Anti-PISA. Критика программы PISA в СМИ. Сборник статей. 1. Руис Нико. Не верьте международным рейтингам о наших детях! Верьте глазам своим! 2. Андрей Терентьев. PISAнское вранье. Русофобские рейтинги «опускают» нашу школу. 3. Сергей Голубицкий. Ложные подсказки PISA 2012.

Андрей Терентьев, Руис Нико и Сергей Голубицкий критикуют программу PISA. Сергей Голубицкий приводит наиболее убедительные аргументы.

 

 

Anti-PISA

 

Критика программы PISA в СМИ

 Сборник статей

Содержание

1.  Андрей Терентьев. PISAнское вранье. Русофобские рейтинги «опускают» нашу школу.

2.  Руис Нико. Не верьте международным рейтингам о наших детях! Верьте глазам своим!

 3. Сергей Голубицкий. Ложные подсказки PISA 2012.

4. Скриншоты.  Приложения 1, 2.

 

 

Статья 1

  

Руис Нико

 Не верьте международным рейтингам о наших детях! Верьте глазам своим!

Источник информации — http://www.russpain.ru/news/index.php?id=9065 ,  http://www.runiga.ru/blog/archives/942 ,   diciembre 13th, 2010

 

Сотрудники PISA взяли на себя право оценивать уровень образования во всем мире. По недавно опубликованному рейтингу Испания оказалась в середине списка, На что министр образования страны даже не счел нужным официально отреагировать, а Россию PISAвые аналитики загнали в середину хвоста. Зато по другому рейтингу, по версии IEA, менее агрессивной по отношению к СНГ, Россия и Казахстан оказались в числе лидеров, а Испания на IEA вообще “не скидывалась”.

Испанцы, – кто-то с удивлением, а кто-то с интересом, – узнали от PISA (Programme for International Student Assessment), что дети в их стране по сравнению с другими детьми мира весьма посредственные ученики и что на севере страны подростки умнее, чем на юге. Узнали, что из-за притока иммигрантов средний уровень образованности падает, потому что против среднего балла 488, высчитанного для детей коренного населения, отпрыски иностранцев показали средний балл 432.

Можно ли доверять рейтингам, проведение которых кем-то заказано? Конечно нет!

Невольно вспоминается анекдот про то как муж застает жену с любовником, а она ему кричит: “Ничего не было! Не смей доверять своим бесстыжим глазам, слушай меня!”

Почти все международные рейтинги имеют хозяев. PISA – один из них. Если допустить, что при обработке сведений нет махинаций, то как организаторы могут повлиять на ответы детей, – спросит доверчивый потребитель информации. “Очень просто! – ответит ему скептически настроенный читатель, он же телезритель, он же радиослушатель, – Если Вы хотите чтобы ребенок ответил хорошо, задайте ему вопрос, ответ на который ему много раз повторяли. Если нужно продемонстрировать низкий уровень знаний, задайте ему вопрос, на который никто не обращал его внимания”.

Нужно, что лидером были финны, а отстающими китайцы? Значит берем для составления вопросников список домашних заданий, которые получали финские дети, но не получали китайчата.

На составление вопросника организаторы берут три года. Они сопоставляют учебные программы разных стран и на из основе выстраивают перечень заданий, однозначно предопределяя оценки детей.

Воистину, самым свежим событием в сфере образования, которому выделяются места на первых страницах почти всей мировой прессы, является отчет PISA об итогах тестирования 2009 года. Проверка навыков проводится раз в три года под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По-испански Organización para la Cooperación y el Desarrollo Económico (OCDE). По-английски Organization for Economic Cooperation and Development – (OECD)

Куратор рейтинга имеет штаб-квартиру в Шато де ла Мюетт (фр. Chateau de la Muette) в Париже. Он самоучредился в 1948 году для реализации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла, где России отводится место “помощницы” Европы.

PISA – “Programme for International Student Assessment” – программа международной оценки учащихся. По-испански “Programa Internacional para la Evaluación de Estudiantes”, по-французски “Programme international pour le suivi des acquis des éleves”.

Судя то тому, что итоги обработки данных 2009 года были окончательно подведены и опубликованы только в самом конце 2010-го года, тратить еще год-полтора на перепроверку подсчета никому не придет в голову. Приходится верить на слово.

Программа была разработана в начале 90-х. Главная цель исследования – диагностика практических умений и навыков в работе с информацией. Исследование проводится в виде тестов по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В исследовании участвуют 15−летние подростки из нескольких десятков стран мира, в том числе и из России. Там нет теоретических вопросов, там собраны вопросы типа “как переключить разрешение монитора?” или ”когда делаются прививки?”

Вниманию тех, кто заинтересовался темой, предлагаю выдержки из статьи Андрея Терентьева “PISAнское вранье. Русофобские рейтинги опускают нашу школу”, написанной для издания “Столетие”:

Появившийся на днях очередной отчет PISA (Международного исследования образовательных достижений учащихся), опять загнал Россию на «почетное место» – в район четвертой десятки, где-то рядом с Тунисом.

Наша учительская общественность недоумевает: откуда такие оценки, свидетельствующие об обвальном падении качества работы отечественной школы? На самом деле, к широко пропагандируемым отчетам – немало вопросов…

По уровню естественнонаучного и физико-математического образования опять на первое место PISA ставит Финляндию, которая – далеко не лидер на международных олимпиадах школьников по этим дисциплинам. В то же время, такие страны, как Россия, Китай, Иран, вполне успешно выступающие на них все последние годы загнаны рейтингом PISA далеко «за можай».

Между тем, победитель конкурса «Учитель года России-2004», член Общественной палаты по образованию города Москвы Андрей Лукутин, обсуждая недавно эти самые оценки PISA, заметил:

«Был давеча в Китайской Народной Республике. Систему образования их посмотрел. Финляндии до Китая в образовании, как нам… до правового государства».

Сказано с самоиронией, присущей Андрею Владимировичу, и удивительно точно.

Правда, мысль Лукутина крайне неполиткорректна: ну какой там Китай, а не дай Бог – Иран, могут быть где-то в первых рядах? У них – с демократией плохо, очень плохо. В Финляндии – хорошо, да и политически безопаснее. Потому что в этом мире от Финляндии ничего не зависит, разве что качество писчей бумаги, телефонов Nokia и вкус свежепросоленного лосося. И про это «ничего» в PISA превосходно знают!

Нет, против Финляндии я ничего плохого не имею, больше того – очень нравится мне эта тихая, патриархальная страна. И народ там хороший, и природа – изумительная. А вот что касается финской школы, то хочется воскликнуть знаменитое из Станиславского: «Не верю!». Потому как много есть к тому оснований.

Помню, как вздрагивали от негодования наши учителя, когда с экрана звучал, постоянно повторяемый либералами, стеб: “Наше образование – лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают”. Однако сами же хихикали: «Что такое американские университеты? Это место, где русские и евреи учат китайцев и индусов физике и математике!». А это значит, что в таком варианте советское образование либералами все же признавалось…

Есть и другие желающие попенять нам, как плоха российская школа. В их числе малосимпатизирующее России эстонское информационное агентство, которое, восхищаясь низкой оценкой PISA российской школы, на днях категорически предупреждало сомневающихся:

«Эти рейтинги являются общепризнанными и наиболее надёжными показателями международной позиции способностей учеников средних школ».

Однако, многие и у нас, и за рубежом, понимают как высокую степень политической ангажированности PISAнских оценок, так и высокую степень политической ответственности за распространение PISAнского вранья.

Тем более что другие авторитетные международные организации, занятые оценкой работы национальных школ, говорят о России совершенно противоположное.

Например, только что заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина с гордостью рассказал широкой общественности, что выпускники российской начальной школы – четвероклассники – показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста.

Этот вывод сделала другая солидная международная организация – IEA. Ее эксперты определили, что именно российские школьники являются самыми читающими в мире. В этом исследовании приняли участие 215 тысяч учащихся из 40 стран. Нашу страну представляли 4 тысячи 955 выпускников начальной школы из 232 школ 45 регионов. По результатам исследования 2006 года Россия заняла первое место (565 баллов). На второе место вышел Гонконг (564 балла), на третье – канадская провинция Альберта (560 баллов), от которой всего на 2 балла отстал Сингапур. А вот США и Англия в списке заняли тогда 18 и 19 места соответственно.

По количеству учащихся, читающих каждый день художественную литературу, Россия, по данным IEA, тоже продолжает оставаться на первом месте! Сравните: любимые же русофобами рейтинги PISA задвигают нас по показателям чтения на… 32-е место.

Что это – нормальный экспертный разброс? Нормальная погрешность? Некачественная работа экспертов из конторы по имени PISA? Или просто вульгарная политическая запрограммированность – указать России «ее место»? Думается, что последнее.

В той же Финляндии (которая по рейтингам PISA и в этом показателе впереди нас) дети получают задание для домашнего чтения на год, и в этом списке оказывается… 5 книг!

Среди них нет ни одного произведения из классики мировой и даже национальной литературы. До шестого класса не проводится уроков литературы. Нет традиции заучивания наизусть стихов, а как без этого узнать и полюбить поэзию, даже родную, даже – великий национальный эпос «Калевалу»? Сказанное – не выдумки, а сущая правда, о которой приходится говорить, несмотря на большую личную симпатию к стране Суоми.

Насчет финских успехов в изучении физики и математики. Действительно, государство потратило около 1 млрд. долларов на программу повышения качества преподавания этих предметов в школе. В соответствии с одним из пунктов этой программы, каждый год в Россию едут финские школьники учиться у наших учителей в летних физико-математических школах. Дети стараются, но даже эти, лучшие учащиеся финских школ, по отзывам наших учителей, работающих с ними, в лучшем случае тянут на четверку. Похвастаться же отличными знаниями могут из них, специально «отобранных», единицы. А вот до уровня знаний учащихся наших специализированных физматшкол и лицеев не дотягивает, практически, никто. Те же исследования IEA за 2006 год это подтверждают. Оказывается, у наших детей достаточно умений находить информацию в тексте и формулировать выводы. Еще лучше дело обстоит с овладением способностями интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста…

Значит, не такие уж глупые наши дети, как это кому-то хочется представить.

Для справки:

Международная ассоциация оценки достижений в сфере образования (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA ) опубликовала доклад «Международные тенденции изучения математики и науки», в котором оцениваются достижения школьников 4-х и 8-х классов в области математики и естествознания. Впервые такое исследование было проведено в 1995 году и включало 41 государство, сегодня в докладе изучаются 67 стран мира.

425 тысяч учащихся из 37 государств (каждая страна предоставила около 4 тысяч школьников из 150 школ). Исследование проводится каждые четыре года. Цель исследования – сравнительная оценка научной подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень данной подготовки. Все задания распределены на 4 уровня: низкий, средний, высокий и продвинутый.

Задания по математике в рамках исследования состоят из упражнений по арифметике, геометрическим фигурам измерения, рисунков и диаграмм. Используется письменная форма контроля (тесты) с заданиями по математике и естествознанию. В тест включены закрытые и открытые задания единые для всех стран-участниц. Составляется несколько вариантов тестов. Анкетируются не только учащиеся, но и учителя и администрация школы по специальным опросникам.

Стоимость участия страны в исследовании колеблется в зависимости от сроков проведения от 160,000 до 240,000 долларов США.

Распределение мест в 1-й десятке International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA – в 2010-м году:

1. Сингапур 587
2. Тайбэй (Китай) 557
3. Гонконг 554
4. Япония 548
5. Россия 546
6. Латвия 542
7. Англия 542
8. США 539
9. Венгрия 536
10. Италия 535

Руис Нико, компания RUNIGA, www.runiga.ru

 Статья 2

Андрей Терентьев

PISAнское вранье

 

Русофобские рейтинги «опускают» нашу школу

 


Источник информации — http://www.stoletie.ru/politika/nskoe_vrane.htm  (06.12.2007)

 

 

Появившийся на днях очередной отчет PISA (Международного исследования образовательных достижений учащихся), опять загнал Россию на «почетное место» – в район четвертой десятки, где-то рядом с Тунисом.

Наша учительская общественность недоумевает: откуда такие оценки, свидетельствующие об обвальном падении качества работы отечественной школы? На самом деле, к широко пропагандируемым отчетам — немало вопросов…
По уровню естественнонаучного и физико-математического образования опять на первое место PISA ставит Финляндию, которая — далеко не лидер на международных олимпиадах школьников по этим дисциплинам. В то же время, такие страны, как Россия, Китай, Иран, вполне успешно выступающие на них все последние годы загнаны рейтингом PISA далеко «за можай».

Между тем, победитель конкурса «Учитель года России-2004», член Общественной палаты по образованию города Москвы Андрей Лукутин, обсуждая недавно эти самые оценки PISA, заметил:

«Был давеча в Китайской Народной Республике. Систему образования их посмотрел. Финляндии до Китая в образовании, как нам… до правового государства».

Сказано с самоиронией, присущей Андрею Владимировичу, и удивительно точно.

Правда, мысль Лукутина крайне неполиткорректна: ну какой там Китай, а не дай Бог – Иран, могут быть где-то в первых рядах? У них – с демократией плохо, очень плохо. В Финляндии – хорошо, да и политически безопаснее. Потому что в этом мире от Финляндии ничего не зависит, разве что качество писчей бумаги, телефонов Nokia и вкус свежепросоленного лосося. И про это «ничего» в PISA превосходно знают!

Нет, против Финляндии я ничего плохого не имею, больше того – очень нравится мне эта тихая, патриархальная страна. И народ там хороший, и природа – изумительная. А вот что касается финской школы, то хочется воскликнуть знаменитое из Станиславского: «Не верю!». Потому как много есть к тому оснований.

Помню, как вздрагивали от негодования наши учителя, когда с экрана звучал, постоянно повторяемый либералами, стеб: "Наше образование – лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают". Однако сами же хихикали: «Что такое американские университеты? Это место, где русские и евреи учат китайцев и индусов физике и математике!». А это значит, что в таком варианте советское образование либералами все же признавалось…

Есть и другие желающие попенять нам, как плоха российская школа. В их числе малосимпатизирующее России эстонское информационное агентство, которое, восхищаясь низкой оценкой PISA российской школы, на днях категорически предупреждало сомневающихся: «Эти рейтинги являются общепризнанными и наиболее надёжными показателями международной позиции способностей учеников средних школ».

Однако, многие и у нас, и за рубежом, понимают как высокую степень политической ангажированности PISAнских оценок, так и высокую степень политической ответственности за распространение PISAнского вранья.

Тем более что другие авторитетные международные организации, занятые оценкой работы национальных школ, говорят о России совершенно противоположное.

Например, только что заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина с гордостью рассказал широкой общественности, что выпускники российской начальной школы — четвероклассники — показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста.

Этот вывод сделала другая солидная международная организация – IEA. Ее эксперты определили, что именно российские школьники являются самыми читающими в мире. В этом исследовании приняли участие 215 тысяч учащихся из 40 стран. Нашу страну представляли 4 тысячи 955 выпускников начальной школы из 232 школ 45 регионов. По результатам исследования Россия заняла первое место (565 баллов). На второе место вышел Гонконг (564 балла), на третье — канадская провинция Альберта (560 баллов), от которой всего на 2 балла отстал Сингапур. А вот США и Англия в списке заняли 18 и 19 места соответственно.

 По количеству учащихся, читающих каждый день художественную литературу, Россия, по данным IEA, тоже продолжает оставаться на первом месте! Сравните: любимые же русофобами рейтинги PISA задвигают нас по показателям чтения на… 32-е место.

  Что это – нормальный экспертный разброс? Нормальная погрешность? Некачественная работа экспертов из конторы по имени PISA? Или просто вульгарная политическая запрограммированность – указать России «ее место»? Думается, что последнее.

В той же Финляндии (которая по рейтингам PISA и в этом показателе впереди нас) дети получают задание для домашнего чтения на год, и в этом списке оказывается… 5 книг!

Среди них нет ни одного произведения из классики мировой и даже национальной литературы. До шестого класса не проводится уроков литературы. Нет традиции заучивания наизусть стихов, а как без этого узнать и полюбить поэзию, даже родную, даже – великий национальный эпос «Калевалу»? Сказанное — не выдумки, а сущая правда, о которой приходится говорить, несмотря на большую личную симпатию к стране Суоми.

Насчет финских успехов в изучении физики и математики. Действительно, государство потратило около 1 млрд. долларов на программу повышения качества преподавания этих предметов в школе. В соответствии с одним из пунктов этой программы, каждый год в Россию едут финские школьники учиться у наших учителей в летних физико-математических школах. Дети стараются, но даже эти, лучшие учащиеся финских школ, по отзывам наших учителей, работающих с ними, в лучшем случае тянут на четверку. Похвастаться же отличными знаниями могут из них, специально «отобранных», единицы. А вот до уровня знаний учащихся наших специализированных физматшкол и лицеев не дотягивает, практически, никто. Те же исследования IEA за 2006 год это подтверждают. Оказывается, у наших детей достаточно умений находить информацию в тексте и формулировать выводы. Еще лучше дело обстоит с овладением способностями интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста…

Значит, не такие уж глупые наши дети, как это кому-то хочется представить.

Специально для Столетия.


   Статья 3

Сергей Голубицкий

 Ложные подсказки PISA 2012

 Источники информации — 1)   http://www.computerra.ru/89318/lozhnyie-podskazki-pisa-2012/  .   6 декабря 2013.  2)   http://worldcrisis.ru/crisis/1299525   .    9 декабря 2013 года.


 

Предисловие  Анатолия Владимировича Краснянского

     Автор статьи прав: "Результаты по критериям, определяемым PISA, не имеют ни малейшего отношения ни к качеству образования, ни к уровню того, что мы понимаем под "грамотностью".

  Но автор статьи ошибается, когда утверждает, что у  китайцев "нет ни намёка на креативность, тем более — на самостоятельность мышления". 

  "Креативность" и  "самостоятельность мышления" зависит от системы национального образования, а не от национальности учащихся.Способность к научно-техническому творчеству китацев проявляется, в частности, в патентной активности. Так, в 2014 году в Китае  подали 30 %  всех мировых патентных заявок:  URL: https://issek.hse.ru/data/2016/08/25/1118423396/NTI_N_13_18082016.pdf

 

 


 
Раз в три года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит тестирование школьников в рамках так называемой Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). На этой неделе был опубликован долгожданный отчёт по результатам PISA-2012, который, разумеется, вызвал бурную дискуссию в мировых СМИ. Отечественные — не исключение. У меня сложилось впечатление, что журналисты в массе своей не понимают смысла программы PISA, поэтому интерпретируют результаты опроса, мягко говоря, неадекватно. Поскольку тема национального образования несёт в себе сильный идеологический заряд, умозаключения, публикуемые в прессе, кажутся мне не столько ошибочными, сколько вредными. Вредными для общества. Попробую внести посильную лепту в исправление ситуации.

Начну с общей канвы событий. Программа оценки образовательных достижений PISA не только очень репрезентативна, но и авторитетна. Скажем, в опросах 2012 года принимали участие 510 тысяч школьников из 65 стран, которые отбирались из 28 миллионов 15-летних юношей и девушек. В разных странах за проведение опроса отвечали разные структуры, однако нет оснований усомниться ни в их компетентности, ни в их профессионализме. Например, в России PISA курирует Министерство образования РФ.

Впервые в опросе PISA российские школьники приняли участие в 2000 году. Тогда наши дети заняли 25-е место из 32. Через три года ситуация не улучшилась: 32-е место из 43 стран-участниц. В 2006 году мы оказались на 43-м месте из 60, в 2009-м — на 41-м из 65. Общее место этих цифр: российские школьники стабильно показывают результаты хуже среднего по всем участникам.

В какой-то момент российские власти заволновались о несоответствии показателей мифу о традиционно высоком уровне российского образования, потому прошёл слух об отказе от участия в следующем опросе PISA (в 2012 году), якобы из-за трудностей, вызванных экономическим кризисом.

Консенсус общественного понимания отказа, между тем, сходился на другом: «Изначально Россия не хотела публиковать результаты. Однако мы не позволили их скрыть. Это необходимо для того, чтобы мы научились себя оценивать, а не жить мифами, как это было в СССР, когда никто не мог проверить, действительно ли мы являлись самой читающей страной». Так пожаловалась осенью 2012 года корреспонденту «Известий» Наталья Сметанникова, президент Российской ассоциации чтения.

Дарья Мазаева (тот самый корреспондент «Известий») дополнила подборку резко негативных отзывов об уровне образования в России и критики в связи с отказом от участия в PISA (критика эта сводилась к тому, что власти предержащие пытаются якобы скрыть «стремительно ухудшающуюся динамику показателей») собственным пониманием опроса: «Цель данных исследований — мониторинг “человеческого капитала” страны, являющегося одним из основных показателей экономического развития государства. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах».

Сопоставив одно с другим, мы получаем и в самом деле неприглядную картину: с одной стороны — объективная и авторитетная проверка «качества образования» с прицелом на выявление потенциала «человеческого капитала страны», с другой — трусливый отказ от участия. Проблема, однако, в том, что сопоставление нелепое, потому что а) никакого отказа не было (оказалось лишь слухами) и б) PISA в страшном сне не выявляет ни «уровень качества образования в школах», ни достоинства «человеческого капитала». С помощью PISA ОЭСР тестирует совершенно иные аспекты образования, которые нужны организации для совершенно конкретных и утилитарных целей. Собственных целей, между прочим.

О том, что происходит какое-то трагическое непонимание событий (либо какая-то их деформация; не будем уточнять — сознательная или подсознательная), я догадался сразу по прочтении двух отчётов о результатах PISA 2012, опубликованных в прессе США и Румынии. И там и там журналисты (неграмотные, черт бы их побрал!) буквально били в набат, рассказывая о «чудовищной деградации» местного школьного образования и позорного «места, ниже среднего по опросу».

Дело в том, что США являются мировым лидером по научным разработкам практически во всех отраслях знания, а образовательная система Румынии исторически и традиционно — одна из самых элитных в Европе (что не удивительно: учительство последние 200 лет в румынском обществе считается наряду с оказанием врачебных услуг самой почётной профессией). И вот по результатам PISA 2012 и те и другие оказались ниже среднего уровня.

Чтобы читатели смогли сориентироваться в ситуации, приведу несколько цифр. Опрос PISA проводится по трём направлениям: измерение достижений в Mathematics, Reading и Science. У нас эти направления традиционно переводят неадекватно, потому что исходят из совершенно ошибочного понимания методики и пафоса тестирования PISA: «математическая грамотность», «читательская грамотность», «естественнонаучная грамотность». Ниже я объясню, почему ни к какой грамотности опросы PISA не имеют ни малейшего отношения, пока же просто оценим цифры.

— Российские школьники (участие в тестировании принимали 5 тысяч человек) набрали 482 балла по Mathematics (34-е общее место из 65 стран, среднее значение — 494), 475 по Reading (42-е место, среднее значение — 496) и 486 баллов по Science (37-е место, среднее значение — 501).

— Румынские школьники: 445, 438 и 439.

— Американские школьники: 481, 498 и 497.

Как видите, результаты практически одинаковые и к тому же «плохие» по критериям, определяемым PISA, которые — напоминаю! — не имеют ни малейшего отношения ни к качеству образования, ни к уровню того, что мы понимаем под «грамотностью». Чтобы убедиться в «негодности» румын, русских и американцев, достаточно взглянуть на топ результатов PISA 2012:

 

Видите, кто захватил все верхние строки в таблице? Шанхай, Сингапур, Гонконг, Тайбэй, Корея, Макао, Япония. Практически один Китай (в разных своих политических ипостасях) и родственные по духу корейцы и японцы. 

Давайте теперь порассуждаем с позиции здравого смысла. Если вам приходилось хоть раз в жизни пересекаться с китайцами в том или ином образовательном процессе (например, вы что-то им преподавали либо учились вместе в одном заведении), то никакого рассуждения с позиций здравого смысла не получится, потому что сказать, что китайцы (корейцы, японцы) «грамотнее», «креативнее», «умнее», «образованнее» русских (или европейцев, или американцев), — значит сморозить величайшую чушь. 

Китайцы (корейцы, японцы) — феноменально усидчивые и фантастически дисциплинированные зубрилы! В прямом и единственном смысле этого слова. У них нет ни намёка на креативность, тем более — на самостоятельность мышления. Только мимикрия, только подражание, только копирование чужих идей, мыслей, открытий, а дальше — «доведение до ума» по готовым лекалам, украшение деталей и прочие виды вариабильности в рамках заданной парадигмы. Плюс, конечно, помянутая уже зубрёжка до посинения, когда лекции преподавателя записываются на диктофон, а потом просто заучиваются наизусть. 

 И это не плохо и не хорошо, это просто такая ментальность у лунолицего человека. Такой склад ума, такая перцепция реальности. Перцепция, дающая, между прочим, фантастические результаты. Посмотрите на китайские технологии, на китайскую продукцию: это же тотальное завоевание нашей планеты клонами восточной репликативной мысли!

Короче говоря, пора закругляться. PISA 2012 не имеет ни малейшего отношения ни к «грамотности», ни к качеству школьного образования, поэтому вариации на китайскую тему и захватили весь пьедестал. А русские, американцы и европейцы «позорно» телепаются ниже среднего уровня. Что же замеряет PISA? 

А вот что: «Уникальность PISA в том, что программа включает тесты, которые напрямую не связаны со школьной программой. Эти тесты призваны определить, в какой мере учащиеся по завершении обязательного образования могут применять полученные знания в повседневных ситуациях и принимать полноценное участие в жизни общества». 

То есть, вы понимаете, о чем идёт речь? Всего лишь о способности школьников практического применения теоретических навыков, полученных в школе! Речь об адаптации, о практике, о таланте извлекать житейскую пользу из знаний в области чтения, математики и естественных наук. Всё! Больше ни о чём! 

Ну и скажите на милость, какое отношение к ЭТОМУ тесту имеет качество системы национального среднего образования?! Никакого! Единственная возможная привязка — это признание абсолютного приоритета практических навыков в школьном образовании. Однако этого приоритета не было никогда в системе серьёзного образования, которое по большей части во все времена тяготело к теоретизированию, к первенству духовного знания, искусства и тонких материй над практическими навыками и материальными ремёслами.

 Где всегда был приоритет практики? В ремесленных училищах! В ПТУ, техникумах, но никак не в классических гимназиях и институтах благородных девиц. Тем более — не в МФТИ, МИФИ и прочих кузницах высокой теоретической науки!

PISA реализуется Международной организацией экономического сотрудничества и развития, которая в первую голову заботится о выгодном для её создателей (Золотого Миллиарда) распределении ресурсов труда! Высоколобые учёные, не способные в жизни завязывать самостоятельно шнурки, никому не нужны. Нужна рабочая сила! Нужны слуги в сфере услуг, ловкие, практичные, смышлёные Фигаро. Нужны торговцы, кельнеры, менеджеры в салоны продаж. И для всей этой публики высшим критерием является практическое умение использовать азы среднего образования в повседневной жизни. Ремесленной жизни, но никак не интеллектуальной, не теоретической, не оторванной от быта. 

Вот вам и вся разгадка «китайского феномена». Китайская нация — это уникальный кладезь торгового духа человечества. Каждый маленький китаец — это самостоятельный микрокосм, способный с лёгкостью интегрироваться в любую чужую цивилизацию, адаптироваться в ней, умело считать, писать, читать. Чтобы это понять, достаточно заглянуть на любой московский вещевой рынок и посмотреть, кто там торгует.

Русская цивилизация, равно как и американская и западноевропейская, лет 300 назад вышла из пелёнок ремесленного практицизма и выработала блестящие алгоритмы высокого образования. Того самого, которое отдаёт приоритет глубине познания, а не практическим навыкам в бытовухе. Именно поэтому русские, американские и европейские учёные делают эпохальные открытия во всех без исключения направлениях теоретической науки. А «китайские феномены» эти знания подхватывают и по готовым калькам воплощают в практическую жизнь. Потому что ничего другого они делать не могут. Это не плохо и не хорошо. Это реальности цивилизаций. 

Так что, друзья мои, хватит бредить и убиваться по результатам PISA 2012! В этих результатах все так, как и должно быть: ремесленникам — ремесленное, высокому духу — толстые линзы очков с диоптриями, неумение извлекать выгоду из теоретических знаний и великие открытия! 

 
 

 

Скриншоты

 

Приложение 1

Андрей Терентьев. PISAнское вранье. Русофобские рейтинги «опускают» нашу школу

Скриншоты сделаны 2 октября 2017 года 

 


 

 

 Приложение 2

2.  Руис Нико. Не верьте международным рейтингам о наших детях! Верьте глазам своим!

Скриншоты сделаны 2 октября 2017 года 

 

 

 

 

 

 

 


 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: