед лоджией название «Уайт Раш». В переводе с английского это значит «Белая Русь». Он здесь же обратился к генеральному секретарю конференции А.Хиса и заметил, что кто-то из сотрудников секретариата перепутал название его страны, после чего разъяснил, что раньше «Белой Русью» называли часть царской России, а сейчас она имеет другое название. К.В.Киселев написал по-английски правильное название «Белорусская Советская Социалистическая Республика». А.Хиса дал соответствующее указание своему сотруднику — поставить табличку с новым названием.
При обсуждении проекта Устава ООН было внесено более 1200 поправок, которые вышли отдельной книгой объемом 400 страниц. Только на преамбулу Устава потребовалось провести 17 заседаний Первого (политического) комитета.
Путь Беларуси в ООН
Окончание. Начало в № 67
29 октября 2014 года. Геннадий Игнатьевич Волчок. профессор, кандидат исторических наук. Путь Беларуси в ООН. URL: http://www.vestnik-mogileva.info/content/stati/put-belarusi-v-oon-0
Делегация Беларуси внесла конструктивный вклад в разработку Устава ООН, отстаивала право вето постоянных членов Совета Безопасности, выступила за включение в Устав положений о самоопределении народов, против допуска фашистских государств, в частности франкистской Испании, в ООН и др.
На состоявшейся 23 мая 1945 г. пресс-конференции руководитель белорусской делегации К.В.Киселев в присутствии более 500 корреспондентов дал свою первую пресс-конференцию. Он рассказал про Беларусь, привел общие сведения о ее территории, населении, остановился на происхождении названия «Беларусь» и подчеркнул, что республика намерена проводить самостоятельную внешнюю политику, соответствующую ее собственным интересам, но политику, совпадающую в своих принципиальных вопросах с политикой Советского Союза.
Торжественное подписание Устава состоялось 26 июня 1945 года. Он был составлен на 5-ти языках: русском, английском, французском, испанском и китайском и подписан представителями 50 государств, хотя первоначальными членами-учредителями ООН считается 51 государство.
США и Великобритания воспротивились тогда приглашению Польши в виду того, что в ней якобы не было создано правительство национального единства. Польша подписала Устав позже — 15 октября 1945 г.
Президиум Верховного Совета БССР 30 августа 1945 г. ратифицировал Устав ООН. 25 октября 1945 г. ратифицированная грамота БССР была отдана на хранение, и Устав ООН вступил в силу. Этот день объявлен днем Организации Объединенных Наций (резолюция 168(II) от 31 октября 1947 г.) Сан-Францисская конференция стала первым международным форумом ХХ века, на котором делегация Беларуси участвовала на равноправной и правомочной основе.
Вхождение Беларуси в число первоначальных членов ООН стало событием исторического значения, соответствовало национальным интересам белорусского народа. Поставленная Беларусью подпись под Уставом ООН означала, что мировое сообщество признало ее суверенным и независимым государством. Беларусь получила все привилегии и иммунитеты ООН, право избираться в главные органы этой международной организации, возможность участвовать в обсуждении мировых проблем, доводить свою позицию до сведения ООН, выносить на ее рассмотрение свои замечания и предложения, развивать международные связи и контакты, приобретать дипломатический опыт и культуру.
Тем не менее, и сегодня в периодической печати, различных исследованиях можно встретить категорическое утверждение, что, находясь в составе СССР, Беларусь не проводила никакой самостоятельной внешней политики. Безусловно, входя в единое государство — СССР, белорусским дипломатическим кругам необходимо было координировать свою внешнеполитическую деятельность, придерживаться общего политического и экономического направления в международных отношениях.
Главные решения по всем кардинальным проблемам принимались единым государственным центром в Москве, и союзным республикам необходимо было подчиняться. Однако нельзя не согласиться и с тем, что Беларусь являлась одной из стран-основателей ООН, участвовала в развитии более 100 международных организаций и их органов, в том числе выборных. Участие Беларуси в работе ООН положило начало новому этапу внешнеполитической деятельности республики. Значительно вырос круг международных связей, расширились возможности активного влияния на развитие международных отношений во всем мире, окончательно сформировался статус Беларуси как равноправного участника международного общения.
По инициативе белорусской делегации 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о выдаче и наказании военных преступников. Министерство иностранных дел республики участвовало в выполнении мероприятий, связанных с изменением советско-польской государственной границы и добровольной репатриацией белорусско-польского населения в связи с этим. В 1946 г. Беларусь была избрана членом экономического и социального Совета ООН. 10 февраля 1947 г. Министр иностранных дел К.В.Киселев подписал в Париже мирный договор с большинством союзников фашистской Германии — Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией.
В 1947-48 гг. Беларусь принималась в 4-е специализированные учреждения ООН: Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз, Всемирную метеорологическую организацию и Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). За послевоенные годы представители Беларуси принимали участие в работе более 2200 международных конгрессов, ассамблей, конференций, симпозиумов и семинаров, причем наибольшая активность приходилась на последние годы. Если в конце 50-х годов ХХ века республика была участницей 54 международных договоров, конвенций и соглашений, то в середине 80-х годов — больше чем 160. В этот промежуток времени она приняла участие в работе 70 международных организаций.
Для поддержания регулярных контактов с ними были созданы постоянные представительства Беларуси при ООН в Нью-Йорке (1958 г.), Европейском отделении ООН в Женеве при ЮНЕСКО в Париже (в 60-е годы), международных организациях в Вене (1982 г.) Представительства начали осуществлять координацию деятельности государственных и общественных организаций республики с основными органами ООН, распространять среди населения стран мира информацию о политической, экономической и культурной жизни белорусского народа. Избранная на 1974-1975 гг. Постоянным членом Совета Безопасности Беларусь содействовала принятию ряда важных решений ООН.
В Минске проводился ряд международных форумов. В частности, семинары ООН по социальным аспектам индустриализации и по размещению промышленности, ХIV Международная конференция экономистов-аграрников, XIII конгресс Международной федерации борцов Сопротивления. По итогам Международного года мира (1986 г.) городу-герою Минску в числе 50 городов мира и 6 городов Советского Союза присвоено почетное звание «Посланец мира», Белорусский комитет защиты мира в числе 300 зарубежных организаций был признан «Посланником мира». Присвоение этих почетных званий явилось международным признанием вклада республики в борьбе за мир на земле, укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
С начала 90-х годов Беларусь получила возможность проводить самостоятельную внешнюю политику с учетом собственных национально-государственных интересов. Для этого пришлось практически заново формировать сложную систему международных связей, самостоятельно налаживать отношения с зарубежными странами, международными организациями. На протяжении более двух десятков лет внешняя политика претерпела значительную эволюцию. Увеличилось количество контактов, вошли в практику новые формы и методы сотрудничества, расширилась география международных связей. Так, на сегодняшний день Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 173 странами, в 57 которых открыто 57 посольств (3 из которых в стадии открытия), 2 постоянных представительства при международных организациях, 8 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционируют 13 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в Беларуси 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торговым представительством, 17 международными представительствами. По совместительству в республике аккредитовано 85 иностранных дипломатических представительств. Таким образом, Беларусь сегодня — это современное европейское государство, которое проводит самостоятельную внешнюю политику, признано международным сообществом, активно развивает всестороннее сотрудничество с зарубежными странами, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.