Anti-PISA. Анатолий Краснянский. Безграмотные задания программы PISA. Дефекты в группе заданий «Мышиная оспа» .

Предварительные выводы: Преамбула заданий, вопрос 1 и «правильный» (по мнению авторов заданий) ответ содержат логические ошибки. 2. Вопрос 1 является логически некорректным, так как предпосылка вопроса содержит ложную информацию. 3. Тестирование российских учащихся на основании первого вопроса группы заданий «Мышиная оспа» международной программы PISA-2006 не может дать истинную информацию о знаниях и умениях учащихся, в том числе о способности учащихся объяснять научные явления.

 

Анатолий Краснянский

Безграмотные задания программы PISA

 


Системный анализ  группы заданий "Мышиная оспа"


 

Предварительная информация

PISA   – Международное тестирование учащихся (PISA, Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for International Cooperation and Development). Испытания проводятся раз в три года, начиная с 2000 года: в 2000, 2003, 2006,  2009,  2012 и 2015 годах.

Программа ПИЗА-2003 осуществлялась консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР.

Руководил работой в 2003 году консорциум Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research – ACER). В Консорциум входили также следующие организации:

Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement – CITO);

Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS);

Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER);

Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации [1].

Российский филиал  PISA  (2003 год):

Министерство образования РФ: Филиппов В.М., Болотов В.А., Киселев А.Ф., Баранников А.В., Иванова С.В., Суматохин С.В., Разумовская О.В.

Институт средств и методов обучения РАО: Рыжаков М.В., Суворова С.Б., Кузнецова Л.В., Корощенко А.С., Резникова В.З., Дюкова С.В., Цыбулько И.П., Нурминский И.И., Нурминский А.И.

Центр оценки качества образования ИСМО РАО: Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., Баранова В.Ю., Кошеленко Н.Г., Нурминская Н.В., Смирнова Е.С. 

   В 2003 г  приняло участие более 250 тысяч 15-летних подростков из 41 страны; в России почти 6 тысяч человек (212 школ) из 46 районов. Каждый ученик должен был за 2 часа письменно ответить на 50-60 вопросов по математике, чтению, естествознанию и решению проблем. Российские школьники заняли 29-31 место по математике,  24  по естественным наукам и  по грамотности чтения 32 место [1].

Цель работы.  Целью данной и последующих работ является доказательство тезиса:  "PISA — международный лохотрон".

Актуальность работы.   В течение последних десяти лет в системе образования проводят радикальные реформы ("модернизацию"). "Модернизация" — это разрушение советской системы образования. Для разрушения системы было необходимо убедительное обоснование. Для этого использовали  данные программы PISA. Это программа "показала", что наши пятнадцатилетние учащиеся якобы не умеют применять свои знания.

Очень важно, что "модернизаторы", начиная ломать советскую систему образования, проигнорировали факт: 

десятки, сотни тысяч наших соотечественников устраивались в странах Западной Европы, в США и в Канаде по специальности.  То есть наша (советская) система образования была конкурентноспособной.

Зачем же ее надо было разрушать? Советскую систему образования не надо было уничтожать, ее надо было развивать, совершенствовать.

Следует обратить внимание на то, что руководители в области образования проигнорировали факт, но поверили результатам программы PISA. Объективных (не зависящих от воли и желания) способов "измерения" знаний и умений нет и  быть не может (смотрите, например,  https://avkrasn.ru/article-192.html ). 

Программа PISA является единственным  "обоснованием" для разрушения советской системы образования. В связи с этим очень важно показать, что Программа дает недостоверные результаты по оценке знаний и умений учащихся.

Ректор  МГУ имени М.В. Ломоносова академик  РАН Виктор Антонович Садовничий и академик РАН Виктор Анатольевич Васильев рассмотрели несколько заданий по математике и естествознанию программы PISA-2003 и подвергли их жесткой критике.

 

1. Введение

   Группа заданий «Мышиная оспа» состоит из преамбулы и четырех вопросов. Четвертый вопрос не связан с выявлением знаний и умений учащихся. В приложении 1 приведены преамбула и первое задание группы заданий «Мышиная оспа» (http://window.edu.ru/resource/350/60350).  Статья не закончена.

2.  Фрагмент № 1 (преамбула)

   Существует много вирусов оспы, которые являются причиной заболеваний оспой у животных. Каждый вирус обычно заражает только один вид животных. Один из журналов сообщил, что один ученый использовал метод генной инженерии для модификации ДНК мышиной оспы. Измененный вирус убивает всех мышей, которые им заражены.

   Ученый заявил, что исследование модифицированных вирусов необходимо для того, чтобы контролировать вредителей, которые портят пищу человека. Критики данного исследования говорят о том, что может произойти утечка вирусов из лаборатории, и тогда ими могут заразиться другие животные. Также вызывает беспокойство то, что модифицированный вирус оспы для одного вида животных может заразить другие биологические виды, особенно человека.

    Люди заражаются вирусом оспы, который называется вирусом натуральной оспы. Натуральная оспа убивает большинство людей, которые ей заражены. Хотя люди думают, что эта болезнь ликвидирована, образцы вируса натуральной оспы хранятся в лабораториях всего мира.

3.  Анализ фрагмента № 1

   Анализ выражения: «Один из журналов сообщил, что один ученый использовал метод генной инженерии для модификации ДНК мышиной оспы. Измененный вирус убивает всех мышей, которые им заражены». В этом выражении сделана логическая ошибка: подмена одного понятия другим. Понятие «ДНК вируса мышиной оспы» заменено на неизвестное науке понятие «ДНК мышиной оспы». Мышиная оспа — это заболевание. В науке есть понятие «ДНК вируса», но нет понятия «ДНК заболевания». 

4. Фрагмент № 2 (вопрос 1, оценка ответов на этот вопрос и др.)

Вопрос 1.    Критики обеспокоены тем, что вирусом мышиной оспы могут быть заражены другие живые существа, а не только мыши. Какое из следующих утверждений лучше всего объясняет причину их беспокойства?

A  Гены вируса натуральной оспы и гены модифицированного вируса    мышиной оспы идентичны.

B  Мутация ДНК мышиной оспы может привести к заражению этим      вирусом других животных.

C  Мутация может привести к тому, что ДНК мышиной оспы станет       идентичной ДНК   натуральной оспы.

D   Количество генов вируса мышиной оспы такое же, как и в других вирусах  оспы.

Оценка выполнения задания

Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 54,6
Код 1: B. Мутация ДНК мышиной оспы может привести к заражению этим вирусом других животных.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: связь естествознания и технологии
Контекст: глобальный

5. Анализ фрагмента  № 2

   5.1. Анализ выражения: «Критики обеспокоены тем, что вирусом мышиной оспы могут быть заражены другие живые существа, а не только мыши. Какое из следующих утверждений лучше всего объясняет причину их беспокойства?»  В этом выражении есть логическая ошибка: «подмена одного понятия другим». Понятие «модифицированный вирус мышиной оспы» заменено на понятие «вирус мышиной оспы». Правильно: «Критики обеспокоены тем, что модифицированным вирусом мышиной оспы могут быть заражены другие живые существа, а не только мыши. Какое из следующих утверждений лучше всего объясняет причину их беспокойства?» Очевидно, что предпосылка (базис) первого вопроса –  ложное суждение: «Критики обеспокоены тем, что вирусом мышиной оспы могут быть заражены другие живые существа, а не только мыши». На самом деле вызывает тревогу  модифицированный  вирус мышиной оспы.

  5.2. Анализ ответа B. Ответ В:  «Мутация ДНК мышиной оспы может привести к заражению этим      вирусом других животных». Здесь сделана логическая ошибка: «подмена одного понятия другим». Понятие «ДНК модифицированного вируса мышиной оспы» заменено на неизвестное науке понятие «ДНК мышиной оспы». Ответ B должен формулироваться так: «Мутация ДНК модифицированного вируса мышиной оспы может привести к заражению этим      вирусом других животных».

   5.3. Анализ ответа С. Ответ С:   «Мутация может привести к тому, что ДНК мышиной оспы станет   идентичной ДНК натуральной оспы».  Здесь два раза сделана ошибка: «подмена одного понятия другим».  Правильная формулировка ответа С: «Мутация может привести к тому, что ДНК модифицированного вируса мышиной оспы станет  идентичной ДНК вируса натуральной оспы».

    5.4. Анализ кода 1. Код 1 («правильный», по мнению авторов вопроса, ответ): «Мутация ДНК мышиной оспы может привести к заражению этим вирусом других животных». Правильная формулировка ответа: «Мутация ДНК модифицированного вируса мышиной оспы может привести к заражению этим вирусом других животных».

Выводы

1. Преамбула заданий,  вопрос 1 и «правильный» (по мнению авторов заданий) ответ  содержат логические ошибки.   

2. Вопрос 1 является логически некорректным, так как предпосылка  вопроса  содержит ложную информацию. Логически некорректные вопросы не имеют истинных (правильных) ответов. 

3. Тестирование российских учащихся на основании первого вопроса группы заданий  «Мышиная оспа»  программы PISA-2006 не  может дать  истинную информацию о знаниях и умениях учащихся, в том числе о способности учащихся объяснять научные явления.  

О логически некорректных вопросах остроумно высказался немецкий философ И. Кант:  «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый  признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето». 

Анализ  заданий международной программы PISA  позволяет уточнить выражение древних мудрецов  применительно к современности: «Одни козлов доят, других заставляют держать под козлами решето, и весь мир обсуждает результаты этого доения».   

Статья не закончена!

Источник информации — http://window.edu.ru/resource/350/60350

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: